УДК 37
Мамлеев Сергей Амирович
Аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, §гаутеп(й^таЦ, сот, Новосибирск
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Mamleev Sergey Amirovich
Student of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THE PRINCIPLES OF PERSON-ORIENTED EDUCATION SYSTEM
Личностно-ориентированный подход в образовании на сегодняшний день имеет весомое значение для образования в целом, поэтому стоит акцентировать внимание на принципах. Принципы обучения - направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней мы можем трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки [1]. Но, если мы хотим эффективно построить личностноориентированную систему обучения, то нам придется считаться с этими принципами. Рассмотрим наиболее важные, на мой взгляд, принципы, необходимые для построения личностно-ориентированной системы обучения.
А.М.Новиков выделяет следующие четыре принципа:
Принцип гуманизации образования - обуславливается необходимостью постановки гуманистических целей становления и развития личности, а также создания условий для ее самореализации.
Принцип демократизация образования - создание условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого педагога и каждого учащегося в которых последние смогут наиболее полно раскрыть свой личностный потенциал и найти свое предназначение в этом мире.
Принцип опережающего образования - руководствуясь этим принципом уровень общего и профессионального образования людей, уровень развития их личности должен опережать и формировать уровень развития производства, экономики, науки и любых других сфер деятельности человека.
Принцип рефлексии — является одним из основных принципов практически в любой педагогической системе, личностно-ориентированное образование не является исключением. Обращение объекта самого на себя является идеей непрерывного образования как переход от
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ...
конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» [2].
В работах Е.В.Бондаревской мы можем выделить еще один принцип:
Принцип культурного развития состоит в том, что развитие ученика должно происходить как будущего субъекта культуры, научить жизнетворчеству, фантазии, челочечности и позитивному мировосприятию [3].
Е.Н.Степанов акцентирует на следующих принципах:
Принцип самоактуализации — это побуждение и поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип субъектности заключается в организации помощи ребенку в становлении подлинным субъектом своей жизнедеятельности.
Принцип выбора осуществляется при помощи организации воспитания и обучения учащихся в условиях постоянного выбора целей, форм, содержания, и способов организации образовательного процесса и своей жизнедеятельности в учебном заведении.
Принцип творчества и успеха — организация стимулирование индивидуальной и коллективной творческой деятельности, а так же работы по совершенствованию и строительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки определяется демократичной идеологией организацией учебно-воспитательного процесса [4].
В.А.Петровский акцентирует наше внимание на трех, по его мнению, основных принципах.
Культивирование уникального опыта ребенка. По мнению В.А.Петровского опыт ребенка является источником и ценностным горизонтом образования.
Признание ценности обоюдного опыта, ценности события. По мере приобретения совместного опыта осуществляется и влияние педагога на ученика.
Ставка на универсальность опыта. Речь идет об «опыте постижения трансфинитного («актуальнобесконечного»)». Образование в данном случае выступает как «обращение». В.А.Петровский рассматривает «возможность построения личностно ориентированной дидактики как системы условий самоиспытания человека в его субъектности, вовлеченности в мир значимых связей с другими людьми и обращенности к бесконечному» [5]. Автор этим подходом выделяет субъектный опыт как ученика, так и учителя, а так же ценность обмена опытом между ни-миПринцип скорости овладения материалом. Существует концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого ученика продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе [6]. Организация учебного процесса подобным образом позволит выявить об-
щих интересов, запросов, и позволит реализовать в условиях школьного обучения проблемы с группированием учащихся по классам.
В.И.Загвязинский считает, что недостаточно просто организовать личностно-ориентированную систему, так как чрезмерное насыщение образование ориентацией на личность может привести к индивидуализму, а значит отхождения от общества в целом. Последнее наталкивает на принцип Социальности, то есть построение системы обучения должно учитывать не только интересы, потребности и возможности ребенка, но и общества, а значит направление обучения должно быть социально-личностно-ориентированным [7].
И самый главный принцип - «реализация своего Я». Часто об этом упоминается в работах В.В.Серикова, а также Л.М.Митиной, Е.В.Бондаревской, Е.Н.Степанова и др. Если рассматривать концепцию личностно ориентированного образования как проект целостной педагогической системы, воплощение которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего «Я», проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле. Формирование личности с заданными параметрами и свойствами не является целью личностно-ориентированного образования. Оно должно лишь создавать все необходимые условия для реализации личности учащегося [8].
Библиографический список
1. http:/Avww.Ded.vslovar.ru/147G.html
2. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития [Текст]: Публицистическая монография / А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4.
4. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с.
5. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.А.Петровский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.
6. Минияров, В.М. Педагогическая психология [Текст]: учебно-методическое пособие: В 2-х ч. 4.2. Психология обучения / В.М.Минияров. - Самара: Изд-во СГПУ, Факультет психологии, 2004. - 164.
7. Загвязинский, В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования [Текст] / В.И.Загвязинский //Образование и наука. - 2000. - № L
8. Теория и практика личностно ориентированного образования (Круглый стол) [Текст] // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 72-80.