Научная статья на тему 'Принципы построения классификаций отклоняющегося развития'

Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2354
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу принципа построения классификаций отклоняющегося развития. Классификация отклоняющегося развития определяется как биологическими, так и социальными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения классификаций отклоняющегося развития»

Принципы построения классификаций отклоняющегося развития

Кузнецов А. П.

Кузнецов Алексей Петрович / Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,

Институт психологии и образования,

Казанский Федеральный Университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена анализу принципа построения классификаций отклоняющегося развития. Классификация отклоняющегося развития определяется как биологическими, так и социальными факторами. Ключевые слова: классификация отклоняющегося развития, коррекционная педагогика.

Проблема сложной структуры дефекта становится все более актуальной для современной науки - психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики. За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. В работе с такими детьми их ознакомление с основами здорового образа жизни, сохранение здоровья в коррекционном процессе - одна из приоритетных педагогических задач [16, с. 94].

Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция. Коррекция - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть, как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебно-воспитательной работы [14, с. 91].

В современном значении под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых) [13, с. 126].

Классификация отклоняющегося развития определяется как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим относятся:

1) пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);

2) внутриутробные поражения (токсикозы беременных, инфекционные заболевания беременных, интоксикации, травмы и др.).

К социальным факторам возникновения дизонтогенеза относятся:

1) педагогическая запущенность;

2) развитие личности в неблагоприятных социальных условиях [4, с. 12].

Л. С. Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включает в себя три типа дефекта.

1. Повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглу-хота).

2. Повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки).

3. Недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей с нарушением интеллекта является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике [8, с. 86]. Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей с нарушением интеллекта является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике [7, с. 76].

Г. Е. Сухарева с позиции патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития.

1. Задержанное.

2. Поврежденное.

3. Искаженное.

Г. К. Ушакова и В. В. Ковалева выделяют два основных вида психического дизонто-генеза.

1. Ретардация.

2. Асинхрония.

Основой наиболее широко используемой классификации, предложенной В. В. Лебединским, стали разработки ученых о нарушениях психического развития человека:

1) ретардация - задержанное развитие. В данном случае наблюдаются явления замедленного созревания всех психических и психофизических сторон развития;

2) дисфункция созревания - промежуточный между отклоняющимся и нормальным развитием тип;

3) поврежденное развитие - локальное повреждение какого-либо анализатора или структур головного мозга;

4) асинхрония - искаженное развитие. Являет собой диспропорциональное развитие различных сторон психического развития, когда на фоне выраженного опереженного темпа развития одних функций, наблюдается запаздывание других.

В. В. Лебединский классифицировал отклоняющееся развитие следующим образом:

1. Недоразвитие.

2. Задержанное развитие.

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие.

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоничное развитие.

Литература

1. Гринькина Л. А. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100.

2. Дзендзя О. Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125.

3. Евдокимова Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67.

4. Евдокимова Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75.

5. Журавлева М. С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103.

6. Ипатова М. В. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 133-135.

7. Константинова С. А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.

8. Константинова С. А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 81-88.

9. МатвееваМ. В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 6265.

10. Матвеева М. В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 115-117.

11. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

12. Нефедова А. В. Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 115-117.

13. Покаместова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.

14. Попкова М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.

15. Таранина А. М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.

16. Цедякова Ж. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.

17. Резниченко Н.С. Экспертные нейросетевые системы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 78-79.

18. Фетисова А.Ю. Аутолитические перестройки липидного компонента мозжечка в условиях экспериментального стресса // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 13-18.

19. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

20. Виниченко Л.Э. Программа профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения у юношей // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 103-106.

21. Алтай Е.А. Методы детектирования биосигналов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 22-26.

22. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 88-94.

23. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.

24. Ундуск Е.Н. Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 212-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.