Научная статья на тему 'Принципы подготовки агитационных плакатов Первой мировой войны'

Принципы подготовки агитационных плакатов Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плакаты Первой мировой войны / «Сегодняшний лубок» / В.В. Маяковский / К.С. Малевич / А.В Лентулов / Д.Д. Бурлюк / И.И. Машков / В.Н. Чекрыгин / традиции и новаторство. / posters of the First World War / "Today's Lubok" / V.V. Mayakovsky / K.S. Malevich / A.V. Lentulov / D.D. Burlyuk / I.I. Mashkov / V.N. Chekrygin / tradition and innovation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михаленко Н. В.

Плакаты «Сегодняшнего лубка» В.В. Маяковского, К.С. Малевича, А.В Лентулова, Д.Д. Бурлюка, И.И. Маш-кова, В.Н. Чекрыгина представляют собой цикл, вызванный победами русской армии в 1914 г. Хотя плакаты были выполнены разными художниками, но все подписи к лубкам были написаны Маяковским, а также был выработан единый стиль, опирающийся на фольклорную традицию. Посредством использования цветовой символики, композиционого и динамического противопоставления врагов и героев, сатирического изображения противника решалась агитационная задача поддержки свой страны в трудное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles for Crafting Propaganda Posters in the First World War

The "Today's Lubok" posters made by V.V. Mayakovsky, K.S. Malevich, A.V. Lentulov, D.D. Burlyuk, I.I. Mashkov and V.N. Chekrygin form a cycle inspired by the victories of the Russian army in 1914. Although the posters were made by different artists, all the lubok captions were written by Mayakovsky, and a single style was developed based on folklore traditions. The posters’ creators employed color symbols, compositional and dynamic juxtaposition of enemies and heroes, and a satirical image of the enemy, to solve their task of using propaganda to support their country in difficult times.

Текст научной работы на тему «Принципы подготовки агитационных плакатов Первой мировой войны»

TEXT AND CONTEXT

Принципы подготовки агитационных плакатов Первой мировой войны1

Н. В. Михаленко

Плакаты «Сегодняшнего лубка» В.В. Маяковского, К.С. Малевича, А.В Лентулова, Д.Д. Бурлюка, И.И. Машкова, В.Н. Чекрыгина представляют собой цикл, вызванный победами русской армии в 1914 г. Хотя плакаты были выполнены разными художниками, но все подписи к лубкам были написаны Маяковским, а также был выработан единый стиль, опирающийся на фольклорную традицию. Посредством использования цветовой символики, композиционого и динамического противопоставления врагов и героев, сатирического изображения противника решалась агитационная задача поддержки свой страны в трудное время.

Ключевые слова: плакаты Первой мировой войны, «Сегодняшний лубок», В.В. Маяковский, К.С. Малевич, А.В Лентулов, Д.Д. Бурлюк, И.И. Машков, В.Н. Чекры-гин, традиции и новаторство.

1 Статья подготовлена в ИМЛИ РАН при поддержке Российского научного фонда, проект № 23-28-01239 «От факта к художественному образу -осмысление Первой мировой войны в творчестве прозаиков и поэтов -А.Н. Толстого, Н.С. Гумилева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Н.Э. Бабеля».

Principles for Crafting Propaganda Posters in the First World War

Natalia V. Mikhalenko

The "Today's Lubok" posters made by V.V. Mayakovsky, K.S. Malevich, A.V. Lentulov, D.D. Burlyuk, I.I. Mashkov and V.N. Chekrygin form a cycle inspired by the victories of the Russian army in 1914. Although the posters were made by different artists, all the lubok captions were written by Mayakovsky, and a single style was developed based on folklore traditions. The posters' creators employed color symbols, compositional and dynamic juxtaposition of enemies and heroes, and a satirical image of the enemy, to solve their task of using propaganda to support their country in difficult times.

Keywords: posters of the First World War, "Today's Lubok", V.V. Mayakovsky, K.S. Malevich, A.V. Lentulov, D.D. Burlyuk, I.I. Mashkov, V.N. Chekrygin, tradition and innovation

В первые месяцы войны меценат Г.Б. Городецкий2 открыл издательство «Сегодняшний лубок», в котором над агитационными открытками и плакатами работали3 К.С. Малевич, А.В Лентулов, Д.Д. Бурлюк, И.И. Машков, В.В. Маяковский, В.Н. Чекрыгин. Печаталась эта серия хромолитографий в типолитографии художника и графика С.М. Мухарского в Москве — там же, где и многие сборники футуристов. Как писал Ф.Ю. Громов, «увлечение русским лубком в искусстве начала XX века было связано с одной стороны, с настойчивыми поисками художников новой "художественной истины", а с другой

2 Сохранился карандашный портрет Городецкого, выполненный Маяковским на листке из блокнота. Датирован он 1913 г. О самом меценате сохранилось очень мало сведений.

3 Всего было выпущено 23 плаката-лубка и около 50 открыток.

- с заново осмысляемой темой национальной традиции в русском искусстве. <...> лубок стал олицетворением яркого и самобытного пространства сказочного мифа» [1, с. 47].

Свои работы художники выполняли не в индивидуальной манере, а в коллективном стиле, вследствие чего их лубки были легко узнаваемы. Каждый из художников вносил что-то своё, но цельность серии сохранялась благодаря тому, что картинки «Сегодняшнего лубка» следовали традиции военной графики Отечественной войны 1812 г.4, Первой мировой и Русско-японской войн. Традиционными были темы, мотивы - образы героя и врага, изображение русских в момент победы, решительного удара, высмеивание противника (неумение вести боевые действия, трусость, глупость, жадность), образ воюющей женщины, легко расправляющейся с супостатом. А также способы воплощения этих тем и образов (колористические решения, организация пространства и расположение фигур людей, противопоставление гиперболизированного образа героя маленькому, бессильному, часто уподобленного животному, противнику), в подписях к лубкам высмеивались враги и восхвалялись подвиги соотечественников: «Художники сознательно работали в единообразной манере, стилизуя грубоватый штрих, меткую обобщённость выразительного контура фигур старого лубка, добиваясь открытой яркости цвета. Наглядный рассказ, в котором высмеивается враг и восславляется подвиг русских вояк, очень динамичный, подвижный, выразительный, наполнен настроением героизма первых месяцев войны» [2, с. 23].

Как писал Г.Г. Поспелов, народное примитивное искусство апеллирует не к ностальгическим и даже не столько к эстетическим, сколько к «эмоционально-

4 Известно, что Маяковский, занимаясь в Училище живописи, ваяния и зодчества знакомился с книгой Д.А. Ровинского «Русские народные картинки» [7].

жизненным переживаниям, призывая не к любованию, но как бы к непосредственному "воспроизведению"» [6, с. 22] действий лубка. Именно поэтому обращение Лентулова, Машкова, Чекрыгина, Маяковского к лубкам в агитационных целях было закономерным.

Кроме лубков, посвящённых конкретным военным событиям, которые здесь изображались крайне обобщённо и условно, в серии есть традиционные сюжеты, которые с некоторыми изменениями встречаются в агитационных сатирических картинках разных периодов. Это сюжет «пронзённых копьём», войны как сельскохозяйственной страды, борьбы женщины с супостатом, изображение врага в смешной и нелепой ситуации.

Яркие, контрастные краски «Сегодняшнего лубка», которые выгодно отличали эти плакаты от работ других типографий, восходят к тематике народного праздника. Например, влияние работ A.B. Лентулова «Москва» и «Василий Блаженный» с их восприятием «старинной русской архитектуры как ярко фольклорной и зрелищной» [6, с. 15] проявилось в лубках «Сдал австриец русским Львов...», «Масса немцев пеших, конных...», «Эх и грозно, эх и сильно...»5 в использовании кубических форм, яркости и праздничности контрастных цветов, детализации, кинематографичных приёмах в организации рисунка.

Красный цвет сопровождает подвиги героев, сопутствует их действиям. На многих лубках изображены восходящие в иконографии Георгия Победоносца казаки на охряных, красных конях. Они присутствуют на лубках разных художников, как бы связывают воедино эту серию. Здесь представлена широкая палитра действий этого героя. С саблей наголо он может преследовать противника, протыкать пикой вражеский цепеллин, скакать в общем строю, грозить испугавшимся врагам.

5 Атрибутирован Н.Г. Миняйло в [5].

Изображение крестьян на лубках «Подошёл колбасник к Лодзи», «Шёл австриец в Радзивилы...», «Ну и треск же, ну и гром же...», ведующих войну как сельскохозяйственную страду, занимает всю вертикаль листа. Крестьянин в кумачовой рубахе с цепом в руках на лубке «Ну и треск же, ну и гром же» обмолачивает отряды врагов, которые, как колосья хлеба, падают рядами, теряют части тел. На лубке «Подошёл колбасник к Лодзи» тот же крестьянин приветствует вражеского военачальника и в одиночку расправляется с целой армией, немецкий генерал уходит «с подбитым задом». На другом лубке крестьянка в алом сарафане с лёгкостью поднимает на рогатину австрийского солдата, демонстрируя тем самым его слабость, остальное войско в страхе прячется за холмами. Как писал К.С. Малевич в письме М.В.Матюшину 12 декабря 1914 года: «Я обдумал лубки чисто народные, и если они будут в слове грубоваты, <...> потому что это и есть народное — у них эстетизм другой» [3, с. 134-135].

Такая цветовая символика, связывающая рисунки профессиональных художников с народными картинками, среди других плакатов Первой мировой войны была характерна только для «Сегодняшнего лубка», поскольку серия не только решала агитационные задачи, но и была явлением искусства, осмыслением традиций батального лубка в современной авторам ситуации.

В картинке «Сегодняшнего лубка» «Немец рыжий и шершавый / Разлетался над Варшавой...» враг и герой противопоставлены на разных уровнях организации лубка. Казак Данило Дикий поражает своего врага, летящего на цепеллине. Фигура казака, традиционного персонажа такого сюжета, гиперболически увеличена, соединяет небо и землю. Его конь встал на дыбы, а сам герой легко дотянулся пикой до цепеллина, из которого выпала тряпичная фигурка немца - все это придаёт картинке необыкновенный динамизм. Казак и немец

противопоставлены друг другу еще и колористически: враг одет в грязно-жёлто-зелёную форму, на фоне ярко-синего неба все это выглядит довольно бесцветно и тускло. Форма казака ярких тонов, его конь охряного цвета. На фоне зелёной земли и синего неба казак выглядит нарядно, даже празднично.

Противоборствующие стороны противопоставлены по статике - динамике. На лубках враги похожи на безвольных тряпичных кукол, которые с трудом держатся на ногах - создаётся ощущение, что у них полностью отсутствуют мышцы. Позы русских же напряжены, их движении скупы, но полны энергии. Фигуры противников выполнены точно по очень условному примитивному трафарету, позднее раскрашенному. Главное в них -сатирический угол зрения, гиперболизация отрицательных черт врагов, доведённая почти до абсурда.

Лубки строятся на героизации защитников родины, гиперболизации их силы и на высмеивании противников, которые предстают в нелепых ситуациях: подчёркиваются необдуманность их поступков, слабость, страх, жадность, желание наживы. Образы врагов всячески снижаются. Так, на открытке «Жгут дома, наперли копоть, / А самим-то неча лопать» высмеивается глупость немцев, невозможность их хоть как-то прогнозировать ситуацию. На лубке «Сдал австриец русским Львов...» враги сравниваются с зайцами и «стадом раков». Возможности оказать отпор, самостоятельно действовать они лишены: «В славном лесе Августовом / Битых немцев тысяч сто вам. / / Враг изрублен, а затем он / Пущен плавать в синий Неман» [4, с. 356]. Враги в неестественных позах, плывущие, как рыбы в реке, не могут оказать сопротивление.

Основу оппозиции врагов и героев составляет противопоставление новейших технических средств ведения войны стихийной силе защитников. Например, на лубке «У Вильгельма Гогенцолерно» казак на летящей лошади

протыкает немецкого кайзера, которому не могут помочь ни латы, ни железный конь. На лубке «Масса немец пеших, конных» казаки с пиками на перевес «Раскидали немцам пушки. / И под лих казачий гомон / Вражий поезд был изломан!» [4, с. 357]. Обескураженный немец с раздутым животом, в разъехавшейся форме не может удержать захваченные территории: «Глядь-поглядь уж близко Висла; / Немцев пучит - значит кисло!» [4, с. 357]. Казак Данило Дикий на вставшем на дыбы коне способен продырявить вражеский цепелин, из которого ему «жена Полина шьёт штаны» [4, с. 358]. Враги уподобляются охотничьим трофеям: «У союзников французов / Битых немцев полный кузов, // А у братцев англичан / Драных немцев целый чан» [4, с. 359]. Крестьянин учит их: «Не ходи австриец плутом - / Будешь битым русским кнутом» [4, с. 360].

Подписи к лубкам, созданные В.В. Маяковским, крайне лаконичны, носят бравурный характер, гиперболически возвеличивают подвиги соотечественников, высмеивают умение противника вести боевые действия. Подписи строятся на принципе параллелизма: действия немцев и противопоставленные им ответные действия русских. В них много просторечных выражений, используются традиционные фольклорные образы, лаконичный, экспрессивный слог частушек. Причём, если в первой части показывается, как уверены в своей военной мощи враги, то во второй части изображается их постыдное поражение и бегство («Эх и грозно, эх и сильно / Жирный немец шёл на Вильно, / / Да в бою у Оссовца / Был острижен, как овца» [4, с. 357]).

Картинки «Сегодняшнего лубка» сопровождали период побед русской армии 1914 г. Во многом этим вызвана яркая эмоциональность, бравада этих плакатов. Несмотря на то, что над ними работал коллектив художников, сложился единый целостный стиль этих карти-

нок, который соединил фольклорную традицию и искания деятелей искусства начала XX в.

Литература

1. Громов Ф.Ю. Обращение к «примитиву» и судьба «потешной картинки» в XXI веке / / Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 192. СПб., 2012. С. 47-53.

2. Лубок Bilderbogen. М.: Художник и КНИГА, 2001.

3. Малевич К.С. Письмо М.В. Матюшину от 12 декабря 1914 г. // Повелихина A.B., Ковтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Ленинград: «Аврора», 1990. С. 134-135.

4. Маяковский В.В. Тексты для издательства «Сегодняшний лубок» / / Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. 1955. С. 355-364.

5. Миняйло Н.Г. Плакаты издательства «Сегодняшний лубок» / / «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16, 2004.

6. Поспелов Г.Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: «Пинакотека», 2008.

7. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 1-5. СПб.: тип. Акад наук, 1881.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.