Народные картинки Отечественной войны 1812 года и «Сегодняшний лубок»: традиции и новаторство
Н.В. Михаленко
В начале Первой мировой войны (в августе - октябре 1914 года) художники К.С. Малевич, В.В. Маяковский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, В.Н. Чекрыгин, Д.Д. Бурлюк выпустили серию рисованных лубков. Эти работы призваны были поднять боевой дух воинов, высмеять противника, показать его в сатирическом свете. Картинки «Сегодняшнего лубка» по выбору сюжетов и построению композиции, способу изображения врагов и героев восходят к лубкам Отечественной войны 1812. Это сюжет пронзенного копьем врага, изображение русских в момент победы, решительного удара, высмеивание противника, образ воюющей женщины, легко расправляющейся с супостатом.
Ключевые слова: военные лубки В.В. Маяковского, фольклорные образы в картинках «Сегодняшнего лубка», народные картинки Отечественной войны 1812 года.
Popular prints of War 1812 and the posters Segodnyashnii Lubok (Today's lubok): tradition and innovation
Natalia V. Mikhalenko
At the beginning of World War I (August - October 1914) artists K.S. Malevich, V.V. Mayakovsky, I.I. Mashkov, A.V. Lentulov, V.N. Chekrygin, D.D. Burliuk released a series of animated popular prints. These works were intended to raise the morale of the soldiers, to ridicule the enemy, to show him in a satirical light. The pictures «Segodnyashnii Lubok» by choice of subjects and composition, by method images of enemies and heroes go back to folk tradition, popular prints of War 1812. These subject include the enemy pierced by a lance, victorious Russians, ridiculing the enemy, and a fighting woman, defeating her enemies easily. Keywords: militaiy popular prints by Vladimir Mayakovsky, folk-loric images in pictures «Segodnyashnii Lubok» («Today's lubok»), popular prints of War 1812.
Интерес к русскому лубку в искусстве начала XX века был связан «с одной стороны, с настойчивыми поисками художников новой "художественной истины", а с другой - с заново
осмысляемой темой национальной традиции в русском искусстве. <...> лубок стал олицетворением яркого и самобытного пространства сказочного мифа» [1, с. 47]. Авангардные художники стремились включить лубок в сферу своего профессионального творчества: «для Михаила Ларионова народная картинка стала одной из основ его неопримитивизма. Казимир Малевич использовал схожие приемы изображения фигуры и фона в раннем "крестьянском цикле"» [7, с. 827].
Творчество В.В. Маяковского-плакатиста связано с его работой над лубками в начале Первой мировой войны (в августе-октябре 1914 года) в московском издательстве «Сегодняшний лубок» (Г.Б. Городецкого), типография С.М. Мухарского, вместе с К.С. Малевичем, Д.Д. Бурлюком, В.Н. Чекрыгиным, И.И. Машковым, A.B. Лентуловым. Маяковский написал стихотворные подписи ко всем военным лубкам и проиллюстрировал четыре из них; весной-летом 1917 году выпустил несколько лубков-карикатур в издательстве «Парус».
Свои работы художники выполняли не в индивидуальной манере, а в коллективном стиле, вследствие чего их лубки были легко узнаваемы. Картинки «Сегодняшнего лубка» следовали традиции, можно провести параллели как с лубками XVII-XVIII вв., так и с военной графикой Отечественной войны 1812 г., Первой мировой и Русско-японской войн. В. Соловьев в статье «Русский военный лубок нашего времени» отмечал: «Нарочито условная перспектива, схематичность самой композиции, отсутствие деталей, резкий контраст красочных пятен... - вот типичные особенности техники этих лубков» [6]. Г. Магула писал: «Веселые глупости, преувеличения в духе народных сказок и курьезная примитивность рисунка веселят, а подписи совсем хороши» [3].
Близкими для лубков Отечественной войны 1812 г. и картинок авангардных художников были темы, мотивы - образы героя и врага, изображение русских в момент победы, решительного удара, высмеивание противника (неумение вести боевые действия, трусость, глупость, жадность), образ воюющей женщины, легко расправляющейся с супостатом. А также способы воплощения этих тем и образов (колористические решения, организация пространства и расположение фигур людей, противопоставление гиперболизированного образа героя маленькому, бессильному, часто уподобленного животному, противнику). В подписях к лубкам высмеивались враги и восхвалялись подвиги соотечественников.
Художники «Сегодняшнего лубка» «сознательно работали в единообразной манере, стилизуя грубоватый штрих, меткую обобщенность выразительного контура фигур старого лубка, добиваясь открытой яркости цвета. Наглядный рассказ, в котором высмеивается враг и восславляется подвиг русских вояк, очень динамичный, подвижный, выразительный, наполнен настроением героизма первых месяцев войны» [2, с. 23]. Создавая свои работы, художники опирались на богатую традицию как печатных, так и рисованных лубков. Известно, что Маяковский, занимаясь в Училище живописи, ваяния и зодчества знакомился с книгой Д.А. Ровинского «Русские народные картинки» [5], где в большом количестве собраны лубки Отечественной войны 1812 года.
По своему колористическому решению картинки «Сегодняшнего лубка» отличаются от тех, что представлены в собрании Ровинского. В ХУШ-начале XIX вв. лубки раскрашивались кустарным способом, цветовое решение отдельных их деталей часто не соответствовало действительному цвету изображенных предметов. Часто краска попадала за границы трафарета. Сочетания цветов не были гармоничными. В картинках «Сегодняшнего лубка» художники используют яркие, сочные цвета. В основном это зеленый, красный, желтый и синий, они гармонично сочетаются. В отличие от распространенных народных картинок в работах «Сегодняшнего лубка» нет грязных оттенков цветов, раскраска не выходит за границы контура. В лубке «Эх ты немец, при да при же...» русскую армию как бы «поддерживает» красный цвет, солдаты изображены скачущими на красных конях, в руках у них не винтовки или штыки, а копья, оружие воинов Куликовской битвы, что соотносит их изображения с иконографией Георгия Победоносца, символизирует их мощь и обязательную победу. Интересно, что немцы нарисованы как раз со штыками, которые они с трудом держат в руках. Красный цвет, точно предшествуя русской армии и свидетельствуя о ее победном шествии, выделяет картину горящего Берлина, из которого бегут немцы.
Многоцветность характерна для рисунков «Сегодняшнего лубка», где изображаются или наступающие, или побеждающие русские («Немец рыжий и шершавый...», «Эх и грозно, эх и сильно...», «Сдал австриец русским Львов...» и другие). Лубки, где высмеиваются враги («Эх, султан, сидел бы в Порте...», «Жгут дома, наперли копоть...», «Как казаки цепелину...»,
«Немцы, с горя сев в Берлин» - почтовые карточки), где они изображены в нелепых ситуациях, отличаются дисгармоничными сочетаниями грязных цветов.
Борьба с врагами - основной сюжет военного лубка. В картинках Отечественной войны с Наполеоном сцены противостояния изображались условно и схематично, но фигуры людей были анатомически верными, достаточно подробно передавались выражения лиц, мимика, жесты, хотя некоторые черты и детали гиперболизировались. В картинках же «Сегодняшнего лубка» фигуры противников выполнены точно по очень условному примитивному трафарету, позднее раскрашенному. Главное в них - сатирический угол зрения, гиперболизация, доведенная почти до абсурда, отрицательных черт врагов.
Можно выделить несколько традиционных сюжетов для военного сатирического лубка. Изображение гиперболизированного мужика или воина, который справляется с супостатом не при помощи оружия, а с помощью подручных средств - цепа, нагайки и т.д. Это изображение врагов, пронзенных копьем, -русский солдат, гиперболически увеличенный, насаживает на копье маленькие беспомощные фи1урки недругов. Сатирический лубок часто показывал противников неумелыми и глупыми войнами, не способными вести боевых действий, боящимися любых угроз со стороны русских. Еще один распространенный сюжет - погоня за обращенным в бегство врагом. Часто лубок изображал войну, которую умело ведут женщины - легко захватывая в плен супостатов или давая отпор Bpaiy.
Первый сюжет - мужик или солдат-богатырь, с легкостью убивающий супостатов, представлен в лубках Отечественной войны 1812 года, например, картинками «Чем он победил врага своего? Нагайкою», где казак, несущийся на лихом скакуне, буквально опрокидывает француза, хотя тот и вооружен (на поясе у него висит сабля), казак даже не достает саблю -он громит супостата нагайкой. В лубке «Русской ратник Иван Гвоздила» [5, рис. 493-494] крестьянин с легкостью расправляется с врагом, причем для победы над ним ему даже не надо стрелять из имеющегося у него ружья - он бьет француза прикладом («Вишь очнется Басурман, / Не вдавайся брат в обман. / Што, Мусье! Кувыркнулся, / Раз, два, три ась? Не прибавить ли Мусье»). В лубке «Бронницкий крестьянин Сила сталкивает французского мародера в реку» [5, рис. 501] изо-
бражен крестьянин с поднятым топором, он держит француза над обрывом - враг уже потерял равновесие, если русский мужик не держал бы его за руку, он бы упал в воду. У француза в руке обнаженная сабля, но оружие уже не может ему помочь («Пришел ты не спросясь броду, хлеба просить, / Полезай же ты басурманин в воду рыбу ловить»). В лубке «Русский Геркулес» [5, рис. 504 а] защитник Отечества легко справился с целым отрядом французов. Его фигура гиперболически увеличена, он голыми руками, играючи расправляется с врагами, которые похожи на марионеток. Они не могут оказать ему никакого сопротивления («Русский Геркулес / Загнал французов в лес / И давил, как мух»),
В картинках «Сегодняшнего лубка» изображен похожий герой. Русский мужик в красной рубахе с цепом в руке расправляется с полчищами немцев («Ну и треск же, ну и гром же / Был от немцев подле Ломжи!» [4, с. 358]) - его война - обычная трудовая страда, привычная ему и не доставляющая трудностей. Немцы, как снопы, падают на землю, поверженные. Они прорисованы очень схематично, нельзя различить выражений их лиц. И сам русский герой прорисован довольно условно - главное, что подчеркнуто в его облике - динамика его действия. Яркие красные и синие цвета его одежды контрастируют с грязно-желтым цветом немецкой формы.
Близок к такому сюжету и сюжет «Пронзенные копьем», восходящий к иконографии Георгия Победоносца, змееборца, и поэтому обретающий особое звучание и значение в военных лубках. В лубке Отечественной войны 1812 года «Козак так петлей вокруг шеи / Французов удит, как ершей, / И мелную ситю скотину / Кладут в корзину» [5, рис. 476] казак на пике за веревочную петлю поднимает француза, тот беспомощно болтается, подвешенный таким образом. Казак поднял его на всем скаку, вероятно, выхватив из рядов воюющих. На заднем плане другой солдат собирает пойманных французов в корзину, как рыбу.
В картинке «Сегодняшнего лубка» «Немец рыжий и шершавый / Разлетался над Варшавой...» [4, с. 358] казак Данило Дикий поражает своего врага, летящего на цепеллине. Фигура казака, традиционного персонажа такого сюжета, гиперболически увеличена, соединяет небо и землю. Его конь встал на дыбы, а сам герой легко дотянулся пикой до цепеллина, из которого выпала тряпичная фигурка немца - все это придает картинке необыкновенный динамизм, которого не было у луб-
ков других периодов и авторов. Казак и немец противопоставлены друг другу еще и колористически - цепеллин германца белого цвета, он загорелся, но красных языков пламени практически не видно - только идет белый дым. Сам немец в грязно-желто-зеленой форме, на фоне ярко-синего неба все это выглядит довольно бесцветно и тускло. Форма казака ярких тонов, его конь охряного цвета, рядом видна голова красного коня - коня другого солдата. На фоне зеленой земли и синего неба казак выглядит нарядно, даже празднично. Завершает историю картинка, в которой «...ему жена Полина / Шьет штаны из цепелина» [4, с. 358], что еще более снижает образ немца, нивелирует воинскую мощь противника. На лубке казак изображен со спины, он прописан довольно схематично.
Под стать такому герою-богатырю и женщины, самостоятельно ведущие войну с захватчиками. В лубке Отечественной войны 1812 года - это старостиха Василиса. В картинке «Французы голодные крысы, в команде у старостихи Василисы» [5, рис. 480] отряд русских женщин на лошадях и с косами захватил французов - причем это не простые солдаты, а драгун и офицер, вид у них изрядно потрепанный. В лубке «Если французы не скакали / Так как крысы, то не попали бы в мышеловку / К Василисе» [5, рис. 482] русская женщина захватила в плен и заперла в избе несколько французов. В руках у нее нет оружия - только кочерга. Она с легкостью закрывает дверь, из которой пытается вырваться один из врагов.
В коллекции картинок «Сегодняшнего лубка» есть изображение русской женщины, которая и по силе не уступает мужчине. Вместе с русским мужиком в национальной одежде из лубка «Подошел колбасник к Лодзи...» она воплощает собой образ воюющей Родины. В ней дан пример той великой силы матери-земли, которая способна сокрушить супостата. На лубке «Шел австриец в Радзивилы, / Да попал на бабьи вилы» (1914) [5, с. 355] (автор текста Маяковский) русская женщина в красном сарафане (ее фигура занимает все пространство картинки - от неба до земли) с хохотом поднимает на вилы маленькую фигурку немца. Остальные враги предусмотрительно укрылись за холмом. Немец, который был вооружен штыком, абсолютно беспомощен против этой бабы. Несмотря на то, что она воюет с помощью сельскохозяйственного инструмента, она сокрушает войско неприятелей.
Еще один распространенный сюжет военных лубков - погоня русских за отступающими врагами или бегство врагов. В лубке Отечественной войны 1812 года чаще всего французы изображаются без преследующих их русских. Но по тому, как они пытаются бежать, становится понятно, что они стремятся скрыться от очень сильного противника, во что бы то ни стало спасти свои жизни. Так, на картинке «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России» [5, рис. 388] французы, одетые во что попало - даже в женские накидки, следуют на игрушечных палках-лошадях за Наполеоном. В лубке «Французский вояжер в 1812 году» [5, рис. 386] Наполеон, видимо, побитый, весь сжавшийся от холода, в сюртуке и в валенках едет в санях на свинье, его сабля волочится сзади. Его волосы стоят дыбом, выражение лица угрюмое. Создается ощущение, что он готов использовать любые средства передвижения, лишь бы бежать из России.
В картинках «Сегодняшнего лубка» сюжет преследования отступающей армии противника встречается восемь раз. В лубке «Австрияки у Карпат / Поднимали благой мат...» [4, с. 355] русские в красной форме, с пиками, на охряных конях гонят спасающегося противника. Австрияки бегут неровным строем, кричат, их движения хаотичны. Они одеты в мундиры грязно-зеленого цвета. Их лиц, как и лиц русских всадников, мы не видим, динамику погони создают позы и жесты противников. Русские их настигают, скачущий впереди всадник уже поднял свою саблю для удара, все остальное русское воинство изображено с пиками. Австрийцы зажаты между русскими, чья одежда и кони ярких цветов (охряного и красного), и красно-коричневыми горами - такие цветовые акценты свидетельствуют о том, что им не удастся спастись. В лубке «Русским море по колено: / Скоро нашей будет Вена!» [4, с. 361] русские вновь в ярких мундирах красного цвета, один на охряном коне, один с пикой. Немцы повержены, не могут оказать сопротивления, их фигуры непропорциональны, неустойчивы.
В лубке «Под Парижем на краю / Лупят армию мою, / / А я кругом бегаю, / Да ничего не сделаю» [4, с. 358]. Кайзер Вильгельм изображен между враждующих сторон, он не со своей армией, не руководит ей. Интересно, что русские здесь не изображены, показана лишь их военная могць - стреляющие пушки, парящие самолеты, а также падающие от обстрела русских, не оказывая сопротивления, вражеские солдаты. Ин-
тересно, что они написаны красным цветом, характерным в других лубках для русских. Но здесь красный цвет - цвет льющейся крови, гибели. Противник показан в неестественных показах - за взрывами бомб не видно фигур людей, лишь их отдельные части тела. Сюжет преследования противника в «Сегодняшнем лубке» отражен несколько иначе, чем в лубках Отечественной войны 1812 года, более схематично, условно -здесь большую роль играет противопоставление цветов, динамика движений и поз воюющих солдат.
Картинки, высмеивающие противника, подчеркивающие его глупость, недалекость, неумение вести военные действия, также характерны для сатирических военных лубков. Враги часто изображены там в нелепых положениях. В картинке «Наполеон после сражения под Малоярославцем» [5, с. 430] французский император изображен страдающим от боли в животе. Кутузов разъясняет его ошибку - «Не мудрено, лекарство русское». Один из приближенных лиц императора держит его за пояс - «Смотри, чтоб не лопнул». Интересно, что по тематике этому лубку близка картинка «Сегодняшнего лубка» -«Глядь, поглядь, уж близко Висла; / Немцев пучит - значит, кисло!» [4, с. 357]. На передней план на ней вынесена раздутая фигура немца, по выражению его лица видно, что ему больно и он обескуражен.
Характер подписей к лубочным картинкам менялся в разные периоды. Лубки Отечественной войны 1812 года содержат очень краткие замечания, чаще всего прозаические. В картинках «Сегодняшнего лубка» все подписи предельно лаконичные, стихотворные. Чаще всего это двустишия или четверостишия, в первой части которых дается краткое сатирическое обозначение сюжета изображения, а во второй - вывод. Если сюжет состоит из двух или более взаимосвязанных картинок, то и стихотворных строк, их поясняющих, становится больше. В этих лубках подписи часто театрализованы, представляют диалог или отдельные реплики изображенных на них персонажей: «Подошел колбасник к Лодзи / Мы сказали: "Пан добродзи!" / Ну, а с Лодзью рядом Радом, / И ушел с подбитым задом» [4, с. 357]. «Эх ты немец, при да при же, / Не допрешь, чтоб сесть в Париже. //И уж братец - клином клин: / Ты в Париж, а мы в Берлин!» [4, с. 358], «Эх, султан, сидел бы в Порте, / Дракой рыла не попорти» [4, с. 359].
Работы художников «Сегодняшнего лубка» следуют как лубочной традиции (выбор сюжетов), так и дают новую ее ин-
терпретацию - колористические решения картинок, крайне схематичные изображения персонажей, динамика их действий, лаконичные сатирические стихотворные подписи.
Литература
1. Громов Ф.Ю. Обращение к «примитиву» и судьба «потешной картинки» в XXI веке / / Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 192. СПб., 2012.
2. Лубок Bilderbogen. М.: Художник и КНИГА, 2001. 119 с.
3. Магула Г. Война и народные картинки // Лукоморье, 1914, № 30 (6 декабря).
4. Маяковский В.В. Тексты для издательства «Сегодняшний лубок» / / Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. - 1955. 464 с. С. 355-364.
5. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн. 1-5. СПб.: тип. Акад наук, 1881. Кн. 2: Листы исторические, календари и буквари. 530 с.
6. Соловьев В. Русский военный лубок нашего времени / / Голос жизни, 1914, № 11 (24 декабря).
7. Терехина В.Н. Военный лубок Маяковского и Малевича / / Русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. М., 2014. 880 с. С. 827-834.