Научная статья на тему 'Принципы педагогического проектирования адаптивной обучающей системы'

Принципы педагогического проектирования адаптивной обучающей системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы педагогического проектирования адаптивной обучающей системы»

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ

ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

О.Е. Дорохова,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и согласно требованиям ФГОС нового поколения (в том числе поколений "+") учреждения, осуществляющие образовательную деятельность должны создавать и обеспечивать функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭОИС), представляющей собой совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [1].

Согласно определению, данному Н.П. Капустиным, адаптивной называется «образовательная среда, предназначенная для помощи обучающемуся в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная обучающая система выводит обучаемого на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям» [2].

Тем самым, под адаптивной обучающей системой мы будем понимать составляющую электронной информационно-образовательной среды вуза, основанную на технологиях Semantic Web, адаптированную под цели обучающегося, с учетом его предпочтений, способностей и уровня сформированности профессиональных компетенций.

Адаптивная обучающая система использует знания об обучающемся, сфере обучения и о стратегиях обучения. При этом традиционно используются такие технологии, как: построение последовательности курса обучения, интеллектуальный анализ ответов обучающегося и интерактивная поддержка в решении задач. В перечень технологий интеллектуальных адаптаций обучающих систем включена также технология, получившая название подбора моделей обучающихся. В состав адаптивной обучающей системы включены средства для получения консультаций и контроля знаний, введения лексики по выбранной предметной области (в том числе учебное пособие, мультимедийный курс, содержащий справочник, систему тестирования, тренажер).

Разработка и вопросы применения в нашей стране адаптивных обучающих программных комплексов на основе законов дидактики и компетентностного подхода на сегодняшний день являются актуальной задачей [3]. Таким образом, возникает необходимость разработки проекта адаптивной обучающей системы, способствующей формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов государственной противопожарной службы.

Педагогическое проектирование адаптивной обучающей системы в нашем понимании является составным компонентом общей исследовательской

150

стратегии, которая предусматривает решение вопросов теории и технологии проектирования в комплексе с исследованием теории обучения и технологии автоматизированного обучения [4].

Анализ работ исследователей в области педагогического проектирования позволил выделить следующие специфические принципы, которые должны быть учтены при педагогическом проектировании адаптивной обучающей системы.

Принцип гуманистичности. Его сущность заключается в проектировании адаптивной обучающей системы, обеспечивающей максимально благоприятные условия для овладения курсантами в процессе обучения знаний, умений и опыта деятельности, для развития и проявления творческой индивидуальности, для повышения моральных и интеллектуальных качеств, и, как следствие, формирования профессиональных компетенций.

Принцип мобильности. Он заключается в выборе оболочки, позволяющей корректировать и дополнять онтологии в необходимом направлении, тем самым поддерживая актуальность курса в потоке интенсивно растущей и меняющейся информации, а также в связи с изменением ФГОС.

Принцип индивидуальности. Адаптивная обучающая система должна позволить курсанту осваивать содержание предметных областей с учетом его индивидуальных возможностей, т.е. по индивидуальной образовательной траектории.

Принцип системности. В соответствии с эти принципом адаптивная обучающая система характеризуется свойствами объекта, как системы: целостной композицией и декомпозицией ее составляющих, свойствами связи между составляющими системы; свойствами организации; интегративными качествами.

Принцип комплексности. Этот принцип предполагает всестороннее, многоаспектное, многофакторное рассмотрение адаптивной обучающей системы, как неоднородной взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент, избирательно вовлеченных в единое целое, согласованное функционирование которых направлено на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов государственной противопожарной службы.

Принцип адаптивности. Основные требования к адаптивности при проектировании адаптивной обучающей системы, в частности, ее инфраструктурной части, можно сформулировать в двух принципах: интеграции (реализуется путем использования в единой системе различных наиболее соответствующих конкретным целям программных продуктов и технологий); управляемости, что означает переход от системы с элементами непосредственного управления со стороны преподавателя к полностью автоматическому управлению.

Принцип сбалансированности подсистем подразумевает необходимость применения принципов адаптивности ко всем подсистемам без исключения.

Принцип прозрачности. Согласно данному принципу содержание адаптивной обучающей системы должно быть понятным для всех заинтересованных лиц. Данный принцип также определяет степень

рациональности отношений между адаптивной обучающей системой и пользователем.

Опыт показал, что применение педагогического проектирования адаптивной обучающей системы дает ряд преимуществ: предоставление учебного материала в определенном порядке; формирование единой системы целей обучения; сочетание теории и практики; представление курсантов о структуре процесса обучения; постепенное усложнение материала; формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности; использование интерактивных компонентов по мере необходимости; применение электронных образовательных ресурсов.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 1999. - 216 с.

3. Фомин, Н.В. Психолого-педагогические аспекты инновационных технологий обучения [Текст] / Н.В. Фомин // Вестник Брянского госуниверситета. - 2011. - №1. - С. 82 - 88.

4. Печников, А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем: монография [Текст] / Печников А.Н. Петродворец. - 1995. - 322 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.