УДК 37.018.523(470.325)
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1975 - 1992 ГГ.)
Е. В. Кудинов
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
Целью исследования было проанализировать организационные и мотивационные принципы, отражающие специфику деятельности школы и учителей по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся сельских школ-комплексов Белгородской области в 1975 - 1992 гг.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, сельские школы-комплексы, принципы организации работы по профессиональному самоопределению.
Анализируемый период (1975 - 1992 гг.) совпал в нашей стране с активизацией профориентационной работы. С середины 1980-х гг. в России начались преобразования и появились тенденции на демократизацию общественной жизни. Было приято постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), которое дало значительный импульс для организации работы по профессиональному самоопределению школьников. Во многих школах открылись кабинеты, классы по профориентации, хотя невысокое качество самой профориентационной работы в те годы далеко не всегда соответствовало ее масштабам. Государство выделяло значительные средства на эту работу [8, с. 26]. Предпринимались активные попытки оказания помощи самоопределяющимся подросткам. Эта работа проводилась и в сельских школах-комплексах Белгородской области.
Учебно-воспитательные комплексы появились в 1975 г. на Белгородчине на базе Бессоновской и Яснозоренской средних школ Белгородского района. Это были первые в стране общеобразовательные учреждения нового типа. Их возникновение было связано с необходимостью улучшения качества образования и развития сельских школьников, стремлением превратить школу в центр организации работы с детьми в свободное время, усилить ее влияние на повышение культуры села. В ходе практического осуществления этих задач в области была найдена новая прогрессивная форма организации воспитания и обучения подрастающего поколения - школа, работающая в одном режиме с внешкольными учреждениями музыкальной, художественной, спортивной или другого вида направленности [13]. Открытые, демократичные школы, абсолютно лишенные элитарности, предоставили каждому ребенку условия для самореализации, самоутверждения и самоопределения. Организация работы по профессиональному самоопределению в школах - комплексах строилась на основе определенных принципов.
В принципах выражались знания о целях, сущности, содержании деятельности в образовательном и воспитательном процессе, позволяющие определить регулятивные нормы педагогической практики (лат.рппаршш - начало, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, организации и т. д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности [2, т. 20, с. 588]).
Теоретический анализ философской, психологической и научно-
педагогической литературы [1; 5; 10] позволил классифицировать эти принципы в ви-
де трех групп, тесно связанных между собой: философско-методологические; организационные; мотивационные.
Первые отражают методологию профориентационной работы в школах-комплексах, дают ее философское обоснование.
Вторые указывают на организационные формы реализации профориентационной работы и механизмы управления системой работы по профессиональному самоопределению учащихся в сельских школах-комплексах со стороны администрации школы.
Третьи характеризуют деятельность учителей-предметников, направленную на формирование и развитие мотивов деятельности школьников, побуждающих процесс профессионального самоопределения. Сформированные мотивы определяют значимость данной деятельности для личности учащихся [5, с. 240]. По А. Н. Леонтьеву, для развития мотивов важное значение имеет ясность и адекватность их осознания. Причем, актуально сознается только то содержание, которое является предметом «целенаправленной активности субъекта» [5, с. 361].
Среди философско-методологических принципов организации работы по профессиональному самоопределению в сельских школах-комплексах Белгородской области в анализируемый период обращают на себя внимание следующие принципы: гуманизации, гуманитаризации, интеграции и дифференциации, культурологической и социальной обусловленности, научности, прогностичности.
В группу организационных принципов мы включили такие принципы, как: политехнической направленности; совместной работы школы, семьи, производства по профессиональному самоопределению; доминантности; регионализации.
К группе мотивационных принципов мы отнесли четыре принципа: непрерывности; многоуровневости; личной обусловленности и развития профессиональных намерений.
В данной статье мы обратимся к более подробному анализу организационных и мотивационных принципов, так как они отражают специфику деятельности школы и учителей по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся сельских школ-комплексов Белгородской области.
1. Принцип политехнической направленности профессионального_самоопреде-ления предусматривал создание в сельских школах-комплексах условий для активного творческого участия в учебном, общественно-полезном, производительном труде на основе овладения законами развития природы и общества, готовности и способности к труду. Политехническое образование создавало базу для профессиональной подготовки [4, с. 56]. Практически во всех УВК успешно работали клубы, кружки и студии трудового профиля: технического творчества, сельскохозяйственного опытничества, цветоводов, овощеводов, юннатов, вязания, аппликации, декоративно-прикладного искусства, художественной обработки металлов и древесины. Общественно полезный труд школьников в кружках, студиях и клубах носил добровольный характер, а объекты творческого труда выбирались ими самостоятельно. Это способствовало развитию качеств творческой личности: инициативности, самостоятельности, организаторских способностей, умения планировать свою деятельность [11; 3, с. 50]. Производительный труд, связанный главным образом с техникой и технологией сельскохозяйственного производства, как общественно полезный труд, был включен в систему отношений общественного производства и носил обязательный характер. Такой труд позволял учащимся войти в систему современных производственных отношений, познать и прочувствовать эти отношения, сформировать личностное отношение к этому виду труда.
Взаимная зависимость учащихся в производительном труде создавала основу для формирования ответственности, требовательности друг к другу, взаимопомощи, порождала стремление к инициативе, творчеству [3, с. 51], необходимости знакомства с научной организацией и культурой труда.
2. Принцип совместной работы школы, семьи, производства по профессиональному самоопределению. В решении вопросов школе оказывалась поддержка семьи, общественности, производства. К разумному участию в профессиональном самоопределении школьников привлекались родители, передовики производства, ветераны труда, представители общественности, руководители производственных коллективов сельскохозяйственных предприятий, партийных органов. В сельских УВК стали традицией вечера-встречи с работниками сельского хозяйства, утренники «Хвала рукам, что пахнут хлебом», балы трех поколений, экскурсии на производство (животноводческую ферму, свинокомплекс и т. п.). Большое воздействие на сельских школьников оказывало непосредственное знакомство с результатами работы сельских изобретателей и умельцев, занимающихся прикладным искусством и различными ремеслами. Значительное влияние на учащихся УВК в плане их профессионального самоопределения оказывал положительный пример родителей-тружеников, а также совместная деятельность представителей нескольких поколений в домашнем хозяйстве.
3. Принцип доминантности связан с выходом постановления «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), а также постановления «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984). Постановления дали значительный импульс для развития профессиональной ориентации в сельских УВК Белгородской области. В соответствии с постановлением увеличивалось время на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд учащихся. На эти цели выделялось во II - IV классах - 3 часа, в V - VII классах - 4 часа, в VIII - 1Х классах - 6 часов, в Х-Х1 классах - 8 часов в неделю [8]. Было признано целесообразным ввести в школах курс «Основы производства. Выбор профессии» [9]. Трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация должны были подготовить учащихся ко времени окончания неполной средней школы (девятилетки) к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. К окончанию средней школы учащиеся должны были овладеть определенной профессией, сдав квалификационные экзамены [7]. Принцип доминантности трудового обучения способствовал профессиональному самоопределению учащихся сельских УВК Белгородской области.
4. Принцип регионализации предполагал учет региональных проблем, связанных с потребностью в квалифицированных специалистах, работу по формированию положительной мотивационной готовности выпускников сельских УВК к труду на селе.
Конец 1960-х и первая половина 1970-х гг. XX в. были отмечены бурным развитием сельского хозяйства Белгородской области. Особенно интенсивно осуществлялось развитие животноводства. Первой в стране в больших масштабах область осваивала животноводческие комплексы, приступив к концентрации и специализации животноводства. Одновременно на селе интенсифицировалось строительство домов культуры, предприятий службы быта и торговли, современных школ, улучшилось качество дорог, шла активная газификация. Селу требовался образованный, развитый труженик с творческими способностями, умеющий хорошо работать и полноценно отдыхать. Эту задачу были призваны решить сельские УВК. При этом важное место отводилось ученическим производственным бригадам, самостоятельным ученическим производственным звеньям. Организация работы по профессиональному самоопределению осуществлялась с учетом национальных и культурных традиций, природных и социально-экономических условий, сложившихся на Белгородчине.
В 1991 г. 43 % выпускников сельских УВК остались работать на селе или поступили на учебу в сельскохозяйственные учебные заведения (в отдельных УВК области -50 - 70 %) против 28 % - в 1976 г. [12, с. 22].
5. Принцип непрерывности, являясь фундаментальным принципом стратегии обучения, развития и воспитания личности, с 1972 г. стал ведущим в области общемировой образовательной политики. Реализация этого принципа позволяла проводить работу по профессиональному самоопределению в течение всего времени обучения в
сельском учебно-воспитательном комплексе и достигать школьнику уровня, соответствующего как его личностным интересам, так и потребностям общества. Например, работа по профессиональному самоопределению сельских школьников в I - III (IV) классах была нацелена на формирование первоначального интереса к профессиям, на нравственный выбор профессии, на понимание значения труда в жизни людей, на развитие интереса к труду вообще.
В IV - VI (V - VII) классах педагогическая деятельность была ориентирована на формирование у подростков профессиональной направленности, определяющей внутреннюю позицию личности школьника, его профессиональные интересы, потребности, стремления, профессиональные идеалы и возможности. Учащиеся должны были уяснить для себя содержание интересующей их определенной профессии и необходимые для нее способности и умения.
В VII - VIII (VIII - IX) классах работа по профессиональному самоопределению была нацелена на формирование у учащихся самооценки, самоанализа и самовоспитания в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. У сельских школьников вырабатывались умения соотносить общественные потребности со своими идеалами и реальными возможностями, требования профессии и личных данных.
В ГХ-Х (Х-Х!) классах у обучающихся активно развивались мотивы выбора профессии. Обращалось внимание на социальную значимость профессии, интерес к школьным предметам и будущей профессии, наличие специальных способностей, подражание родителям и старшим, возможность творчества, поиска, осуществлялась практическая проба сил в интересующей сфере деятельности, продолжалась работа по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика. Одновременно у сельских школьников формировалась устойчивая позиция выбора, поскольку в этот отрезок времени завершался процесс профессионального самоопределения.
6. Принцип многоуровневости обеспечивал поэтапное обучение школьников труду в соответствии с психолого-возрастными особенностями личности. При этом переход с одного уровня на другой рассматривался не с позиций кумулятивности, а с точки зрения целостного развития личности. Так, младшие школьники обучались предметно-практической деятельности: в учебный процесс включались систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий; у учащихся формировали представления о себе как о будущем участнике трудовой деятельности, их нацеливали на общественно значимые отношения с людьми, мотивы труда. Учитывая, что в профориентационном развитии подростка ведущей являлась общественно полезная деятельность (учебная, общественно-политическая, трудовая, производительный труд и другие), ее старались приблизить к будущей профессиональной. Благодаря включению в общественно полезную деятельность учащиеся сельских УВК приобретали конкретные умения и навыки в избираемой профессии, осваивали порядок взаимоотношений в трудовом коллективе взрослых, получали представление о себе как о будущем профессионале. Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте являлась учебная. В связи с этим, старшеклассники направляли свои усилия главным образом на те виды учебной деятельности, которые в последствии были связаны с их профессиональной деятельностью. Их учебная деятельность носила избирательный характер. Учителя-предметники со своей стороны не только способствовали расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержанием будущей профессиональной деятельности школьников, но и осуществляли постоянный контроль за развитием этой деятельности.
7. Принцип личностной обусловленности представлял знание индивидуальных особенностей школьников, позволяющих осуществить работу по профессиональному самоопределению через развитие мотивов выбора профессии, формирование профессионального намерения соответственно интересам и способностям личности в процессе различных видов деятельности учащихся: познавательной, общественно-
полезной, производительной, коммуникативной. Он способствовал формированию определенной профессиональной ориентации и достижению конкретного профессионального статуса.
Деятельность школьников, обучающихся в сельских УВК, отличалась разносторонностью и демократизацией межличностных отношений педагогов, детей, родителей, общественности, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, правоохранительных органов. Именно своеобразие такой деятельности способствовало развитию склонностей и способностей к различным видам профессионального труда.
8. Принцип развития профессиональных намерений. Под профессиональным намерением принято понимать завершающую стадию развития профессионального интереса, сложившегося в сознании школьников как профессиональный выбор.
Профессиональный интерес рассматривается как эмоционально положительное отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из группы других и стремлении больше узнать о ней. Профессиональный интерес сельских школьников в УВК реализовался в ходе профессионального самоопределения в соответствии со способностями и интересами личности и потребностями Белгородского региона в кадрах.
Особенностью сельских УВК области было то, что «от урока дороги шли к занятиям кружков, занятиям спецшкол, ко всей внеклассной и внешкольной работе, а затем стекались вновь на урок, когда школьники приходили к учителю, обогащенные новыми знаниями, сведениями, впечатлениями, стремились поделиться всем этим со своим учителем и товарищами» [6, с. 17 - 18].
Благодаря созданным условиям сельские школьники получили возможность учиться и развиваться в благоприятной среде, которая предоставляла им условия для широкого выбора внеурочных занятий по своим склонностям. В кружках, ансамблях, секциях занимались все желающие школьники, так как педагоги не проводили отбора, принимали всех по интересам.
Названный принцип позволял изучать личность школьника в динамике, учитывая его возрастные особенности. Знания об индивидуальных особенностях учащихся давали возможность осуществлять педагогическое руководство процессом профессионального самоопределения, развитием мотивов выбора профессии, установления соответствия потребностей школьника потребностям общества [4].
Каждый из принципов характеризовал отбор содержания, построение учебновоспитательного процесса, определял связи между организационными формами и технологией по формированию профессионального самоопределения школьников. Совокупность принципов и их взаимодействие обеспечили структуру работы по профессиональному самоопределению учащихся в сельских УВК Белгородчины в исследуемый период.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Большая Советская Энциклопедия / Глав. ред. А. М. Прохоров. 4 издание. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Исаев И. Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность/ И. Ф. Исаев, В. Н. Кормакова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 268 с.
4. Исаев И. Ф. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сельской школы-комплекса. / В сб. Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы ХХТ века: Материалы всерос. науч. конф., БГУ, 2001. - С. 55 - 61.
5. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из науч. наследия. Под ред. А. А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 228 с.
6. Образовательно-воспитательная работа в школах-комплексах / Под ред. В. П. Кыр-калова. - Белгород, 1980. - 57 с.
7. «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Правда, 4.05.1984.
8. Основы профориентологии / С. И. Вершинин, М. С. Славина, М. В. Борисова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
9. Программа курса «Основы производства. Выбор профессии» // Школа и производство. - 1986. - №7. - С. 24 - 28.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. T.II. - М.: Педагогика, 1989. -
328 с.
11. Фисунова Н. В. Основные формы организации профессионального самоуправления учащихся основной школы Германии. - Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 18, вып. 7. - с. 297 - 305.
12. Щербинина В. М. Становление и развитие сельских учебно-воспитательных комплексов как инновационных образовательных учреждений (1971-1991 гг.). Автореф. дисс... к.п.н. - Белгород, 2003. - 25 с.
13. http: //www.belgorod.intergrad.ru/
PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF CHILDREN'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION WORK IN BELGOROD REGION COUNTRY SCHOOL UNITS IN 1975 - 1992
Belgorod National Research University
E. V. Kudinov
Contrary to the present-day sign theory in linguistics in the article it’s proposed a solution for one of the principal issues of theoretical linguistics: distinction between language signs and speech signs. Methodologically this distinction is based on the assumption that language is a mental phenomenon and it is rested upon language/speech dichotomy.
e-mail:
Key words: language, speech, sign, language and speech functions, cognitive-discursive activity.