Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ '

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицина / информационная система / информация / организация / medicine / information system / information / organization

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Д.А. Павлов, М.А. Рагозина

Рассматриваются принципы организации медицинских информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Д.А. Павлов, М.А. Рагозина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF MEDICAL INFORMATION SYSTEMS

The article discusses the principles of organization of medical information systems.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ »

УДК 338.4

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Д. А. Павлов, М. А. Рагозина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: daniell.96096@list.ru

Рассматриваются принципы организации медицинских информационных систем.

Ключевые слова: медицина, информационная система, информация, организация. PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF MEDICAL INFORMATION SYSTEMS

D. A. Pavlov, M. A. Ragozina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: daniell.96096@list.ru

The article discusses the principles of organization of medical information systems.

Keywords: medicine, information system, information, organization.

Основной задачей любой информационной системы для любого предприятия (сотрудника, организации, министерства или ведомства) является информационное обеспечение и организация работы этого субъекта. Что касается учреждений здравоохранения, то именно сохранение здоровья человека является основой. При этом пути достижения этой конечной цели для учреждений разного уровня, разумеется, разные. В виду этого, медицинские информационные системы учреждений, отличающихся по уровню, свою основную задачу решают по-разному [1].

При рассмотрении медицинских информационных систем необходимо обратить внимание на два важных принципа их построения:

1. Информационная система создается, исходя из инфологической модели предметной области. Приоритетом этого моделирования является формализация описываемых объектов и методов обработки информации в соответствии с выполняемыми задачами обработки и требованиями представления данных. При этом обязательны к соблюдению естественные для человека способы обработки данных. Главными составляющими инфологической модели являются: описание предметной области; описание методов обработки; описание информационных потребностей пользователя;

2. Важнейшей структурообразующей единицей накопления и хранения информации в медицинских информационных системах является человек.

Несмотря на то, что первый принцип не является характерным для медицинских информационных систем, он все же позволяет спланировать систему так, что бы решалась поставленная задача, и учитывался характер информационных потоков и потребностей пользователей в терминах, понятных этим пользователям. Второй принцип уже специфичен для медицинских информационных систем и позволяет гарантировать совместимость систем с общей целевой функцией.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Организация работы и управление медицинским учреждением это основные цели создания и внедрения медицинских информационных систем. Однако, для использования современных информационных технологий требуется изменение принципов и механизмов управления предприятием.

В наши дни система управления подавляющим числом ЛПУ имеет функциональную направленность. Есть руководство, его заместители по направлениям работы учреждения и управляемые этими заместителями подразделения, выполняющие определенные функции.

Мы можем рассматривать медицинские учреждения, как производственные системы, поскольку они оказывают медицинскую помощь, а, следовательно, предоставляют населению услугу. В свою очередь, производственные системы можно разделить на группы взаимно независимых компонент, взаимодействующих для достижения результата. Эти компоненты можно определить как процессы. Таким образом, производственная система состоит из группы взаимосвязанных процессов, которые обеспечивают достижение целей организации.

Бизнес-процессы медицинского учреждения - это связанный набор повторяемых действий (функций), в результате которых в соответствии с предварительно установленными правилами образуется конечный продукт - медицинская услуга [2].

Принято разделять процессы на основные и вспомогательные. К основным процессам относятся процессы, которые отвечают за качество. В нашем случае - это процессы оказания пациенту качественных медицинских услуг. Ко вспомогательным относятся процессы, отвечающие за формирование инфраструктуры организации, то есть, в случае медицинского учреждения, позволяют выполнять лечебно-диагностический процесс [3].

Медицинские информационные системы созданы для информационного обеспечения как вспомогательных, так и основных бизнес-процессов медицинского учреждения. Поэтому в первую очередь при ее проектировании необходимо провести формализованное описание этих бизнес-процессов, т.е. построить инфологическую модель предприятия.

Формализация и описание бизнес-процессов любого предприятия осуществляется на основе методологии ГОББ. Ее основной особенностью является акцент на соподчинённость объектов. В стандарте ГОББО исследуемая система является перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах ГОББО). Стандарт ГОЕБ1 представляет собой методологию моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющую отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи.

При создании функциональной модели организации каждый функциональный блок подвергается декомпозиции, другими словами, разбивается на более мелкие блоки-функции. Каждая последующая ГОБТО-диаграмма является более подробным описанием одной из работ на вышестоящей диаграмме. Описание каждой подсистемы проводится аналитиком совместно с экспертом исследуемой области. Обычно в качестве эксперта выступает человек, отвечающий за эту подсистему и, поэтому, досконально знающий все ее функции. В результате вся система разбивается на подсистемы до нужного уровня детализации, из-за чего в итоге получается функциональная модель, аппроксимирующая систему с заданным уровнем точности. Получив эту модель, адекватно отображающую текущие бизнес-процессы (так называемую модель ЛБ - «как есть»), аналитик с легкостью может увидеть все наиболее уязвимые места системы. После этого, с учетом выявленных недостатков, можно строить модель новой организации бизнес-процессов (модель ТО ВБ - «как должно быть») [1].

Основным объектом хранения и накопления данных в медицинских информационных системах является человек. В медицинских информационных системах данные о каждом человеке делятся на два вида: данные о человеке, как личности, и данные о человеке, как пациенте. Данные о человеке как личности являются неизменными на протяжении всей его

жизни. Это: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. Данные о человеке, как о пациенте, должны регулярно подвергаться проверке и уточнению на предмет актуальности и достоверности при каждом его обращении в медицинскую организацию. В эти данные входят: наименование страховой организации, данные страхового полиса, дата его выдачи, а, порой, и данные паспорта. К другим паспортным данным пациента относятся: место его жительства, должность, профессия, место учебы или работы, и пр. Поскольку эти данные в течение жизни человека могут время от времени меняться, для этого требуется их регулярное уточнение.

Человек (в рамках конкретного медицинского учреждения) может иметь одну и только одну амбулаторную карту. Это необязательный параметр для человека, т.к. к примеру, он может входить в состав прикрепленного к данному медицинскому учреждению контингента, но не иметь вовсе амбулаторной карты из-за того, что никогда не обращался за медицинской помощью. Также к необязательным параметрам относится возможность человека иметь одну или несколько историй болезни, либо вовсе не иметь таковой. Это может происходить по причине того, что этот человек никогда не госпитализировался в данное медицинское учреждение. Оформленная история болезни должна в обязательном порядке ассоциироваться с одним определенным человеком. Амбулаторная карта содержит записи о визитах пациента в поликлинику. В эти записи входит информация о дате и времени посещения пациента, анамнез, результаты обследований, диагнозы и назначения врачей, а также данные о следующем планируемом и т.п. Данные по госпитализации пациента в медицинское учреждение содержатся в истории болезни. В ней содержатся записи о пребывании человека в отделениях ЛПУ (с указанием даты поступления и выбытия). К каждой подобной записи закреплены соответствующие записи врачебных осмотров пациента, выполненных оперативных вмешательств, результаты анализов и обследований, назначений, и подобное.

Таким образом, структура базы данных разрабатывается на основе информационных потоков и принятой схемы хранения данных и анализа бизнес-процессов. В результате базы данных могут включать в себя огромное количество различных таблиц с данными, как например, база данных Медико-экономической системы Красноярской краевой клинической больницы содержит около 200 таблиц [4].

Исходя из проведенного исследования, мы определили насколько и чем отличается построение и наполнения медицинской информационной системы от других информационных систем направленных на выполнение иных функций.

Библиографические ссылки

1. Основные подходы и принципы создания медицинских информационных систем [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2143358/page:78/ (дата обращения: 09.04.2020).

2. Информационные системы и бизнес-процессы медицинского учреждения [Электронный ресурс]. URL: http://filling-form.ru/turizm/60937/index.html?page=3 (дата обращения: 09.04.2020).

3. Туркова Е. А., Ооржак А. М. Процессный подход в управлении медицинским учреждением [Электронный ресурс]. URL: https://storage.tusur.ru/files/11227/Turkova_EA_ Oorjak_AM.pdf (дата обращения: 09.04.2020).

4. Отчет о деятельности КГБУЗ «Краевая клиническая больница в 2015 году» [Электронный ресурс]. URL: http://old.medgorod.ru/images/docs/godovoy_otchet/Godovoy%20 otchet_%202015.pdf (дата обращения: 09.04.2020).

© Павлов Д. А., Рагозина М. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.