Научная статья на тему 'Принципы организации интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста'

Принципы организации интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / ДОСУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОСУГ ДЕТЕЙ / INTERIOR DESIGN / ORGANIZATION OF SPACE / LEISURE SPACE / CHILDREN'S ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Хмелевский Юрий Петрович

Актуальность работы обусловлена необходимостью нового подхода к проектированию досуговых пространств познавательного характера для младших школьников. С опорой на передовой зарубежный опыт авторами выведены принципы организации современных интерьерных пространств для досуга детей. ©Губина О. В., Хмелевский Ю. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Хмелевский Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE INTERIOR SPACE FOR LEISURE ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The relevance of the work due to the need for a new approach to the design of leisure spaces, educational nature for younger students. Relying on advanced foreign experience, the authors derived the principles of modern interior spaces for leisure of children.

Текст научной работы на тему «Принципы организации интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста»

УДК 72.012:379.816

ГУБИНА О. В. ХМЕЛЕВСКИЙ Ю. П.

Принципы организации интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста

Губина Ольга

Владимировна

магистрант ТГАСУ, кафедра «Дизайн архитектурной среды»

e-mail:

arh2007olga@rambler.ru

Актуальность работы обусловлена необходимостью нового подхода к проектированию досуговых пространств познавательного характера для младших школьников. С опорой на передовой зарубежный опыт авторами выведены принципы организации современных интерьерных пространств для досуга детей.

Ключевые слова: дизайн интерьера, организация пространства, до-суговое пространство, досуг детей.

GUBINA O. V., HMELEVSKY Y. P.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE INTERIOR SPACE FOR LEISURE ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The relevance of the work due to the need for a new approach to the design of leisure spaces, educational nature for younger students. Relying on advancedforeign experience, the authors derived the principles of modern interior spaces for leisure of children.

Keywords: interior design, organization of space, leisure space, children's activities.

Жизнь современного общества в технологизированной среде предъявляет новые требования к организации пространств для жизнедеятельности человека. Особенно остро стоит проблема организации интерьерной среды для подрастающего поколения, в частности для досуговой деятельности. Требуется появление пространств для досуга детей нового типа, которые решали бы задачу стимулирования к познавательной деятельности вне цифровых устройств, межличностному общению.

Существующие в России монофункциональные досуговые учреждения (с доминированием одной функции) [1] уделяют внимание только содержанию и результатам досуговой деятельности, что в современной ситуации теряет свою актуальность. Важным, помимо содержания и результатов, становится качество среды, поэтому интерьерное решение приобретает функцию мотива деятельности.

Опыт зарубежных стран в этом смысле представляет новый взгляд на типологию пространств для досуга детей младшего школьного возраста без использования компьютерных устройств. Кроме привычных детских садов и школ появились спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организо-

ванные общественные пространства и игровые площадки, отвечающие за развитие любознательности, творческих навыков и умение коммуницировать. Они представляют собой не просто набор отдельных объектов или помещений, а полноценную систему взаимодействующих между собой зон, объединенных дизайнерским замыслом.

Однако принцип их проектирования, скорее, имеет интуитивную основу, так как на данный момент не существует единой методологии проектирования подобных пространств. Но в области психологии и педагогики проблемы, связанные с методикой организации досуга детей младшего школьного возраста, ранее разрабатывались.

Целью нашего исследования является выявление принципов организации современного интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста, мотивирующих к деятельности вне цифровых устройств. Осуществляется оно в соответствии с общелогическими методами познания: анализ, синтез, индукция.

Рассмотрим несколько примеров досуговых пространств для детей в возрасте 7-10 лет, реализованных за рубежом за последние десять лет.

Иллюстрации 1, 2. «Kid's republic». Пекин, Китай. Арх. SAKO Architects. 2005 г. Фото с сайта: http://www.sako. co.jp/

Одним из ярких примеров новой типологии является проект «Kid's republic» (Иллюстрации 1, 2), разработанный и реализованный архитектурным бюро SAKO в 2005 г. в Пекине (Китай). Это одновременно пространство для развития и детский книжный магазин. Подобное объединение предоставляет широкие возможности для досуга детей: чтение книг, игра, общение с другими детьми, участие в различных мероприятиях. Многофункциональность объектов и вариативность среды, в свою очередь, позволяют комбинировать эти разные виды деятельности (благодаря декоративным плоскостям, которые одновременно являются полкой, местом для сидения и игры).

В целом интерьер создан с учетом детского восприятия форм, цвета и освещения. Свободная планировка пространства (без разделения на четкие функции) позволяет ребенку ориентироваться в нем интуитивно, тем самым предоставляя свободу в выборе действий.

Интерьер учебно-развлекательного центра «M-Lab» (Иллюстрации 3, 4) для детей в возрасте 8-12 лет спроектирован по образу, напоминающему фантастический фильм. В нем объединяются ди-

зайн, наука и технологии. Основной задачей проекта было исследование проблемы использования интерактивных компьютерных видеоигр и работы в команде.

В данном случае форма пространства, его дизайн и технологическая составляющая полностью соответствуют идейному замыслу: прямые линии, холодное цветовое решение, освещение и цвета, акцентирующие определенные зоны. Нестандартное интерьерное решение в сочетании с необходимостью решения в короткие сроки определенной задачи, поставленной перед командой, концентрируют внимание, стимулируют к быстрому принятию решений и поэтому являются мотивом деятельности.

Дизайн полифункционального детского пространства «Ка1опа8» (Иллюстрации 5, 6, 7) направлен на мотивацию детей к творчеству, познавательному действию и занятиям спортом. Это достигается за счет создания динамичной среды, насыщенной активными цветами, разнообразными текстурами и графикой, применением неправильных форм предметов и помещений. Отличительными характеристиками данного интерьерного решения являются: наличие нейтральных пред-

метов без явной функции (позволяет ребенку находить свое применение предмету) и организация маленьких и больших пространств для разных видов деятельности (в соответствии с их размером дети самостоятельно регулируют количество участников в деятельности). В результате данное интерьерное решение позволяет всецело погрузиться в особый мир детей.

Детское пространство для выставок и различных мероприятий «The Children's Museum of the Arts» (Иллюстрации 8, 9, 10) целью своей деятельности выдвинуло идею: вдохновить на творчество и рассказать об искусстве, в том числе и о творчестве детей из других стран.

С помощью цветового деления пространство поделено на зоны для разных видов деятельности детей нескольких возрастов: рисование, создание уникальных вещей из подручных материалов, игровое пространство. Но при этом они не отделены друг от друга, а имеют беспрепятственные пути от одного вида к другому за счет отсутствия дверей, разделительных перегородок между функциональными зонами. Насыщенность этого пространства, его нестандартные элементы создают место, где производство и презентация искусства сосуществуют вместе и благоприятно

Иллюстрации 5, 6, 7. «Kalorias». Линда-а-Велья, Португалия. Арх. Estudio AMATAM. Фото с сайта: http://www.estudioamatam.com/

Иллюстрации 8, 9, 10. «The Children's Museum of the Arts». Нью-Йорк, США. Арх. Work AC. Фото с сайта: http://work. ac/cma /

воздействуют на желание к осуществлению досуговой деятельности.

Здание больницы «The Royal Children's Hospital» (Иллюстрации 11, 12) не относится к типологии объектов досуга, но подход к организации пространств и ориентация на потребности ребенка в период пребывания в учреждении актуальны для анализируемой тематики. Кроме того, госпиталь является полифункциональным, и одной из его функциональных зон является досу-говый сектор (развивающий модуль, городок развлечений и кинотеатр).

При проектировании архитекторы стремились создать комфортную и безопасную среду для детей, учитывая их эмоциональные, психологические и физические потребности в период лечения. В результате организована благоприятная среда, способствующая снятию психологического напряжения от нахождения в медицинском учреждении. Интерьер наполнен светом, он взаимодействует с природой благодаря большим оконным проемам, внутреннему озеленению пространств и аквариуму высотой в два этажа. Мягкие линии мебели, сочетание белого и ярких цветов создают ощущение свободы и уюта. В такой среде у ребенка отступает тревожность, здесь он чувствует себя своим, что сказывается на ускорении процесса выздоровления.

Рассмотрев современные центры для детей, можно сделать вывод, что в современной архитектуре одной из фундаментальных характеристик формы кроме ее вместительности является способность привлечь, вызвать симпатию, что в полной мере относится и к анализируемым примерам. Архитекторами было выведено понятие «приглашающая форма» [2]. Для детских образовательных и воспитательных сооружений оно раскрывается через следу-

ющие критерии привлекательности [2]: мотивирующие к деятельности дизайн и архитектура (равновесие форм); ощущение свободы (безопасность, сомасштабность ребенку); ощущение тепла и уюта (форма, цветовое решение, материал). Эти критерии всегда должны рассматриваться вместе и учитывать индивидуальность каждой отдельной проектной задачи. Их правильное сочетание позволяет детям завязать диалог со строением, что благоприятно скажется на желании осуществлять досуговую деятельность.

Приведенные критерии привлекательности дают понимание того, какие ощущения от взаимодействия с пространством должны быть получены ребенком, чтобы вызвать у него положительное впечатление, стимулирующее к деятельности. Они — итоговый результат организации пространства. В свою очередь, базовый принцип при проектировании среды — учет закономерностей создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности, т. е. требований эргономики [3], которые определяются комплексом факторов, зависящих от индивидуальных особенностей человека.

Однако, принимая во внимание лишь требования эргономики, рассматриваемые во многих методических указаниях по проектированию для детей, мы не сможем организовать современное пространство, способное мотивировать к действию, так как они не дают понимания взаимосвязанности элементов среды между собой. В этом случае необходим междисциплинарный подход, учитывающий знания в области психологии, педагогики и дизайна.

На основе сказанного выявим принципы организации интерьер-ного пространства, стимулирующие детей младшего школьного возраста к досуговой деятельности.

Иллюстрации 11, 12. «The Royal Children's Hospital». Мельбурн, Австралия. Арх. Bates Smart. Фото с сайта: http://www.batessmart.com/

1 Общий идейный замысел интерьера

Младший школьник учится рассуждать, но он все еще руководствуется эмоциями, поэтому для стимулирования к творческой и познавательной деятельности важно наличие дружелюбной среды. Оно достигается за счет формирования целостного положительного образа всего пространства, который объединяется единым замыслом и распознается ребенком. Состоит он в смысловом, функциональном, композиционном и эстетическом единстве. Образ интерьерной среды всецело подчиняется целям и задачам досуговой деятельности.

В этом и заключается современное видение среды для детей, ведь им необходим отдельный мир со своими правилами и при этом кардинально отличающийся от мира взрослых за стенами.

2 Подобие городской системы

Проанализировав мировые тенденции проектирования интерьеров досуговых центров для детей, считаем, что одним из основных приемов их организации является достижение подобия городской пространственной системы. Центральное положение занимает площадь, как главное общественное пространство, а вокруг него формируется сеть улиц и зон, которые предназначены для отдельных видов деятельности.

3 Интуитивная понятность путей движения

Значимым моментом является логичность организации пространства, из чего следует ясность и упорядоченность всей среды. Это означает, что не должно быть так называемых мертвых зон, которые способствуют блужданию и ненадлежащему поведению, т. е. появлению путей, которые ведут в никуда или могут помешать игре уже в процессе. Кроме этого, нужно организовать пути,

которые позволят интуитивно перемещаться от одного вида деятельности к другому, не прибегая к помощи взрослых. В противном случае поведение ребенка становится контролируемым и плохо мотивирующим к каким-либо действиям.

4 Сочетание уединенных и открытых пространств

Для обеспечения используемости пространства требуется не увеличение его площади, а насыщение различными функциональными зонами. Функциональная наполненность увеличивает варианты применяемости пространства, предлагая возможный план действий. Среду нужно организовать таким образом, чтобы предоставить ребенку самому выбирать степень его вовлечения в процесс взаимодействия с другими. Отсюда следует сочетание уединенных и открытых пространств для деятельности в малых или больших группах [4], т. е. их иерархия, что обеспечивает свободу выбора и использование пространства по личному усмотрению. Здесь следует отметить, что для обеспечения психологической защищенности от опасностей нежелательны большие помещения. Они не отвечают потребностям детей: знать расположение обозримого для них помещения, достигать там целей, хорошо ориентироваться, постоянно двигаться, кроме того, в больших пространствах может появиться ощущение сдавленности из-за большого скопления других детей [2].

5 Превышение функциональной сложности элементов среды по отношению к возможностям

Для детей важно не только создать подходящую возрасту среду, но и обеспечить условия для их развития. Согласно Л. С. Выготскому [5, 131], обучение хорошо только тогда, когда оно опережает развитие. Именно в этом случае будет обеспе-

чиваться развитие ряда функций, которые находятся в стадии созревания. Отсюда следует, что процесс обучения или воспитания будет плодотворным, если он будет определяться зоной ближайшего развития [5, 7]. Если же окружающее ребенка пространство требует лишь использования уже имеющихся навыков и умений, то невозможно обеспечить формирование следующих. Следовательно, для всестороннего развития личности окружающая ребенка предметно-пространственная среда должна быть источником нового. Для этого нужно создавать среду с небольшим превышением функциональной сложности по отношению к возможностям ребенка. Дети будут вынуждены мобилизовать существующие навыки и знания, чтобы выполнить поставленные перед ними задачи.

6 Сочетание традиционных и нетиповых компонентов среды

Присутствие в интерьере функционально знакомых для ребенка элементов способствует его быстрому вовлечению в действие. В свою очередь, для обеспечения зоны ближайшего развития в среде должны быть представлены новые незнакомые компоненты, которые формируют интерес и желание погрузиться в познавательную или творческую деятельность. В этом случае характер детского пространства или его компонентов должен быть нетиповым, но соответствующим возрасту. Типизация больше характерна для «взрослых» пространств, а для детей, находящихся в процессе развития, требуется постоянное внедрение новых путей подачи информации и деятельности.

Согласно опросу детей младшего школьного возраста в Германии [2], выяснилось, что они критически относятся к массивным формам с прямыми углами, однотипным по-

мещениям и пространствам. Принимая это во внимание, мы понимаем, что дети нуждаются в пространстве с уникальным образом. Он станет отдельным миром детей, отличным от мира взрослых.

7 Наличие универсальных и специальных элементов

Применение универсальных элементов, которые допускают использование в нескольких назначениях и могут приспосабливаться к новой деятельности, открывает новые пути общения ребенка с пространством. Предметы, предназначенные для профильных видов деятельности, раскрывают личные способности ребенка.

8 Использование элементов природы

В рассмотренных досуговых пространствах практически не отведено внимания использованию элементов природы как одного из факторов, способствующих развитию ребенка. Но, с нашей точки зрения, приближенность к природе, использование растений обогащают интерьер, открывают новые возможности для ребенка в плане расширения сферы интересов (изучение и исследование естественной среды), понимания места человека в мире. Особое значение имеют определенные виды растений в зонах отдыха, так как влияют на расслабление, снимают усталость и напряжение.

Заключение

В выявленных принципах организации интерьерных пространств для досуга сделана попытка соединить взгляд на организацию пространства с точек зрения педагогики, психологии и дизайна. Междисциплинарный подход к организации среды мы считаем наиболее перспективным направлением решения задачи привлечения детей к познавательной деятельности вне цифровых устройств.

Особенно важным это становится, когда мы понимаем, что качество среды для досуга детей определяет их развитие и заинтересованность в деятельности. Таким образом, среда сама становится стимулом. От нее зависит степень погружения в предоставляемый познавательный материал и итоговый результат деятельности.

Список использованной литературы

1 Бодьян А. Н., Каюмова Н. А. Досуговый комплекс в городе Магнитогорске. Аспект функционально-пространственного моделирования // Новые идеи нового века : материалы 13-й Междунар. науч. конф. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. 2013. Т. 3. С. 16-22.

2 Риттельмайер К. Архитектоника школы: как ученики переживают краски и формы. Калуга : Духовное познание, 1998. 120 с.

3 Рунге В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера : учеб. пособие для сред. учеб. заведений. М. : Архи-тектура-С, 2006. 160 с.

4 Кияненко К. Уроки архитектуры Германа Хертцберге-ра [Электронный ресурс] // Архитектурный вестник. 2010. № 5 (116). URL: http://archvestnik.ru/node / 2213 (дата обращения: 21.11.2016).

5 Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.

6 Kid's republic in Beijing [Электронный ресурс] // SAKOArchitects. URL: http://www.sako. co.jp / main / en / pj-pop1.html (дата обращения: 10.11.2015).

7 MotorolaM-Lab [Электронный ресурс]// Gensler. URL: http: //www.gensler.com / projects / motorola-m-lab?l=all / (дата обращения: 10.11.2015).

8 Kalorias children's space [Электронный ресурс] //estadioAMATAM. URL: http://www. estudioamatam.com / portfolios / kalorias-childrens-space / (дата обращения: 10.11.2015).

9 The Children's Museum of the Arts [Электронный ресурс] // WORKac. URL: http://work.ac/ cma / (дата обращения: 10.11.2015).

10 The New Royal Children's Hospital — Interiors, Melbourne [Электронный ресурс] // BATESSMART. URL: http://www.batessmart.com/bates- smart/projects/ sectors / health / the-new-royal-childrens-hospital-interiors/ (дата обращения: 10.11.2015).

11 Новоселова C. Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. М. : ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.