Научная статья на тему 'Организация предметно-пространственной среды для досуга детей в общественных зданиях'

Организация предметно-пространственной среды для досуга детей в общественных зданиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
498
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ ДЕТЕЙ / ДЕТСКОЕ МЕСТО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PUBLIC SPACE / ДЕТСКИЙ УГОЛОК / CHILDREN''S CORNER / ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА / CHILDREN''S PLAYGROUND / ДЕТСКАЯ КОМНАТА / ДЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЕТСКИХ МЕСТ / OBJECTIVE-SPATIAL ENVIRONMENT / LEISURE / PUBLIC BUILDING / NURSERY / PLAYGROUND STRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Коренев Владимир Иннокентьевич

Рассмотрены вопросы, связанные с организацией мест для досуга детей в общественных зданиях, не относящихся к образовательным или досуговым учреждениям. Детские места сегодня появляются в административных зданиях, банках, библиотеках, клиниках, крупных торговых центрах, аэропортах и других зданиях общественного назначения. На основании проведенного анализа определено, что пространственные параметры и функциональные характеристики создаваемых детских мест находятся в зависимости от величины и функции общественного пространства здания, в котором они формируются, а также от времени пребывания в нем взрослого с ребенком. Исходя из этого предложена типология детских мест, в которой авторами выделяются открытые (детский уголок, детская площадка) и изолированные (детская комната, детский комплекс) детские места. В статье также рассмотрены особенности дизайна и функциональной организации предметно-пространственной среды детских мест в зависимости от функциональной направленности детской деятельности. Кроме того, установлено, что при малых габаритах исходного пространства и необходимости в увеличении количества возможных видов деятельности главным становится принцип многофункциональности и трансформируемости элементов предметно-пространственной среды. В качестве основных элементов детского места выступают: посадочное место, место для деятельности, место для складирования, формообразование которых определяется функциональным назначением детского места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Коренев Владимир Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective-Spatial Environment for Children in Public Buildings

The paper considers the problem of organization of the objective-spatial environment for children in public buildings. Children's corners appear today in administrative buildings, banks, libraries, clinics, shops, airports, etc. The analysis of leisure spaces shows that the spatial and functional parameters of such places depend on their size and function and the time of the adult's stay there. A children's corner typology is proposed herein. There are open and closed children's corners. The design and functioning of the objective-spatial environment for children depend on the type of leisure activities. The described principles of multifunctionality and transformability of objective-spatial environment elements allow increasing leisure activities in small space. The main elements include seats, places for activities and storage and are determined by the functional purpose of children’s corners.

Текст научной работы на тему «Организация предметно-пространственной среды для досуга детей в общественных зданиях»

УДК 725.8.012-053.5

О.В. ГУБИНА, В.И. КОРЕНЕВ,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ

Рассмотрены вопросы, связанные с организацией мест для досуга детей в общественных зданиях, не относящихся к образовательным или досуговым учреждениям. Детские места сегодня появляются в административных зданиях, банках, библиотеках, клиниках, крупных торговых центрах, аэропортах и других зданиях общественного назначения. На основании проведенного анализа определено, что пространственные параметры и функциональные характеристики создаваемых детских мест находятся в зависимости от величины и функции общественного пространства здания, в котором они формируются, а также от времени пребывания в нем взрослого с ребенком. Исходя из этого предложена типология детских мест, в которой авторами выделяются открытые (детский уголок, детская площадка) и изолированные (детская комната, детский комплекс) детские места. В статье также рассмотрены особенности дизайна и функциональной организации предметно-пространственной среды детских мест в зависимости от функциональной направленности детской деятельности. Кроме того, установлено, что при малых габаритах исходного пространства и необходимости в увеличении количества возможных видов деятельности главным становится принцип многофункциональности и трансформи-руемости элементов предметно-пространственной среды. В качестве основных элементов детского места выступают: посадочное место, место для деятельности, место для складирования, формообразование которых определяется функциональным назначением детского места.

Ключевые слова: досуг детей; детское место; общественные здания; общественное пространство; детский уголок; детская площадка; детская комната; детский комплекс; предметно-пространственная среда детских мест.

Для цитирования: Губина О.В., Коренев В.И. Организация предметно-пространственной среды для досуга детей в общественных зданиях // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 2. С. 53-60.

O.V. GUBINA, V.I. KORENEV,

Tomsk State University of Architecture and Building

OBJECTIVE-SPATIAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN IN PUBLIC BUILDINGS

The paper considers the problem of organization of the objective-spatial environment for children in public buildings. Children's corners appear today in administrative buildings, banks, libraries, clinics, shops, airports, etc. The analysis of leisure spaces shows that the spatial and functional parameters of such places depend on their size and function and the time of the adult's stay there. A children's corner typology is proposed herein. There are open and closed children's corners. The design and functioning of the objective-spatial environment for children depend on the type of leisure activities. The described principles of multifunctionality and transformability of objective-spatial environment elements allow increasing leisure activities in small space. The main elements include seats, places for activities and storage and are determined by the functional purpose of children's corners.

© Губина О.В., Коренев В.И., 2018

Keywords: leisure; public building; public space; children's corner; children's playground; nursery; playground structure; objective-spatial environment.

For citation: Gubina O.V., Korenev V.I. Organizatsiya predmetno-prostranstven-noi sredy dlya dosuga detei v obshchestvennykh zdaniyakh [Objective-spatial environment for children in public buildings]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 2. Pp. 53-60. (rus)

Активно развивающаяся во всем мире тенденция включения детских мест в структуру общественных зданий, не относящихся к образовательным или досуговым учреждениям, открыла новые формы детской занятости. Для комфортного пребывания взрослого с ребенком создаются специализированные детские пространства разной площади и вместимости, направленные на развитие творческих умений и навыков, одновременно отвлекающие ребенка от использования гаджетов в период занятости взрослого. Их можно встретить в административных зданиях (в т. ч. в многофункциональных центрах), банках, библиотеках, клиниках, гостиницах, сети питания, крупных торговых центрах, аэропортах и других зданиях общественного назначения [1].

Анализ мирового опыта создания мест для досуга детей в общественных зданиях показал разнообразие подходов к их организации. Было выявлено, что параметры и функциональные характеристики создаваемых детских мест находятся в зависимости от величины и функции общественного пространства, в котором они создаются, а также от времени пребывания в нем взрослого с ребенком. В случае размещения их в небольших холлах банков, библиотек, клиник, многофункциональных центров, характеризующихся кратковременным пребыванием (от 5 до 30 мин), предметно-пространственное наполнение, как правило, ограничивается отдельным игровым элементом или небольшим детским уголком. В свою очередь, в общественных пространствах крупных зданий с достаточно длительным временем пребывания (от 30 мин до 2 ч), таких как торговые и торгово-развлекательные центры, гостиницы, отели, аэропорты, кафе, рестораны, для детей выделяется значительно большее пространство, формируются отдельные детские площадки и даже выделяются самостоятельные помещения и комплексы. Исходя из этих параметров нами была выявлена следующая типология детских мест (рис. 1): открытые места для досуга в общественном пространстве здания (детский уголок, детская площадка) и изолированные места для досуга, представляющие собой самостоятельные функции здания (детская комната, детский комплекс) [2].

В настоящее время функционально большое распространение получают пространства, обеспечивающие условия для развивающего досуга [3]: творчество, интеллектуальное, экологическое и физическое развитие. В нашем исследовании мы делаем акцент на первых двух. Они, в свою очередь, предполагают рисование, лепку, конструирование, театр, чтение и интеллектуальную игру в качестве видов досуговой деятельности. Компоненты предметно-пространственной среды, используемые при этом, оказывают воздействие на развитие определенных навыков у детей. Мелкую моторику и ловкость развивают системы навязывания на нити и передвижения сложных предметов по сложным лабиринтам, рисование, лепка, конструктивное творчество; про-

странственное восприятие геометрических соотношений и форм развивают конструкторы различных типов; некоторые психотерапевтические проблемы решают самодеятельный театр, тематические игры; сенсомоторные функции, сенсорное восприятие формируются с помощью игр с составными и динамическими игрушками, экспериментирования с материалами и веществами; двигательная активность развивается при включении в предметное наполнение среды оборудования для физических занятий.

Рис. 1. Типология детских мест для досуга детей в общественных зданиях

Характер детской деятельности в местах для досуга в общественных зданиях, как правило, зависит от количества детей, времени их пребывания и формы занятости. В соответствии с классификацией видов деятельности, предложенной Шмаковым [4], можно определить зависящие от характера деятельности особенности организации предметно-пространственной среды детских мест:

- активный/пассивный - ребенок сам выполняет действие, используя имеющееся оборудование, или он помещен в условия, при которых действие выполняет аниматор, а ребенок пассивно воспринимает информацию. В первом случае необходим полноценный набор оборудования, во втором - достаточно посадочного места;

- организованный/стихийный - последовательность действий в деятельности продумана и заложена в набор оборудования, или присутствует набор оборудования, а действия спонтанны и зависят от конкретной ситуации;

- контролируемый/неконтролируемый - требуется присутствие аниматора (или родителя), что влияет на наличие оборудования для взрослого и, соответственно, на увеличение площади детского места, или ребенок самостоятельно справляется с предлагаемыми заданиями, и предусматривается оборудование только для ребенка;

- коллективный/индивидуальный - деятельность выполняется в группе или деятельность выполняется индивидуально. В данном случае выбранный вид деятельности влияет на количество посадочных мест и мест для деятельности;

- подражательный/творческий - действия выполняются по трафарету, алгоритму или по индивидуальному плану с получением уникального (непо-

вторимого) результата деятельности. В данном случае набор элементов будет зависеть от выбора вида деятельности и формы творческой деятельности.

Кроме того, анализируя существующие на сегодняшний день детские места в общественных зданиях, мы пришли к выводу, что на состав оборудования и на выбор допустимого функционального назначения также влияет положение тела, в котором ребенок занят тем или иным видом деятельности. Характерны следующие варианты: стоя, сидя, полусидя (рис. 2).

Рис. 2. Функции мест для досуга детей (в зависимости от положения тела во время осуществления деятельности и требуемый набор основного оборудования)

Применительно к выбранным нами видам деятельности в положении сидя осуществляется рисование, лепка, конструирование, чтение, интеллектуальная игра, театр (пальчиковый, тактильный, театр теней), при этом требуемый набор оборудования состоит из места для сидения и места для деятельности, т. е. стола. В положении стоя может осуществляться рисование, лепка, конструирование, интеллектуальная игра и театр. В этом случае в составе оборудования главное значение имеет место для деятельности. Им может быть стол, доска, мольберт, настенная вертикальная панель, подиум и т. п. В положении полусидя ребенок может заниматься конструированием и интеллектуальной игрой, местом действия будет пол. Также неотъемлемой составляющей при реализации деятельности в этих трех положениях тела является место для складирования игрового инвентаря (конструкторы различных типов, книги, пластилин, песок и т. п.).

Отсюда следует, что для осуществления деятельности в местах для досуга детей в общественных зданиях требуется набор предметно-пространственного наполнения, включающий в себя посадочное место, место для деятельности, место для складирования (рис. 3).

Для каждого из выявленных нами типов детских мест возможны различные комбинации вариантов деятельности и их количество. При этом определяющими факторами становятся отмеченные выше: лимит времени для дея-

тельности, функциональное назначение общественного здания и площадь, отведенная для детского места. Большее функциональное разнообразие возникает в случае, когда есть возможность увеличить набор оборудования (за счет большей площади) или увеличить трансформируемость базового набора элементов предметно-пространственной среды.

Рис. 4. Виды основного оборудования

При малых габаритах исходного пространства и потребности в увеличении количества возможных видов деятельности главным становится принцип многофункциональности и трансформируемости элементов предметно-пространственной среды (рис. 4).

Рис. 4. Примеры трансформируемой детской мебели

Принцип многофункциональности предполагает, что элементы предметно-пространственной среды помимо основной функции могут использоваться для других функций, не меняя при этом своего положения и формы [5] (к примеру, подиум может служить сиденьем для чтения и местом действия театральной постановки).

Принцип трансформируемости предполагает использование трансформируемого оборудования, возможность последовательного изменения первоначальной формы, габаритов в процессе эксплуатации для выполнения

разных, не связанных друг с другом видов деятельности [6]. Включение в предметно-пространственную среду оборудования с такими возможностями позволяет целесообразно (экономно) использовать имеющийся ресурс площади детского места и влиять на формирование эстетической целостности [7], что в условиях многозадачности является особенно актуальным для детских уголков и детских площадок.

Объемно-композиционная организация самого пространства, в котором будет размещено оборудование, может формироваться из набора готовых сборно-разборных элементов (рис. 5) или на основе уникального дизайна (рис. 6). Наиболее интересными, по нашему мнению, являются пространства, в которых предметное наполнение составляет определенное единое дизайнерское решение. Нестандартный подход к местам для досуга в последнем случае позволяет задать определенную тематику для деятельности и, следовательно, обеспечить более стойкий интерес к ней. Именно специально созданная среда формирует поведение, образ мыслей и чувств, способствует развитию навыков и умственных способностей [8].

Рис. 5. Организация детского уголка из Рис. 6. Организация детского уголка с осо-

сборно-разборных элементов (ТЦ, бым дизайнерским решением (ТРЦ.

Польша) Klee, Португалия)

Выводы

1. Возникновение детских мест в общественных зданиях, не относящихся к образовательным или досуговым учреждениям, является сегодня важным условием для повышения комфортности среды для детей и расширения возможностей для их активного досуга в период занятости взрослых (родителей) в этих учреждениях.

2. Организуемые в таких зданиях места для досуга детей ориентированы на различные виды развивающей деятельности, среди которых наиболее распространенными являются творчество, интеллектуальное, экологическое и физическое развитие.

3. Параметры и функциональные характеристики создаваемых детских мест находятся в зависимости от величины и функции общественного пространства, формируются в виде открытых мест в общественном пространстве здания (детский уголок, детская площадка) и в виде изолированных мест, представляющих собой самостоятельные функции здания (детская комната, детский комплекс).

4. При малых габаритах исходного пространства и потребности в увеличении количества возможных видов деятельности (например, для создания детского уголка или детской площадки) используется принцип многофункциональности и трансформируемости элементов предметно-пространственной среды. В качестве основных элементов в таких условиях выступают: посадочное место, место для деятельности, место для складирования, формообразование которых определяется функциональным назначением детского места.

5. Объемно-композиционная организация детских мест может проходить по пути создания предметно-пространственной среды из готовых сборно-разборных элементов или на основе уникального дизайна.

Библиографический список

1. Губина О.В., Коренев В.И. Возникновение развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста в общественных зданиях различного функционального назначения на примере г. Томска // Материалы 63-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых (УНТК-2017). Томск, 2017. C. 815-818.

2. Губина О.В., Коренев В.И. Формирование мест для отдыха и времяпрепровождения детей в общественных зданиях // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: сб. трудов Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной 100-летию Н.С. Алферова. Екатеринбург, 2017. C. 405-410.

3. Шмаков С.А. Досуг школьников как социально-педагогическая проблема // Советская педагогика. 1980. №3. С. 34-45.

4. Грашин А.А. Дизайн детской предметной развивающей среды. М.: Архитектура-С, 2008. 296 с.

5. Рылеева А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. 229 с.

6. Вергунова Н.С. Дефиниции принципов трансформации в промышленном дизайне // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. 2015. № 7. С. 9-14.

7. Johnson A.J., Glover T.D. Understanding urban public space in a leisure context // Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. 2013. № 35. С. 190-197. URL: https://www.academia.edu/ 5010214/Understanding_urban_public_space_in_a_leisure_context

8. Ozcelik O., Kaprol T. Historical development of furniture in the context of narrow, restriction and transformation concepts // IInd International furniture congress. Mugla, Turkey. 13th-15th October, 2016. C. 319-324. - URL: https://www.academia.edu/29995188/Historical_develop ment_of_furniture_in_the_context_of_narrow_restriction_and_transformation_concepts/

9. Doyle R., Whittaker L. The Changing Nature of Play, Leisure and Public Space for Children and Young People // ESRC-RGC Youth Leisure Research Project. 2016. URL: https://reimaginingyouth.wordpress.com/2016/03/22/the-changing-nature-of-play-leisure-and-public-space-for-children-and-young-people/

10. Barnett L.A., Wade M.G. Children's play and the processing of information: An integrative study // Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. 1979. № 2. С. 13-37. - URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01490407909512903

References

1. Gubina O.V., Korenev V.I. Vozniknovenie razvivayushchei predmetno-prostranstvennoi sredy dlya detei doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v obshchestvennykh zdaniyakh razlichnogo funktsional'nogo naznacheniya na primere g. Tomska [Development of objective-spatial environment for children in publich buildings in Tomsk]. Materialy 63-i universitetskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh (UNTK-2017) (Proc. 63rd Int. Sci. Conf. of Students and Young Scientists). Tomsk, 2017. Pp. 815-818. (rus)

2. Gubina O.V., Korenev V.I. Foimirovanie mest dlya otdykha i vremyapreprovozhdeniya detei v obshchestvennykh zdaniyakh [Children leisure in public buildings]. Sbornik trudov Vserossi-iskoi studencheskoi nauchnoi konferentsii 'Aktual'nye problemy arkhitektury i dizaina', posvyashchennoi 100-letiyu Alferova N. S. (Proc. 9th All-Russ. Sci. Conf. 'Relevant Problems of Architecture and Design'). Ekaterinburg, 2017. Pp. 405-410. (rus)

3. Shmakov S.A. Dosug shkol'nikov kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Leisure of schoolchildren as a social issue]. Sovetskaya pedagogika. 1980. No. 3. Pp. 34-45. (rus)

4. Grashin A.A. Dizain detskoi predmetnoi razvivayushchei sredy [Design of developing environment for children]. Moscow: Arkhitektura-S Publ., 2008. 296 p. (rus)

5. Ryleeva A.S. Organizatsiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti naseleniya Rossii [Leisure organization in Russia]. Kurgan: Kurgan State University Publ., 2014. 229 p. (rus)

6. Vergunova N.S. Definitsii printsipov transformatsii v promyshlennom dizaine [Transformation principles in industrial buiding]. Vestnik Khar'kovskoi gosudarstvennoi akademii dizaina i is-kusstv. 2015. No. 7. Pp. 9-14. (rus)

7. Amanda J. Johnson & Troy D. Glover (2013): Understanding Urban Public Space in a Leisure Context. Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. 35:2. Рр. 190-197.

8. Ozcelik O., Kaprol T. Historical development of furniture in the context of narrow, restriction and transformation concepts. Proc. 2nd Int. Furniture Congress. Mugla, Turkey. 2016. Pp. 319-324.

9. Doyle R., Whittaker L. The changing nature of play, leisure and public space for children and young people. ESRC-RGC Youth Leisure Research Project. 2016. Available: https://reimaginingyouth.wordpress.com/2016/03/22/the-changing-nature-of-play-leisure-and-public-space-for-children-and-young-people/

10. Barnett L.A., Wade M.G. Children's play and the processing of information: An integrative study. Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. 1979. No. 2. Pp. 13-37.

Сведения об авторах

Губина Ольга Владимировна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, arh2007olga@rambler.ru

Коренев Владимир Иннокентьевич, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, vik.tomsk@rambler.ru

Authors Details

Ol'ga V. Gubina, Undergraduate, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, arh2007olga@rambler.ru

Vladimir I. Korenev, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, vik.tomsk@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.