Научная статья на тему 'Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении'

Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNITED SPACE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова О. А.

Образовательное пространство рассматривается как условие развития личности обучающихся, формирование у них духовно-нравственной ценности эстетических отношений. Предлагаются принципы, позволяющие организовать единое образовательное пространство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of creating integrated space in an educational organization

The educational space is explored as a condition of students personality development, formation of their spiritual and moral value of ethical relations. The article includes principles, which allow organizing the integrated educational space

Текст научной работы на тему «Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении»

/ Л. А. Петрушенко. - М., 1985. 7. Черкасов, В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе [Текст] / В. А. Черкасов. - Иркутск, 1975.

Бутакова О.А.

Принципы организации единого пространства в образовательном учреждении

Термин «образовательное пространство» вошел в научно-педагогический оборот совсем недавно и обозначает одно из тех понятий, которые выражают новые тенденции в развитии отечественного образования, обусловленные крупномасштабными процессами его реформирования, предпринятого в контексте общих кардинальных социально-экономических преобразований в стране.

Большинство научно-педагогических работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. При этом образовательное пространство рассматривается как фактор развития личности, социального воспитания школьников, формирования у них ценности эстетического отношения [3]. Исследуются педагогические условия гуманизации образовательного пространства и его становления с использованием нетрадиционных педагогических средств [1]. Обычно в этом случае речь идет об общеобразовательных учреждениях инновационного типа. Иначе говоря, идея создания образовательного пространства, обладающего определенными характеристиками, выступает как концептуально-теоретическая основа инновационной педагогической деятельности.

Основная и стратегическая цель образовательного учреждения - подготовка интеллигентного, образованного и всесторонне развитого культурного человека, обладающего творческим гуманистическим и диалоговым мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми [3].

Анализ же нынешней ситуации развития образования показывает, что традиционный образовательный процесс как организация совокупности воздействий на развитие личности оказался в таких условиях недостаточно эффективным. Главным фактором, обусловливающим необходимость замены классической парадигмы образования, выступают интенсивные цивилизационные изменения, способствующие лавинообразному увеличению человеческих знаний. В этих условиях образование уже не может давать фрагментарное знание. Человеку реальнее получать универсальное научное знание, позволяющее постоянно обновлять его развитие, стимулировать саморазвитие личности, способствовать динамичной адаптации ее к социальной и профессиональной деятельности [2].

В соответствии с этими стратегическими задачами образования школы ориентируются на:

• социализацию (гармонизацию отношений человека с природно-социальным миром через освоение современной картины мира; развитие национального самосознания человека, обеспечение условий для приобретения им широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро адаптироваться в социуме);

• профессионализацию (подготовку педагога нового типа, обладающего фундаментальными и прикладными знаниями и высокой культурой организации и осуществления профессиональной деятельности, приобретением им широкого базового образования);

• самореализацию (обучение человека продуктивной жизнедеятельности, создание условий для его самосовершенствования и саморазвития).

Такая триединая стратегия образования закладывает основание для его фундаментализации, обеспечивающей универсальность и мобильность использования обучающимися знаний и умений, а также стимулирующей у них потребность в творческом стиле жизнедеятельности. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что достижение подлинной непрерывности и интегративности образования на основе гуманистических подходов обеспечивается при условии реализации целого ряда принципов.

Проблема выявления и обоснования основополагающих принципов отечественного образования является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в педагогике на сегодняшний день. Практически нет исследователя, кто не коснулся бы в своих работах этой темы. Интерес к ней обусловлен тем, что принципы в наиболее обобщенной форме выражают сущность процессов, определяющих как современное состояние отечественного образования, так и перспективы, ориентиры его развития.

Организация единого образовательного пространства в образовательном учреждении, на наш взгляд, должна обеспечиваться следующими принципами:

• фундаментализацией образования, которая обеспечивает усиление научной и методологической подготовки обучающихся, усиление общеобразовательных компонентов в образовательных программах и др. Это актуализирует проблему отбора наиболее фундаментальных знаний в содержание образования, поскольку «только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу» [4];

• модульностью обучения, обеспечивающей устранение противоречия между предметно-дисциплинарным представлением содержания образования в образовательном стандарте (и учебном плане), ориентированным на структуру научного знания, и необходимостью интеграции знаний, усваиваемых обучающимися в процессе обучения. Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения и объединение в модулях обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы. На практике модульное обучение позволяет строить учебный материал так, чтобы его разделы не были независимы друг от друга, что позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единства содержания. Важной особенностью модульного обучения является также то, что обучающийся может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В основу модульной интерпретации учебного материала положен принцип системности содержания, что обеспечивает прочную фундаментальную подготовку учащихся. Модульное обучение дает учащимся возможность выбора вектора движения внутри модуля, который становится средством саморазвития, самоуправления;

• деятельностной направленностью образования, которая обеспечивается интеграцией теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями, ценностными ориентациями. Данный принцип основан на признании того, что деятельность является универсальным, инвариантным способом развития человека, позволяющим превращать знание в умение жить в этом сложном, постоянно меняющемся мире. Опора на принцип деятельностного подхода в обучении, суть которого заключается в том, что обучающийся овладевает способами использования богатств, знаний и опыта, накопленных человечеством в области гуманитарных, естественнонаучных и профессиональных знаний, определяет необходимость применения методов активного обучения и воспитания.

• субъект-субъектностью педагогических взаимодействий, обеспечивающих взаимодействие преподавателя и учащихся. Вместо широко распространенной схемы «субъект - объект», согласно которой педагог занимает позицию «над обучаемым», «ведет учащегося за собой», вводится схема субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества, в котором педагог меняет традиционную для процесса обучения «классическую» позицию на позицию «вместе с обучаемым». Становится все более очевидным, что информационно-контролирующие функции педагога должны уступать место координационным;

• единством образования и жизни, снимающим характерное для традиционной парадигмы образования противопоставление образовательного процесса реальной жизни обучающихся. Образование - это и есть для них жизнь, важная, ответственная, а в условиях непрерывного образования еще и достаточно продолжительная ее составляющая. Целостность образовательного пространства, интегрирующего все многообразие отношений и взаимосвязей субъектов образования, их действий и определенных условий, средств и результатов педагогических процессов, реально обеспечивает возможность достижения такого единства. Этот принцип, в частности, предполагает, что система отношений, складывающаяся в образовательном процессе между всеми его участниками (педагог - ученик, ученик - ученик, ученик - учебная деятельность и т.д.), рассматривается как модель жизненных, социальных отношений, в которые должен успешно влиться обучающийся;

• персонификацией обучения, обеспечивающей необходимость рассматривать человека не просто как личность, имеющую свои особенности, интересы и потребности, которые должны учитываться в образовании, но как уникальную природную многомерную систему. Принцип персонификации, сформулированный К.Я. Вазиной [1], предполагает рассмотрение человека в следующих «проекциях»: человек - природное явление с определенным набором задатков и способностей, которые обеспечивают человеку существование и развитие в системе отношений с окружающим миром во всем многообразии его проявлений (природных, социальных, культурных и др.); человек -уникальное явление, система четырех миров (физического, сенсорного, интеллектуального, духовного), имеющая неповторимое внутреннее содержание и возможности развития; человек - саморазвивающаяся система, поскольку он, как любая живая материя, существует в режиме саморегуляции и саморазвития. Понимание природной многомерной сущности человека определяет иные подходы к организации процесса обучения даже по сравнению с личностно-ориентированными, а тем более традиционными;

• саморазвитием личности обучающихся, включая все ее сферы -интеллектуальную, эмоционально-волевую и сенсорно-двигательную. A.M. Новиков

следующим образом раскрывает сущность данного принципа: «На каждой ступени образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у учащихся не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности, а в случае необходимости - и новые профессии, то есть образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности человека» [4].

Данные принципы, положенные в основу практической деятельности образовательного учреждения, обеспечивают целостность, единство его образовательного пространства и в то же время его преемственность с образовательными пространствами иерархически более высокого уровня, хотя и не исчерпывают всех аспектов, обеспечивающих такую преемственность.

Комплексная реализация выделенных принципов организации единого образовательного пространства требует более или менее существенного преобразования всех компонентов его образовательного континуума - системно-структурных, процессуальных, содержательных, средовых, деятельностных.

Литература

1. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека [Текст]/ К.Я. Вазина. - М.: Изд-во Московского государственного ун-та печати, 2002. - 145 с.

2. Гаязов, А.С., Хамитов, Э.Ш., Каримов, Э.Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография [Текст]/ А.С. Гаязов [и др.]. - Уфа, 2005. -248 с.

3. Найн, А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография [Текст]/ А.Я. Найн. - Шадринск, 1999. - 328 с.

4. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития [Текст]/ А.М. Новиков. - М.: «Эгвес», 2000. - 272 с.

Андреев Е.А.

Научный принцип маркетинговой контаминантности как ингредиент управления предприятиями, специализирующимися на торговле питьевыми природными минеральными водами

Собственный анализ производственной деятельности 309 малых и средних предприятий, осуществляющих лицензированную деятельность на рынке сбыта питьевых минеральных вод на курортах Краснодарского края, позволяет констатировать маркетинговую контаминантность в сбытовой стратегии этих организаций, поскольку 76,6% (n=237, p<0,05) изучаемых фирм соединяли в своей производственной деятельности торговлю двумя и более видами минеральных вод. Подобный методологический инструментарий являлся одним из способов завоевания рыночного преимущества. При этом под термином «маркетинговая контаминантность» понималась оптимальная линия рыночного поведения баз исследования, основанная на анализе перспективных затрат, при которых может быть произведён максимальный объем выпуска продукции, способный удовлетворить прогнозируемый (в ходе специального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.