Образовательное учреждение это особое культурное пространство и структурно-содержательный компонент пространства культуры более высокого уровня. Первый структурный компонент образовательного пространства вуза - это пространство знаний. Оно определяется уровнем, потенциалом, характером содержанием знаний, реально предлагаемых студентам и отражающих состояние науки в целом и транслируемых через специальные образовательные (учебные) программы. Специфика пространства знаний состоит в оптимальном сочетании фундаментальных и прикладных знаний, позволяющих формировать и мировоззрение будущего специалиста, его культурный и научный кругозор, и то же время готовность к практической деятельности. Главным в данном случае является понимание того, что высшее или среднее специальное профессиональное образовательное учреждение является не только частью культурного пространства общества, но и само выступает как особое культурное пространство, определяемое содержанием, определенным образом интегрируемых, транслируемых и осваиваемых знаний, характеризующих культурное пространство общества.
Особый характер имеет дугой компонент - пространство культуры отношений в образовательном учреждении, представленное многопланово и многоярусно. Это пространство культуры отношений профессорско-преподавательского состава между собой, определяемое особой присущей данному социальному слою, профессиональной этикой общения с коллегами; отношения преподавательский корпус - студенчество как взаимодействие двух коллективных субъектов педагогического процесса; взаимодействие педагога и студента на личном уровне, что в значительной степени определяется личными качествами и установками каждого преподавателя; взаимодействие студентов между собой, определяющееся особой субкультурой. Все эти отношения в определенной степени опосредуются и воздействием других компонентов образовательного пространства образовательного учреждения -администрации, общественных организаций.
Принципиально значимо выделение еще одного пространства образовательного учреждения - среды обитания в образовательном учреждении. Обстановка, в которой осуществляется педагогический процесс, является ощутимым психологическим фактором.
Образовательное учреждение (колледж, вуз) не только учреждение, предназначенное для обучения. Оно, прежде всего, порождение и составная часть культуры общества. Аккумулируя и транслируя научные знания, оно не может не вступать особым культурным пространством, заключающим огромные потенциальные возможности «культурного образования» и социализации в самом широком понимании, приобщая не только к научным знаниям и практическим умениям, но и к культуре отношений, взаимодействия. Представляя собой особую динамичную систему, включающую различные формы и уровни отношений, разнообразных видов и типов деятельности, разные возрастные группы в их возрастном и позиционном расслоении,
пространство образовательного учреждения создает широкие возможности для социализации личности.
Анализ научных источников [3, 5, 8, 11, 12, 19], касающихся решения проблемы содержания понятия «образовательное пространство», позволяет выявить некоторые объективные характеристики (аспекты) образовательного пространства как особого педагогического феномена и сделать предположения относительно его свойств.
«Физический» аспект образовательного пространства проявляется в его существовании как определенного «места», «локуса», в котором упорядоченно расположены и взаимодействуют элементы реальной педагогической системы, существующие в реальном времени и изменяющиеся в соответствии с законами физического и социального бытия. В рамках «физического» аспекта можно выделить такие характеристики образовательного пространства, как структурированность, протяженность, наличие определенной формы или ее отсутствие (аморфность), объем (образовательное пространство мира, страны, региона, образовательного учреждения, отдельной личности), замкнутость-разомкнутость, инвариантность-вариативность, плотность, стабильность-нестабильность, ригидность-лабильность. Заметим, что данные характеристики названы «физическими» со значительной степенью условности, и не аналогичны характеристикам пространства как естественного, физического явления.
Социальный (социокультурный) аспект.
Содержание, структура, формы существования педагогический и духовный потенциал образовательного пространства обусловлены объективными закономерностями общественного развития, уровнем развития цивилизации, историей и культурой общества (обществ) в рамках которого оно строится и функционирует, а также ценностными ориентациями и личной культурой субъектов образовательного пространства. Результатом функционирования образовательного пространства в социокультурном аспекте является возникновение определенного морально-психологического климата образовательного учреждения, традиций, стиля и тона межличностных взаимоотношений.
Психолого-педагогический аспект.
Образовательное пространство - это место встречи человека и культуры, место совместного бытия и взаимодействия всех компонентов образовательной системы, место реальной деятельности субъектов педагогического процесса, совокупность условий для развития и формирования личности. От структуры образовательного пространства, его «наполненности» и взаимодействия компонентов зависит результативность педагогического процесса, качество решения образовательных задач.
Наряду с понятием «образовательное пространство» в современной педагогической литературе существует близкое по значению понятие «воспитательное пространство». Оно также как и образовательное пространство обладает рядом существенных характеристик. Анализ данного понятия расширит наши представления об образовательном пространстве.
ственные организации образовательного учреждения, а также те организации, с которыми данное образовательное учреждение сотрудничает в рамках педагогического процесса. Для решения поставленных задач обеспечивается материальная база, необходимый педагогический менеджмент, назначаются конкретные исполнители из числа преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, а также студентов.
методологические подходы к организации образовательного пространства
В современной педагогике существует ряд методологических подходов к изучению феномена образования. В рамках этих подходов наполняется определенным смыслом и содержанием и образовательное пространство. С гуманистических позиций образовательное пространство это место, в котором происходит одно из величайших событий в жизни человека: Человек встречается с Миром. При этом «событие» интерпретируется и как акт встречи человека с миром в пространстве образования и как «со-бытие», то есть совместное бытие и взаимодействие человека и мира в этом пространстве [12].
Определенный интерес в контексте нашего исследования представляет подход к рассмотрению образовательного пространства с позиций культурологического и культуроформирующего подходов, которые в педагогической науке и практике выступают в единстве и функционируют по принципу комплементарнос-ти. В основе этих подходов лежит давняя европейская и отечественная педагогическая традиция, восходящая к идеям А. Дистервега, К. Д. Ушинского и пр.
По мнению Е. В. Бондаревской культурологический подход - это «видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в куль-туросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческим смыслом и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [2, с. 59].
культуроформирующий подход разрабатывался в отечественной педагогике рядом ученых, частности Б. Т. Лихачевым, который показал, как в пространстве определенной культуры в процессе ее освоения личность развивается по законам и тенденциям, присущим данной культуре, приобретая культуросообразные и культуровостребованные мировоззрение, знания, практические умения и навыки, нравственные эстетические, гражданские и иные ценности, идеалы, модели деятельности и поведения, формируя таким образом свою собственную, индивидуальную культуру [13].
В последние годы одним из наиболее перспективных методологических подходов в педагогике считается компетентностный. Он активно разрабатывается в настоящее время и позволяет рассматривать образовательное пространство как «место», в котором формируются наиболее важные, социально востребованные «ключевые» компетенции личности.
Под компетенцией в современной педагогике понимается социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (студента), необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере, а под компетентностью -владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. С позиций компетен-тностного подхода именно в образовательном пространстве происходит формирование ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, а также компетенций личностного самосовершентво-вания [24, 25].
Все эти компетенции можно рассматривать как показатели социализированности. В связи с этим возникает реальная педагогическая проблема: как должно быть организовано, и какими характеристиками должно обладать пространство образовательного учреждения для того, чтобы в нем успешно формировались социально значимые компетенции личности, то есть происходил процесс социализации?
Рассматривая феномен образовательного пространства с этих позиций, можно сделать ряд предположений общего характера относительно его свойств.
Образовательное пространство является объективно существующей педагогической реальностью.
В сфере образовательного пространства, смоделированного и сконструированного с научно-педагогических позиций и гуманистических позиций, встречи человека с миром культуры и миром другого человека носят развивающий характер. Образовательное пространство становится фактором гуманизации жизни в целом и педагогического процесса в частности.
Образовательное пространство может выполнить свою социализирующую миссию только в том случае, если оно будет создано в русле определенной культурной традиции, с ориентацией на присущие этой традиции идеалы и ценности, на реализацию культуросообразного содержания образования через систему соответствующих данной культуре образовательных технологий, и самое главное, через систему культуросообразных межличностных взаимоотношений и взаимодействий.
принципы организации образовательного пространства
Создание на уровне образовательного учреждения единого образовательного пространства на основе вышеозначенных теоретико-методологических подходов, обеспечивается при условии реализации определенных принципов. Принципы организации единого образовательного пространства, с одной стороны, являются универсальными и отражают общие тенденции и концептуальные подходы к организации современного образования, а с другой - отражают специфику конкретного образовательного учреждения. Рассмотрим некоторые принципы организации образователь-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
ного пространства высших и средних специальных образовательных учреждений.
принцип фундаментализации предполагает усиление научной и методологической подготовки студентов, обеспечивающей формирование научного и гуманного мировоззрения; расширение профилей профессиональной подготовки, использование общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах и т.п. Темп развития современной цивилизации настолько высок, что становится весьма затруднительным делом подготовить специалиста, способного сразу после завершения образования успешно работать в избранной сфере деятельности. Поскольку невозможно точно определить, каким будет состояние производственных технологий и тенденции их развития в избранной студентом сфере деятельности, необходимо строить процесс обучения так, чтобы выпускник сам мог достаточно быстро адаптироваться к профессиональной деятельности. Для этого необходим широкий общенаучный и профессиональный кругозор, который позволял бы выпускнику выходить за узкие рамки стандартных профессионально-производственных штампов и давал возможность мыслить независимо, критически и творчески. Таким образом, проблема включения в содержание образования фундаментальных знаний все более актуализируется: ведь «только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу» [16, с. 14].
принцип практической ориентированности и деятельностной направленности профессионального образования. В системе высшей и средней профессиональной школы принцип фундаментализации образования дополняется принципом практической ориентированности и деятельностной направленности профессионального образования. Эти принципы не противоречат, а наоборот, дополняют друг друга, поскольку современные должны сочетать широкий общенаучный и глубокий профессионально-теоретический кругозор с готовностью к практической деятельности. Как правило, человек имеющий среднее специальное и высшее образование является не простым исполнителем, а руководителем конкретного направления работы в рамках большого проекта. Поэтому он должен хорошо понимать суть содержание и цель работы в целом, сочетая это с практической готовностью к управлению технологическим процессом и людьми на конкретном участке производства.
принцип единства образования, жизни и профессиональной деятельности позволяет преодолеть традиционную оторванность образовательного процесса от реальной жизни и практической деятельности студентов. Пространство образовательного учреждения должно быть организовано таким образом, чтобы студент имел возможность свободно и естественно переходить от обучения к разнообразным видам социальной активности, а от них - к профессиональной деятельности в рамках учебно-производственной практики или на реальном производстве. При этом его
способности и таланты разнообразно обогащаются и развиваются. Свободное функционирование студента в пространстве образовательного учреждения позволяет ему максимально использовать его педагогический потенциал, свободно выходить за его пределы в реальную жизнь и возвращаться, будучи обогащенным разнообразным социальным опытом.
Образование для студента и есть жизнь, и для того, что бы она была насыщенной, плодотворной и полноценной, образовательное пространство колледжа должно отражать и воплощать реальную жизнь в ее лучших и наиболее значимых для молодого человека проявлениях. Этот принцип, в частности, предполагает, что система отношений, складывающихся в образовательном процессе между всеми его участниками (педагог - студент, студент - студент, студент - группа и т.д.), рассматривается как «модель» жизненных, социальных отношений, в которые обучающийся должен научиться успешно «встраиваться».
принцип персонификации образовательного пространства подразумевает, что совместными усилиями педагогов, администрации, общественных организаций и самих студентов образовательное пространство становится для каждого студента персонифицированным, создавая неповторимое сочетание микроусловий и микрофакторов для реализации возможностей, талантов и способностей. данный принцип является, на наш взгляд, дальнейшим развитием идеи личностно ориентированного образования. Ведущим условием реализации этого принципа является последовательное выстраивание субъект-субъектных отношений между всеми субъектами образовательного пространства.
Функции образовательного пространства
Пониманию сущности образовательного пространства будет способствовать определение его функций. На наш взгляд основными, наиболее общими педагогическими функциями образовательного пространства являются собственно образовательная (обучающая), воспитывающая, формирующая, развивающая, оздоравливающая, социализирующая.
В сфере образовательного пространства студенты постоянно получают внешние стимулы для приобретения общих и профессиональных знаний, разнообразную поддержку, поощрение образовательной активности. Взаимодействуя с преподавателями, сотрудниками образовательного учреждения, товарищами по учебе в различных секторах образовательного пространства они приобретают социальный опыт; у них формируются нравственные и гражданские качества, готовность к профессиональной деятельности и т.д. Образовательное пространство создает своеобразное «поле» векторов для их личностного и профессионального становления развития. В идеале образовательное пространство должно благотворно влиять на их физическое и психическое здоровье и формировать готовность к решению задач социализации.
кроме основных функций образовательному пространству как системе свойственны еще некоторые
Таким образом, интегративным критерием качества социализирующей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального саморазвития. Конкретизируя данное положение, можно сказать, что социализирующая образовательная среда профессионального образовательного учреждения -это система влияний и условий, обеспечивающих формирование готовности студентов к успешному решению задач социализации.
Социализирующая образовательная среда профессионального образовательного учреждения позволяет студентам:
- выйти на высокий уровень личностного развития, соответствующий современным требованиям;
- приобрести профессиональную компетентность и опыт профессиональной деятельности;
- развить способности и приобрести личные качества, позволяющие успешно выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и успешно включаться во все основные виды социально значимой деятельности.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антимова Е., Мосина А. Модель проектирования воспитательного пространства факультета //Alma mater. 2006. № 9.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. 352 с.
3. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 352 с.
4. Борисова Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 204 с.
5. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания : Монография /Научн. редактор Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
6. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М.: Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.
7. Гаязов А. С., Хамитов Э. Ш., Каримов Э. Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография. Уфа, 2005. 248 с.
8. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства // Народное образование. 2001. № 4. С. 167-172
9. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999. 200 с.
10. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и
практика школьных воспитательных систем. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
11. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 286 с.
12. Леонова О. Образовательное пространство как педагогическая реальность //Alma mater. 2006. № 1.
13. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара, СИУ, 1998. 200 с.
14. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
15. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. Шадринск, 1999. 328 с.
16. Новиков A. M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
17. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: РФФИ.ИИИ, 1995.
18. Плоткин М. М. Социальное воспитание школьников: Монография. - М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. 200 с.
19. Погребова Н. Б. Образовательное пространство лицея как условие развития исследовательской функции педагога: Дисс. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
20. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.
21. Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Дисс. . канд. пед наук. Архангельск, 2001.
22. Самерханова Э. Принципы организации единого образовательного пространства в вузе //Alma mater. 2006. № 4.
23. Социальная педагогика: монография /Под ред. В. Г. Бочаровой. М.: Владос, 2004. 368 с.
24. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
25. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639с
26. Чумичова Р. М., Редько Л. Л. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996. 24 с.
27. Щуркова Н. Е. Теория воспитания // Педагогика: Уч. пос. для студентов педагогических вузов и колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. 608 с
28. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования /Сост. Н. Н. Гара, С. В. Иванова. Под ред. А. В. Баранникова. М.: АСТ : Астрель, 2002. 221с.
29. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, 365с.