Научная статья на тему 'Принципы обучения в процессе формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений'

Принципы обучения в процессе формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розлован Валентина Валерьевна

В статье раскрываются принципы обучения, позволяющие обеспечить целостность процесса формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений. Принципы обучения позволяют соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе научно-исследовательской деятельности. Статья определяет основные принципы обучения в решении рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Розлован Валентина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы обучения в процессе формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

7. Северин Н.Н. Педагогическая оценка форм управления процессом профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. №2. 2012. С. 215-218.

© Радоуцкий В.Ю., 2016

УДК 378

Розлован Валентина Валерьевна

аспирант БУ ВО ХМАО - Югры «СурГУ», г. Сургут, РФ

E-mail: rozlovanv@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

В статье раскрываются принципы обучения, позволяющие обеспечить целостность процесса формирования исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений. Принципы обучения позволяют соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе научно-исследовательской деятельности. Статья определяет основные принципы обучения в решении рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова

Исследовательская компетенция, студенты профессионально-педагогических направлений, принципы

обучения, научно-исследовательская деятельность.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество [5, с. 327]. Чтобы определить позиции и установки, с которыми преподаватели подходят к организации процесса исследования и к поиску возможностей его оптимизации, обратимся к принципам обучения.

Под принципами обучения С.М. Вишнякова понимает исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащегося [1, с. 213].

Мы разделяем мнение В.И. Загвязинского и считаем, что принципы обучения - это своего рода методическое выражение теоретических закономерностей, которые выражаются в форме, адаптированной для применения закономерностей на практике [4, с. 163].

Применительно к нашему исследованию характерными принципами являются следующие:

- принцип научности и жизненной ориентации;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности;

- принцип наглядности;

- принцип прочности;

- принцип формирования обобщенных знаний и способов деятельности.

Принцип научности и жизненной ориентации направлен на усиление роли науки в обществе, современное развитие которой требует от образования переноса акцента с усвоения знаний, умений и навыков на способность решать различные жизненные проблемы (принцип компетентностного подхода). По мнению Л.И. Гриценко, связь науки с жизнью должна осуществляться не только при помощи изучения законов и научных теорий, применимых в жизненных ситуациях, а на базе самой взаимосвязи научных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

теорий с жизненными этапами [2, с. 79]. Принцип научности и жизненной ориентации способствует развитию познавательной активности учащихся, формированию навыков научного поиска и организации учебного труда [6, с. 312]. В процессе обучения необходимо включить учащихся в самостоятельное исследование, т.е. работе с литературными источниками, решение самостоятельно поставленных проблем. При занятии научно-исследовательской деятельностью студенты, сталкиваются с различными трудностями, которые встречаются в реальной жизни, а их решение позволяет сформировать у них не только новое знание, научное мировоззрение, а в первую очередь готовность к решению различных жизненных проблем.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс научно-исследовательской деятельности стимулировал бакалавров профессионально-педагогических направлений применять полученные знания в решении исследовательских задач. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, путем применения получаемых знаний на практике, путем формирования понимания, что практика выступает как основы истинного получения знаний [5, с. 407].

Принцип системности предполагает логическое построение процесса обучения, что ведет к усвоению не только знаний в определенном порядке (принцип систематичности), но и установлению связей между элементами материала и места каждого элемента в системе. По мнению Л.И. Гриценко, принцип системности намного шире принципа систематичности, так как он охватывает не только содержательно-логические связи между отдельными частями материала, но и позволяет осознать структурно-функциональные связи между ними, в результате которых новые знания «преобразуются в психические новообразования», что ведет к развитию личности [2, с. 126].

Принцип наглядности - принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, которые воспринимаются обучающимися через зрительные, моторные и тактильные ощущения [5, с. 427]. Принцип наглядности предусматривает применение в процессе исследования различных наглядных средств, таких как макеты, графики, схемы и т.д. Наглядность обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, способствует глубокому усвоению учебного материала.

Принцип прочности предполагает закрепление полученных знаний в памяти учащихся путем повторения материала, его структурированием и систематическим контролем результатов обучения. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения. Принцип формирования обобщенных знаний и способов деятельности лежит в русле развивающего обучения В.В. Давыдова, суть которого заключается в формировании у учащихся обобщенных знаний и понятий, создавая тем самым основу для целостного восприятия предметов или явлений [3, с. 285]. Понимание обобщенных понятий способствует развитию внутренней стимуляции к процессу обучения, повышению познавательного процесса, творческому подходу к процессу учения. В процессе выполнения научно-исследовательской работы важным является формирование у студентов основных понятий, таких как исследование, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования и т.д. Осознание учащимися вышеназванных понятий приводит к широкой ориентации в понимании исследовательской деятельности, выполнению заданий на междисциплинарном уровне.

Такая совокупность принципов позволяет обеспечить целостность процесса формирования исследовательской компетенции и определить содержание данного процесса. Список использованной литературы:

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения : интегративный подход : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения : монография / В. В. Давыдов. - М. : «ОПЦ ИНТОР», 1996. - 542 с.

4. Загвязинский, В. И. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 350 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика (раздел 1) / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М., 2007. - 576 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№3/2016

6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А Сластенин, В. П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 480 с.

© Розлован В В., 2016

УДК 378.095

Самойлова Ольга Андреевна

Аспирант Московского Педагогического Государственного Университета (кафедра рисунка), Москва, РФ E-mail: olya_kustova1990@mail.ru,

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКОВ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА Е.Е. МОИСЕЕНКО)

Аннотация

Статья посвящена изучению художественного образования высшей школы советского периода. В частности, рассмотрены инновационные процессы в период «оттепели» на примере педгогического опыта персональной мастерской Е.Е. Моисеенко. Исследование методик преподавания художников-шестидесятников в системе персональных мастерских РАХ представляет собой анализ историко-культурных особенностей развития искусства, рассмотренных под углом стилевых тенденций в преподавании. Акцентировано влияние творческой системы художников на формирование живописной манеры учеников. Выделены понятия нормативного и авторского подхода к обучению.

Ключевые слова

Художественная педагогика, академическое образование, педагогический опыт, шестидесятники, авторский подход.

Современный этап развития русской художественной школы предполагает тесную связь с процессом становления классического искусства постсоветского периода. Смена культурных парадигм ушедшего столетия позволяет выделить предпосылки появления тех или иных художественных тенденций в современном образовательном пространстве. Выделяя отдельные периоды, особый вес в образовательной традиции имеет, прежде всего, педагогический опыт художников - шестидесятников. Одним из ключевых художников, оказавших огромное влияние на обучение в Академии Художеств второй половины ХХ века является Евсей Евсеевич Моисеенко (1916—1988).

Если пытаться определить культурные предпосылки, повлиявшие на творческое и педагогическое наследие Е.Е. Моисеенко, то можно выделить два основных момента. Первый - это воздействие западной культуры. Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина С.И. Михайловский пишет: «Самым важным обстоятельством тогдашней жизни можно назвать падение железного занавеса... внешнее великолепие западной жизни затмило все. Всех потянуло к яркости, к открытому цвету, к четкой форме, к орнаментации»[1, c. 14]. Второе значимое событие - открытие запретного и неизвестного русского авангарда 1920-х годов, с помощью чего была восстановлена культурная традиция. В дальнейшем обе эти линии будут интерпретированы живописцем и найдут воплощение в преподавательской практике.

Преемственность вхутемасовской традиции особенно хорошо прослеживается при взгляде на работы А.Самохвалова, интимные портреты В.Лебедева, живописные полотна А. Пахомова, и конечно на образы А.А. Осмёркина, в персональной мастерской которого учился Е.Е. Моисеенко. Мастер частично заимствует живописную манеру авангардных художников: смелый колористический и композиционный ход («Сын», «Портрет А.А. Осмеркина»), подчеркнутая графичность через контуры и абрисы вокруг фигур («Черешня», «Утро»), использование белых всплесков (в «Земле», «Товарищах») сочетается с полифоническим звучанием цвета, искусным подбором тональных отношений. Интересна строгая конструктивность и пластическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.