Научная статья на тему 'Принципы обучения иероглифическому письму в методике преподавания китайского языка'

Принципы обучения иероглифическому письму в методике преподавания китайского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ / ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PRINCIPLES / ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / VISUALIZATION / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / SYSTEM PRINCIPLE / ПРИНЦИП ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПИСЬМА / THE PRINCIPLE OF GRADUAL FORMATION OF WRITING SKILLS / TEACHING WRITING / COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагер Нелли Борисовна

Статья посвящена методике обучения китайскому иероглифическому письму. В статье рассматриваются основные принципы обучения, включающие дидактические, общие и частные методические принципы, а также предлагаются рекомендации по организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of learning the Chinese hieroglyphic writing. The author analyses various principles of learning Chinese characters, comprising basic didactic, general and particular methodical principles.

Текст научной работы на тему «Принципы обучения иероглифическому письму в методике преподавания китайского языка»

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В

к»

МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Лагер Нелли Борисовна

аспирант кафедры лингводидактики Московский государственный областной университет

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена методике обучения китайскому иероглифическому письму. В статье рассматриваются основные принципы обучения, включающие дидактические, общие и частные методические принципы, а также предлагаются рекомендации по организации учебного процесса.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of learning the Chinese hieroglyphic writing. The author analyses various principles of learning Chinese characters, comprising basic didactic, general and particular methodical principles.

Ключевые слова: обучение письму, принцип сознательности, принцип наглядности, принцип когнитивной направленности процесса обучения, принцип системности, принцип поэтапного формирования навыков и умений письма.

Keywords: teaching writing, learning principles, cognition, visualization, sy&em principle, the principle of gradual formation of writing skills.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в его принципах. Принцип обучения — это «первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету»[2, с.139]. Принципы обучения раскрывают теоретические подходы к построению учебного процесса, определяют позиции и установки для его оптимизации.

Для построения эффективной системы обучения иероглифическому письму необходим учет и применение в практике преподавания широкого диапазона дидактических, обще- и частно-методических принципов, лежащих в основе современных подходов методики обучения иностранным языкам.

К принципам, непосредственно влияющим на процесс формирования навыков и умений письма необходимо отнести:

1) принцип сознательности;

2) принцип когнитивной направленности процесса обучения;

3) принцип наглядности;

4) принцип системности;

5) принцип поэтапного формирования навыков и умений письма.

Рассмотрим, какую роль в обучении иероглифическому письму китайского языка играет каждый из вышеуказанных принципов.

В методике обучения иероглифическому письму одним из важных общедидактических принципов является принцип сознательности. Данный принцип получил свое обоснование в рамках сознательно-сопоставительного метода [4]. Сущность принципа сознательности состоит в том, что учащиеся осознают осваиваемые действия и операции с языковым материалом. В цели обучения китайскому иероглифическому письму включается формирование навыков письма на китайском языке, обучение основным единицам иероглифического письма (черта, графема). Таким образом, учебный процесс предполагает осуществление анали-тико-синтетических операций по классификации и категоризации иероглифического материала. Учащиеся должны сознательно определять структуру иероглифического знака

и создавать логические связи между различными иероглифами.

Логические связи лежат в основе мыслительной деятельности. Характеризуя развитие мышления, И.П. Павлов писал: «Мышление до известного пункта ничего другого не представляет как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций, значит каждая маленькая, первая ассоциация — это есть момент рождения мысли» [5,с.585]. Сознательное, осмысленное изучение иероглифического материала предполагает установление широких связей: иероглифы заучиваются не механически, а сознательно, с пониманием каждого знака, его генезиса, связи формы со значением слова и т.д.

Принцип сознательности получает новое звучание в принципе когнитивной направленности процесса обучения (Н. Д. Гальскова, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.). Суть принципа когнитивной направленности процесса обучения заключается в решении таких проблем, как восприятие, познание, обработка, структурирование, сохранение, выведение и использование знаний. А. В. Щепилова отмечает, что «оптимальная организация учебного процесса на этапе осознания нового должна совпадать с естественным путем познания, свойственным психике человека»[8, с. 5]. При естественном изучении языка «познание движется от наблюдений за функционированием языка к анализу лингвистических элементов (от целого к структуре)»[8, с. 5]. Таким образом, принцип когнитивной направленности процесса обучения иероглифическому письму реализовывается за счет формирования у учащихся системы соответствующих знаний, эффективного использования познавательных стратегий (мнемических, когнитивных, компенсаторных, метакогнитивных, социально-аффективных), а также развития мыслительных и интеллектуальных способностей учащихся.

Важное значение в организации процесса обучения иероглифическому письму имеет принцип наглядности. Его необходимость обосновывается «диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания» [9,с.233]. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. По мнению

Е. И. Пассова, целью применения изобразительных смысловых опор является активизация необходимых ассоциаций между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания [6] В методике обучения китайскому иероглифическому письму языковая наглядность может быть представлена в виде особой, концентрической организации иероглифического материала в иероглифические «кластеры». Кластер (от англ. с1ийег — пучок, гроздь) — это совокупность однородных элементов,

идентичных объектов, образующих группу [7]. Основным условием объединения определенных иероглифических знаков в кластеры является наличие у них некоторого признака, который позволяет проследить взаимосвязь между ними. Иероглифический кластер может быть построен на основе графической формы, звукобуквенного стандарта или семантического значения. В качестве иллюстрации приводится иероглифический кластер «Человек», построенный на графическом компоненте А «человек» (рис.1).

( ^ jie

V (между)

&zh6ng Л

(толпа) У

Щ jie

(граница)

Рисунок 1. Иероглифический кластер «Человек»

Следует отметить, что концентрическая организация материала позволяет выявлять системные связи между иероглифическими знаками, а также предоставляет возможность анализировать и синтезировать изученный иероглифический материал.

Реализация принципа системности в организации процесса обучения иероглифическому письму предполагает формирование в сознании учащихся представления об изучаемом языке как о целостной системе, состоящей из набора элементов и правил их употребления. Наибольшую трудность в изучении иероглифики представляет сложная графическая форма. «Если бы в каждый из десятков тысяч иероглифов входили все новые черты, — пишет профессор В.П. Васильев, — то, конечно, нечего было бы и толковать о каком-нибудь систематизировании; каждый иероглиф должен бы быть изучаем сам в себе или сам по себе»[1,с.3]. Однако иероглифический знак представляет собой структурную организацию, включающую ряд элементов (черта, графема), присущих всей системе иероглифической письменности. Это позволяет установить особенности, характеризующие всю графическую систему иероглифической письменности.

Необходимо отметить, что в процессе обучения важно развивать у учащихся иероглифическое «чутье», которое основывается на «причинно-следственной связи трех со-

ставляющих иероглифа (звучания, написания, значения) и их составных элементов, то есть анализа и синтеза внутренней структуры, формы, сочетаемости каждого составного элемента» иероглифического знака[3, с.123].

Особое место в обучении иероглифическому письму занимает методический принцип поэтапного формирования навыков и умений письма. Суть данного принципа заключается в том, что обучение иностранному языку должно строиться поэтапно, от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.

В процессе обучения навыкам китайского иероглифического письма можно выделить следующие этапы: ознакомление с новым иероглифическим материалом, тренировка в использовании материала и применение материала в новых условиях.

На этапе ознакомления с новым иероглифическим материалом происходит восприятие и распознавание иероглифических знаков, формируются знания об основных и производных чертах иероглифического письма, об основных графемах, компонентах и аспектах иероглифической системы. Детально изучается композиционная структура иероглифических знаков, правила каллиграфии, порядок начертания.

На этапе тренировки в использовании материала происходит воспроизведение изученных черт, графем, иероглифи-

ческих знаков: осуществляются операции по актуализации различных компонентов и аспектов иероглифов, выбор графических компонентов для записи иероглифических знаков. На данном этапе формируются графические, каллиграфические и орфографические навыки письма.

На этапе применения иероглифического материала в новых условиях осуществляется совершенствование навыков письма, интегрируются полученные учащимися декларативные и процедурные знания.

В целом, поэтапность формирования навыков и умений письма должна обеспечивать, с одной стороны, его доступность для всех обучающихся, с другой — усиливать его результативность.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что грамотное сочетание и реализация данных принципов в практике обучения будет обеспечивать успешное формирование навыков и умений иероглифического письма.

Список литературы:

1. Васильев В.П. Анализ китайских иероглифов. Спб., изд. 2-е, ч.1, 1898. — 110с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336с.

3. Масловец О.А. Методика обучения китайскому языку в средней школе. М.: Восточная книга, 2012. — 184с.

4. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. - М., 1998. — 54с.

5. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. Т.2. — М.-Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1949. — 627с.

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. — М.: Русский язык, 1989. — 276с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2011. — 512с.

8. Щепилова А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С. 4-11.

9. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. — 746с.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Ростовцева Полина Петровна

канд. пед. наук, доцент кафедры языковой коммуникации ФГБОУ ВО "Российской академии музыки имени Гнесиных"

(РАМ имени Гнесиных), г. Москва, доцент департамента языковой подготовки ФГБОУ ВО "Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ", г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается педагогическая система формирования профессионально ориентированной вторичной языковой личности студентов неязыковых вузов через комплекс взаимосвязанных направлений, важнейшим из которых является целенаправленная воспитательная работа.

ABSTRACT

The article discusses the sy^em of education specially designed to form secondary lingui^ic identity of Sudents on non-lingui^ic universities.

Ключевые слова: педагогическая система, воспитательная работа, иноязычная подготовка, студенты, неязыковые вузы.

Keywords: pedagogical syflem, education, foreign language training, fludents, non-linguiflic universities

Становление вторичной профессионально ориентированной языковой личности студента неязыкового вуза происходит в образовательном процессе иноязычной подготовки, который претерпевает в настоящее время значительные преобразования. Целью иноязычной подготовки является овладение основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Этот процесс является системным, поэтому важным условием дальнейшего совершенствования процесса воспитания средствами предмета иностранный язык явля-

ется его оптимизация, которая предполагает определенный выбор содержания, форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедр иностранного языка, кафедр специальных дисциплин и студентов, обеспечивающего наибольший воспитательный эффект в образовательном процессе неязыковых вузов.

Анализ процесса воспитания студентов нелингвистических специальностей средствами иностранного языка показывает, что его организация в целом позволяет решать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.