Научная статья на тему 'Воспитательный аспект содержания иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов'

Воспитательный аспект содержания иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / НЕЯЗЫКОВЫЕ ВУЗЫ / NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцева Полина Петровна

В статье рассматривается педагогическая система формирования профессионально ориентированной вторичной языковой личности студентов неязыковых вузов через комплекс взаимосвязанных направлений, важнейшим из которых является целенаправленная воспитательная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовцева Полина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the system of education specially designed to form secondary linguistic identity of students on non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект содержания иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов»

ческих знаков: осуществляются операции по актуализации различных компонентов и аспектов иероглифов, выбор графических компонентов для записи иероглифических знаков. На данном этапе формируются графические, каллиграфические и орфографические навыки письма.

На этапе применения иероглифического материала в новых условиях осуществляется совершенствование навыков письма, интегрируются полученные учащимися декларативные и процедурные знания.

В целом, поэтапность формирования навыков и умений письма должна обеспечивать, с одной стороны, его доступность для всех обучающихся, с другой — усиливать его результативность.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что грамотное сочетание и реализация данных принципов в практике обучения будет обеспечивать успешное формирование навыков и умений иероглифического письма.

Список литературы:

1. Васильев В.П. Анализ китайских иероглифов. Спб., изд. 2-е, ч.1, 1898. — 110с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336с.

3. Масловец О.А. Методика обучения китайскому языку в средней школе. М.: Восточная книга, 2012. — 184с.

4. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. - М., 1998. — 54с.

5. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. Т.2. — М.-Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1949. — 627с.

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. — М.: Русский язык, 1989. — 276с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2011. — 512с.

8. Щепилова А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С. 4-11.

9. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. — 746с.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Ростовцева Полина Петровна

канд. пед. наук, доцент кафедры языковой коммуникации ФГБОУ ВО "Российской академии музыки имени Гнесиных"

(РАМ имени Гнесиных), г. Москва, доцент департамента языковой подготовки ФГБОУ ВО "Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ", г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается педагогическая система формирования профессионально ориентированной вторичной языковой личности студентов неязыковых вузов через комплекс взаимосвязанных направлений, важнейшим из которых является целенаправленная воспитательная работа.

ABSTRACT

The article discusses the sy&em of education specially designed to form secondary lingui^ic identity of Sudents on non-lingui&ic universities.

Ключевые слова: педагогическая система, воспитательная работа, иноязычная подготовка, студенты, неязыковые вузы.

Keywords: pedagogical syflem, education, foreign language training, fludents, non-linguiflic universities

Становление вторичной профессионально ориентированной языковой личности студента неязыкового вуза происходит в образовательном процессе иноязычной подготовки, который претерпевает в настоящее время значительные преобразования. Целью иноязычной подготовки является овладение основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Этот процесс является системным, поэтому важным условием дальнейшего совершенствования процесса воспитания средствами предмета иностранный язык явля-

ется его оптимизация, которая предполагает определенный выбор содержания, форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедр иностранного языка, кафедр специальных дисциплин и студентов, обеспечивающего наибольший воспитательный эффект в образовательном процессе неязыковых вузов.

Анализ процесса воспитания студентов нелингвистических специальностей средствами иностранного языка показывает, что его организация в целом позволяет решать

задачи по формированию и развитию вторичной языковой личности обучающихся. Однако, практика воспитательной работы средствами иностранного языка в образовательном процессе показывает, что большинство преподавателей неязыковых вузов недостаточно ориентируются в вопросах организации, содержания и методики воспитания студентов: не всегда принимаются во внимание особенности воспитательной работы в соответствии с лингвистическим и культурологическим контекстом иностранного языка и профилем вуза; планирование воспитательного аспекта на занятиях по иноязычной подготовке осуществляется с низким качеством.

Основными причинами сложившейся ситуации являются, в частности, недооценка роли воспитательной работы средствами учебной дисциплины иностранный язык, в организации и содержании которой недостает нужной целеустремленности, в связи с переменами, происходящими в высшем образовании, недостаточно разработанным лингво-дидактическим и методическим обеспечением воспитательного аспекта практических занятий по иностранному языку. Большая часть методических разработок в воспитательном аспекте не обладает целенаправленным характером и не связана с задачами формирования и развития вторичной профессионально ориентированной языковой личности студента неязыкового вуза. Так, в современной высшей школе сложилась ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, возрастающими требованиями к современным специалистам (а иностранный язык является одним из них), а с другой - недостаточным использованием имеющихся потенциальных возможностей воспитательной работы средствами иностранного языка.

С учетом профессиональной направленности формирования вторичной языковой личности целесообразно будет выделить вербально-семантический, когнитивный и прагматические уровни.

Вербально-семантический уровень предполагает такой уровень владения иностранным языком, который соответствует уровню носителя языка. Когнитивный уровень позволяет получать новые знания, необходимые для профессиональной деятельности, через иностранный язык. Прагматический уровень позволяет перейти к реальному речевому общению, учитывая цели, мотивы, интересы студентов.

Многоаспектность цели обучения профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, включающей помимо учебной, методической и науч-

ной работы воспитательную работу. Такая воспитательная работа предполагает целенаправленный, систематический и организованный процесс взаимодействия профессорско-преподавательского состава на сознание, чувства, волю студентов с целью формирования у них высоких профессиональных качеств в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Достижение этой цели связано с реализацией следующих задач воспитания студентов нелингвистических специальностей:

• формирование уважительного отношения к стране изучаемого языка, ее истории и традициям;

• развитие потребности пользоваться иностранным языком как средством общения в условиях профессионального общения;

• построение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

• стимулирование познавательной деятельности, необходимой для будущей профессиональной деятельности;

• подготовка профессорско-преподавательского состава на индивидуальную работу со студентами;

• формирование иноязычной профессионально ориентированной компетентности.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно предложить следующие пути совершенствования воспитательной работы в процессе иноязычной подготовки:

• повышение эффективности и результативности системы воспитания, совершенствование ее структурных элементов, содержания и методики;

• реализация принципа воспитывающего обучения;

• повышение роли профессорско-преподавательского состава в обеспечении высокой эффективности воспитательного процесса средствами иностранного языка.

Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М., 1987

3. Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста. Язык-система, язык-текст, язык-способность / И.И. Халеева. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.