Научная статья на тему 'Принципы неортодоксального марксизма'

Принципы неортодоксального марксизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
616
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / НАУЧНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ОТКРЫТАЯ НАУЧНАЯ СИСТЕМА / ДОГМАТИЗМ / РЕВИЗИОНИЗМ / ПРИНЦИПЫ НЕОРТОДОКСАЛЬНОСТИ / MARXISM / SPECIFIC CONDITIONS / FUNDAMENTAL PROVISIONS / SOURCE OF DEVELOPMENT / CONTRADICTIONS / SCIENTIFIC / OBJECTIVITY / INTERESTS / SOCIAL GROUPS / OPEN SCIENTIFIC SYSTEM / DOGMATISM / REVISIONISM / PRINCIPLES OF UNORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черняховский Сергей Феликсович

В статье рассматриваются вопросы неортодоксального видения марксистской теории, т.е. принципиальной возможности соединения марксизма в его целостности с данными последующей общественной науки. Автор излагает основные принципы такого подхода, который непротиворечиво объяснял бы происходящие изменения в мире с точки зрения последовательного сохранения всех сущностных положений классического марксизма. Сутью и центральной мыслью данного материала является простой тезис: можно признавать марксизм верным либо считать его ошибочным это рассудит история. Но если марксизм признавать верным, его нужно признавать верным полностью, либо не относить себя к его последователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF UNORTHODOX MARXISM

The article deals with the issues of unorthodox vision of Marxist theory, that is, the principal possibility of combining Marxism in its integrity with the data of subsequent social science. The author sets out the basic principles of such an approach, which would consistently explain the changes in the world in terms of the consistent preservation of all essential provisions of classical Marxism. The essence and central idea of this material is a simple thesis: you can recognize Marxism as true or consider it wrong history will judge. However, while considering it as valid one, it is necessary to admit it fully faithful or not to classify themselves as its followers.

Текст научной работы на тему «Принципы неортодоксального марксизма»

Юбилей

ЧЕРНЯХОВСКИЙ Сергей Феликсович — доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27; serfecher@mail.ru)

ПРИНЦИПЫ НЕОРТОДОКСАЛЬНОГО МАРКСИЗМА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы неортодоксального видения марксистской теории, т.е. принципиальной возможности соединения марксизма в его целостности с данными последующей общественной науки. Автор излагает основные принципы такого подхода, который непротиворечиво объяснял бы происходящие изменения в мире с точки зрения последовательного сохранения всех сущностных положений классического марксизма.

Сутью и центральной мыслью данного материала является простой тезис: можно признавать марксизм верным либо считать его ошибочным - это рассудит история. Но если марксизм признавать верным, его нужно признавать верным полностью либо не относить себя к его последователям. Ключевые слова: марксизм, конкретные условия, фундаментальные положения, источник развития, противоречия, научность, объективность, интересы, социальные группы, открытая научная система, догматизм, ревизионизм, принципы неортодоксальности

Дэниел Белл в одном из предисловий к своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» отмечает, что в основе всего его анализа лежит марксистский подход, но несколько нетрадиционно реализованный. Белл пишет о наличии в «Капитале» Маркса не одной, а двух моделей развития капиталистического общества. Первая, классическая, дана в I томе и предполагает максимальное обострение отношений между классами и развитие их борьбы до взрыва, уничтожающего капиталистическое общество. Вторая - в III, и предполагает модификацию капитализма с отделением собственности от контроля за управлением предприятиями, с возникновением административного класса «белых воротничков», число которых может стать непропорционально большим по сравнению с рабочим классом. Белл отмечает, что по основной схеме Маркса на первый план должны были выйти общественные отношения и привести к бескомпромиссной классовой борьбе. «Однако, - пишет Белл, -в реальности такая поляризация не произошла, а наиболее важным стал упор на технику и индустриализацию». Белл рассматривает это как подтверждение Марксовой теории развития производительных сил.

Кто-то считает, что катастрофа СССР и стран-союзниц доказала несостоятельность марксизма. Кто-то - что СССР и его союзники марксизм извратили. Хотя последним можно было бы возразить, что пока они, как минимум до середины 1980-х гг., не слишком от марксизма отходили - их страны развивались успешно. Но когда отошли - их и постигла катастрофа.

В любом случае именно в марксизме берет начало и кейнсианство, и постиндустриализм, а в университетах Запада он является предметом уважительного изучения и преподавания. В данной статье речь идет несколько о другом: о том, что можно было бы считать целостным видением марксизма, и о том, может ли марксизм при сохранении всей своей последовательной целостности быть принципиально изложен как не противоречащий реалиям современной эпохи и данным последующей после него общественной науки.

Попытаемся ответить на ряд вопросов, возникающих у тех, кто не утратил интерес к марксизму, и раскроем ряд положений, связанных с пониманием его сущности.

1. Что такое марксизм? Сумма цитат или метод?

Мы отвечаем: марксизм - это совокупность теоретических, политических и нравственных позиций и ценностей, изложенных в первую очередь в трудах Маркса, Энгельса и Ленина.

2. Но классики марксизма жили много лет назад. Можно ли переносить в XXIвек оценки XIX века?

- Работы классиков есть применение к конкретным условиям общих теоретических положений. Если изменились конкретные условия, то общие положения должны применяться в них по-новому. Однако из этого не вытекает, что должны меняться сами общие положения.

3. Но если кто-то считает их ошибочными? Или считает, что сегодня они утратили силу?

- Дело научной совести каждого, считать фундаментальные положения верными или нет, считать их сохраняющими силу или нет. Однако, если считаешь то или иное фундаментальное положение марксизма утратившим силу или ошибочным (в обоих случаях - нефундаментальным), зачем лицемерно называть себя марксистом?

4. Но какие положения марксизма считать фундаментальными, а какие нет?

- Фундаментальным следует считать то, что считали фундаментальным сами классики. В любом положении марксизма без труда можно определить, что они относили к той или иной конкретной ситуации, а что считали законом общественного развития.

5. Но разве классики марксизма сформулировали все законы общественного развития, исчерпали все богатство общественной жизни?

- Конечно, нет, это физически невозможно. Могут и должны быть открыты новые законы, уточняющие или дополняющие прежние, но они не должны противоречить сформулированным ранее.

6. Но с точки зрения самого марксизма противоречие — источник развития. Не означает ли упомянутый принцип отказ от развития?

- Источник развития (более того - критерий истины) - внутренние противоречия. Каждое противоречие предполагает область своего применения, а следовательно и область, где оно неприменимо, т.е. в каждом научном положении уже заложено и утверждение, и отрицание, и его тождество с самим собой, и его отличие от самого себя. Борьба, взаимопроникновение и взаимодействие этих начал и обеспечивают развитие. Это значит, что каждый следующий шаг в развитии науки в неразвитом виде заложен в предыдущем. Но если новый закон не содержится в старом и сам не содержит его в сжатом виде, значит, новый закон ложен.

7. Почему же ложен новый закон, а не старый?

- Старый закон - это закон, нашедший подтверждение хотя бы в старой практике, а новый закон до его подтверждения практикой - всего лишь гипотеза. Можно проверять практикой и ее. Однако в обществе такие эксперименты слишком дорого обходятся, поэтому, если есть возможность, есть критерий оценки на стадии теоретического анализа, то, вполне естественно, ее следует использовать.

8. Но жизнь течет, все развивается, почему же не могут развиваться ранее сформулированные законы?

- По указанной выше причине развитие, уточнение или модификация того или иного закона или положения, открытого или сформулированного марксизмом, не должно противоречить этому или иному закону марксизма.

9. Но закон — нечто устойчивое в явлении. Разве не может уйти в прошлое само явление?

- Одни реалии могут прийти на смену другим, но пока существуют социаль-

2018'06

ВлАсть

185

ные реалии, применительно к которым в рамках марксизма сформулирован тот или иной закон, действует и этот закон, поскольку существует область его применения. Новые реалии не возникают из ничего, они являются продолжением старых, а значит, и действующий в новых условиях закон есть инобытие, продолжение старого закона и тоже не может ему противоречить.

10. И все-таки разве не могли классики марксизма, будучи правыми в основном, в тех или иных вопросах теории ошибаться?Ведь признаны их частные ошибки в тактике, в конкретной политике?

- Претендовать на абсолютную непогрешимость было бы смешно. Но все фундаментальные положения марксизма настолько взаимосвязаны (и настолько выверены самими классиками), что представляют одну систему. Отказ от одного из них неизбежно означает отказ и от остальных.

11. Но ведь очевидно, что жизнь далеко не во всем совпадает с построениями классического марксизма — разве это его не опровергает?

- Если нам кажется, что жизнь не совпадает с марксистской теорией, надо прежде всего проверить себя: все ли мы поняли в открытой нам реальности? Верно ли мы поняли сам марксизм? И окажется, что где-то мы допустили ошибку.

12. Но если, руководствуясь марксизмом в практической деятельности, мы получаем результат, противоречащий предсказанному?

- Известное несовпадение теории и практики заложено в самой их природе. Если же это несовпадение становится противоречием, то следует предположить, что мы не до конца поняли тот или иной закон либо неверно применили его на практике.

13. Возможен и другой вариант: управляя развитием того или иного процесса на основе известного нам закона, мы пришли к рубежу, когда в данном явлении созрели его внутренние противоречия, в скрытом виде отраженные в известном нам законе.

14. Подобный вывод нуждается в тщательной проверке, но, если он подтверждается, мы можем поздравить себя с успехом: хотя мы и не поняли до конца всю глубину закона, но сумели претворить свои замыслы с жизнь настолько, что создали не просто нечто новое, но некое жизнеспособное явление, обладающее источниками своего внутреннего развития.

15. Но после создания классиками своих трудов возникло множество иных учений, творили многие другие обществоведы. Может ли марксизм их игнорировать?

- Марксизм - открытая научная система. Он предполагает изучение всех концепций и принятие тех сформулированных в них положений, которые не противоречат законам, открытым марксизмом.

16. Значит, марксизм должен впитывать в себя новые научные знания?Новые данные? Должен развиваться?

- Один из стержней методологии марксизма - неисчерпаемая способность его фундаментальных положений впитывать в себя все новейшие научные данные, не входя в противоречие со своими выводами.

17. Но в чем суть неортодоксальности? Чем она отличается от ревизионизма или, напротив, от догматизма?

- Неортодоксальный марксизм решает все новые вопросы на основе всех фундаментальных законов марксизма и всех тех новых положений, которые им не противоречат.

Догматизм каждое частное положение классиков возводит в ранг всеобщего закона, не умея провести грань между общим, особенным и частным, новым реалиям навязывая старые частные решения.

Ревизионизм, сохраняя марксистскую терминологию, отказывается в марк-

сизме от всего, что его не устраивает, оправдывая свой примитивный прагматизм лозунгом борьбы с догматизмом.

Существовавший и существующий до сих пор «официальный марксизм» был уникальным смешением догматизма и ревизионизма. Он догматически сохранял все, что не противоречило последним политическим установкам, не позволяя марксистско-ленинской науке развиваться, и безжалостно ревизовал все, что могло заставить усомниться в правильности этих политических установок. Его поэтому можно назвать псевдодогматизмом, или догматическим ревизионизмом.

18. Но как же тогда неортодоксальный марксизм относится к принципу партийности науки?

- По-марксистски. Не интересы партии - критерий научности, а интересы науки - критерий коммунистической партийности. То, что противоречит выводам марксизма-ленинизма, не является ни коммунистическим, ни отвечающим интересам партии.

19. Любой проверенный научный факт, на первый взгляд противоречащий тому или иному положению марксизма, после всестороннего анализа оказывается подтверждающим данное положение.

20. Ни одно из фундаментальных положений марксизма, если осознать его во всей его полноте, не требует пересмотра и является сегодня столь же верным, как и в момент его написания.

21. Ни одно из положений классиков марксизма не противоречит другим его положениям, а лишь отражает разные уровни анализа богатства проявлений реальной жизни, проделанного Марксом, Энгельсом и Лениным.

21а. В марксизме, как в любой научной системе, можно выделить 3 уровня: уровень общей теории, уровень частной теории и уровень прикладной теории.

К уровню общей теории в марксизме относятся сформулированные им общесоциальные и общеисторические законы развития, диалектический и исторический материализм, формационная теория.

К уровню частной теории относится теория развития, функционирования и отмирания капитализма. К уровню прикладной теории - учение о политической борьбе пролетариата, теория революции, теория переходного периода от капитализма к социализму.

21б. Фундаментальные положения общей теории остаются верными применительно к любым обстоятельствам. Положения частной теории верны применительно к условиям и периоду существования капиталистической формации, но не универсальны применительно к иным формациям. Положения прикладной теории наиболее вариативны и применимы в иных условиях ограниченно, с поправками на изменившиеся обстоятельства.

22. Марксизм, безусловно, не содержит в себе готовых ответов на все возможные вопросы, но нет таких вопросов, на которые нельзя было бы ответить исходя из фундаментальных положений марксизма.

23. Областью применения марксизма является, как минимум, эпоха перехода к обществу, в котором устранена неоднородность труда, обществу, основанному на совместном владении средствами производства, позволяющему труду превратиться из средства поддержания условий существования, материального обеспечения жизни в средство творческой самореализации личности. Пока же такое общество не создано, марксизм не выходит из области своего применения.

2018'06

ВЛАСТЬ

187

CHERNYAKHOVSKY Sergei Feliksovich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Chair of History and Theory of Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University (27 Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; serfecher@mail.ru)

PRINCIPLES OF UNORTHODOX MARXISM

Abstract. The article deals with the issues of unorthodox vision of Marxist theory, that is, the principal possibility of combining Marxism in its integrity with the data of subsequent social science. The author sets out the basic principles of such an approach, which would consistently explain the changes in the world in terms of the consistent preservation of all essential provisions of classical Marxism.

The essence and central idea of this material is a simple thesis: you can recognize Marxism as true or consider it wrong - history will judge. However, while considering it as valid one, it is necessary to admit it fully faithful or not to classify themselves as its followers.

Keywords: Marxism, specific conditions, fundamental provisions, source of development, contradictions, scientificity, objectivity, interests, social groups, open scientific system, dogmatism, revisionism, principles of unorthodoxy

АСОНОВ Николай Васильевич — доктор политических наук, профессор кафедры политологии Московского педагогического государственного университета (119991, Россия, г. Москва, ул. М. Пироговская, 1, стр. 1; nbassonov@yandex.ru)

учение Маркса как руководство к действию

Аннотация. Статья выявляет ведущую роль социально-политического учения Карла Маркса в новейший период истории. Автор прослеживает результат вольного толкования учения Маркса последователями, представляющими умеренный и экстремистский лагерь. Первые стали использовать марксизм для реализации идей построения нового мирового порядка и получили поддержку неолибералов. Вторые решили вписать его в национально-исторические рамки своих цивилизаций. Конфликт этих лагерей, начиная сХХв., стал важным звеном в борьбе за мировое господство. Ключевые слова: Карл Маркс, марксизм, коммунизм, экстремисты, умеренные

Мы обращаемся к Марксу не потому, что он непогрешим,

а потому, что он неизбежен.

Роберт Хейлброунер

Есть юбилеи героев, которые отмечают в ряду государственных праздников.

Но есть и другие памятные даты, идущие вразрез с интересами власти, хотя они связаны с именами людей, сумевших изменить мир. К их числу можно отнести Карла Маркса, родившегося 5 мая 1818 г. За 150 лет его учение, попав в руки различных политических сил, перестроило жизнь всего человечества. Помимо коммунистов, трактующих марксизм с самых разных позиций, он оказал влияние на теорию анархизма и «обновленного христианства», на новейшие учения ислама, призывающие к борьбе за создание справедливого общества, и «шведский социализм». Только благодаря критике марксизма возникло кейн-сианство и теория стратификаций, произошло «полевение» консерватизма, и «дикий капитализм» приобрел нравственные черты.

Ведь все великие учения подобны кораблям, сходящим со стапелей. В море

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.