Научная статья на тему 'Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации'

Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1703
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / НАЛОГ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / ФЕДЕРАЛИЗМ / НАУЧНОСТЬ / PRINCIPLE / TAX / TECHNICAL PERFECTION / FEDERALISM / LAW-MAKING / SCIENTIFIC CHARACTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Антонина Анатольевна

Статья посвящена исследованию принципов законотворчества субъектов России в налоговой сфере. Приводится классификация принципов налогового законотворчества на общие (общеправовые) и специальные. Автором рассмотрен каждый принцип отдельно и во взаимодействии с остальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of tax legislature of the Russian Federation subjects

The article is devoted to research of the principles of law-making of subjects of Russia in the tax sphere. Classification of the principles of tax lawmaking on the general (all-legal) and special is given in article. The author considered each principle separately and in interaction with the others.

Текст научной работы на тему «Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации»

Краснова Антонина Анатольевна

специалист-эксперт Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (тел.: +79172003430)

Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации

Статья посвящена исследованию принципов законотворчества субъектов России в налоговой сфере. Приводится классификация принципов налогового законотворчества на общие (общеправовые) и специальные. Автором рассмотрен каждый принцип отдельно и во взаимодействии с остальными.

Ключевые слова: принцип, законотворчество, налог, техническое совершенство, федерализм, научность.

А.А. Krasnova, Specialist-expert of Management of Russian Federal Migration Service in Saratov region; tel. +79172003430.

Principles of tax legislature of the Russian Federation subjects

The article is devoted to research of the principles of law-making of subjects of Russia in the tax sphere. Classification of the principles of tax lawmaking on the general (all-legal) and special is given in article. The author considered each principle separately and in interaction with the others.

Key words: principle, law-making, tax, technical perfection, federalism, scientific character.

Одним из важных аспектов налогового законотворчества субъектов Российской Федерации является вопрос о его принципах. Данные принципы, как и в любой другой отрасли права, представляют собой основополагающие начала, которые отражают сущность, содержание и характерные особенности законотворчества именно в налоговой сфере. Основные принципы законотворчества имеют объективное значение, их содержание зависит в конечном итоге от экономических общественных отношений, от объективных закономерностей развития общества. Основные принципы законотворческой деятельности не есть произвольные веления тех или иных органов или должностных лиц [1, с. 15].

Принципы налогового законотворчества должны отражать в себе и учитывать объективные факторы, влияющие на законодательное регулирование общественных отношений в России, т.е. социально-экономическую и политическую обстановку в стране и т.д., а также различные факторы общественного сознания, уровень культуры народа, правосознание граждан и т.п. [2, с. 128].

Налоговое законотворчество субъектов Российской Федерации как особый вид государственной деятельности должно строиться на совокупности как общих, универсальных принципов, соблюдение которых является важным условием эффективности правового регулирования

общественных отношений, в том числе и в сфере налогообложения, так и специальных принципов, обусловленных спецификой именно налогового законотворческого процесса субъектов Российской Федерации. Но не все принципы налогового законотворческого процесса регионов России нашли четкое законодательное закрепление, они лишь отражены в различных налоговых актах.

К общим (общеправовым) принципам законотворчества в целом относятся: демократизм, гласность, обязательность обнародования нормативных актов, справедливость, законность (верховенство закона). Большинство данных принципов присущи законотворческой деятельности в целом, независимо от территориального (федерального или регионального) и отраслевого уровней, т.к. законотворческая деятельность является важнейшей составной частью процесса правообразования в России.

К специальным принципам налогового законотворчества относятся следующие принципы: федерализм, научность (профессионализм), принцип технического совершенства, своевременность (оперативность).

Принцип демократизма присущ не только налоговому законотворчеству, но и налоговому праву в целом как отрасли. Данный принцип в законотворчестве проявляется в гласности обсуждения проекта закона в законодательном органе, его свободной критике и рассмотрении альтернативных вариантов проекта и пр. Демо-

228

кратизм позволяет наиболее полно и эффективно выявлять истинные цели законодателя и волю населения, выраженную в нормативном содержании налогового закона.

Наиболее ярко указанный принцип проявляется в принятии законодательного акта на референдуме. В соответствии с законодательством Российской Федерации на референдум субъекта Российской Федерации (региональный референдум) могут выноситься только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом. Вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в России, отнесенные в ст. 72 Конституции РФ к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, урегулированы в НК РФ и, таким образом, не могут быть вынесены на региональный референдум.

К вопросам, находящимся в ведении регионов, относятся вопросы, находящиеся вне пределов ведения России и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ). Применительно к налоговой сфере полномочия регионального законодателя детально конкретизированы в НК РФ. Это определение порядка и пределов, отдельных элементов налогообложения на уровне субъекта Российской Федерации (налоговых ставок, сроков уплаты налогов), установление налоговых льгот по региональным налогам, оснований и порядка их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Таким образом, данные полномочия региональных властей в сфере налогообложения не отнесены к числу вопросов, которые не могут выноситься на региональные референдумы (п. 8 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»); они могут стать предметом регулирования именно через проведение референдума, если только в законодательстве субъекта Российской Федерации о референдумах не установлено иное. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. чтобы на него можно было дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения [3, с. 7].

Принцип демократизма налогового законотворчества характеризуется также практикой широкого и гласного обсуждения законопроекта. Для этого в СМИ публикуются тексты законопро-

ектов и статьи, в которых содержится подробный анализ данных налоговых норм, разъяснения специалистов относительно последствий реформирования налогового законодательства и т.п. [3, с. 7-8].

Принцип гласности законотворческого процесса тесным образом связан с принципом демократизма процедуры принятия актов законодательства о налогах и сборах. Выполнение данного принципа способствует реализации права человека и гражданина на получение информации законным путем (ст. 29 Конституции РФ). Значение налогов и налогового регулирования предполагает обеспечение максимальной гласности на всех этапах процесса принятия актов законодательства о налогах и сборах. Принцип гласности применительно к законотворчеству в налоговой сфере означает прозрачность процедуры обсуждения и утверждения законов, а также обязательное их опубликование.

Принцип гласности обеспечивает информированность граждан обо всех деталях и нюансах обсуждения и утверждения актов налогового законодательства их региона. До общественности доводится информация обо всех разногласиях и спорах по вопросам налогообложения, возникающим как внутри законодательных (представительных) органов власти, так и внутри исполнительных органов государственной власти.

Справедливость на уровне налогового законотворческого процесса регионов России проявляется как публичный принцип и отражает определенную закономерность, в соответствии с которой должна быть учтена и такая функция налогов, как возможность обеспечивать социальную поддержку малообеспеченных слоев населения с одновременным применением дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы.

Принцип законности. Под законностью в законотворчестве понимается то, что вся законотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию законов должна осуществляться в рамках законов и Конституции РФ. Как показывает анализ законотворческой деятельности, в том числе и в сфере налогообложения, одной из причин аморфности единого правового пространства страны является несоблюдение принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных налоговых норм над налоговыми нормами субъектов России.

Применительно к принятию актов законодательства о налогах и сборах в субъектах Российской Федерации данный принцип проявляется в нескольких аспектах. В первую очередь, любой законодательный (представительный) орган,

229

принимающий закон (нормативный правовой акт), должен действовать в рамках компетенции, строго очерченной в Конституции РФ, НК РФ и иных федеральных законах, а именно в конституциях (уставах) и законах субъекта Российской Федерации. Следует особо обратить внимание в данном случае на ст. 12 НК РФ, в которой закрепляются все полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

Законность проявляется и в определенной иерархии законодательных актов. Каждый вновь принятый законодательный акт должен согласовываться с ранее принятыми нормами законов либо вносить в них соответствующие изменения. Закон субъекта Российской Федерации о налогах не должен противоречить федеральному налоговому закону.

Одним из самых главных и основных специальных принципов законотворчества, в том числе и налогового, является принцип федерализма (налогового федерализма). Все субъекты Российской Федерации имеют право на собственное законотворчество, соответственно, и в сфере налогов. Это связано с тем, что федерализм как принцип государственного устройства является фактором, обусловливающим двухуровневое законодательство - законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации.

Именно принцип федерализма является фундаментом региональной законотворческой деятельности в налоговой сфере. Принцип федерализма, во-первых, предопределяет приоритет федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, а также по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; во-вторых, приоритет законов субъектов Российской Федерации, принятых вне пределов ведения Российской Федерации, и вопросов установления общих принципов налогообложения и сборов в России; в-третьих, совместное (субъектов России и федерального центра) обеспечение соответствия регионального бюджетного и налогового законодательства Конституции и законам РФ.

При регулировании налоговых отношений регионального уровня соответствующие законодательные органы власти могут использовать три механизма законотворчества: 1) дублирование норм федеральных законов; 2) расширение содержания норм федеральных законов; 3) установление новых норм права.

Возможен и следующий пример сотрудничества субъектов Российской Федерации в сфере

налогового законотворчества - заимствование «понравившихся» правовых налоговых норм одного субъекта у другого. При этом «списывающий» субъект должен учитывать сложившуюся у «соседа» практику применения и судебную историю той или иной налоговой нормы [4, с. 17].

Наиболее актуальным юридико-техническим приемом регионального налогового законотворчества является создание новелл налогового права. Новеллами учредительных документов субъектов Российской Федерации (конституций и уставов) следует считать наличие отдельной главы, посвященной финансовым основам деятельности соответствующего региона. В состав подобных глав входят нормы о финансовых ресурсах субъекта, налогах, сборах и других обязательных платежах на территории, бюджетной системе и пр. Заслуживает одобрения наличие законодательно установленного особого порядка внесения бюджетных законопроектов в представительный орган субъекта Российской Федерации. На уровне основных законов многие субъекты Российской Федерации установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты и т.п. могут быть внесены в представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации только при наличии заключения. Более детальную регламентацию названные основы региональной налоговой деятельности смогут получить, по мнению Ю.А. Крохиной, в функциональных (тематических) нормативно-правовых актах соответствующего субъекта [5, с. 75-76].

Если обратиться к проблеме специальных принципов налогового законотворчества субъектов России, то можно указать следующее. В Конституции РФ в ст. 57 связывается обязанность уплаты налога с его законным установлением и порождается вопрос о легитимности положений ряда норм НК РФ, предусматривающего возникновение налоговых правоотношений и при введении налога. Таким образом, в Конституции РФ не освящен вопрос о сущности и целях налогов в России, их назначении, общих принципах налогообложения, тем самым снижен уровень значимости данных принципов для правового регулирования [6]. Модель общих принципов налогообложения может быть представлена следующим образом:

Принципы, обеспечивающие эффективное государственное регулирование экономической результативности деятельности фискально обязанных лиц: принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов; принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики; принцип учета воз-

230

можностей налогоплательщиков при принятии региональных законов (принцип справедливости именно в налоговом законотворчестве).

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя, определяющих Россию как демократическое, правовое и социальное государство: принцип публичной цели взимания налогов и сборов; принцип верховенства представительных органов субъектов Российской Федерации при установлении и отмене налогов; принцип соответствия актов региональных налоговых законов Конституции РФ и федеральным законам (принцип законности); принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе

законно установленного и введенного налога; принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах; принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов (принцип демократизма); принцип всеобщности налогообложения; принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов и др.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя, определяющих Россию как федеративное государство: принцип налогового федерализма; принцип единства налоговой политики; принцип единства системы налогов; принцип налоговой централизации [7, с. 53].

1. Борсова Ж.П. К вопросу о принципах законотворчества // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 12.

2. Смирнов Д.А. Правовые презумпции и принципы налогового права как средства ограничения негативного усмотрения в налоговом правоприменении // Современное право. 2010. № 9.

3. Козырин А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов // Финансовое право. 2008. № 2.

4. Четвертакова Е.С. Способы разрешения юридических коллизий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7.

5. Крохина Ю.А. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере //Журнал российского права. 2001. № 5.

6. Авдеенкова М.П. Проблемы развития налогового законодательства в соответствии с принципами налогового федерализма // СПС «КонсультантПлюс».

7. Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // Правоведение. 2009. № 5.

1. Borsova Zh.P. To a question about principles of law-making // Constitutional and municipal law. 2008. № 12.

2. Smirnov D.A. Law presumption and principles of tax law as measures for limitation of negative discretion in tax law-application // Modern law. 2010. № 9.

3. Kozyrin A.N. Principles of law-making in public finances' sphere // Financial law. 2008. № 2.

4. Chetvertakova E.S. Ways of juridical collisions' solution in normative-law acts of the Russian Federation subjects // Constitutional and municipal law. 2009. № 7.

5. Krohina Yu.A. Law-making of the Russian Federation's subjects in budget sphere // Magazine of Russian law. 2001. № 5.

6. Avdeenkova M.P. Problems of development of tax legislature according to principles of tax federalism //HLS «ConsultantPlus».

7. Smirnov D.A. About definition of tax law's principles // Jurisprudence. 2009. № 5.

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.