Научная статья на тему 'Принципы междисциплинарности в интерактивной модели обучения русскому языку и стилистике разных категорий обучающихся'

Принципы междисциплинарности в интерактивной модели обучения русскому языку и стилистике разных категорий обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / INTERDISCIPLINARITY / INTERACTIVE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созоров Николай Георгиевич, Казарина Светлана Александровна

Целевая ориентация современного образовательного процесса на формирование личностной заинтересованности становится более важной, чем на традиционное накопление знаний. Новые средства коммуникации обладают реальным потенциалом, чтобы именно в этом направлении изменить образовательный процесс. Однако нередко при достаточной оснащенности компьютерной техникой вузы не используют её эффективно и адекватно. Компьютерные технологии требуют особой подготовки преподавателя и последующей переработки содержания учебного курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Созоров Николай Георгиевич, Казарина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PRINCIPLES OF THE INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE INTERACTIVE MODEL OF TRAINING VARIOUS CATEGORIES OF STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE AND STYLISTICS

This article gives an idea of the interactive model of training applied to the training courses developed in Tomsk Polytechnic University which enables the realization of the principles of the interdisciplinary approach in education. It reviews the efficiency of the given interactive model and the results of the interdisciplinary approach application.

Текст научной работы на тему «Принципы междисциплинарности в интерактивной модели обучения русскому языку и стилистике разных категорий обучающихся»

2008 Философия. Социология. Политология №3(4)

УДК 316.6; 371

Н.Г. Созоров, С.А. Казарина

ПРИНЦИПЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И СТИЛИСТИКЕ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Целевая ориентация современного образовательного процесса на формирование личностной заинтересованности становится более важной, чем на традиционное накопление знаний. Новые средства коммуникации обладают реальным потенциалом, чтобы именно в этом направлении изменить образовательный процесс. Однако нередко при достаточной оснащенности компьютерной техникой вузы не используют её эффективно и адекватно. Компьютерные технологии требуют особой подготовки преподавателя и последующей переработки содержания учебного курса.

Ключевые слова: междисциплинарность, интерактивная модель.

В ТПУ разрабатывается интерактивная модель обучения, которая обеспечивает междисциплинарные - психологические, ценностно-ориентированные и технологические - параметры, которые позволяют создать образовательную целенаправленную среду, удовлетворяющую современным потребностям междисциплинарного образования и полагающую одновременно специализированную подготовку.

Методологией названной модели является теория поэтапного формирования умственных действий. Учебный материал разбивается на фрагменты, которые соотносятся с сущностными характеристиками курса, и создается аналог ориентировочной основы деятельности. При этом целостность всего курса сохраняется, а студент, работая с его фрагментами и этим аналогом, находится в контексте содержания всего курса. Именно такая подготовка материала позволяет осуществлять междисциплинарность в обучении.

Наиболее важными, с нашей точки зрения, принципами междисциплинарности, которые реализуются в данной интерактивной модели, являются: принцип инвариантности содержания образования, принцип личностной значимости обучения (и для педагога, и для обучающегося), принцип интерактивности и адекватного использования технологии и технических средств в образовании. Модель строится как эффективная для использования технических средств, интерактивная и как учитывающая критерии творческого подхода к обучению Чиксентмихайи. В качестве этих критериев имеются в виду: а) ограниченное стимульное поле; б) четкость целей и понимание того, как их можно достичь; в) ясная и мгновенная обратная связь; г) баланс навыков и вызовов. Специфика обеспечения принципа ограниченного стимульного поля состоит в обеспечении его основной задачи - формирование целеориентированной мотивации обучающихся на каждом шаге обучения. Для этого преподаватель строит модель курса с выделением творчески значимых для обучающегося фрагментов, которые увязаны между собой через совокупность целей, осуществляет соотнесение фрагментов курса с поставленными целями. В итоге проектируется профес-

сиональная процедура как совокупность представленных в формализованном виде умений, навыков и знаний.

Профессиональная процедура связывает элементы профессиональнодеятельностного пространства (ПДП) и является основой множества опред-меченных видов деятельности. Охватывая все предметно-деятельностное содержание курса, ПДП является формализованной надстройкой интерактивного учебного курса и инструментом достижения целей обучения. ПДП есть единое для обучающегося и преподавателя поле, в котором осуществляется их учебно-профессиональная коммуникация.

Структура интерактивной модели позволяет обучающемуся реализовать индивидуальные стили познавательной деятельности (через множество точек входа, от общего к частному, от частного к общему, через теорию, через практику, возвращаясь к любому, успешному или неуспешному, шагу своей деятельности в любой точке ПДП в удобное для него время). При построении курса учитываются психологические характеристики личности обучающегося. Данные характеристики выявляются при первичной психодиагностике и заносятся в базу данных модели.

Требование четкости целей обеспечивается конструированием под каждую цель соответствующего обеспечения, состоящего из фрагментов ПДП, объединенных профессиональной процедурой, и дидактических ресурсов, используемых во время учебного сеанса. Сеанс - это акт учения-обучения, неотъемлемыми атрибутами которого являются: регистрация обучающихся (логин, пароль), то есть идентификация; фиксация момента регистрации и временного промежутка акта учения-обучения; фиксация всех актов учебной деятельности; непрерывная индикация успешной деятельности обучающегося в реальном времени в сеансе; непрерывная индикация причин неуспешной деятельности и предложение поддержки или помощи в осознании и устранении ошибок. Сеанс является универсальной формой организации учебнопрофессиональных коммуникаций. Он может быть групповым и индивидуальным - лекционным, лекционно-практическим, в форме консультации, самостоятельной работы, контроля знаний. Когда происходит реализация сеанса обучения, при выборе цели обучающимся на интерфейсе интерактивного учебного курса (ИУК) высвечиваются фрагменты ПДП и ссылки на теоретические дидактические ресурсы, необходимые для достижения этой цели. В любой момент обучающийся может определить текущее состояние процесса собственной деятельности с точки зрения успешности, временных затрат и других параметров.

Ясная и мгновенная обратная связь обеспечивается тем, что ПДП строится при возможности контроля того, что является значимым для понимания содержания курса. Поэтому задачи и тесты конструируются для каждой цели. Тесты построены специфическим образом, так, чтобы реализовать все возможные ситуации данного профессионального плана. А интерфейс, в свою очередь, построен таким образом, что можно всегда в интерактивном процессе обучения осуществить ясную и мгновенную обратную связь и в любой момент оценить состояние достижения цели в реальном времени в различных аспектах. Тесты выступают проводниками по пространству содержания учебного предмета, причем в качестве множества альтернатив для

ответов используется адекватная целостная основа для принятия решений. Отвечая на тесты, обучающийся фокусирует все внимание на задании и альтернативах, во время такой концентрации основы ПДП естественно инте-риоризируются обучающимся, т.к., концентрируясь на решении проблемной ситуации и просматривая совокупность альтернатив, он проходит и повторяет много раз сущностные моменты учебного курса, значимые для принятия решений. Ясная и мгновенная обратная связь при работе в сеансе выступает главным критерием и обеспечивает эффект ближней мотивации.

Под балансом навыков и вызовов имеется в виду, что при выборе цели курса, которая обеспечена фрагментами ПДП и теоретическими дидактическими ресурсами, обучающийся получает информацию о себе в любой момент времени. При перестройке содержания учебного курса мы соотносим его с критериями творческого подхода Чиксентмихайи, которые тесно связаны с формированием субъектной позиции педагога. Вариативность путей нахождения необходимой информации обеспечивается индивидуальным подходом в условиях массового образования, когда выстраиваются индивидуальные траектории обучения. Вариативность обеспечивается тем, что и преподаватель получает возможность осуществлять обучение по своему сценарию, и обучающийся выбирает из них собственный. Преподаватель ведёт мониторинг и соответствующую корректировку обучения любого из обучающихся.

Принципы междисциплинарного подхода можно проиллюстрировать на примере обучения русскому языку. Инвариантность содержания образования достигается тем, что содержательная часть курса строится с помощью автономных блоков. На предварительном этапе курс русского языка представляется в обобщенном виде (бумажный вариант карты профессиональнодеятельностного пространства) и в виде комплекса автономных блоков. С ним можно работать в трех разных режимах: обучающем, экзаменационном, развивающем. Каждый блок состоит из практических и теоретических ресурсов (классов задач, теоретических модулей, справочного материала) и предназначен для развития умений разного уровня. Задания составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта и включают в себя задания 3 уровней сложности. В курсе выделены объекты - основные языковые единицы (текст, предложение, словосочетание, слово), при работе с которыми обучающиеся приобретают умение выполнять определенные виды деятельности. Их краткая характеристика (справочник-описание, определение) и развернутая информация (теоретический модуль) с учетом поставленных целей даются в электронном варианте. Благодаря использованию карты профессионально-деятельностного пространства, где обучающиеся могут проследить взаимосвязь всех элементов и действия с ними, достигается осознание системности курса русского языка.

Целью разработки каждого автономного блока является создание условий для формирования у обучающегося умения определенного уровня: грамматический анализ различных языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений); анализ слова (морфемный, словообразовательный, орфографический, морфологический); анализ словосочетания и предложения (синтаксический); анализ предложения (пунктуационный); анализ более кон-

кретного уровня (например, задание определить виды односоставного предложения). На каждый вид деятельности формируется банк задач. Автономные блоки различаются по видам, объектам и уровням деятельности. Подобное построение курса позволяет использовать его в других дисциплинах лингвистического блока: в стилистике, введении в языкознание, преподавании русского языка как иностранного и т.д.

Принцип междисциплинарности является эффективным и в его применении к разным возрастным группам. Он может использоваться как в школе, так и в вузе, обеспечивая преемственность и качество образования, углубленное понимание предмета. Междисциплинарность курса обеспечивает его легкую корректировку и обновление. Курс может использоваться и преподавателями, которые не являются его разработчиками, но которые хотели бы изменять уже имеющиеся ресурсы и добавить свои. Принцип личностной значимости обучения явно выражен в интерактивной модели, ибо в ней теоретический материал используется в соответствии с ценностными и безотлагательными («здесь и сейчас») ориентациями пользователя. Тем самым обучающийся получает удовлетворение от своей учебной деятельности.

Принцип интерактивности и адекватного использования технологии и технических средств в образовании предполагает: а) автономность любого элемента дидактических ресурсов; б) адекватную подготовку педагогов; в) обеспечение мгновенной обратной связи (индивидуальный подход).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.