2008 Философия. Социология. Политология №3(4)
УДК 316.6; 371
Н.Г. Созоров, С.А. Казарина
ПРИНЦИПЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И СТИЛИСТИКЕ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Целевая ориентация современного образовательного процесса на формирование личностной заинтересованности становится более важной, чем на традиционное накопление знаний. Новые средства коммуникации обладают реальным потенциалом, чтобы именно в этом направлении изменить образовательный процесс. Однако нередко при достаточной оснащенности компьютерной техникой вузы не используют её эффективно и адекватно. Компьютерные технологии требуют особой подготовки преподавателя и последующей переработки содержания учебного курса.
Ключевые слова: междисциплинарность, интерактивная модель.
В ТПУ разрабатывается интерактивная модель обучения, которая обеспечивает междисциплинарные - психологические, ценностно-ориентированные и технологические - параметры, которые позволяют создать образовательную целенаправленную среду, удовлетворяющую современным потребностям междисциплинарного образования и полагающую одновременно специализированную подготовку.
Методологией названной модели является теория поэтапного формирования умственных действий. Учебный материал разбивается на фрагменты, которые соотносятся с сущностными характеристиками курса, и создается аналог ориентировочной основы деятельности. При этом целостность всего курса сохраняется, а студент, работая с его фрагментами и этим аналогом, находится в контексте содержания всего курса. Именно такая подготовка материала позволяет осуществлять междисциплинарность в обучении.
Наиболее важными, с нашей точки зрения, принципами междисциплинарности, которые реализуются в данной интерактивной модели, являются: принцип инвариантности содержания образования, принцип личностной значимости обучения (и для педагога, и для обучающегося), принцип интерактивности и адекватного использования технологии и технических средств в образовании. Модель строится как эффективная для использования технических средств, интерактивная и как учитывающая критерии творческого подхода к обучению Чиксентмихайи. В качестве этих критериев имеются в виду: а) ограниченное стимульное поле; б) четкость целей и понимание того, как их можно достичь; в) ясная и мгновенная обратная связь; г) баланс навыков и вызовов. Специфика обеспечения принципа ограниченного стимульного поля состоит в обеспечении его основной задачи - формирование целеориентированной мотивации обучающихся на каждом шаге обучения. Для этого преподаватель строит модель курса с выделением творчески значимых для обучающегося фрагментов, которые увязаны между собой через совокупность целей, осуществляет соотнесение фрагментов курса с поставленными целями. В итоге проектируется профес-
сиональная процедура как совокупность представленных в формализованном виде умений, навыков и знаний.
Профессиональная процедура связывает элементы профессиональнодеятельностного пространства (ПДП) и является основой множества опред-меченных видов деятельности. Охватывая все предметно-деятельностное содержание курса, ПДП является формализованной надстройкой интерактивного учебного курса и инструментом достижения целей обучения. ПДП есть единое для обучающегося и преподавателя поле, в котором осуществляется их учебно-профессиональная коммуникация.
Структура интерактивной модели позволяет обучающемуся реализовать индивидуальные стили познавательной деятельности (через множество точек входа, от общего к частному, от частного к общему, через теорию, через практику, возвращаясь к любому, успешному или неуспешному, шагу своей деятельности в любой точке ПДП в удобное для него время). При построении курса учитываются психологические характеристики личности обучающегося. Данные характеристики выявляются при первичной психодиагностике и заносятся в базу данных модели.
Требование четкости целей обеспечивается конструированием под каждую цель соответствующего обеспечения, состоящего из фрагментов ПДП, объединенных профессиональной процедурой, и дидактических ресурсов, используемых во время учебного сеанса. Сеанс - это акт учения-обучения, неотъемлемыми атрибутами которого являются: регистрация обучающихся (логин, пароль), то есть идентификация; фиксация момента регистрации и временного промежутка акта учения-обучения; фиксация всех актов учебной деятельности; непрерывная индикация успешной деятельности обучающегося в реальном времени в сеансе; непрерывная индикация причин неуспешной деятельности и предложение поддержки или помощи в осознании и устранении ошибок. Сеанс является универсальной формой организации учебнопрофессиональных коммуникаций. Он может быть групповым и индивидуальным - лекционным, лекционно-практическим, в форме консультации, самостоятельной работы, контроля знаний. Когда происходит реализация сеанса обучения, при выборе цели обучающимся на интерфейсе интерактивного учебного курса (ИУК) высвечиваются фрагменты ПДП и ссылки на теоретические дидактические ресурсы, необходимые для достижения этой цели. В любой момент обучающийся может определить текущее состояние процесса собственной деятельности с точки зрения успешности, временных затрат и других параметров.
Ясная и мгновенная обратная связь обеспечивается тем, что ПДП строится при возможности контроля того, что является значимым для понимания содержания курса. Поэтому задачи и тесты конструируются для каждой цели. Тесты построены специфическим образом, так, чтобы реализовать все возможные ситуации данного профессионального плана. А интерфейс, в свою очередь, построен таким образом, что можно всегда в интерактивном процессе обучения осуществить ясную и мгновенную обратную связь и в любой момент оценить состояние достижения цели в реальном времени в различных аспектах. Тесты выступают проводниками по пространству содержания учебного предмета, причем в качестве множества альтернатив для
ответов используется адекватная целостная основа для принятия решений. Отвечая на тесты, обучающийся фокусирует все внимание на задании и альтернативах, во время такой концентрации основы ПДП естественно инте-риоризируются обучающимся, т.к., концентрируясь на решении проблемной ситуации и просматривая совокупность альтернатив, он проходит и повторяет много раз сущностные моменты учебного курса, значимые для принятия решений. Ясная и мгновенная обратная связь при работе в сеансе выступает главным критерием и обеспечивает эффект ближней мотивации.
Под балансом навыков и вызовов имеется в виду, что при выборе цели курса, которая обеспечена фрагментами ПДП и теоретическими дидактическими ресурсами, обучающийся получает информацию о себе в любой момент времени. При перестройке содержания учебного курса мы соотносим его с критериями творческого подхода Чиксентмихайи, которые тесно связаны с формированием субъектной позиции педагога. Вариативность путей нахождения необходимой информации обеспечивается индивидуальным подходом в условиях массового образования, когда выстраиваются индивидуальные траектории обучения. Вариативность обеспечивается тем, что и преподаватель получает возможность осуществлять обучение по своему сценарию, и обучающийся выбирает из них собственный. Преподаватель ведёт мониторинг и соответствующую корректировку обучения любого из обучающихся.
Принципы междисциплинарного подхода можно проиллюстрировать на примере обучения русскому языку. Инвариантность содержания образования достигается тем, что содержательная часть курса строится с помощью автономных блоков. На предварительном этапе курс русского языка представляется в обобщенном виде (бумажный вариант карты профессиональнодеятельностного пространства) и в виде комплекса автономных блоков. С ним можно работать в трех разных режимах: обучающем, экзаменационном, развивающем. Каждый блок состоит из практических и теоретических ресурсов (классов задач, теоретических модулей, справочного материала) и предназначен для развития умений разного уровня. Задания составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта и включают в себя задания 3 уровней сложности. В курсе выделены объекты - основные языковые единицы (текст, предложение, словосочетание, слово), при работе с которыми обучающиеся приобретают умение выполнять определенные виды деятельности. Их краткая характеристика (справочник-описание, определение) и развернутая информация (теоретический модуль) с учетом поставленных целей даются в электронном варианте. Благодаря использованию карты профессионально-деятельностного пространства, где обучающиеся могут проследить взаимосвязь всех элементов и действия с ними, достигается осознание системности курса русского языка.
Целью разработки каждого автономного блока является создание условий для формирования у обучающегося умения определенного уровня: грамматический анализ различных языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений); анализ слова (морфемный, словообразовательный, орфографический, морфологический); анализ словосочетания и предложения (синтаксический); анализ предложения (пунктуационный); анализ более кон-
кретного уровня (например, задание определить виды односоставного предложения). На каждый вид деятельности формируется банк задач. Автономные блоки различаются по видам, объектам и уровням деятельности. Подобное построение курса позволяет использовать его в других дисциплинах лингвистического блока: в стилистике, введении в языкознание, преподавании русского языка как иностранного и т.д.
Принцип междисциплинарности является эффективным и в его применении к разным возрастным группам. Он может использоваться как в школе, так и в вузе, обеспечивая преемственность и качество образования, углубленное понимание предмета. Междисциплинарность курса обеспечивает его легкую корректировку и обновление. Курс может использоваться и преподавателями, которые не являются его разработчиками, но которые хотели бы изменять уже имеющиеся ресурсы и добавить свои. Принцип личностной значимости обучения явно выражен в интерактивной модели, ибо в ней теоретический материал используется в соответствии с ценностными и безотлагательными («здесь и сейчас») ориентациями пользователя. Тем самым обучающийся получает удовлетворение от своей учебной деятельности.
Принцип интерактивности и адекватного использования технологии и технических средств в образовании предполагает: а) автономность любого элемента дидактических ресурсов; б) адекватную подготовку педагогов; в) обеспечение мгновенной обратной связи (индивидуальный подход).