Научная статья на тему 'Принципы методологии оценки уровня производственной готовности'

Принципы методологии оценки уровня производственной готовности Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
478
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / оценка уровня готовности / принцип / производственная готовность / уровень производственной готовности. / methodology / assessment of level of readiness / the principle / operational readiness / Manufacturing Readiness Level.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы методологии оценки уровня производственной готовности»

Сливицкий А.Б.

начальник сектора ГосНИИАС

ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Ключевые слова: методология, оценка уровня готовности, принцип, производственная готовность, уровень производственной готовности.

Keywords: methodology, assessment of level of readiness, the principle, operational readiness, Manufacturing Readiness Level.

Одной из актуальных задач развития российской промышленности является задача повышения эффективности управления её производственно-технологическим развитием.

В теории основным способом решения подобной задачи является поиск новых методов управления соответствующим объектом (с учётом его специфики) и/или итерационное улучшение старых, проверенных методов управления на основе уточнения модельного аппарата описания объекта и моделирования управленческих циклов при различных значениях параметров системы с набором статистики о результатах эксперимента.

На практике такой вполне обоснованный, научный подход реализуется далеко не всегда. Зачастую метод управления заимствуется как передовая практика менеджмента. И всё. Мы вроде бы следуем проторенной дорожкой, и успех нам гарантирован. Однако следует учитывать, что данная практика создавалась, возможно, не одно десятилетие. Создавалась в другой ценностной, правовой и культурной среде, бизнес-климате. Создавалась для управления иными, непохожими на наш, объектами. Используется в национальной квазиустойчивой управленческой системе -единстве взаимодействующих управленческих ноу-хау, одним из которых и является заимствуемый управленческий метод.

В принципе, ничего из перечисленного не зазорно и не может быть основанием для отказа от использования продуктивного управленческого метода. Однако новый метод - заимствуемый институт - должен быть предельно ясен как по существу, так и по практике применения. Он должен привноситься на подготовленную почву. Должны быть готовы специалисты, нормативная правовая база, организационно-управленческая структура, в которую инкорпорируется заимствуемый метод.

Перечисленные нами тезисы, безусловно, относятся к такому передовому методу (концепции) совершенствования (повышения эффективности) управления производственно-технологическим развитием российской промышленности как концепция оценки уровня готовности технологий [1-6], производств и т.д. Данная концепция перенимается сейчас как передовая практика менеджмента, призванная обеспечить единство понимания стадий процесса создания технологий, техники и производств. Однако принципы данной концепции (методологии) до настоящего времени в известной литературе не описаны. Восполним выявленную недоработку.

«Готовностный подход» начал формироваться в западной школе управления с 1980-х годов, применительно к управлению научно-техническими разработками. Он опирается на концепцию готовности объекта управления к штатному использованию. Сама же концепция зиждется на понятии «готовность» (или «зрелость») некоего объекта. Данное понятие используется для описания процесса эволюции объекта управления: от его замысла, идеи до начала его штатного использования с извлечением коммерческой выгоды.

Авторами «готовностного подхода» выделяются и чётко отграничиваются специальные уровни готовности. Каждый уровень имеет свою характеристику. Любой объект в процессе своего эволюционирования последовательно проходит все уровни готовности. Подобное деление непрерывного процесса эволюции является основой управления объектом. Объектами управления являются: технология, техника, производство.

Основная идея методологии оценки уровня производственной готовности (УПГ) - эффективно вести проекты по созданию и развитию (модернизации) производства (производственно-технологической базы - ПТБ) через управление отдельными этапами создания (развития, модернизации): от констатации дефицита ПТБ до коммерческого запуска, через формирование замысла (концепции) новой ПТБ и её реализацию. Успешное прохождение каждого этапа реализации будет повышать готовность ПТБ к началу производства техники при одновременном снижении технических рисков.

Методология оценки УПГ зиждется на специальном понятийном аппарате (понятиях: производственная готовность, уровень производственной готовности) и методологических принципах. В неё входит модель оценки УПГ, метод её - модели оценки УПГ - построения (формирования), а также метод применения (использования) модели оценки УПГ.

УПГ - это индикатор или показатель состояния процесса подготовки (создания) производства, позволяющий в рамках формализованной шкалы оценить степень зрелости нового или модернизируемого производства инновационной продукции и принять решение о целесообразности продолжения работ и успешном завершении процесса разработки.

Шкала УПГ есть система показателей, определяющих уровни производственной готовности (зрелости) на различных этапах создания производства.

Комплексный анализ методологии оценки УПГ показывает, что её базис составляют следующие научные подходы: системный, процессный, проектный и ситуационный, реализуемые в данной методологии в виде следующих принципов (см. рис. 1):

Системный подход

Процессный подход

О

Проектный подход

Ситуационный подход

Методология оценки УПГ ПТБ

Рисунок 1. Базис методологии оценки УПГ ПТБ

Эволюционное развитие производственно-технологической базы и производственных технологий

Эволюция ПТБ - это естественный процесс развития знаний путем их постоянного усложнения, упорядочения, адаптации, видоизменения, преобразования, отбраковывания, накопления и облечения в форму промышленных (производственных) технологий и технологических процессов изготовления компонентов СТС и производственных мощностей - производственно-технологической базы.

Эволюция - есть вид изменения, отличительная особенность которого заключается в том, что в эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в качественном отношении, то есть оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего. Эволюция - это развитие, изменение качества и этим она отличается от роста - изменения количества.

Эволюция производства и её ПТБ - есть переход от простейших форм - знаний, к сложным формам - ПТБ и производству в целом. Переход от знаний к сложным техническим системам.

Эволюционно-технологический подход в создании авиационной техники (АТ) - это методология создания и приобретения перспективных образцов АТ, основанная на постепенном многошаговом процессе повышения уровня знаний в определенных технологических областях и предназначенная, главным образом, для обеспечения предсказуемости и стабильности программ создания образцов АТ и необходимой ПТБ, а также снижения риска их реализации. Практический опыт показывает, что шансы успешного создания СТС будут максимальными, если процесс разработки осуществляется в серии небольших шагов, и каждый шаг заключает в себе четко определенный успех, основанный на внедрении совокупности зрелых технологий, а также имеется возможность «возврата» к предыдущему успешному шагу в случае неудачи.

Идея, лежащая в основе эволюционно-технологического подхода к созданию АТ, состоит в том, что образец АТ следует разрабатывать по принципу приращений так, чтобы разработчик мог использовать данные и знания, полученные при разработке более ранних его версий. Новые данные и знания получаются как в ходе разработки системы по

мере «созревания» новых технологии, так и в ходе ее демонстрации, испытании и практического использования, где это возможно. Ключевые этапы эволюционно-технологического процесса - простая реализация подмножества требовании к программе создания каждого образца АТ и его совершенствование в последовательности версий до тех пор, пока не будет реализована система во всей полноте. В ходе каждой итерации система дорабатывается на основе внедрения новых технологий, и к ней при необходимости добавляются новые функциональные возможности.

Исходя из мирового опыта развития СТС, можно выделить основные особенности эволюционно-технологичес-кого подхода, которые целесообразно учесть в отечественной практике создания АТ новых поколений:

- преобладание эволюционного характера развития АТ;

- выделение критических технологий и их использование в качестве областей первоочередного финансирования и приоритетных направлений развития;

- увеличение ассигнований на научные исследования и технологические разработки в области обороны и безопасности;

- увеличение доли полуготовых технологий (с УГТ 5-6) на международном технологическом рынке. Большинство стран проводят научно-технологические разработки широким фронтом, не всегда доводят их до дорогостоящих финальных изделий, замораживают их на стадии демонстрации1, выбирают для своих серийных разработок только наилучшие образцы, а остальные предлагают на мировые рынки технологий.

Разделение эволюционного процесса создания производственно-технологической базы АП

на этапы и точки принятия решений

Эволюционно-технологический процесс создания ПТБ АП, повторимся, - это методология описания процесса создания ПТБ для промышленного производства перспективных образцов АТ, основанная на постепенном многошаговом процессе повышения уровня готовности ПТБ к полноценному промышленному производству перспективных образцов АТ, характеризуемая технологической готовностью производства к осуществлению заданного объёма выпуска продукции авиационного назначения с установленными технико-экономическими показателями.

Вообще, любой процесс - это длящаяся непрерывная цепочка событий, разнохарактерных видов деятельности. В случае неизменности характера событий, составляющих процесс, во времени - их однородности - такую цепочку событий можно сгруппировать и выделить в виде отдельной части процесса. Такую часть принято называть стадией или этапом процесса.

Этап - это стадия, отдельная часть, промежуток времени в течение какого-либо процесса. Этап процесса можно определить как совокупность операций, действий, которая характеризуется качественной определенностью и однородностью, отражает необходимость их существования.

Процесс складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий субъектов, осуществляющих процесс (исполнителей действий или событий; аппарата управления и руководителя) для достижения определенных результатов. Все этапы процесса равнозначны и представимы моделью системы «черный ящик», см. рис. 2.

1 | ! 1

П р о ц е с | 1 ' с соЗданйя ПТБ ! | !

L 1 1 1

у"

Точка принятия решения

«вход»

Точка принятия решения «выход»

Рисунок 2.

Представление процесса создания ПТБ в виде последовательной суммы его частей - этапов (этап опосредуется моделью системы «чёрный ящик»)

1 Например, подавляющее большинство стран участниц европейской программы «Чистый воздушный транспорт» (AirTN -Air Transport Net) доводят разрабатываемые технологии до пятого уровня готовности («Компоненты и/или макеты проверены в условиях, близких к реальным») по 9-ти уровневой шкале TRL. См.: ERA-NET AirTN. Aeronautics Research Funding in the Partner Countries. June 2009.

Процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволяет выявить закономерности процесса, и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

Каждый этап процесса, в свою очередь, состоит из совокупности рабочих процессов - подпроцессов. В ходе этапа процесса информация, могущая иметь на «входе» как материальную, так и нематериальную форму преобразуется, приобретая на «выходе» новое качественное состояние в той же или в измененной форме. Каждый этап процесса имеет свой вход и свой выход, см. рис. 2.

Данные констатации позволяют дать такое определение процесса (в терминах ISO 9000:2000): процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Вход этапа процесса - входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в выход этапа процесса в ходе выполнения этапа процесса. Часто вход одного этапа процесса является выходом другого. Выход этапа процесса - продукция, информация или услуга, ради которой существует этап процесса.

Управление этапом процесса осуществляется путем замера входных и выходных параметров этой обособленной стадии процесса, сравнения их с эталонными значениями (заранее предсказанными, просчитанными, смоделированными), установления величины рассогласования и выработки решения о форме и величине сигнала, устраняющего рассогласования. Замеры показателей производятся в специальных контрольных точках на входе и выходе этапа процесса, см. рис. 2.

Контрольные точки предшествуют и завершают каждый этап процесса. Контрольная точка - это определенная стадия процесса на(в) которой производится процедура оценки параметров процесса. Контрольные точки этапа процесса называются точками принятия решения (далее - ТИР), см. рис. 2. Все ТПР являются неотъемлемой частью процесса.

Контроль осуществляется через некоторые (в общем случае - неравные) промежутки времени, достаточные для совершения полезных преобразовательных по отношению к информации (или знаниям) действий, и накопления рассогласований контролируемых параметров. Дискретным - между контрольными точками, ТПР - является и сам процесс.

Рисунок 3.

Схема этапов процесса разработки (повышения готовности) ПТБ и процедуры принятия решения об успешном завершении текущего этапа и перехода к последующему

На рис. 3 процесс создания ПТБ разделён в соответствии с методологией оценки УПГ на 10 этапов (уровней). С формальной точки зрения, все этапы (уровни) методологией оценки УПГ равнозначны. Они описываются одинаковым формализмом, позволяющим стандартизовать процесс управления созданием ПТБ.

Произвольный этап процесса разработки ПТБ с учетом модели УПГ может быть представлен в виде схемы на рис. 3. На схеме показаны предыдущий (N-1), текущий (Ы) и последующий (N+1) этапы повышения производственной готовности ПТБ АП, формальные связи между ними, ТПР о прохождении этапа: о соответствии готовности ПТБ формально определённому УПГ.

Достижение каждого следующего УПГ управления производством повышает гарантию эффективности управления и снижает риски неудачи программ.

В случае отрицательного ответа на вопрос, задаваемый в ТПР, следует:

- либо вернуться в начало этапа (уровня готовности), давшего отрицательный результат, и пройти его заново,

- либо принять решение о возвращении на два и более уровня назад для их повторного прохождения.

Осуществлять развитие ПТБ путем перехода на следующий УПГ, не закончив полностью работы по достижению текущего УПГ, возможно, но нежелательно, так как существенно повышаются риски из-за потери системности в развитии (ухода от более глубокого освоения набора требований каждого УПГ к более поверхностному), см. рис. 3.

Формализованное описание содержания каждого этапа создания ПТБ АП и достигаемых в ТПР результатов

Методология оценки УПГ представляет собой модель структуризации процесса создания ПТБ и управления этим процессом. Данная система оценки (упорядочения, классификации) УПГ ПТБ АП помогает предсказать, сумеет ли проект достичь поставленных целей по выпуску образца АТ и/или его компонентов, систем, агрегатов и узлов. УПГ выделяются по следующим принципам, см. [3]:

1) достижение замысла производства;

2) определение концепции производства;

3) развитие концепции производства;

4) лабораторная демонстрация производственного процесса;

5) организовано развитие производственного процесса;

6) выполнено прототипирование критического производственного процесса;

7) налажена система производства прототипа;

8) выполнена демонстрация зрелости производственного процесса;

9) проведена сертификация производственного процесса;

10) полноразмерный производственный процесс поставлен и методы бережливого производства освоены.

Перечисленные принципы описывают возможные состояния производства и её ПТБ.

Им - принципам выделения этапов ИП создания ПТБ - соответствует следующая 10-ти уровневая шкала (модель) УПГ:

1. Исследования основных производственных потребностей.

2. Исследования возможных вариантов концепции производства.

3. Подтверждение производственной концепции.

4. Исследования возможности изготовления технических средств в лабораторных условиях.

5. Исследования возможности изготовления прототипов компонентов систем в соответствующих производственных условиях.

6. Исследования возможности изготовления прототипов систем и подсистем при наличии готовых элементов основного производства (промышленное оборудование, квалифицированные кадры, инструментальная или технологическая оснастка, методы обработки, материалы и пр.).

7. Исследования возможности изготовления систем, подсистем или их компонентов в условиях, близких к реальным, и при завершенных конструкторских расчетах.

8. Испытания пилотной производственной линии.

9. Исследования возможности мелкосерийного производства и подготовка базы для полномасштабного производства.

10. Наладка полномасштабного производства с участием субподрядчиков.

Этапы разработки/доработки ПТБ оканчиваются (отделяются друг от друга) специальными ТПР. Нарастающая, в зависимости от степени производственной готовности, то есть построенная на основе принципа «от простого к сложному», последовательность (шкала) ТПР об успешном прохождении УПГ имеет вид:

1. Сделаны выводы относительно основных производственных потребностей (да, нет).

2. Определена концепция производства (да, нет).

3. Подтверждена производственная концепция (да, нет).

4. Достигнута возможность изготовления технических средств в лабораторных условиях (да, нет).

5. Достигнута возможность изготовления прототипов компонентов систем в соответствующих производственных условиях (да, нет).

6. Достигнута возможность изготовления прототипов систем и подсистем при наличии готовых элементов основного производства (да, нет).

7. Достигнута возможность изготовления систем, подсистем или их компонентов в условиях, близких к реальным, и при завершенных конструкторских расчетах (да, нет).

8. Испытана пилотная производственная линия, достигнута готовность к началу мелкосерийного производства (да, нет).

9. Успешно продемонстрирована возможность мелкосерийного производства, подготовлена база для полномасштабного производства (да, нет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Налажено полномасштабное производство с участием субподрядчиков (да, нет).

Приведенная последовательность точек принятия решения об успешном прохождении УПГ представляет собой систему критериев или принципов отнесения, создаваемого производства к конкретному УПГ.

Принятие управленческих решений о ходе и продолжении (окончании) этапа развития ПТБ АП в специальных ТПР

Каждому этапу процесса создания производства и её ПТБ предшествует «точка принятия решения». Назовём её предшествующей ТПР. Это своеобразный этап процесса, когда рассматривается новая информация по проекту. Предшествующие ТПР - это точки контроля качества выполненных работ, точки принятия решений по дальнейшему развитию проекта и расстановке приоритетов проектам, а также точки, когда даются подробные описания следующих шагов, которые нужно предпринять для развития проекта.

Для выработки решений на предшествующей ТПР следует руководствоваться следующими принципами:

1. Каждая предшествующая ТПР - это распределение ресурсов и составление плана-графика работ по совершенствованию ПТБ, по переходу создаваемого (модернизируемого) производства на следующий УПГ.

2. Оценка проекта сопряжена с неопределенностью по проекту и отсутствием надежных финансовых данных.

3. Оценка проекта вовлекает многие критерии, которые отражают бизнес-стратегию компании в целом и инновационную стратегию в частности.

4. Методы оценки проекта должны быть простыми, понятными и реалистичными (но, они не должны базироваться на слишком упрощенных допущениях).

Каждый этап процесса создания ПТБ завершается опять-таки «точкой принятия решения». Назовём её завершающей ТПР. Это своеобразный этап процесса, когда подводятся итоги этапа повышения готовности ПТБ. Готовится отчетная документация. Оформляются акты и протоколы освидетельствования и испытаний. Завершающие ТПР - это точки контроля качества выполненных работ, точки принятия решений по дальнейшему развитию проекта и расстановке приоритетов проектам, а также точки, когда даются подробные описания следующих шагов, которые нужно предпринять для развития проекта.

Для выработки решений на завершающей ТПР следует руководствоваться следующими принципами:

1. Каждая завершающая ТПР - это точка подведения итогов реализации этапа повышения УПГ для создаваемой (модернизируемой) ПТБ, на которой рассматривается и оформляется вся этапная проектная документация. Проводятся подтверждающие испытания и демонстрация возможностей создаваемой ПТБ, при необходимости.

2. В каждой завершающей ТПР проводится оценка соответствия результата этапа повышения производственной готовности УПГ этапа и принимается решение о присвоении разрабатываемому производству нового УПГ, что оформляется соответствующим документом (пакетом документов).

3. Оценка проекта вовлекает многие критерии, которые отражают бизнес-стратегию компании в целом и инновационную стратегию в частности.

4. Методы оценки проекта должны быть простыми, понятными и реалистичными (но они не должны базироваться на слишком упрощенных допущениях).

Завершающая ТПР текущего этапа процесса повышения производственной готовности ПТБ в идеале примыкает к предшествующей ТПР последующего этапа процесса повышения производственной готовности ПТБ. Перечни процедур, осуществляемых в ТПР, суммируются, не пересекаясь. В реальности между прохождением завершающей ТПР текущего этапа процесса повышения производственной готовности ПТБ и предшествующей ТПР последующего этапа процесса может проходить достаточно значительное время. В связи с чем может быть поставлена задача минимизация этого времени. Времени простоя работ по созданию ПТБ.

Структура всех ТПР одинакова - она такова:

1. В каждой ТПР готовится и рассматривается специальный комплект документов о проекте.

2. В качестве критериев, по которым происходит оценка проекта, используется модель оценки УПТ, описанная нами выше.

3. Управленческие решения. Производственные совещания по рассмотрению итогов очередного этапа проекта завершаются очень часто достаточно неопределенными решениями. Однако итоговые решения, принимаемые на ТПР, должны иметь строго определенный формат:

- что происходит далее с проектом (переход к следующему этапу, прекращение проекта, возврат проекта на предыдущий этап);

- план действий по отношению к данному проекту (утвержденный план работ и перечень документов для представления к следующей ТПР, дата проведения следующей ТПР).

В общем случае решения проектного совета в отношении рассматриваемого проекта могут быть следующими:

- «к следующему этапу» (проект одобряется, и утверждаются необходимые ресурсы (персонал и финансы) для дальнейшего развития проекта);

- «прекращение проекта» (проект прекращается, и останавливаются все работы по нему; ресурсы на этот проект более не выделяются);

- «возврат к началу текущего этапа» (возвращение проекта в начало текущего этапа с целью его прохождения через этот этап надлежащим образом; это происходит, когда основные, ключевые результаты этапа не соответствуют критерию успешного прохождения этого этапа готовности);

- «продление текущего этапа» (время реализации этапа продлевается, устанавливается новый срок окончания этапа, выделяются новые ресурсы; это происходит, когда отдельные частные, второстепенные результаты этапа не соответствуют критерию успешного прохождения этого этапа готовности; принимается решение об ответственности исполнителей и руководителя проекта);

- «повторно на предыдущий этап» (возвращение проекта на предыдущий этап с целью его прохождения через эти два этапа заново; это происходит, когда результаты текущего этапа требуют пересмотра результатов предыдущего этапа);

- «приостановление проекта» (проект получил более низкий приоритет по сравнению с другими инновационными проектами, и на него не осталось ресурсов для его выполнения согласно ранее утвержденному плану-графику).

На проектном совете утверждается план-график работ на следующий этап, включающий: перечень сотрудников, вовлеченных в работы, финансовые ресурсы этапа (бюджет), количество человеко-часов на утвержденные работы, ответственные исполнители, сроки проведения работ, а также перечень документов к рассмотрению на следующей ТПР.

Обычно ТПР управляются ответственными менеджерами из различных подразделений компании с полномочиями выделять ресурсы (персонал, финансы, оборудование и др.), требуемые директору проекта и проектной команде для выполнения следующего этапа.

Таким образом, ТПР служат механизмом обеспечения контроля качества процесса создания ПТБ. Прежде, чем проекту разрешается перейти на следующий этап, рассматриваются документы и материалы, характеризующие его прохождение через текущий этап. Оценивается и присваивается УПГ. Если результаты текущего этапа неудовлетворительны, проект не передается на следующий этап. ТПР служат управленческим фильтром, когда неэффективные проекты останавливаются, а ресурсы выделяются на проекты, обладающие наибольшей ценностью. На ТПР определяют задачи следующего этапа и перечень документов к рассмотрению на следующей ТПР.

Уменьшение технических рисков разрабатываемых производственных технологий и ПТБ АП

соответственно увеличению их готовности

В соответствии с методологией оценки УПГ, процесс разработки ПТБ АП разбивается на несколько этапов, причем каждый последующий этап, как правило, является более затратным, чем предыдущий. Разбиение процесса на этапы и ТПР позволяет управлять рисками.

С каждым достижением создаваемой ПТБ очередного УПГ степень неопределённости сокращается, а вероятность успеха разработки растет. Шкала рисков проградуирована от 0% - минимальный риск до 100% - максимальный риск.

Первому УПГ - низшему этапу развития ПТБ - присвоен максимальный риск. Это связано с множественной неопределённостью относительно возможности создания планируемого производства. По мере реализации процесса создания ПТБ степень неопределённости уменьшается. Это объективный процесс, подтверждаемый многолетней производственной деятельностью.

Затраты на ранних этапах поддерживаются невысокими, но они возрастают по мере того, как уменьшается неопределенность. Каждый этап рассматривается как этап по приобретению дополнительной информации по проекту, а между этапами происходит управленческая оценка собранной информации, на основе которой принимаются решения по дальнейшему развитию проекта.

Последнему - десятому УПГ (его успешному окончанию) - соответствует нулевой риск. И это объяснимо, так как на этом этапе развития производство (и её ПТБ) уже полностью создано, отработано, кооперация поставщиков создана и проверена. Сертификация производства пройдена.

Все промежуточные значения на шкале рисков получаются путём деления диапазона измерения риска на число этапов процесса создания ПТБ, то есть на 10.

Принятие решения о нахождении ПТБ на определённом УПГ позволяет с легкостью приписать этому состоянию ПТБ сугубо определённый риск. Программа увеличения, роста производственной готовности ПТБ одновременно является программой пропорционального сокращения рисков, благодаря жёсткой однозначной связи между шкалой УПГ и шкалой рисков.

Таким образом, уменьшение технических рисков разрабатываемых производственных технологий и ПТБ АП соответствует увеличению их готовности. Методология оценки УПГ позволяет управлять рисками создания ПТБ АП. Более того, применение методологии оценки УПГ позволяет снизить влияние человеческого фактора (субъективизма) при оценке готовности ПТБ на основе системы объективных критериев оценки - шкалы УПГ.

Параллельность проектных работ по созданию АТ и ПТБ и объединение всех параллельных работ по созданию АТ и ПТБ единой целью - моментом завершения разработки АТ и началом производства АТ

Одним из важнейших принципов ускорения выполнения работ является принцип их параллельного выполнения, противопоставляемый эстафетному принципу: когда над каждой подзадачей трудится отдельная рабочая группа

до полного ее завершения, а затем «передает эстафету» другой команде. Реализация принципа параллелизма работ на практике позволяет существенно сократить сроки выполнения работ, где это возможно.

Создание нового продукта включает в себя две крупные стадии: разработка технологий (technology development) и разработка продукта (product development). Стадия разработки необходимых критических технологий всегда предшествует стадии разработки продукта, причём образец АТ должен создаваться из технологий с высоким УГ. Стадии могут накладываться в зависимости от завершенности стадии разработки технологий и степени риска успешности окончания разработки технологий, обеспечивая параллельность процессов на некотором их участке.

Что же касается процесса создания ПТБ, то этот процесс развивается во многом параллельно объединённому процессу создания образца АТ (этап создания НТЗ + этап разработки продукта), см. рис. 4. Такой параллелизм возможен в силу относительной самостоятельности, независимости этих процессов, в силу их специфики: разные объекты исследований и проектирования, разные предприятия, разные технологические процессы и методология действий.

Совер шеиствовапие концепции Разработка технологии Разработка системы и ее демонстрация Производство и широкое применение

•1 ■1 ■1

УГП 1-3 УГП 4 УГП 5 УГП 6 УГП 7 УГП 8 УГП 9 УГП 10

к L к L

УГТ 1 УГТ 2 УГТ 3 УГТ 4 УГТ 5 УГТ 6 УГТ 7 УГТ 8 УГТ 9

Рисунок 4.

Схема, иллюстрирующая основные процессы и этапы разработки и производства

инновационного продукта.

Схема, иллюстрирующая основные процессы и этапы разработки и производства инновационного продукта, представлена на рис. 4. Показаны контрольные точки (А, Б и В) принятия ответственных управленческих решений, которые необходимо успешно преодолеть в процессе создания технологического новшества.

Первая контрольная точка А соответствует стадии разработки концепций и технологии. На данном этапе окончательно формируется концепция технологии и принимается решение о полномасштабной разработке и подготовке производства.

Вторая контрольная точка Б - стадия разработки и демонстрации системы (сложного продукта). На данном этапе заканчивается непосредственно разработка технологии, проходят демонстрации в предполагаемой среде эксплуатации, корректируются последние «нестыковки» и планируется организация производства.

Третья контрольная точка В - стадия производства и начального ввода в эксплуатацию. По сути, на данном этапе заканчивается разработка системного продукта и принимается решение о начале мелкосерийного производства.

Для производства нового продукта необходимо наличие ПТБ, желательно современной, и её готовность к производству сугубо конкретного нового (или принципиально нового) продукта. Причём процессы создания (разработки) продукта и подготовки ПТБ должны быть объединены конечной целью: моментом времени окончания разработки. Производственная база должна быть готова к производству в момент завершения разработки, см. рис. 4.

Запаздывание процесса создания ПТБ ведёт к срыву сроков начала производства АТ и снижению рыночных перспектив отечественных ВС или к снижению обороноспособности страны, применительно к государственной авиации.

Опережение процесса создания ПТБ ведёт к простою производственных мощностей, «заточенных» под новый продукт и трудно перенастраиваемых (нужны дополнительные ресурсы) и необходимости поиска заказов, временно загружающих простаивающие производственные мощности.

Как видно из рис. 4, оптимальной (наиболее выгодной) практикой для промышленности является опережающая разработка технологий по отношению к разработке продукта. Процесс создания (модернизации) производства (ПТБ) и оценки её готовности должен начинаться на ранних стадиях технологического развития, что, в принципе, соответствует российской практике подготовки (конструкторской, технологической, организационной) производства. Этот процесс должен продолжаться синхронно с определенными этапами жизненного цикла программы разработки технологий, технологических новшеств.

Таким образом, процессы УГТ и УПГ параллельны, взаимоувязаны друг с другом и подчинены общей цели -успешному созданию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Использование методологии оценки УПГ (и методологии оценки УГТ) и комплексное применение всех перечисленных и описанных принципов (и подходов)

- позволяет научно-исследовательским организациям описывать, разрабатывать и выполнять тестирование инновационных технологий, а производственным корпорациям описывать, разрабатывать и выполнять тестирование создаваемого (модернизируемого) производства и её ПТБ;

- обеспечивает основные этапы проведения исследований и создаёт основу для осуществления поэтапного подхода к исследованиям и разработкам как технологий, так и ПТБ. Структурирует работу ученых, конструкторов и технологов, позволяя им эффективно определять ТТХ продукта, который будет удовлетворять требованиям военного (и/или гражданского) заказчика;

- обеспечивает введение адекватного современного формализма оценки готовности технологий и производства - критериев готовности. Переход к каждому следующему УГ требует проведения экспертизы достигнутых результатов работ на этапе повышения готовности, оценки соответствия ключевых характеристик разрабатываемой технологии или производства (ПТБ) выбранным показателям технического совершенства (критериям готовности);

- обеспечивает возможность эффективного управления развитием НТЗ, разработкой образцов АТ и созданием ПТБ на основе формализма методологии оценки УПГ и УГТ;

- позволяет снизить влияние человеческого фактора (субъективизма) при оценке готовности технологий и ПТБ для их использования при создании и производстве конкретной техники на основе системы объективных критериев оценки шкалы УПГ (и шкалы УГТ);

- позволяет уменьшить вероятность перерасхода средств на программы создания конечной продукции, вследствие снижения рисков и технологической неопределенности.

Список литературы

1. Алёшин Б.С. О новой концепции организации научных работ. // Новости ЦАГИ. 2010. - № 5(85).

2. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. -Тверь: Купол, 2009.

3. Клочков В.В., Николенко В.Ю. Современная организация создания авиатехники: монография. - М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013.

4. Скибин В.А., Солонин В.И. Современная методология // Машиностроение. Энциклопедия. Самолеты и вертолеты. Т. 1У-21. Авиационные двигатели. Кн.3 / В.А. Скибин, В.И. Солонин, Ю.М. Термис и др.; под ред. В.А. Скибина, Ю.М. Термиса и В.А. Сосунова. - М.: Машиностроение, 2010.

5. Сливицкий А.Б. Актуальные проблемы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности // Межотраслевая информационная служба. - М., 2014. - № 3.

6. Сливицкий А.Б. Совершенствование инструментария выбора государственных приоритетов, механизмов разработки и реализации стратегий инновационного развития // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. -М., 2013. - С. 270-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.