Научная статья на тему 'Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека'

Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION SOCIETY / PRINCIPLES / INFORMATION SECURITY / AGGRESSIVE SOCIAL ENVIRONMENT / INFORMATION RISKS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИНЦИПЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРЕССИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

В статье рассматриваются основополагающие принципы, на основе которых возможно сконструировать и концептуализировать модель информационной безопасности человека с целью четкого определения угроз, возникающих для индивида в современном информационном обществе. Сами угрозы рассматриваются автором не как риски для потери информации, а как источник образования социально агрессивной среды, способной нанести существенный урон общественному благополучию человека, в наиболее полной степени выраженности проблемы превращении его в социальный объект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AS FUNDAMENTAL POSTULATES OF THE CONCEPT OF HUMAN INFORMATION SECURITY

This article discusses the basic principles on the basis of which it is possible to construct and conceptualize a model of human information security. This is necessary in order to clearly identify the threats to the individual in the modern information society. Moreover, the threats themselves are not considered as risks for the loss of information, but as a source of formation of a socially aggressive environment that can cause significant damage to the social well being of a person, to the fullest extent of the problem-its transformation into a social object.

Текст научной работы на тему «Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека»

УДК 004 : 316.3 ББК 73

Дементьев Сергей Александрович Dementiev Sergey Alexandrovich

доцент кафедры гуманитарных дисциплин Южно-Российского гуманитарного института кандидат социологических наук.

Associate Professor of the Humanities Department of the South-Russian Humanities Institute, PhD in Sociology. E-mail: s.a.dementiev2014@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОСТУЛАТЫ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Principles as fundamental postulates of the concept of human information security

В статье рассматриваются основополагающие принципы, на основе которых возможно сконструировать и концептуализировать модель информационной безопасности человека с целью четкого определения угроз, возникающих для индивида в современном информационном обществе. Сами угрозы рассматриваются автором не как риски для потери информации, а как источник образования социально агрессивной среды, способной нанести существенный урон общественному благополучию человека, в наиболее полной степени выраженности проблемы - превращении его в социальный объект.

Ключевые слова: информационное общество, принципы, информационная безопасность, агрессивная социальная среда, информационные риски.

Принципы представляют собой руководящие положения, базовые начала, системные источники, определяющие характерные особенности концепта, структурирующего смысловое пространство некоего явления, процесса, состояния, объекта. В статье рассмотрим принципы, определяющие механизм информационной безопасности человека. Актуальность проблематики информационной безопасности определяется тем характером социума, в котором мы живем сейчас. Человек находится в зоне повышенных рисков, в данном случае, говоря о предметном поле нашего исследования, рисков, порождаемых разного рода информационными угрозами. Они проистекают от различных источников и имеют разную степень выраженности, но в своей совокупности могут разрушить информационное пространство любой среды, где происходит коммуникация человека, связанная с получением, обработкой и передачей информации. Роль принципов в противодействии тем или иным видам рисков,

This article discusses the basic principles on the basis of which it is possible to construct and conceptualize a model of human information security. This is necessary in order to clearly identify the threats to the individual in the modern information society. Moreover, the threats themselves are not considered as risks for the loss of information, but as a source of formation of a socially aggressive environment that can cause significant damage to the social well - being of a person, to the fullest extent of the problem-its transformation into a social object.

Keywords: information society, principles, information security, aggressive social environment, information risks.

порождаемых угрозами от информационной нестабильности, выражающейся в потере состояния, которое можно обозначить как безопасность, состоит в том, что от оптимальной, продуманной их артикуляции зависит качество разрабатываемой программы противодействия, стратегия борьбы с информационными рисками, общая политика, осуществляемая всеми субъектами, заинтересованными в сохранении и поддержании информационной безопасности. Современный человек живет в перманентно меняющейся информационной среде, которая стохастична по своей сути, мобильна, текуча, фрагментарна из-за отсутствия устойчивости и четкого вектора развития. Бороться в таких условиях с информационными рисками в режиме ad hoc, от случая к случаю, бессмысленно и бесперспективно. Нужна продуманная политика, а в таком качестве она может появиться, лишь если будет основана на разработанной системе принципов информационной безопасности человека.

Говоря о рисках и концептуализации принципов, направленных на обеспечение информационной безопасности человека, в своих рассуждениях будем отталкиваться от базового концепта, который определяем как информационное насилие. Именно на его преодоление должны быть направлены стратегии и программы обеспечения информационной безопасности человека, так как речь в настоящее время уже идет не столько о рисках, сколько о наличии системы рисков, порождающих агрессивную информационную среду, в которой функционирует современное общество. Кроме того, информационное насилие существует уже не просто как потенциал, чего можно ожидать от рисков, но в качестве особой социокультурной реальности, укоренной в современные практики социальной жизни.

Концептуализацию принципов информационной безопасности человека необходимо осуществлять на основе базовых положений, разработанных в рамках Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года. Окинавская Хартия определяет следующие угрозы информационной безопасности, проистекающие от недооценки целого ряда факторов, активно действующих в современном информационном обществе: 1) недооценка значимости информационно-коммуникативных технологий для обеспечения надлежащей среды, а равным образом ее деформации в качестве механизма, воздействующего на права и свободы человека; 2) посягательство в рамках нового информационного пространства на личное (приватное) пространство человека, его сужения и даже истирание в силу агрессивного воздействия информации, ее проникновения во все среды функционирования индивида; 3) углубление дис-сенсуса в социальной коммуникации, признание его в виде более оптимального (или естественного) состояния, чем консенсус, согласие, сотрудничество; 4) чрезмерная конкурентность в обществе, что ведет к росту агрессии и нетерпимости; 5) отсутствие транспарентности в деятельности власти, закрытость тех информационных потоков, которые предназначены для сокрытия пробелов в управлении либо используются в системном механизме манипулирования сознанием; 6) отсутствие рациональности в поли-

тике управления ресурсами общества, лоббирование частных интересов вопреки интересам всего общества, что скрывается под вывеской псевдовыгоды для широких социальных слоев.

Перечисленные тезисы трансформируем в принципы, которые могут и должны быть неким системообразующим базисом для концептуализации политики, призванной обеспечить информационную безопасность для субъектов социальных отношений, снизить или даже ликвидировать имеющуюся в настоящее время информационную агрессию.

Указанные принципы можно сформулировать в следующем виде:

1) информационная свободы личности;

2) право каждой личности на получение необходимой информации;

3) информационная неприкосновенность личности;

4) информационная безопасность частной жизни;

5) информационная ответственность, основанная на базовых положениях морали и права, действующих в конкретном обществе с точки зрения его социальной зрелости и социокультурных особенностей.

Стратегическая цель, на достижение которой направлены пять продекларированных принципов, состоит в обеспечении необходимого баланса, крайне важного для создания условий взаимовыгодного сотрудничества основных социальных акторов, в данной ситуации творцов информационного пространства, активных деятелей на его поле и основных потребителей информационных продуктов.

Перечисленные принципы также крайне важны для преодоления уже заложенных негативных тенденций развития, проявляющихся в том, что новая социально-информационная среда, внутри которой живут практически все участники социальных отношений, может быть оценена как крайне некомфортная, неустойчивая, агрессивная, нерезультативная, посягающая на многие жизненные ценности, выработанные в период общего модерна, а в постмодернистский период постепенно утрачивающиеся [2, с. 132-133].

Конкретизируем перечисленные принципы, так как одной лишь декларации будет явно недостаточно для того, чтобы возникло пони-

мание, каким образом возможно достижение поставленной цели.

Информационная свободы личности. Информационное общество - это реальность, которая не обсуждается с точки зрения аксиологических характеристик. Оно уже есть, и нет никаких оснований думать, что в ближайшие десятилетия информация снизит свою значимость для структурирования социального миропорядка. В этих условиях крайне важным представляется создание необходимых условий для обеспечения информационной свободы личности. Человек должен быть защищен от грубого вторжения информации в его приватное пространство. Информация не должна просачиваться во все социальные сегменты, если человек желает выстраивать не запрещенные законодательством информационные барьеры. Это крайне важно для формирования среды, в которой человек будет чувствовать себя комфортно. Отсутствие сегментарного пространства, где нет информационных потоков, где индивид все время находится под воздействием определенных информационных источников, побуждающих его к неким действием, крайне негативно влияет на свободу воли, право принимать самостоятельные решения, действовать в качестве независимого субъекта, а не объекта, не имеющего собственной воли и двигающегося к какому-то решению под воздействием экзогенной воли.

В несоблюдении этого принципа мы видим множество рисков, которые можно прогнозировать в качестве некоего потенциала, не имеющего актуализированных негативных воздействий на социальную среду, но при этом вполне способного нанести ущерб творческому, политическому, духовному, экономическому развитию индивида. В условиях агрессивной информационной интервенции человек может превратиться в системный винтик. Возможности манипулирования социальным сознанием в информационном обществе усилились многократно. Они были и ранее, особенно когда появились источники передачи информации (книги, газеты, прокламации -первые и наиболее простейшие), но в настоящее время их воздействие на сознание всего социума и каждого индивида в отдельности многократно усилилось. В результате человек утрачивает свободу воли и может стать рабом

политической системы, потерять творческие способности из-за внушения, что у него уже есть все необходимое, довольствоваться тем потребительским минимумом, на который ему дается установка в качестве достаточного. В данной ситуации можно обойтись без конкретной детализации. Здесь важен сам факт понимания того, что отсутствие возможности сортировать информацию и выступать модератором ее движения в информационном обществе лишает индивида свойств субъектно-сти, превращая его в социальный объект, не имеющий свободы воли.

Право каждой личности на получение необходимой информации. Данный принцип образует иной спектр понимания того, какие угрозы могут существовать в информационном обществе. Говорить в наше время о том, что человек будет пребывать в информационной блокаде, невозможно. Мы постоянно находимся на пересечении самых разнообразных информационных потоков. С этой точки зрения речь может идти не о перекрытии всех каналов вообще, а о таком управлении ими, когда возникают некие информационные подмены, и получаемая информация является или неполной, или совсем не той, которая позиционируется относительно определенного социального объекта, субъекта, процесса. В данном контексте право личности на получение информации осуществляется неполно, что ведет к искажению ее восприятия на этапе принятия и обработки, а также возникновения импульсов к действию, которые порождаются на всех стадиях информационного процесса.

Таким образом, приведенная ситуация хуже, чем информационный вакуум, в котором у индивида есть четкое понимание того, что он лишен информации. Здесь же, когда имеют место информационные подмены, такого ощущения не возникает, а следовательно, нет самой потребности в получении качественно иной информации. Человек принимает неверные решения, причем именно так, как этого желает главный актор в информационном поле, осуществляющий информационные подмены.

Выходом из сложившегося положения могли бы стать гарантии на получение информации, которые необходимо отразить в действующем законодательстве. Кроме того, должны существовать административные гарантии, в соответствии с которым исполни-

тельные органы власти лишатся возможности оказывать воздействие на СМИ [3, с. 56-58]. Также необходимо обеспечить условия для развития альтернативных источников получения информации и не подчинять все информационное пространство контролю власти. Для этого следует четко определить, что является объектом цензуры, а в какие области и сферы власть не может проникать, выступая фильтром или барьером в информационной системе.

Информационная неприкосновенность личности. Данный принцип следует назвать рамочным. Его можно сформулировать на уровне неопределенных пожеланий, больше похожих на декларацию, так как имеют место определенного рода сомнения относительно возможности конструирования в его рамках четких индикативов или имплементации его содержательного ядра на уровне законодательства. Под информационной безопасностью личности понимаем порядок течения информационных потоков, которые не формируют рисков, опасностей или угроз, нарушающих нормальный порядок жизнедеятельности человека. Понятие «нормальный порядок» требует расшифровки. С нашей точки зрения, этот термин должен пониматься в контексте признания основных ценностей, норм, принятых стандартов поведения, которые ориентированы на формирование приватного пространства личности, в наше время постоянно находящееся в зоне воздействия разного рода акций, мероприятий, рекламных кампаний и т. п., что стирает все допустимые грани между частным и общественным, индивидуальным и коллективным, общим и единичным. Если конкретизировать, то речь идет о спаме, разного рода рекламных акциях в виде смс-сообщений, схемах по вовлечению широких кругов потребителей в полумошеннические программы и многом другом. Результатом подобных действий становятся серьезные финансовые потери, несбывшиеся ожидания, утрата доверия ко всем публичным акциям, упадок общей деловой культуры. Трудно определить, какие следует поставить ограничения для перечисленных действий. Очевидно, решения могут быть найдены только в правовой сфере: введение запрета на спам, ограничения на ведение непрофильной деятельности, запрет использования операторов сотовой связи для сторонних

компаний в виде рекламных акций (речь идет о широко распространенных смс-рассылках с приглашением принять участие в акциях заведомого мошеннического характера) [4, с. 41-45].

Информационная безопасность частной жизни. Конституция РФ, провозглашая Россию демократическим правовым государством, определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Дальнейшая конкретизация указанных положений происходит в главе 2 Конституции РФ [5, с. 37-39]. Среди личных прав выделяются права граждан на неприкосновенность частной жизни, к которым относятся: право на личную и семейную тайну; защиту своей чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Механизм обеспечения прав человека на неприкосновенность частной жизни можно определить как взятую в единстве систему взаимодействующих конституционно-правовых средств. Этот конституционно-правовой феномен включает внутригосударственные и международные механизмы [6, с. 61-62].

Частная жизнь человека должна оставаться неприкосновенной. В настоящее время очень легко сделать общедоступными приватные снимки, переписку по электронной почте, почтовые сообщения и другие сферы из области коммуникации, которые человек не желает открывать для общественности. Риски и опасности совершения подобных действий понятны и не требуют глубокого обоснования. Можно говорить о вероятности шантажа, подрыве репутации, имиджевых потерях, финансовых убытках и другом.

Информационная ответственность. Этот принцип должен основываться на базовых положениях морали и права, действующих в конкретном обществе с точки зрения его социальной зрелости и социокультурных особенностей.

Ответственность в рамках категории морали можно организовать через категорию неформального контроля. Он в системе своих санкций проявляется в запретах, наказаниях, бойкоте, порицании и т. п., а с точки зрения эффективности поставлен в зависимость от гражданской активности населения, его готовности выступать защитником и хранителем

того социокультурного порядка, который установился в конкретном социуме [7, с. 42-44].

Что касается собственно правового вопроса, то с ним в данной ситуации все еще проще. Необходимо на уровне всех отраслей права обеспечить систему материальной и процессуальной защиты прав человека от тех посягательств, которые в своей совокупности нарушают его информационную безопасность. Очень важно, чтобы законодательство формировалось с учетом гражданско-правовых механизмов, административной юрисдикции, уголовного и уголовно-процессуального права. Это представляется важным в контексте того, чтобы юридическая структура обеспечения информационной безопасности была элементарно выстроена на всех отраслевых уровнях, формируя правой институт обеспечения информационной безопасности человека.

Делая вывод, общее заключение по рассмотренным вопросам, отметим, что под принципами информационной безопасности чело-

Литература

1 . Окинавская Хартия глобального информационного общества. М., 2001. Ц^:Шр:// docs.cntd.ru/document/901770887 (дата обращения: 30.10.2018).

2. Ковалев В. В. Аксиологические стереотипы как фактор устойчивости российского общества: дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2009.

3. Ковалев В. В. Диалог между властью и обществом (кампаративный анализ) // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 3.

4. Дятлов А. В., Верещагина А. В., Самы-гин С. И. Предпринимательство и экономическая безопасность России в условиях вызовов информационной эпохи: теоретические аспекты социологической рефлексии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11.

5. Губаева Т., Муратов М., Пантелеев Б. Экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. 2007. № 4.

6. Лепешкина Н. П. Неприкосновенность частной жизни, что это? // Адвокатская практика. 2005. № 2.

7. Дятлов А. В., Сажин П. В. Гражданское общество // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1.

века нами подразумевается совокупность общих установлений, императивов, руководящих указаний, обладающих потенциалом для формирования такой модели информационных отношений, в рамках которой не будут нарушаться базовые и присущие конкретному обществу, его социокультурной программе информационные права и свободы. Инструментально принципы призваны решить проблему информационной агрессии, которая разрушает устои информационной безопасности человека. В целом можно отметить, что к совокупности таких принципов следует отнести принцип информационной неприкосновенности человека, принцип баланса информационных интересов как важную характеристику позитивной и неагрессивной информационной среды, принцип неуклонного соблюдения информационного права и информационной свободы, принцип информационной ответственности и принципы социального информационного контроля.

Bibiliography

1. Okinawa Charter of the global information society. Moscow, 2001. URL: http://docs.cntd.EN/ document/901770887 (date accessed: 30.10.2018).

2. Kovalev V. V. Axiological stereotypes as a factor of stability of the Russian society: dis. ... of the Doctor of Sociology. Rostov-on-Don, 2009.

3. Kovalev V. V. Dialogue between the government and society (comparative analysis) // Social policy and sociology. 2014. Vol. 2. № 3.

4. Dyatlov A. V., Vereshchagina A. V., Samy-gin S. I. Entrepreneurship and economic security of Russia in the context of challenges of the information age: theoretical aspects of sociological reflection // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. № 11.

5. Gubaeva T., Muratov M., Panteleev B. Expertise in cases of protection of honor, dignity and business reputation // Russian justice. 2007. № 4.

6. Lepeshkina N. P. Privacy, what is it? // Law practice. 2005. № 2.

7. Dyatlov A. V., Sazhin P. V. Civil society // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. № 3-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.