Научная статья на тему 'Принципы исследования режимов работы перегружателя как совокупности машин с различными видами состояния'

Принципы исследования режимов работы перегружателя как совокупности машин с различными видами состояния Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
59
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Герике Борис Людвигович, Ившин Виктор Александрович

Предложена продуктивная схема обработки неоднородных данных, трактуемых как результаты эксперимента с совокупностью машин разных видов состояния в различных условиях. В основу развиваемого подхода положен принцип наибольшего правдоподобия, согласно которому определяется точка пересечения плотностей распределения альтернативных моделей. В качестве наиболее детальной характеристикой функционирования перегружателя рассмотрен показатель машинного времени, что позволило оценить резервы и целесообразные меры улучшения конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Герике Борис Людвигович, Ившин Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы исследования режимов работы перегружателя как совокупности машин с различными видами состояния»

ГОРНЫЕ МАШИНЫ И КОМПЛЕКСЫ

УДК 622.647.1

Б. Л. Герике, В. А. Ившин

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ КАК СОВОКУПНОСТИ МАШИН С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СОСТОЯНИЯ

Традиционные статистические методы обработки данных при экспериментальном исследовании горных машин в рабочих условиях базируются на сглаживании и простой аппроксимации распределений моделями законов. Такой подход обедняет результаты и ведет к потере важной информации, прежде всего, об условиях проведения испытаний.

В то же время в технической диагностике накоплен опыт обработки экспериментальных данных с отражением особенностей их распределений [1], особенно таких как:

- наличие нескольких локальных пиков или наиболее вероятных в интервале значений;

- чередование их с локальными минимумами, т.е. с наименее вероятными значениями измеряемого (наблюдаемого) параметра.

Продуктивная схема обработки неоднородных данных, трактуемых как результаты эксперимента с совокупностью машин разных видов состояния в различных условиях. Остающуюся неизменной «порцию» случайного функционального показателя Х1 выбираем по модели Пуассона, описывая ее экспоненциальным распределением: р(*1) = в • ехр(- Р%1), х1>0.

Если просуммировать две случайные величины такого типа У = Х1 + Х1, то по общим пра-

тос1[Х]

1<

а=1

0.5

1 Ра=5 1.5

2.5

3.5

4.5

0

2

3

4

5

Рис.1. Совокупность моделей, образуемая при изменении параметра а=1... 5

1) при в=1 2) при в=2

вилам можно получить выражение для результирующей плотности распределения

У

р(у) = в21 ехр{- вх) • ехр[- в(у - X)] =

0

У

= в2 ехр(- ву) ёх = в2У • ехр(- ву)

0

Целесообразно ввести обозначение случайной характеристики по числу элементарных слагаемых У=Х2 , тогда получим

р(х2 ) = в • х2 • ехр{~ вх2 )

Можно доказать, что в произвольном случае для а слагаемых получается общее выражение плотности распределения

па

в „а-1

практике для выбора параметров модели.

Далее рассмотрим правила практического суммирования: если случайные величины распределены с разными структурными параметрами Xк при а=к и У1 при а=1, но принадлежат к одной совокупности с масштабным параметром М[Х]]=М[У1]=ц и имеют плотности распределения

\ к-1 /

Ха\ • ехр\- а

М ) КМ

\1 -1 \

У1 \ \ У1

— I • ехр| - -

М) К М

-Хк+У1 также принадлежит к

р(хк ) =

р(уі )=-

1

М(к -1);

1

мк -1)

то их сумма Х=Хк+і этой совокупности и имеет плотность распределе

ния

Ч+1

р(ха)= (в-1)/ ха1 ехр(-рха), а=2,3,.. р()= р(^к+1)= | р(хк У р(гк+1 - хк )х

(а -1)/

Таким образом, введенная модель подчиняется гамма - распределению (или при целочисленном параметре - закону Эрланга), иллюстрация которого дана на рис.1.

Дифференцируя выражение плотности вероятностей, можем получить, что максимумы функции, соответствующие модам распределений

ха.тах = тоё[ха]= ^ ,,

образуют последовательность пиков, удобную на

м(к +і -1)/

ехр

гк+1

М

Таким образом, машина с функциональной характеристикой 2к+1 может рассматриваться как статистическая сумма машин с характеристиками Хк и У1. Соответственно, положение моды результирующей характеристики определяется суммой мод исходных распределений (рис.2).

В основу развиваемого подхода можно поло-

1

Рис. 3 .Модель распределения машинного времени работы перегружателя по экспериментальным данным

жить принцип наибольшего правдоподобия, согласно которому определяется точка пересечения плотностей распределения альтернативных моделей. Например, в виде

р^°а = Qа; а+1 )= р(ба+1 = Qа; а+1)

или

р^°а = Qа; а+2 )= р(За+2 = Qа; а+2 )

р^°а = Qа; а+3 )= р(ба+3 = Qа; а+3 ) и т.д. Тогда принимается правило: до границы Qа,а+k случайной характеристикой служит модель Qа, а после - некоторая модель Qа+k■

Построение такой композиции требует дополнительного нормирования, чтобы общая вероятность равнялась единице. Например, при к=1 итоговая модель для двух классов машин (бимодальная модель) приводится к виду:

при Q< Qаа+1 = Qmin+

аИ^і]

рШ) = ■ 1 1

,а+1

1 +

(а +1)

ехі

р(- а)

(а- 1)И [01 ]

Qа; а+1 Qг

И ^1 ]

\ а-1

Qа; а+1 ^^ітіїп

• ехр

при Q>Qаа+1 Qтіп+

аИ^і]

p(Q) = •

1+

а

,а+1

(а +1)

ех,

р(- а)

!И Ю1 ]

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И Ю1]

• ехр

И Ю1 ]

Здесь Qmjn - нижняя граница показателя; М^^ - оценка математического ожидания элементарной характеристики, играющая роль масштабного параметра модели.

При экспериментальном исследовании машинного времени работы перегружателя:

- выделено 4 локальных максимума - наиболее часто встречающиеся значения времени работы

Тлмлх ~95; Твмлх « 145;

Тсмлх «255;Твмлх ~370 (мин.);

- оценено 3 промежуточных минимума -наименее часто встречающиеся значения времени работы

ТАВ «135 мин; ТВС «215 мин; Тсо «325 мин.;

- установлено абсолютно меньшее в выборке значение Ттгп=14 мин.

На этой основе с шагом квантования АТ =3 мин построена аппроксимирующая модель с определением 4-х классов состояний и следующих

1

1

х •

X

основных параметрах:

- минимальное значение показателя

Т0 « Ттт « 15 мин; ;

- масштабный параметр

М[Т]«27 мин; ;

- структурные параметры

а= 4; аВ = 6; аС = 10; ав = 14.

Отсюда получаем модельные значения пиков распределения(мин)

тойТА = (аА -1)М[Т] + Т0 « 3^27 + 15 = 96;

той Тв = (ав -1)М[Т] + Т0 « 5^27 + 15 = 150;

тойТс =(с -1)М[Т] + Т0 « 9^27 + 15 =258;

тойТв = (ав -1)М[Т] + Т0 « 13^27+15 =366.

Оценка границ между моделями дает (мин)

ТАв « 4,4721x27 + 15 « 120 + 15 = 135;

Твс « 7,4156x27 + 15 « 200 + 15 = 215;

Тсв « 11,4454x27 + 15 « 309 + 15 = 324.

Таким образом, можно отметить хорошее приближение модели к результатам наблюдений. Среднее соотношение показателей классов составляет

М[Та]:М[Тв]:М[Тс ] М[Тв ]«

1,0 : 1,44 : 2,32 : 3,20 , а статистическое соотношение классов

аА : ав : ас : ав = 2,0 : 3,0 : 5,0 : 7,0.

Можно говорить, что худшая в выборке группа машин работает с регулярностью 4-х элементарных объектов, В некотором смысле это иллюстрирует степень опасности, которая может возникнуть при старении машин - условный предел составляет 15 мин. Лучшая группа машин заменяет 14 элементарных или 7 наблюдаемых худших машин.

Столь высокий разброс свидетельствует о сильном влиянии внешних условий и других машин комплекса на работу перегружателя: у тех, которые работают не более 135 минут в смену, есть примерно 7-ми кратный статистический «запас».

Понятно, что такой запас не может быть реализован на верхней границе (135 мин), а только в

среднем.

С другой стороны, данное заключение говорит об ограниченной целесообразности дальнейших, затратных мер по повышению надежности перегружателей, поскольку в сложившихся условиях они могут не дать общего эффекта.

Окончательно модель распределения описывается выражением

Р(т )"

1

15,4936

1 ( Т -15 6

27

ехр

Т -15 27

при 15 < Т < 135;

1

120

Т -15 27

ехр

Т -15 27

при 135 < Т < 215;

1 ( Т -15

3024 К 27

1

ехр

Т -15 27

при 215 < Т < 324;

51891840 К 27

Т -15

13

ехр

Т -15

27

при 324 < Т.

В итоговом результате каждый класс представлен с вероятностью

Р(Та)«0,3720; Р(Тв)«0,2643;

Р(Тс)« 0,2827; Р(Т0)«0,0810.

Верхняя линия представляет вспомогательную функцию без нормировки и иллюстрирует необходимость этой процедуры.

Показатель машинного времени является наиболее детальной характеристикой функционирования перегружателя и выделяет по данным эксперимента 4 класса состояний.

Статистическое соотношение показателя между классами составляет

аА : аВ : аС : ав = 2,0 : 3,0 : 5,0 : 7,0.

Это позволяет оценивать резервы и целесообразные меры улучшения конструкций.

Класс худших машин реализован в условиях работы всего комплекса при испытаниях с вероятностью более 37%.

Два других класса: В и С практически равновероятны - 26,4 и 28,3%. Наконец, без внешних ограничений перегружатели работали только немногим более, чем в 8% случаев.

3

5

9

□ Авторы статьи:

Герике Борис Людвигович

- докт. техн. наук, проф. , главный научный сотрудник Института угля и углехимии СО РАН, проф. каф. "Стационарные и транспортные машины" КузГТУ

Ившин

Виктор Александрович - соискатель Института угля и углехимии СО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.