Боев А.Г.
ПРИНЦИПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам трансформации промышленных комплексов. Автором предложена сбалансированная система общих и специальных принципов проведения институциональных преобразований предприятий в условиях цифровой экономики. Общие принципы носят универсальный характер и определяют базовые основы построения и реинжиниринга доминирующей массы производственно-экономических систем. Специальные принципы позволяют уточнить внутреннюю логику преобразований индустриальных комплексов с учетом особенностей цифровизации экономических отношений.
Ключевые слова. Принципы преобразований, институциональные изменения, цифровая экономика, промышленный комплекс, предприятие.
Boev AG.
PRINCIPLES OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL COMPLEXES IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract. The article is devoted to the transformation of industrial complexes. The author proposes a balanced system of general and special principles of institutional transformation of enterprises in the digital economy. The general principles are universal and define the basic foundations for the construction and reengineering of the dominant mass of production and economic systems. Special principles make it possible to clarify the internal logic of enterprise transformations, considering the specifics of digitalization of economic relations.
Keywords. Principles of transformation, institutional changes, digital economy, industrial complex, enterprise.
Проведение институциональных преобразований промышленных комплексов в условиях цифровой экономики является сложным и многоаспектным процессом, разработка и реализация которого должна осуществляться в соответствии с системой определенных принципов. Принцип, в свою очередь, представляет собой основное начало, фундаментальный ориентир или исходное положение, на котором построена какая-либо теория, концепция, система или основан какой-либо процесс или программа действий.
Значительный вклад в исследование принципов развития, организации, стратегического управления, инновационного преобразования производственных и экономических систем внесли У. Деминг, М. Портер, Т. Фуллер, А. Файоль, Р. Акофф, М. Трайбус, Й. Шумпетер, Г.Б. Клейнер, П.Г. Щедровиц-кий, Ю.П. Анисимов, О.Г. Туровец, В.Н. Родионова, Р.С. Голов, Н.А. Рыбников, А.В. Турьянский и др. В настоящее время вопрос формирования принципов институциональных преобразований производ-
ГРНТИ 06.81.12 © Боев А.Г., 2019
Алексей Геннадьевич Боев - кандидат экономических наук, заместитель руководителя Аналитического центра правительства Воронежской области.
Контактные данные для связи с автором: 394006, Воронеж, пл. Ленина, 12 (Russia, Voronezh, Lenin sq., 12). Тел.: 8 (473) 212-72-01. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 07.09.2019.
ственных предприятий в экономической науке и хозяйственной практике в полной мере не исследован и не решен. Более того, данная задача приобрела еще большую актуальность в условиях развития цифровой экономики, которая создает предпосылки для пересмотра многих существующих теоретико-методологических аспектов развития индустриальных компаний, и сама по себе становится важнейшим фактором глубинных изменений в промышленности.
Анализ ситуации показывает, что существующая научно-практическая база, посвященная принципам трансформации предприятий, имеет следующие недостатки:
1) как правило, исследователями предлагаются только принципы, ориентированные на изменение и развитие отдельных (локальных) сфер предприятий (например, принципы организационных изменений, стратегического управления, организации производства), но не формируется обоснованная система принципов для проведения комплексных и глубинных преобразований, охватывающих все подсистемы и элементы компаний [1-3];
2) разработки, которые содержат непосредственно принципы преобразований всего предприятия (организации, компании), носят скорее концептуальный или поверхностный характер. Например, в работах М.А. Бражникова и И.В. Хориной выделено всего три принципа трансформации организации (инновационный характер; выбор вектора преобразований; широта охвата - вовлеченность персонала), что не позволяет разработать и реализовать весь процесс управляемых и сбалансированных преобразований на промышленном комплексе [4].
Автором предложены общие и специальные принципы институциональных преобразований промышленных комплексов в условиях цифровой экономики (см. рисунок).
1. Общие (универсальные) принципы
1.4 Прочие группы принципов
1.1 Принципы взаимодействия частей и элементов целого
Обеспечивающие сохранение стабильности функционирования комплекса
2.1 Сохранения целостности
2.2 Масштабирования
2.3 Совместимости
2.4 Сбалансированности
2.5 Синергии
2.6 Итеративности
2.7 Инкремента
Повышающие скорость и глубину преобразований промышленного комплекса
2.8 Рыночного опережения
2.9 Инновационности
2.10 Цифровой трансформации
2.11 Непрерывности
2.12 Гибкости
2.13 Эффективности
2.14 Вовлеченности
Институциональный, процессный, функциональный, структурный баланс на предприятии
Рис. Принципы институциональных преобразований промышленности в условиях цифровой экономики
Общие принципы носят универсальный характер и определяют базовые основы построения и реинжиниринга доминирующей массы производственно-экономических систем, которыми по своему содержанию являются предприятия. Они достаточно глубоко исследованы, изучены и описаны в научной литературе. В силу своей многочисленности, общие принципы предложены автором в сгруппированном (свернутом) виде; их основной задачей является обеспечение реализации важнейших характеристик, свойств, закономерностей и проявлений организованных и управляемых систем - упорядоченности структурного строения, непротиворечивого соотношения частей и целого, открытости и взаимодействия с окружающей средой, способности к изменениям и др. В работах отдельных исследователей и практиков часть предложенных общих принципов рассматривается в качестве признаков, макроскопических свойств, закономерностей или параметров различного рода систем [5-7].
Специальные принципы, выделенные автором, в большей степени призваны детализировать внутреннюю логику и уточнить стратегически важные аспекты преобразований промышленных комплексов с учетом особенностей развития предприятия в условиях цифровой экономики. Группа специальных принципов институциональных преобразований построена на основе системы сдержек и противовесов. С одной стороны, такая система поддерживает работоспособность и функционирование предприятия в период проведения изменений, не позволяет перевести его к неуправляемому движению и разрушить существующую модель бизнес-процессов, не создав новой. С другой стороны - создает условия для реализации инновационной трансформации, приводящей к существенному повышению качества исходных механизмов функционирования и развития промышленного комплекса.
Так, реализация специальных принципов №№ 2.1-2.7 необходима для поддержания должного уровня работы всех систем, подразделений и элементов предприятия в переходный период, а также для придания процессу трансформации характера поэтапной, сбалансированной и последовательной эволюции. В то же время, принципы №№ 2.8-2.14 направлены на динамичную инновационную и цифровую трансформацию промышленного комплекса, ритмичное внесение фундаментальных позитивных изменений в систему его деятельности. Данная группа принципов минимизирует возможность совершения распространенных ошибок, при которых изначальные планы по глубокой реформе предприятия на этапах реализации начинают саботироваться и выхолащиваются в «косметические», малосодержательные и невостребованные изменения.
Рассмотрим подробнее в чем состоит содержание специальных принципов институциональных преобразований промышленных комплексов в условиях цифровой экономики:
1. Принцип сохранения целостности предполагает, что ни одна из фаз или стадий проведения институциональных преобразований не должна приводить к разрывам в цепочке создания стоимости, остановке производства и нарушению рыночных обязательств промышленного комплекса. Проблема разрушения единства и целостности производственного процесса может возникать в период масштабной цифровизации предприятия, инфраструктурной оптимизации, организационных и структурных изменений, реинжиниринга бизнес-процессов, корректировки функций и в иных ситуациях. Указанная проблема может иметь фатальное значение для промышленного комплекса, если простой повлечет значительную потерю доли рынка, снижение конкурентоспособности, нарушение сроков выпуска готовой продукции, разрыв хозяйственных отношений с поставщиками и подрядчиками. Реализация принципа сохранения целостности в период институциональных преобразований может быть осуществлена, в том числе, путем выполнения программы страховых, подготовительных и обеспечительных мер, нивелирующих риски дестабилизации предприятия в переходный период.
2. Принцип масштабирования предусматривает, что институциональные преобразования должны проводиться поэтапно, начинаться с отдельных функций, процессов и элементов промышленного комплекса и затем постепенно масштабироваться на все предприятие через интеграционные операции (по общей логике - от простого к сложному). Одномоментное начало изменений во всех сферах предприятия является высокорискованным подходом, который с большой долей вероятности приведет к потере управляемости промышленного комплекса, разбалансировке его рабочих процессов и не позволит оперативно провести совместимые (сочетаемые) друг с другом преобразования. Предлагаемый принцип масштабирования коррелирует с идеей «принципа главного звена», предложенного и обоснованного А.В. Турянским [8]. Данный принцип предполагает выделение основного направления институциональных преобразований, которое определяет эффективность функционирования экономической системы и концентрацию на нем усилий органов управления.
3. Принцип совместимости предполагает, что в процессе трансформации должна обеспечиваться возможность интеграции, а также функциональная, организационная, структурная, производственная, технологическая и иная совместимость существующих и впервые создаваемых элементов промышленного комплекса. Например, организационная структура предприятия должна сочетаться с используемыми методами управления и форматами работы персонала; логистическая модель подходить под потребности производственной подсистемы и так далее.
4. Принцип сбалансированности означает, что преобразование элементов и связей промышленного комплекса должно быть соразмерным, гармоничным и непротиворечивым. Менеджментом не должны допускаться ситуации непропорциональной трансформации предприятия, при которой будут формироваться дисбалансы и противоречия между реформированными и нереформированными системами, институтами, звеньями и структурами промышленного комплекса. Реализация принципа сбалансированности преобразований достаточно актуальна в условиях цифровизации предприятия. Она позволяет исключить проблемы «лоскутной» автоматизации и информатизации. В качестве поддержки данного тезиса могут быть приведены слова президента и СЕО корпорации Walmart Д. Макмиллона: «Традиционные подразделения тоже должны перейти на новые технологии. Нельзя, чтобы одна часть компании жила во вчерашнем дне, а другая - в завтрашнем» [9].
5. Принцип синергии предполагает, что в процессе преобразований должен планироваться и учитываться синергетический эффект, который будет возникать в результате изменения состава и содержания элементов в общей системе промышленного комплекса, а также корректировки логики и характера их взаимодействия. Синергический эффект представляет собой нелинейное и непропорциональное возрастание (снижение) совокупной эффективности или силы влияния отдельных компонентов, факторов или других элементов предприятия в результате обеспечения их взаимодействия или объединения в единую функционирующую систему (механизм). Важно отметить, что образованная таким образом система будет иметь эмерджентные проявления, то есть обладать свойствами, не присущими ее элементам (свойства системы не будут сводиться к сумме свойств её компонентов). Учет вероятного синергетического эффекта является крайне важным и позволяет решить две задачи. Во-первых, исключить риски отрицательной синергии и возникновения проблем, при которых сочетание нескольких отдельных преобразований (в том числе позитивного характера) в совокупности приведет к негативному результату для общей модели функционирования и развития предприятия. Во-вторых, создать условия для возникновения дополнительных конвергентных преимуществ, которые могут проявиться в виде операционной, финансовой, функциональной и иной синергии. Важно отметить, что достижение положительного синергетического эффекта в процессе преобразований промышленного комплекса является особым конкурентным преимуществом, которое не может быть скопировано или заимствовано другими участниками рынка.
6. Принцип итеративности означает, что проведение преобразований должно осуществляться на основе непрерывного анализа получаемых результатов и их взаимоувязки с итогами (разработками, решениями), полученными на предыдущих этапах трансформации. Таким образом, при общем поступательном векторе процесс изменений по своей логике представляет систему циклических (повторяемых) процедур по совершенствованию организационно-экономической модели предприятия и обеспечению четкой интеграции всех ее элементов. Итеративность особенно важна при перепроектировании, реинжиниринге или фундаментальных преобразованиях сложных и масштабных социально-экономических систем из-за допускаемых ошибок, просчетов, неточностей и нестыковок на различных стадиях трансформации, а также в результате корректировки требований к характеристикам предприятия и динамичного изменения условий внешней среды. В целом принцип итеративности позволяет минимизировать издержки последовательного выполнения работ по институциональным преобразованиям предприятия, обеспечивает преемственность и сохранение логики реализуемых мероприятий на всех этапах трансформации, а также исключает накопление ошибок и нестыковок в принимаемых решениях в процессе осуществления изменений за счет своевременного циклического согласованиях их параметров.
7. Принцип инкремента предполагает, что результатом окончания каждого промежуточного этапа изменений, осуществляемого в рамках общей стратегии и программы преобразований промышленного комплекса, должен быть завершенный проект, этап, продукт, внедренная инновация или иное реализованное решение, которое имеет самостоятельную ценность для развития организационно-
экономической модели предприятия и выступает платформой для последующих циклов трансформации. Инкрементный принцип преобразований не предполагает попыток сразу предусмотреть все решения на этапе планирования и создать безупречный масштабный и долговременный проект трансформации предприятия на основе реализации жесткого технического задания по проведению структурных, функциональных, процессных и иных изменений. Вместо этого преобразования осуществляются путем оперативного формирования и внедрения прототипов изменений и оптимизационных решений в рамках генеральной стратегии трансформации, из которых на основе практического тестирования, циклических доработок и предложений заинтересованных сторон создаются эффективные востребованные механизмы для развития бизнеса. В итоге путь от разработки до внедрения таких механизмов и решений (особенно в сфере цифровизации) значительно сокращается. Использование инкрементного принципа особенно актуально на этапе осуществления цифровой трансформации промышленного комплекса, так как идея инкремента находит отражение во многих эффективных и апробированных методологиях и методах (например, Agile, SCRUM, Kaizen, Kanban, Lean и др.), в том числе применяемых при разработке и внедрении цифровых платформ и продуктов.
8. Принцип рыночного опережения предусматривает, что скорость процесса институциональных преобразований внутри промышленного комплекса должна быть выше (в крайнем случае, равна) скорости институциональной трансформации рыночной среды (экономики в целом). В обоснование теоретической и практической значимости данного принципа целесообразно привести слова генерального директора General Electric Дж. Уэлча: «Если изменения снаружи происходят быстрее, чем изменения внутри, то конец близок» [10]. Схожую идею высказывал Г. Нив: «Перестроить отечественные деловые системы, корпорации, фирмы... мы можем только в том случае, если исходно будем ставить перед собой задачу не просто приближения к лидерам сегодняшнего времени, но задачу их опережения. Идти тем же путем, по которому они прошли раньше нас, пытаясь копировать то, что они умеют делать гораздо лучше нас, это значит обречь себя на поражение» [11]. Реализация принципа опережения предполагает построение проактивного процесса институциональных преобразований, позволяющего промышленному комплексу не только ликвидировать существующие дисбалансы и противоречия, но и выступить в роли экспортера позитивных изменений в общую экономическую среду.
9. Принцип инновационности предполагает, что проведение институциональных преобразований должно быть направлено на перевод промышленного комплекса к инновационной модели хозяйствования и развития. Реализуемая трансформация не должна «выхолащиваться» по своему содержанию до уровня простой технической оптимизации или модернизации. Институциональные преобразования могут быть эффективны и создавать стратегическое конкурентное преимущество для предприятия только в том случае, если они сопровождаются внедрением инновационных решений и разработок, создают условия для применения новых и прогрессивных методов управления, стимулируют персонал к освоению инновационных компетенций и технологий работы. Результатом реализации институциональных преобразований на основе принципа инновационности является формирование инновационной экосистемы промышленного комплекса, способствующей безбарьерному трансферту технологий, идей, инноваций и компетенций между подразделениями предприятия и поощряющей культуру инновационного развития.
10. Принцип приоритета цифровой трансформации предполагает, что на предприятии должна быть реализована политика, направленная на формирование конкурентной цифровой платформы, внедрение цифровых инноваций и перевод бизнес-процессов из физической формы в цифровую. Более того, в условиях множественности альтернативных вариантов эволюции предприятия менеджментом должен быть обеспечен приоритет внедрения цифровых инноваций по отношению к использованию иных менее технологичных способов и решений развития. В современных условиях конкурентоспособность промышленных комплексов будет напрямую зависеть от уровня их цифровизации. По прогнозам ПАО «Сбербанк», в обозримой перспективе более 70% компаний станут полностью цифровыми; их ключевым активом будут высокотехнологичные цифровые платформы. Так, Г. Греф отметил: «... вы не можете делать бизнес, если вы не обладаете цифровой платформой. И ваша ключевая компетенция уже не в той сфере, где вы работаете, а в совершенствовании цифровой платформы. Все ваши процессы будут «сидеть» в цифре» [12]. Идея изменения логики и приоритетов конкурентной борьбы на цифровых рынках поддерживается Д. Азизкуловым. По его мнению, конкуренция между цифровыми платформами предприятий более важна, чем конкуренция между бизнес-моделями [13].
11. Принцип непрерывности предусматривает, что процесс планирования и реализации институциональных преобразований промышленного комплекса должен носить воспроизводящийся и непрекращающейся во времени характер, ориентированный на постоянную адаптацию предприятия к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Принцип непрерывности может обеспечиваться путем создания «неувядающей» стратегии востребованных изменений, постоянная актуализация и корректировка которой должна позволять перекрывать переходные точки в планировании. Это позволит организовать «бесшовный» процесс развития и совершенствования индустриального комплекса.
12. Принцип гибкости означает, что на предприятии должна быть обеспечена готовность топ-менеджмента и исполнительского звена корректировать общую стратегию и тактику преобразований на основе комплексного анализа и оценки всех возможных вариантов (альтернатив) и сценариев трансформационных действий. Реализация вышеуказанного принципа позволяет сформировать гибкую и адаптивную программу глубинных изменений, которая своевременно меняется и уточняется в зависимости от возникающих рисков, проблем и возможностей промышленного комплекса. Идея гибкости является достаточно важной и позволяет исключить проблему, когда стратегия институциональной трансформации предприятия разрабатывается и реализуется как жесткий моносмысловой план действий, нечувствительный к внешним и внутренним изменениям.
13. Принцип эффективности предусматривает, что проводимые институциональные преобразования должны приводить к долгосрочному повышению уровня эффективности промышленного комплекса и положительно влиять на финансово-экономические результаты его деятельности (увеличение выручки, прибыли, рентабельности операций, снижение себестоимости и т.д.). В то же время, это не означает, что осуществляемые изменения должны оказать мгновенное прямое или опосредованное влияние на финансовые, экономические и иные показатели работы предприятия. Получаемый позитивный эффект может быть отложенным во времени по отношению к периоду окончания преобразований.
14. Принцип вовлеченности означает, что любые преобразования должны проводиться на основе вовлечения персонала в планирование и реализацию программ по трансформации бизнеса. Это позволит нивелировать риски сопротивления кадров и эффективно использовать накопленный опыт работников для устранения накопленных проблем, противоречий и «узких» мест в модели функционирования и развития промышленного комплекса. Проведение изменений на основе применения административно-командных методов без активного участия персонала не является стратегичным и целесообразным, так как главным носителем, заказчиком и потребителем преобразований всегда выступают сами люди. Согласно данным МсКт8еу, более 70% проектов трансформации компаний оказываются неудачными из-за отсутствия поддержки преобразований со стороны руководителя (нет личного примера) и сопротивления сотрудников осуществляемым переменам [14, 15]. В настоящее время в научной литературе существует множество исследований, поддерживающих идею вовлечения персонала в вопросы развития организаций, формирования их стратегий, планирования реформ и т.д. Достаточно системно, многоаспектно и обосновано она выражена в «14 принципах» У. Деминга, которые в том числе предусматривают учреждение лидерства на предприятиях, разрушение барьеров между подразделениями, «изгнание страхов», а также создание условий для саморазвития персонала и включенности его в механизмы совершенствования рабочих процессов [16].
Предложенная автором система принципов определяет внутреннюю логику и стратегические ориентиры проведения институциональных преобразований промышленных комплексов в условиях цифровой и инновационной экономики. Учет и соблюдение вышеуказанных принципов на всех этапах трансформации предприятий позволит провести динамичные, комплексные и гармоничные изменения на предприятии без снижения уровня его работоспособности и управляемости. Сформированная система принципов может быть интегрирована в методологию и стратегию институциональных преобразований отечественных индустриальных предприятий. В практическом плане она позволит обеспечить функциональное единство, интеграцию и преемственность процессов и мероприятий по трансформации различных сфер и элементов предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство: сб. М.: Республика, 1992.
349 с.
2. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. М.: КНОРУС, 2012. 496 с.
3. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теоретические основы организации производства. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2003. 216 с.
4. БражниковМ.А., Хорина И.В. Управление изменениями. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. 238 с.
5. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.
6. Фейджин Р.Е., Холл А.Д. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 252-286
7. Новосельцев В.И. Теоретические основы системного анализа. М.: Майор, 2006. 592 с.
8. Турьянский А.В. Институциональные преобразования в аграрном секторе России (теория, методология, практика): дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012.
9. Стенограмма интервью Д. Макмиллона «Вопросы стратегии приходится решать каждый час». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a21111 (дата обращения 11.08.2019).
10. Г. Греф. Стенограмма выступления на Гайдаровском форуме «Россия и мир: цели и ценности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2368587.html (дата обращения 11.08.2019).
11. Генри Р.Нив. Пространство доктора Деминга: принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с.
12. Г. Греф. Стенограмма открытой лекции в БФУ им. И. Канта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kantiana.ru/news/142/2 11897 (дата обращения 11.08.2019).
13. Азизкулов Д.М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке // Вектор экономики. 2018. № 3 (21).
14. Аптекман А., Калабин В. Отчет McKinsey & Company «Цифровая Россия: новая реальность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.cOm/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Midle %20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения 11.08.2019).
15. Боев А.Г., Воронин С.И. Использование SCRUM-метода при реализации проекта по внедрению цифровой платформы промышленного предприятия // Организатор производства. 2019. Т. 27. № 2. С. 16-26.
16. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2012. 419 с.