Научная статья на тему 'Принципы и особенности финансово-экономического сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС'

Принципы и особенности финансово-экономического сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРКОСУР / БРИКС / диверсификация производства / государства с развитой экономикой / финансовая стабильность / технологическое сотрудничество / мировая экономика / MERCOSUR / BRICS / diversification of production / states with developed economies / financial stability / technological cooperation / world economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубенко Вячеслав Васильевич, Гарсиа Кайо Алваро Руди

Сотрудничество между государствами МЕРКОСУР и БРИКС, представляет собой важный, перспективный объект исследования глобальной экономики. Региональный интеграционный союз и организация, представляющая многополярное экономическое пространство, объединяют значительные хозяйственные и демографические ресурсы, что делает их взаимодействие не только актуальным, но и весьма специфическим в системе международных экономических отношений. Сотрудничество в рамках БРИКС и МЕРКОСУР способствует перераспределению экономической силы на глобальном уровне, усиливая роль латиноамериканских стран. Диверсификация хозяйственных связей анализируемых стран-блоков уменьшает зависимость от традиционных экономических центров (США и ЕС) путем укрепления внутрирегиональных связей и взаимодействия с другими развивающимися экономиками Азии, Африки и Латинской Америки. Инвестиции в инновации, инфраструктуру, энергетический сектор и сельское хозяйство, а также развитие взаимной торговли и устойчивых хозяйственных практик помогут исследуемым блокам укрепить свои позиции в мировой экономике и обеспечить основу стабильного роста на долгосрочную перспективу. Сотрудничество и специализация в производственных секторах помогут странам обоих блоков придать динамизм и добиться наращивания темпов социально-экономического развития и укрепить свои позиции в мировой экономике. С такого рода перспективой экономики стран МЕРКОСУР и БРИКС способны эффективно дополнять и развивать друг друга за счет своих уникальных экономических характеристик и потенциала. Взаимное сотрудничество в перспективных секторах может способствовать значительному росту и устойчивому развитию обоих стран-блоков. В исследовании рассматриваются принципы и особенности такого сотрудничества, его цели, механизмы, достижения, перспективы и стоящие перед ними проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and features of financial and economic cooperation between MERCOSUR and BRICS

Cooperation between the states MERCOSUR and BRICS, is an important, promising object of global economic research. The Regional integration Union and the organization representing the multipolar economic space combine significant economic and demographic resources, which makes their interaction not only relevant, but also very specific in the system of international economic relations. Cooperation within the framework of BRICS and MERCOSUR contributes to the redistribution of economic power at the global level, strengthening the role of Latin American countries. The diversification of economic ties of the analyzed bloc countries reduces dependence on traditional economic centers (the USA and the EU) by strengthening intraregional ties and interaction with other developing economies of Asia, Africa and Latin America. Investments in innovation, infrastructure, the energy sector and agriculture, as well as the development of mutual trade and sustainable economic practices, will help the studied blocks strengthen their positions in the global economy and provide the basis for stable growth in the long term. Cooperation and specialization in the production sectors will help the countries of both blocs to give dynamism and achieve an increase in the pace of socio-economic development and strengthen their positions in the global economy. With this kind of perspective, the economies of the MERCOSUR and BRICS countries can effectively complement and develop each other due to their unique economic characteristics and potential. Cooperation in promising sectors can contribute to significant growth and sustainable development of both bloc countries. The study examines the principles and features of such cooperation, its goals, mechanisms, achievements, prospects and the problems facing them.

Текст научной работы на тему «Принципы и особенности финансово-экономического сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС»

Зубенко Вячеслав Васильевич

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: vvzubenko@fa.ru

Ф Гарсиа Кайо Алваро Руди

аспирант кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: garcia_ca@outlook.com.ar

Принципы и особенности финансово-экономического сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС

Сотрудничество между государствами МЕРКОСУР и БРИКС, представляет собой важный, перспективный объект исследования глобальной экономики. Региональный интеграционный союз и организация, представляющая многополярное экономическое пространство, объединяют значительные хозяйственные и демографические ресурсы, что делает их взаимодействие не только актуальным, но и весьма специфическим в системе международных экономических отношений. Сотрудничество в рамках БРИКС и МЕРКОСУР способствует перераспределению экономической силы на глобальном уровне, усиливая роль латиноамериканских стран. Диверсификация хозяйственных связей анализируемых стран-блоков уменьшает зависимость от традиционных экономических центров (США и ЕС) путем укрепления внутрирегиональных связей и взаимодействия с другими развивающимися экономиками Азии, Африки и Латинской Америки. Инвестиции в инновации, инфраструктуру, энергетический сектор и сельское хозяйство, а также развитие взаимной торговли и устойчивых хозяйственных практик помогут исследуемым блокам укрепить свои позиции в мировой экономике и обеспечить основу стабильного роста на долгосрочную перспективу. Сотрудничество и специализация в производственных секторах помогут странам обоих блоков придать динамизм и добиться наращивания темпов социально-экономического развития и укрепить свои позиции в мировой экономике. С такого рода перспективой экономики стран МЕРКОСУР и БРИКС способны эффективно дополнять и развивать друг друга за счет своих уникальных экономических характеристик и потенциала. Взаимное сотрудничество в перспективных секторах может способствовать значительному росту и устойчивому развитию обоих стран-блоков. В исследовании рассматриваются принципы и особенности такого сотрудничества, его цели, механизмы, достижения, перспективы и стоящие перед ними проблемы.

Ключевые слова: МЕРКОСУР, БРИКС, диверсификация производства, государства с развитой экономикой, финансовая стабильность, технологическое сотрудничество, мировая экономика.

Для цитирования: Зубенко В.В., Гарсиа Кайо Алваро Р. Принципы и особенности финансово-экономического сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 2. С. 27-39. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0160

Vyacheslav V. Zubenko

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Chair of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: vvzubenko@fa.ru

Rudy Garcia Cayo Alvaro

Graduate Student of the Chair of World Economics and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: garcia_ca@outlook.com.ar

Principles and features of financial and economic cooperation between MERCOSUR and BRICS

Cooperation between the states MERCOSUR and BRICS, is an important, promising object of global economic research. The Regional integration Union and the organization representing the multipolar economic space combine significant economic and demographic resources, which makes their interaction not only relevant, but also very specific in the system of international economic relations. Cooperation within the framework of BRICS and MERCOSUR contributes to the redistribution of economic power at the global level, strengthening the role of Latin American countries. The diversification of economic ties of the analyzed bloc countries reduces dependence on traditional economic centers (the USA and the EU) by strengthening intraregional ties and interaction with other developing economies of Asia, Africa and Latin America. Investments in innovation, infrastructure, the energy sector and agriculture, as well as the development of mutual trade and sustainable economic practices, will help the studied blocks strengthen their positions in the global economy and provide the basis for stable growth in the long term. Cooperation and specialization in the production sectors will help the countries of both blocs to give dynamism and achieve an increase in the pace of socio-economic development and strengthen their positions in the global economy. With this kind of perspective, the economies of the MERCOSUR and BRICS countries can effectively complement and develop each other due to their unique economic characteristics and potential. Cooperation in promising sectors can contribute to significant growth and sustainable development of both bloc countries. The study examines the principles and features of such cooperation, its goals, mechanisms, achievements, prospects and the problems facing them.

Keywords: MERCOSUR, BRICS, diversification of production, states with developed economies, financial stability, technological cooperation, world economy.

JEL Classification: F15, F36, F53

For citation: Zubenko V.V., Garcia Cayo Alvaro R. Principles and features of financial and economic cooperation between MERCOSUR and BRICS. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 2, pp. 27-39. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0160

Характер и параметры взаимодействия

В условиях современной стадии глобализации зависимость стран категории развивающихся рынков от США и других бывших метрополий вызывает растущую озабоченность. Гегемония доллара в качестве глобальной резервной валюты и международного средства обмена создает новый уровень такого рода зависимости, если не решающий фактор уязвимости их экономик, что отражают резкие колебания на валютном рынке. В этом смысле экономическое и финансовое сотрудничество МЕРКОСУР1 со странами БРИКС2 понимается как возможный способ снижения неоколониалистских угроз.

Страны, формирующие блоки МЕРКОСУР и БРИКС, способны эффективно дополнять и содействовать развитию друг друга на основе имеющихся экономических потенциалов. При этом обе эти группы государств руководствуются общей заинтересованностью в снижении национальной зависимости от расчетной единицы — доллара, как в международной торговле, так и в ва-лютно-финансовой сфере, тем самым стремясь укрепить свою хозяйственную самостоятельность, автономию и социально-экономическую устойчивость, связанные с чрезмерной волатильностью мировых рынков и вмешательством внешних сил в их национальные процессы.

Такое рода тенденция в международных экономических отношениях во многом подкрепляется и определяется социально-экономической мощью государств БРИКС, совокупный ВВП которых в 2023 г. достиг 27 трлн. долл., что составило около 23% мирового ВВП. Вклад Китая и Индии здесь выглядит весьма впечатляющим — 19,4 трлн. и 3,7 трлн. долларов соответственно. Экономический потенциал МЕРКОСУР также весьма существен. В 2023 г. суммарный ВВП стран, входящих в этот блок, составил 2,9 трлн. долл., где доля Бразилии, одной из признанных хозяйственных держав мира, одновременно входящей в оба блока, достигает 2 трлн. долл.

Характер и принципы внешнеэкономической политики стран с развивающимися рынками во многом укладываются в идеологию хозяйственного равноправия, провозглашённого странами-членами БРИКС, и опирается на уважение суверенитета каждого из участников, а также их независимость в принятии решений. Это обеспечивает возможность латиноамериканским, азиатским, африканским и ближневосточным партнерам отстаивать национальные интересы в рамках новой системы сотрудничества, так как все ключевые решения в БРИКС принимаются консенсусом, что подразумевает коллективное участие стран-членов в обсуждениях и согласовании итоговых документов. Ущемление их прав может служить основой выхода из организации.

Пятнадцать лет, прошедшие с момента создания БРИКС, произвели переворот в общественном сознании планеты. Глобальный Юг пристально отслеживал развитие процесса, когда группа самодостаточных стран бросила вызов англосаксонскому мироустройству. Хозяйственный рывок Китая и предложенная Си Цзиньпином программа новой экономической архитектуры мира [Китай готов способствовать...] заинтересовали подавляющую часть развивающихся стран мира. Такого рода подход мировых лидеров наметил параметры новой сущности партнёрства и формы устойчивого развития пяти государств.

Процесс развития БРИКС отражает качественно новый стратегический расклад мирового ландшафта. В 2024 г. к организации присоединились новые страны: Иран, Египет, Эфиопия, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Общая численность жителей данной группы стран превысила 40% населения Земли. Включение новых государств в структуру БРИКС является признанием не только их растущего авторитета. Рост числа партнеров знаменует собой важную веху в истории многостороннего блока, поскольку эти государства играют ключевую роль в международных экономических отношениях, и укрепляет позиции организации в качестве авторитетного игрока на мировой геоэкономической и геополитической арене.

Сложившуюся ситуацию можно квалифицировать лишь как начальную стадию глобального переустройства мира. Сорок других стран уже изъявили желания вступить в организацию. Причем, двадцать из них, с учётом подданных заявок на вступление от Алжира, Бангладеш, Белоруссии, Венесуэлы, Пакистана, готовятся завершить процедуру уже в текущем году, во время текущего председательства Российской Федерации в организации. Таким образом, Глобальный юг на наших глазах последовательно трансформируется в Новое Глобальное Качество.

На фоне планетарных изменений МЕРКОСУР периодически сталкивается с комплексными проблемами, которые препятствуют всестороннему развитию и ограничивают способность этих государств максимизировать накопленный экономический потенциал. Одна из причин этого явления — отсутствие многоуровневой диверсификации экономики и чрезмерная зависимость от

1 МЕРКОСУР — региональное соглашение об экономической интеграции, заключенное в 1991 г. Его страны-основатели Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Венесуэла присоединилась к блоку в 2012 г., но с 2016 г. приостановила своё участие.

2 БРИК, формально созданный в 2009 г., объединил четыре быстроразвивающихся государства — Бразилию, Россию, Индию, 2Ц Китай. В 2010 г. Южно-Африканская Республика присоединилась к блоку в 2012 г., вследствие чего объединение стало именоваться БРИКС.

экспорта сырья, что делает регион уязвимым к колебаниям цен на мировом рынке. Эта ситуация особо усугубилась последним глобальным финансово-экономическим кризисом (2008-2012 гг.), а также пандемией COVID-19, которые высветили необходимость поиска адекватных стратегий хозяйственной устойчивости и содействия устойчивому развитию региона.

В этом контексте финансово-экономическое сотрудничество между БРИКС и МЕРКОСУР представляется многообещающей возможностью решения таких проблем, а также содействия социально-экономическому развитию всего южноамериканского региона, тем более что БРИКС, как группа стран, характеризуется экономическим динамизмом и растущим глобальным влиянием, представляет собой важный экспортно-импортный рынок для многих стран мира. При этом для латиноамериканских государств с учётом возможностей сотрудничества с БРИКС важна динамика многофакторного регионального развития, которая будет способствовать увеличению объемов торговли и инвестиций на бизнес-площадках, включая другие страны Южной Америки.

БРИКС, в свою очередь, стремится к созданию глобального многополярного экономического пространства, где основной акцент в сотрудничестве делается на устранении таможенных барьеров и гармонизации тарифных политик стран-членов, и это служит основой для создания общего рынка с его свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Такого рода система группового и масштабного взаимодействия основана на реализации ряда академических и практических задач. Анализ принципов и особенностей экономического и финансового сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС позволяет выявить системообразующие резервы и вызовы региональной интеграции, а также направления содействия социально-экономическому развитию стран Южной Америки. Это, в свою очередь, дает возможность определить основополагающие финансово-экономические инструменты, оценить их применение на практике и таким образом, с помощью анализа конкретных предметов исследования в совместных проектах, выявить сильные и слабые стороны бизнес-сотрудничества, прежде всего в таких секторах, как торговля, прямые инвестиции, инфраструктура и международная валютно-финан-совая сфера, что даст возможность апробировать конкретные рекомендации по укреплению и расширению кооперационного сотрудничества между МЕРКОСУР и БРИКС. При этом должны учитываться такие критерии, как диверсификация экономики, содействие равноправной торговле, мобилизация производственных инвестиций, укрепление сферы трансграничных расчетов, с целью содействия, как многофакторным принципам блокового устойчивого развития, так и качественно новому витку региональной интеграции в Южной Америке.

Законодательные принципы и методология сотрудничества

Важно отметить, что анализируемые блоки стран имеют во многом различные исходные законодательные базы и методологические принципы своих национальных программ. При этом страны-партнеры априори стремятся инициировать сотрудничество в сферах своего традиционного хозяйственного интереса, когда МЕРКОСУР фокусируется на экономической интеграции в Южной Америке, а БРИКС представляет собой взаимодействие развивающихся экономик разных континентов с целью укрепления их позиций на мировой арене. Таким образом, их приоритетное внимание направлено на разработку административных принципов, которыми руководствуется экономическое и финансовое сотрудничество как в МЕРКОСУР, так и в БРИКС. Их генеральный принцип сочетается с направлением и масштабами взаимосвязи между странами обоих блоков, а также поиском конкретных механизмов содействия экономическому сотрудничеству на региональном и геоэкономическом уровне.

МЕРКОСУР основан на «включенном круге интересов», сердцевиной которого являются региональные принципы: «экономическая интеграция», «политическое взаимодействие», «континентальная солидарность» и «устойчивое развитие». На этом фоне одним из системообразующих экономических принципов МЕРКОСУР выступает «особый и дифференцированный режим», направленный на инициирование совместного процесса, когда наименее развитые страны блока могут в равной степени извлекать выгоду из экономической интеграции. Административным примером проявления этого принципа является Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM, создан в 2006 г.), он стал главным элементом блока, который финансирует «ассиме-тричные проекты развития» [MERCOSUR's structural convergence fund (FOCEM)] в небольших и менее развитых странах-членах, таких как Парагвай и Уругвай. Его регулирующий орган — Постоянный Арбитражный суд (Trebunal Permanente de Revisión — TPR), выполняет роль высшей инстанции по разрешению экономических споров субъектов [Масалимова, 2017].

Одновременно, страны БРИКС также руководствуются принципами равенства, взаимно-30 го уважения, общей выгоды и целенаправленного взаимодействия. Эти принципы отражены в конкретных инициативах по сотрудничеству, таких как Новый банк развития (НБР), созданный

в 2014 г. с целью финансирования проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах-членах и других государствах с формирующимися экономиками. Примером применения этого принципа является финансирование, предоставляемое НБР под проекты в области возобновляемых источников энергии в Бразилии и строительства транспортной инфраструктуры в Южной Америке. Для целей реализации инфраструктурных проектов в странах МЕРКОСУР Банк развития БРИКС в 2022 г. утвердил бюджетное финансирование проектов объемом 7 млрд долл.

Для успешного продолжения и наращивания финансово-экономического сотрудничества между странами МЕРКОСУР и БРИКС оба объединения разработали и внедрили ряд законодательных и экономических механизмов.

Асунсьонский договор (1991) выполняет роль основополагающего документа, на основании которого учрежден МЕРКОСУР. Его ключевые положения: свободное передвижение товаров, услуг и факторов производства; установление общего внешнего тарифа; координация макроэкономической и секторальной политики. Его развитием стал Олувадаский протокол (1994), на основе которого создан «общий рынок» (1995), включающий упрощение торговли и координацию макроэкономической политики, а также Протокол о демократическом обязательстве (1996). Они служат основой торговых соглашений, заключенных с третьими странами и региональными организациями.

Создание системных правил БРИКС началось с первого саммита БРИКС (2009), когда был принят основной документ, устанавливающий рамки сотрудничества. Декларация Йоханнесбурга (2018) закрепила многополярный принцип, включивший поддержку реформ международных финансовых институтов, начало которому было положено созданием Нового банка развития (НБР, 2014) с задачей «финансирования инфраструктурных и устойчивых проектов». В рамках такой платформы ведется обсуждение расчетной единицы стран-членов БРИКС. Её специфической, отличительной особенностью от единой валюты, как в ЕС, например, является ярко выраженная альтернатива — доллару. Когда в расчетной единице стран-членов БРИКС «могут выражаться стоимости товарных поставок, бенчмарки по каким-то товарам с тем, чтобы не зависеть от единой валюты или того эмиссионного центра, который непонятно как осуществляет эмиссию этих денежных знаков», подчеркивает глава Минфина Российской Федерации Антон Силуанов [Силуанов заявил об обсуждении странами...].

Контингент резервных договоренностей (CRA): Механизм для поддержания финансовой стабильности стран-участниц в случае краткосрочных платежных проблем. Секторальное сотрудничество предусматривало создание предметных рабочих групп по направлениям, включая сельское хозяйство, энергетическое сотрудничество, науку и технологии.

На их основе БРИКС и МЕРКОСУР формируют рамки сотрудничества в различных секторах и разрабатывают совместные инвестиционные механизмы и фонды для финансирования инфраструктурных проектов ключевых секторов экономики. Поддержка инвестиций осуществляется как государственными, так и частными институтами стран-членов.

Важным рабочим элементом выступает «гармонизация регуляторных стандартов», среди которых одним из ключевых направлений следует отметить «гармонизацию таможенных процедур и регулирование торговых операций, а также «союзных норм и стандартов в энергетике и сельском хозяйстве». Среди приоритетных направлений надо отметить направление совместного финансирования проектов, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры и логистики. Такого рода потребность может быть увязана с инициативой, проявленной странами БРИКС, которые в 2022 г. учредили рабочую группу по финансовому регулированию для обмена опытом и разработки общих стандартов. Аналогичная методика стран БРИКС может быть предложена для МЕРКОСУР.

В качестве конкретных примеров реализации таких принципов может служить партнерство между Бразилией и Китаем в области совместных проектов по строительству железных дорог и портов. Аналогичным образом развивается сотрудничество в энергетическом секторе между Аргентиной и Россией. Ключевым элементом здесь выступает ряд соглашений о разведке и добыче нефти и газа. Кроме того, Аргентина имеет меморандум-предложение России (2020 г.) о сотрудничестве в сфере добычи урана в стране, с учётом соблюдения высоких международных экологических стандартов. Вариант выгоден и с экономической точки зрения, т.к. позволит создать на территории Аргентины технологический центр, который будет специализироваться на добыче урана методом подземного выщелачивания [Москва предложила властям Аргентины...].

Бизнес-инфраструктурные инициативы и энергетические соглашения демонстрируют, как эти принципы воплощаются в реальные действия, приносящие пользу участвующим странам и их регионам в целом. Эти примеры подчеркивают важность международного сотрудничества, основанного на разумных принципах, для решения экономических проблем и содействия устой- 31 чивому глобальному развитию нового мира.

Торговля как базовая основа взаимодействия

Торговля выступает важнейшей, а зачастую и ключевой сферой сотрудничества МЕРКОСУР и БРИКС, направленной на содействие обмену товарами и услугами и служит стимулированию экономического роста и укреплению их экономик. Примером может служить динамика объема торговли между Бразилией и Китаем в последние годы, когда Китай стал ключевым направлением для бразильского экспорта. Во многом это объясняет рекордные темпы наращивания товарных поставок, когда, например, в 2022 г. товарооборот между Бразилией и Китаем достиг 150 млрд долл., что на 35% больше по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, проблемой остается общая недостаточная диверсификация экспорта МЕРКОСУР в страны БРИКС, что делает латиноамериканский регион весьма восприимчивым не только к колебаниям цен на сырье.

Как известно, страны МЕРКОСУР сталкиваются с устойчивым наращиванием импортных товаров из стран БРИКС, особенно из Китая, что, как правило, имеет весьма негативные последствия для местных производителей. Более того, конкуренция со стороны дешевого импорта подрывает способность национальных производителей на региональном рынке, потенциально снижая спрос на местную продукцию, сокращая объемы продаж и уровень прибыли. Это провоцирует потерю рабочих мест в пострадавших секторах и несёт ущерб местной экономике в целом, что не может не иметь политических последствий.

Кроме того, чрезмерная зависимость от импорта дешевых товаров стран БРИКС негативно влияет на диверсификацию национальной экономики МЕРКОСУР и ее способность к развитию за счет добавленной стоимости своей продукции. Если регион становится рынком, где доминируют импортные товары, существует риск потери возможности промышленного развития и ограничения инновационного потенциала местных компаний.

Поэтому для защиты местных производителей и содействия более сбалансированному экономическому развитию крайне важно, чтобы страны МЕРКОСУР проводили политику, не только поощряющую диверсификацию экономики, основанной на повышении качества и величины добавленной стоимости продукции, но и применяли меры, защищающие национальные индустриальные отрасли от недобросовестной конкуренции. Такого рода механизмы включают набор таких известных мер, как защитные тарифы, финансовую и техническую поддержку местных предприятий, а также содействие инновациям и конкурентоспособности в стратегических секторах. Кроме того важно, укрепляя региональную интеграцию и сотрудничество в рамках МЕР-КОСУР, располагать соответствующим переговорным экономическим потенциалом с внешними торговыми партнерами, содействуя реализации выгодной торговли для всех членов блока.

По нашему мнению, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются местные производители стран МЕРКОСУР из-за возможного насыщения импортной продукцией из стран БРИКС, есть возможность превратить эту ситуацию в стимул для совершенствования и инноваций в региональных производственных секторах. При этом внешняя конкуренция должна стать стимулом для местных производителей с перспективой повышения качества своей продукции, оптимизации производственных процессов, поиска новые рыночных возможностей, как на региональном, так и на международном уровнях.

Еще одно важное направление, обеспечивающее равноправное распределение выгод от экономического сотрудничества между странами МЕРКОСУР и БРИКС включает не только внедрение производственных, трудовых и экологических стандартов, но также продвижение инклюзивных производственно-сбытовых цепочек и снижение неадекватных торговых и тарифных барьеров. Такого рода стандарты, а также развитие и продвижением инклюзивных производственно-сбытовых цепочек укрепляет социальную базу общества, способствуя устойчивому социально-экономическому развитию страны.

Страны МЕРКОСУР обладают значительным хозяйственным потенциалом, что делает их важными игроками на мировой экономической арене. Регион является крупнейшим производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции, включая соевые бобы, мясо, кукурузу, сахар и кофе. Наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай и Индию, где наблюдается высокий спрос на продовольствие, является весьма объективным и ожидаемым событием. Например, Бразилия является крупнейшим в мире экспортером соевых бобов, обеспечивая более 50% мирового экспорта. В 2022 г. их экспорт в Китай составил 22,5 млрд долл. Такого рода подход делает блок важным для обеспечения глобальной продовольственной безопасности.

В регионе сосредоточены значительные запасы минеральных ресурсов, таких как железная руда, нефть и природный газ. Бразилия является ведущим мировым экспортером железной руды, а Аргентина обладает значительными запасами лития, ключевого элемента для аккумуляторов.

32 Китай, например, заинтересован в импорте железной руды и меди для своей промышленности, что объясняет наращивание китайских инвестиций на континенте. В 2020 г. их объем в добываю-

щий сектор Латинской Америки составили 4,5 млрд долл. Создание совместных предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых рассматривается в качестве одной из приоритетных задач. В их числе совместные проекты по добыче лития для аккумуляторов с участием китайских и индийских компаний.

Страны БРИКС являются важными производственными центрами, особенно Китай, который стал крупнейшим производителем и экспортером промышленных товаров в мире. Россия обладает значительными запасами природных ресурсов, таких как нефть, газ и полезные ископаемые, что делает ее ключевым поставщиком на мировом рынке. Развитие технологических и инновационных секторов в странах БРИКС, особенно в Китае и Индии, способствует глобальному прогрессу в областях, таких как информационные технологии, биотехнологии и возобновляемая энергия. С учетом этого, КНР, как мировой лидер в этой перспективной сфере, инвестировала в латиноамериканские проекты по возобновляемой энергии за 2017-2022 гг. более 20 млрд долл.

При этом страны БРИКС активно торгуют друг с другом, что способствует экономической интеграции и росту взаимных инвестиций. Страны БРИКС выступают за реформирование глобальных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, с целью увеличения представительства развивающихся стран. БРИКС выступает как единая платформа для обсуждения глобальных политических и экономических вопросов, укрепляя свои позиции на международной арене.

Страны МЕРКОСУР и БРИКС являются крупными производителями и экспортерами ключевых сырьевых товаров, включая сельскохозяйственные продукты, металлы и энергоносители. Это делает их важными игроками на мировых товарных рынках. Создание финансовых механизмов, таких как Новый банк развития БРИКС и Контингент резервных договоренностей (CRA), способствует поддержанию финансовой стабильности в развивающихся странах. Страны обоих блоков активно заключают многосторонние торговые и инвестиционные соглашения, что способствует глобальной экономической интеграции и стабильности.

Страны МЕРКОСУР и БРИКС играют ключевую роль в мировой экономике благодаря своему экономическому потенциалу, ресурсам и политическому влиянию. Их сотрудничество и интеграция способствуют устойчивому развитию, торговле и инвестициям, что имеет положительное влияние на глобальную экономическую стабильность и рост. Взаимное сотрудничество и специализация в этих секторах помогут странам обоих блоков добиться значительных темпов социально-экономического развития и укрепить свои позиции в мировой экономике.

Укрепление экономических связей между МЕРКОСУР и БРИКС создаст синергетический эффект, способствующий устойчивому развитию. Тем не менее ключевым элементом такой взаимосвязи, лидером поступательного развития нужно рассматривать растущий потенциал стран БРИКС. «В своём развитии организация должна пройти путь от количественного к качественному изменению в торгово-экономическом сотрудничестве...и непрерывной корректировкой структуры промышленности ... и модернизации структуры торговли, особенно для усиления производства высокотехнологичного оборудования, финансовых услуг и высокотехнологичных инноваций» [Леонова, 2020].

Инвестиционная база

Инвестиционная политика выступает в качестве фундаментальной основы сотрудничества. Таким образом, страны МЕРКОСУР стремятся на основе капиталовложений стран БРИКС, стимулировать развитие жизненно важных секторов своей экономики. Примером этого является активность китайского капитала в южноамериканских инфраструктурных компаниях, например, строительство гидроэнергетических объектов в Бразилии и расширение портов в Аргентине. Однако в латиноамериканских странах сохраняются опасения по поводу социальных и экологических последствий таких инвестиций, а также опасения по поводу прозрачности и управления этими процессами.

Совместные инвестиционные усилия стран МЕРКОСУР и БРИКС открывают значительные возможности для ускорения экономического развития и модернизации инфраструктуры в регионе. Однако этот поиск сопряжен с серьезными вызовами, которые требуют экспертных решений для максимизации выгод и минимизации рисков. По сравнению с распространенными принципами таможенных союзов в этом латиноамериканском интеграционном объединении отсутствуют наднациональные органы регулирования, что, по мнению некоторых специалистов, отражает слабость этой региональной структуры [Лавут, Разумовский, Николаева, Нутенко, Ивановский, Пятаков, Воротникова, 2012].

Таким образом, анализ совместной двух блоковой инвестиционной базы требует сбалан- 33 сированного подхода, который поощряет привлечение иностранных инвестиций для стимули-

рования экономического роста, защищая при этом устойчивые социальные, экологические и экономические интересы региона. Всё это можно достичь за счет улучшения инвестиционного климата, сокращения бюрократии и затрат, связанных с иностранными инвестициями, а также поощрения государственно-частных партнерств и совместных инвестиционных проектов в стратегических секторах.

Процесс требует разработки и внедрения надежной нормативно-правовой базы, гарантирующей прозрачность, подотчетность и устойчивость инвестиционных проектов. Кроме того, требуется внедрить эффективные механизмы консультаций и участия общественности для вовлечения местных сообществ в процесс принятия решений и обеспечения должного контроля. Кроме того, создание надежных экологических и социальных гарантий имеет важное значение для защиты природных ресурсов и прав человека, в том числе, с учетом иностранной инвестиционной активности. Ответственное управление и контроль за производственными инвестициями должны стать гарантией социально-экономического развития стран МЕРКОСУР, прежде всего, путем создания рабочих мест, содействия передаче технологий и знаний, а также укрепления региональной интеграции. Однако для достижения этих преимуществ, тем более на перспективу, крайне важно, чтобы страны МЕРКОСУР тесно взаимодействовали с БРИКС в процессе развития человеческого потенциала и повышения благосостояния всех заинтересованных сторон.

Отмечая в целом позитивный характер практики межблокового финансирования проектов посредством Фонда структурной конвергенции (МЕРКОСУР) и Нового банка развития (БРИКС), нужно отметить, что обращение к заёмным источникам и инструментам, получаемым от западных учреждений, имеет определённую специфику, что требует особого внимания по целому ряду причин. Это связано с опасениями по поводу степени зависимости от такого рода источников финансирования, прежде всего, приемлемого уровня задолженности, условий ее погашения, но также настоятельной необходимости укрепления механизмов координации и мониторинга участников процесса.

Если страны МЕРКОСУР прибегнут к самофинансированию посредством НБР, это может вызвать недвусмысленную реакцию Международного валютного фонда (МВФ). Тот факт, что страны обращаются за заёмными средствами к такому региональному учреждению как НБР, вместо того, чтобы обращаться к МВФ, способно ослабить влияние и роль МВФ, причем не только в латиноамериканском регионе. Очевидно, что это может рассматриваться как вызов гегемонии доллара и контролируемой США международной валютно-финансовой системе, поскольку кредиты, предоставляемые НБР, могут быть номинированы в местных валютах или в альтернативных резервных валютах. Действующая в мировой экономике система санкций против Российской Федерации способна только усугубить такого рода процесс.

Как представляется, это может привести к сдвигу в сторону большей диверсификации валютных резервов определенной группы стран и меньшей зависимости от доллара, что, в свою очередь, могло бы повлиять на силу экономического влияния США. Кроме того, выбор финансирования через НБР не может не интерпретироваться англосаксонскими финансовыми лидерами, как стремление к экономической автономии латиноамериканских стран, и росту их доверия к институтам вне их сферы контроля. Таким образом, решение стран МЕРКОСУР обратиться за финансированием к НБР будет иметь значительные последствия для международной финансовой системы и для роли МВФ в регионе.

Укрепление финансовых связей между МЕРКОСУР и БРИКС таким образом является фундаментальным элементом стимулирования экономического развития и инфраструктуры в регионе. Благодаря расширению финансового сотрудничества, поддерживаемого такими институтами, как Новый банк развития (НБР), можно получить ресурсы для ключевых проектов, способствующих устойчивому росту. Кроме того, поощрение инвестиций в устойчивые финансовые инструменты помогает обеспечить ответственное и долгосрочное финансирование. Укрепление потенциала в области финансового управления на региональном уровне повышает эффективность использования ресурсов и способствует справедливому распределению финансирования.

Улучшая инвестиционный климат и сокращая бюрократию и издержки, связанные с иностранными инвестициями, страны создают благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития государственно-частного партнерства в стратегических секторах. Это не только стимулирует экономическую активность и создает рабочие места, но и способствует передаче технологий и знаний, повышает инновации и конкурентоспособность в обоих блоках. Кроме того, поощрение инвестиций приносит пользу как странам МЕРКОСУР, так и странам БРИКС, укрепляя экономические и торговые связи между ними, создавая возможности для взаимного роста и способствуя более сбалансированному и устойчивому экономическому развитию в регионе.

34 Наконец, важно укрепить финансовые связи между МЕРКОСУР и БРИКС, чтобы обеспе-

чить адекватный доступ к финансированию для разработки и реализации инфраструктурных

проектов и проектов развития. Это может включать расширение финансового сотрудничества с помощью таких механизмов, как Новый банк развития (НБР), а также поощрение инвестиций в устойчивые финансовые инструменты и укрепление потенциала финансового управления на региональном уровне. С учетом такого подхода к 2023 г. Новый банк развития БРИКС утвердил финансирование более 70 проектов на сумму 25 млрд долл.

Создание альтернативных финансовых структур представляет альтернативу существующим западным финансовым институтам, таким как МВФ и Всемирный банк, что может привести к изменению глобальной финансовой архитектуры. Принципы и особенности этого сотрудничества демонстрируют значимость и потенциал данных блоков в формировании нового экономического порядка. Их совместная работа в области финансов, торговли и инвестиций укрепляет экономическую стабильность и способствует развитию региональной и глобальной экономики.

Инфраструктура: синергетика возможностей

Инфраструктурная синергия стран МЕРКОСУР и БРИКС представляет собой стратегическую возможность для комплексного сотрудничества и укрепления международных экономических связей. Реализация совместных инфраструктурных проектов, таких как строительство автомобильных и железных дорог, портов, логистических центров, наряду с развитием энергетики и телекоммуникаций, способно стимулировать рост экономического потенциала и, в конечном итоге, обеспечить повышение уровня жизни населения.

Однако реализация этих проектов сталкиваются с существенными проблемами, связанными с финансированием, планированием и исполнением, что требует тщательно скоординированного совместного управления странами-участницами. Крайне важно создать эффективные механизмы финансирования и обеспечить прозрачность и подотчетность на всех этапах проекта.

Совместные проекты финансово-экономического сотрудничества между странами, входящими в союзы МЕРКОСУР и БРИКС, весьма разнообразны и охватывают ключевые сектора экономики. К ним относятся, прежде всего, инфраструктурные проекты.

Китай выступает главной доминантной силой в строительстве морских портов в латиноамериканском регионе, которые, как правило, территории под которые осваиваются и реконструируются с перспективой осваивания маршрутов Западное полушарие — Азия. Таким образом в транспортно-логистический коридор «Пояс-Путь», помимо государств МЕРКОСУР втягиваются другие страны континента, в которых перспективно возводятся знаковые ирригационные сооружения (мегапорт Чанкай, Перу), или осваиваются геоэкономические портовые точки (Мариэль, Куба) [Китай построил в Перу огромный порт].

Конкретным примером масштабности проектов, возводимых в МЕРКОСУР, является создание транспортного коридора между Бразилией и Аргентиной с подключением к транспортным сетям Китая и России. Этот громадный комплекс, который включает строительство новых автомагистралей, железных дорог и портовых терминалов, в рамках принятой методологии Китай за один только 2022 г. инвестировал 3 млрд долл. в строительство железнодорожной линии в Бразилии, соединивший порт Сантос с внутренними регионами и 1,5 млрд долл. в расширение порта Монтевидео (Уругвай), что качественно улучшит логистические связи регионов и стимулирует экспорт/импортные возможности этих латиноамериканских стран.

Другим направлением являются энергетические проекты. К их числу относится совместное развитие возобновляемых источников энергии с целью уменьшения зависимости от традиционных источников энергии и продвижение «зеленой энергетики», например, инвестиции в солнечные и ветровые электростанции в Бразилии и Аргентине с участием китайских и индийских компаний, специализирующихся на возобновляемой энергии. Это также включает обмен технологиями и знаниями между странами-партнерами. В этом ряду стоят технологические, инновационные проекты, а также совместные научно-исследовательские центры. Примером может служить создание совместного исследовательского центра по развитию искусственного интеллекта и биотехнологий с участием ученых и инвесторов из России, Индии и Китая. Это может способствовать технологическим прорывам и коммерциализации инноваций.

Ещё одним направлением являются сельскохозяйственные технологии. Конкретным примером служит внедрение передовых агротехнологий и методов управления водными ресурсами, что предполагает использование китайских дронов и индийских систем управления водными ресурсами для оптимизации выращивания сельскохозяйственных культур в Парагвае и Уругвае, что, как предполагается, должно повысить урожайность и снизит производственные затраты.

В качестве гуманитарного направления имеется ряд образовательных и культурных программ, связанных с повышением квалификации работников и укреплением культурных связей, 35 а также программы поддержки малого и среднего бизнеса. Одна из них предполагает обмен сту-

дентами и учеными между университетами Бразилии, Аргентины, России, Китая и Индии. Одна из программ обмена студентами между университетами Бразилии и Индии была запущена в 2021 г. и охватывает более 500 студентов ежегодно.

Практически все проекты включают стипендии для обучения за рубежом и проведение совместных научных исследований. Другое направление представлено моделями разработки программ обмена опытом и технологиями для МСП, включая обучение и обмен лучшими практиками, организация семинаров для обмена лучшими практиками ведения бизнеса и инновациями среди МСП. Ежегодные бизнес-форумы МЕРКОСУР-БРИКС помогают предпринимателям обмениваться опытом и устанавливать деловые контакты.

Практика совместных фондов для поддержки (МСП) между блоками МЕРКОСУР и БРИКС получила серьезную основу для развития. В 2021 г. Бразилия и Китай учредили совместный фонд объемом в 500 млн долл. для поддержки стартапов и МСП, что позволяет малым предприятиям получить доступ к финансовым ресурсам.

Перспективы имеют медицинские и фармацевтические проекты. Один из них связан с совместным производством вакцин и лекарств, что предполагает увеличение доступности медицинских препаратов и улучшение здравоохранения. Основой его реализации является создание совместного предприятия по производству вакцин между фармацевтическими компаниями Бразилии, России и Китая, что поможет ускорить производство и распространение вакцин против различных заболеваний.

Подобная бизнес-активность демонстрирует широкий спектр возможностей для сотрудничества между странами МЕРКОСУР и БРИКС. Их успешная реализация может привести к значительным экономическим и социальным выгодам, включая улучшение инфраструктуры, повышение энергетической и продовольственной безопасности, развитие технологий и укрепление культурных связей. Для достижения этих целей необходимы: координация усилий, долгосрочное планирование и привлечение частного и государственного капитала.

Укрепление финансового сотрудничества между странами МЕРКОСУР и БРИКС может быть достигнуто за счет создания совместных финансовых институтов, развития платежных систем, инвестиций в инфраструктуру, поддержки малого и среднего бизнеса, гармонизации финансового регулирования и повышения уровня финансовой грамотности. Эти меры помогут укрепить экономические связи, увеличить взаимные инвестиции и торговлю, а также способствовать устойчивому экономическому росту и развитию в обоих блоках.

Санкционные деликты неоколониализма

Реализация взаимодействия между странами МЕРКОСУР и БРИКС проходит в условиях огромного количества трудностей и вызовов. При этом у партнёров отмечается наличие большого числа проблем не только экономического свойства. Среди их субъективных носителей отмечается высокая активность сил, которые пытаются затруднить и сорвать такого рода сотрудничество. Особенно заметна в этом процессе деструктивная роль Соединенных Штатов Америки. Среди основных механизмов такого противостояния активно используются всякого рода экономические санкции и торговые барьеры.

Меры, которые Вашингтон использовал в необъявленной войне против Венесуэлы, можно рассматривать, как беспрецедентные по их последствиям, применённым к государству, входящему в региональную организацию МЕРКОСУР, что существенно ограничило её экономические возможности и способность к международному сотрудничеству. Санкции США до сих пор включают запреты на экспорт нефти, финансовые транзакции/активы, поставки продовольствия и медикаментов, что не только ослабляет экономику Венесуэлы и затруднило её сотрудничество с государствами БРИКС, но и бьют по социально-гуманитарному обеспечению населения, провоцируя его на всякого рода протестные акции.

Известны также жесткие торговые барьеры, прямо или косвенно применяемые против Китая и Бразилии. В 2018 г. США ввели тарифы на импорт стали и алюминия из Бразилии, что создало большую напряженность в торговых отношениях.

Кроме того, США оказывают активное политическое давление на своих союзников, чтобы воспрепятствовать заключению большого числа экономических соглашений между странами БРИКС и МЕРКОСУР. Так, в 2020 г. США попытались оказать давление на Бразилию, чтобы страна не принимала участие в инфраструктурных проектах, финансируемых Китаем, и не использовала китайские технологии в сфере 5G.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью дестабилизации социально-экономической и политической ситуации в намечен-36 ных Соединёнными Штатами «странах-изгоях» всеми возможными средствами поддерживают оппозиционные движения. США активно используют свое влияние в международных финансо-

вых институтах. В 2018 г. США использовали своё влияние в МВФ, чтобы затруднить предоставление кредитов Аргентине, что не только ограничило возможности для международного трансграничного маневра, но усугубило экономический кризис в стране. США пытаются активно ограничивать финансовые транзакции и доступ к международным платежным системам странам, сотрудничающим по проектам МЕРКОСУР и БРИКС. В результате введение санкций против российских банков существенно затруднило финансовые транзакции и инвестиции между Россией и странами МЕРКОСУР. Наиболее активное вмешательство наблюдается в базовых сферах экономики, прежде всего, в реализации энергетических проектов. В 2019 г. США пытались блокировать участие российских компаний в разработке нефтяных месторождений в Венесуэле. А санкции против компании «Роснефть» затруднили её участие в энергетических проектах таких стран, как Венесуэла и Аргентина.

Серьёзным испытанием для мирохозяйственных связей стали события февраля 2024 г. Господствующей точкой зрения в международных отношениях является убеждение, что Запад проиграл России в Латинской Америке. «Экономическая война, развязанная США и Европой против РФ, стала причиной переориентации стран МЕРКОСУР на Восток, отмечает Junge Welt (ФРГ). По мнению издания, антироссийские санкции показали, что на западных партнеров полагаться нельзя, а Вашингтону нет дела до ситуации с поставками на глобальном Юге, и фразы о «демократии» и «правах человека» этого не меняют [Junge Welt: Латинская Америка...].

Ещё одним мощным средством борьбы с неугодными странами и режимами стали дезинформационные кампании. Широкую известность приобрели такого рода акции против китайских инфраструктурных проектов в Бразилии. США активно используют дипломатическое давление на международных форумах. Особая острота характерна для саммитов Организация американских государств (ОАГ), на которых американская делегация, как правило, выступает в качестве инициатора антикитайских и антироссийских демаршей и инициатив. Такого рода действия дестабилизируют экономические и политические отношения, затрудняют международное сотрудничество и ослабляют позиции стран МЕРКОСУР и БРИКС на глобальной арене.

Тенденции и перспективы диверсификации связей

Анализируя конкретные хозяйственные направления и механизмы сотрудничества надо иметь в виду, прежде всего, сильные/слабые стороны и характерные особенности текущего взаимодействия между МЕРКОСУР и БРИКС. Всего того, что дает возможность сформулировать рекомендации по корректировке, качественному укреплению и расширению финансово-экономических связей блоковых стран. Экономическая диверсификация и кооперация государств МЕРКОСУР и БРИКС могут быть значительно усилены посредством конкретных сфер и мер.

В качестве одного из традиционных базовых элементов надо рассматривать сферу взаимной торговли. По нашему мнению, партнеры имеют все основания подготовить соглашение о свободной торговле между блоками стран. Его первостепенная предметная цель — снижение торговых барьеров и тарифов. В процессе подготовки документов нужно учесть опыт Соглашения о свободной торговле между МЕРКОСУР и Европейским Союзом (2019 г.). Его модельным содержанием должны служить вопросы расширения товарных номенклатур, возможности продвижения экспорта новых категорий товаров и услуг, включая высокотехнологичную продукцию и услуги. В качестве перспективных позиций можно рассмотреть механизмы наращивания экспорта фармацевтической продукции из Индии в страны МЕРКОСУР и сельскохозяйственных машин из Бразилии в государства БРИКС.

Однако на пути расширения и углубления торгово-экономического сотрудничества между блоками наших стран-партнеров имеются серьёзные препятствия. Во многом они несут на себя пережиток прежней структуры межрегиональных производственных и кооперационных связей, когда национальные коммерческие перспективы связывались главным образом с традиционными рынками сбыта США и Западной Европы. Во многом это консервировало практику, когда латиноамериканские страны в меньшей степени стимулируют свои межрегиональные, межнациональные отношения, активно конкурируя между собой на традиционных рынках. Имеются основания согласиться с оценкой эксперта Е.Кузнецовой, которая отмечает, что для стран блока МЕРКОСУР «развитие внутренней торговли представляется на данный момент частными, точечными инициативами, которые кардинально не смогут изменить уровень внутризонального оборота в краткосрочной и среднесрочной перспективе» [Кузнецова, 2024].

Важным направлением исследования являются инвестиционные проекты. Их базовой основой и практикой предлагается сделать совместные предприятия, которые посредством инвестиционных фондов способны стать важными элементами в стратегических секторах взаимодей- 37

ствия. Например, одним из крупнейших совместных проектов с участием инвесторов из Китая стало строительство гидроэлектростанции на границе Бразилии и Парагвая.

Российская Федерация также накопила здесь позитивный опыт работы. К 2021 г. Россия вложила 2 млрд долл. в нефтегазовый сектор Аргентины, способствуя, тем самым, развитию энергосистем блока стран. К тому же имеется исследовательский опыт России и Аргентины по развитию новых технологий в области возобновляемой энергии.

Одна из ключевых рекомендаций — содействие диверсификации экономик стран МЕРКОСУР за счет снижения их зависимости от экспорта сырья и развития секторов с более высокой добавленной стоимостью. Прежде всего обрабатывающей промышленности, технологий и сферы услуг. Это можно достичь с помощью политики промышленного развития, инвестиций в исследования и разработки, а также поощрения инноваций и предпринимательства. Политика промышленного развития, инвестиции в исследования и разработки, а также поощрение инноваций и предпринимательства являются ключевыми инструментами в деле достижения таких перспектив. Экономическая диверсификация не только способствует созданию рабочих мест и наращиванию объема национального дохода, но и укрепляет конкурентоспособность латиноамериканского региона в мирохозяйственных связях. Достижение наибольших темпов социально-экономического сотрудничества стран МЕРКОСУР и БРИКС связано с политикой взаимодействия в ключевых экономических секторах.

МЕРКОСУР является одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире. Инвестиции в передовые агротехнологии дают возможность развивать предприятия перерабатывающей промышленности, в том числе, с целью увеличения доли экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Регион богат такими полезными ископаемыми, как железная руда, медь и литий. С учетом международных тенденций приоритетной политикой здесь является внедрение экологически чистых методов добычи и переработки горной продукции. Динамичное становление этого хозяйственного сектора (тем более с перспективой экспортной специализации) предполагает ориентацию на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Латинская Америка обладает уникальными природными и культурными достопримечательностями. Инвестиции в туристическую инфраструктуру, включая отели, транспорт и обслуживание, являются ключевой задачей национального развития. Экотуризм рассматривается как одно из предпочтительных направлений для местных сообществ.

Экономическая диверсификация связей и кооперация стран МЕРКОСУР и БРИКС могут значительно укрепиться через взаимные усилия в развитии торговли, инвестиций, технологий, инфраструктуры, человеческого капитала, поддержки МСП и гармонизации регуляторных стандартов. Конкретные инициативы и проекты, направленные на реализацию этих мер, помогут укрепить экономические связи, увеличить взаимные инвестиции и торговлю, а также способствовать устойчивому экономическому росту и развитию в обоих блоках. «Сегодня, — отмечает эксперт Э. Шахназарова, — БРИКС видится одной из ведущих экономических площадок международного сотрудничества, в рамках которой с учетом характера экономического развития ее государств-участников могут быть реализованы новые и самые прогрессивные решения в сфере интеллектуальной собственности (в том числе инфраструктурные и процедурные), а не только обмен опытом и консультационно-экспертная функция» [БРИКС — актуальное направление сотрудничества...].

Сотрудничество МЕРКОСУР и БРИКС открывает новые возможности для содействия экономическому развитию и региональной интеграции в Южной Америке. Оба блока государств заинтересованы в снижении зависимости от доллара в международной торговле и финансовых операциях. Посредством торгового, инвестиционного, инфраструктурного и финансового сотрудничества страны МЕРКОСУР и БРИКС укрепляют национальные экономики, уменьшают зависимость от систем, в которых доминирует доллар, таких как использование национальных валют и создание новых расчетных систем. «Токсичный» доллар всё больше и больше утрачивает свои международные позиции. «По данным международной расчетной системы SWIFT, весной 2023 года в долларах США осуществлялось только 38-40% всех расчетов за внешнеторговые операции. Для сравнения: в 2001 году, по данным той же системы, доля доллара в международных расчетах составляла 73-75%, а 1990 гг. она доходила до 80%» [Единая валюта для стран БРИКС...].

Экономическое и финансовое сотрудничество между МЕРКОСУР и странами БРИКС могло бы способствовать достижению этой цели путем разработки и внедрения альтернативных платежных систем для обхода санкций, поощрения использования местных валют в двусторонней торговле. Уже это поможет диверсифицировать валютные резервы и укрепить их экономическую автономию в многополярном мире. Сотрудничество между МЕРКОСУР и БРИКС может не толь-

ко стимулировать экономический рост и устойчивое развитие в регионе, но и способствовать большей справедливости и стабильности в международной финансовой системе.

Литература

БРИКС — актуальное направление сотрудничества в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. URL: http://jursite.garant.ru/legal-issues/brics-current-area-of-cooperation-field-of-legal-protection-of-intellectual-property (дата обращения: 01.04.2024).

Единая валюта для стран БРИКС должна быть цифровой. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/06/19/edinaya-valyuta-dlya-stran-briks-dolzhna-byt-cifrovoy.html (дата обращения: 01.04.2024).

Китай готов способствовать модернизации всех стран мира, заявил Си Цзиньпин. URL: https://ria.ru/20231018/ modernizatsiya-1903498000.html (дата обращения: 01.04.2024).

Китай Построил В Перу Огромный Порт. URL: https://www.zarubejom.ru/events/kitay-postroil-v-peru-ogromnyy-port/ (дата обращения: 01.04.2024).

Кузнецова Е.С. Вектор реформирования интеграционного блока Меркосур странами-участницами блока // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 370-377.

Лавут А.А., Разумовский Д.В., Николаева Л.Б., Нутенко Л.Я., Ивановский З.В., Пятаков А.Н., Воротникова Т.А. Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы: аналитические тетради. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2012. 120 с.

Леонова К.С. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС в условиях мировой экономической рецессии // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. С. 331-340.

Масалимова А.М. Формирование бюджета собственных ресурсов в МЕРКОСУР // Мир новой экономики. 2017. № 1. С. 37-45.

Москва предложила властям Аргентины помощь в сфере добычи урана. URL: https://www.vnedra.ru/novosti/moskva-predlozhila-vlastyam-argentiny-pomoshh-v-sfere-dobychi-urana-11093/ (дата обращения: 01.04.2024).

Силуанов заявил об обсуждении странами БРИКС создания общей расчетной единицы. URL: https:// iz.ru/1562738/2023-08-22/siluanov-zaiavil-ob-obsuzhdenii-stranami-briks-sozdaniia-obshchei-raschetnoi-edinitcy (дата обращения: 01.04.2024).

Junge Welt: Латинская Америка отвернулась от США из-за санкций против РФ. URL: https://interaffairs.ru/news/ show/36248 (дата обращения: 01.04.2024).

MERCOSUR's structural convergence fund (FOCEM). URL: https://ebrary.net/247862/education/mercosurs_structural_ convergence_fund_focem56 (дата обращения: 01.04.2024).

References

BRICS is a current area of cooperation in the field of legal protection of intellectual property. URL: http://jursite.garant.ru/ legal-issues/brics-current-area-of-cooperation-field-of-legal-protection-of-intellectual-property (access date: 01.04.2024). (In Russian)

China Built a Huge Port in Peru. URL: https://www.zarubejom.ru/events/kitay-postroil-v-peru-ogromnyy-port/ (access date: 01.04.2024). (In Russian)

China is ready to promote the modernization of all countries in the world, Xi Jinping said. URL: https://ria.ru/20231018/ modernizatsiya-1903498000.html (access date: 01.04.2024). (In Russian)

Junge Welt: Latin America has turned away from the United States due to sanctions against the Russian Federation. URL: https://interaffairs.ru/news/show/36248 (access date: 01.04.2024). (In Russian)

Kuznetsova E.S. The vector of reform of the integration bloc Mercosur by the member countries. Economics and Entrepreneurship, 2024, no. 1 (162), pp. 370-377. (In Russian)

Lavut A.A., Razumovsky D.V., Nikolaeva L.B., Nutenko L.Ya., Ivanovsky Z.V., Pyatakov A.N., Vorotnikova T.A. Integration processes in Latin America: state and prospects: analytical notebooks. Moscow: Institute of Latin America RAS, 2012, 120 p.

Leonova K.S. Trade and economic cooperation of BRICS in the conditions of world economic recession. Journal of international economic affairs, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 331-340. (In Russian)

Masalimova A.M. The formation of the budget of own resources in MERCOSUR. The world of New Economy, 2017, no. 1, pp. 37-45. (In Russian)

MERCOSUR's structural convergence fund (FOCEM). URL: https://ebrary.net/247862/education/mercosurs_structural_ convergence_fund_focem56 (access date: 01.04.2024).

Moscow has offered assistance to the Argentine authorities in the field of uranium mining. URL: https://www.vnedra.ru/novosti/ moskva-predlozhila-vlastyam-argentiny-pomoshh-v-sfere-dobychi-urana-11093/ (access date: 01.04.2024). (In Russian)

Siluanov announced that the BRICS countries were discussing the creation of a common unit of account. URL: https:// iz.ru/1562738/2023-08-22/siluanov-zaiavil-ob-obsuzhdenii-stranami-briks-sozdaniia-obshchei-raschetnoi-edinitcy (access date: 01.04.2024). (In Russian)

The single currency for the BRICS countries should be digital. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/06/19/edinaya- 39 valyuta-dlya-stran-briks-dolzhna-byt-cifrovoy.html (access date: 01.04.2024). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.