IDE ГOE I U E I N U А f UA I IAOIAU E iOATeAnoieIi noeIdAAIdEboEb A. P. Ee^aaa
A noaoua TaTnTTauaaaony TaTaoTael Tnou enVTeugTaaTey VTeagaoaey noTelTnoe V0aaV0eyoey a ea+anoaa TnTTaTTaT eaeoaaey ToaTee yooaeoeaTTnoe aaT 0aaToQ, TVenQaa^ony TnTTaTQa VTaoTaQ e ToaTea noTelTnoe aegTana, a oaeffia V0eToeVQ, Ta eToTSQo aageaoaony V0Toann Toaree n o^-aon gaeToaaanTaaTTQo a rae noTan.
Показателем, характеризующим эффективность бизнеса, традиционно считается прибыль. Однако, согласно современным подходам к оценке бизнеса, в качестве основного критерия его эффективности следует рассматривать стоимость компании. В последние годы и в российскую практику управления постепенно внедряется современная зарубежная концепция управления предприятием — концепция управления стоимостью, или Value Based Management (VBM). В ее основу положено понимание того факта, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост благосостояния в результате функционирования объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, не числом нанятых сотрудников, не оборотом компании, а стоимостью предприятия, которым они владеют.
Выбор стоимости компании в качестве оценочного критерия позволяет избежать ошибок при анализе ее деятельности. С ростом стоимости фирмы увеличивается капитал, вложенный акционерами, что позволяет получить доход от перепродажи акций. Кроме того, стоимость является дополнительным критерием оценки состояния компании в случаях, когда она демонстрирует либо снижение доли рынка при росте прибыли, либо сокращение прибыли при росте доли рынка, либо уменьшение прибыли и доли на одном рынке при повышении доли на другом и т. д.
Оаёё ТоаТёё поТё!
Стоимостной подход к управлению компанией:
— значительно повышает качество и эффективность принимаемых решений (за счет предоставления руководителям и ключевым специалистам действительно оптимального объема, структуры и формата информации, необходимой для принятия решений);
— позволяет оптимально сочетать долгосрочные и краткосрочные цели бизнеса путем сочетания показателей стоимости и экономической прибыли (стоимости, созданной в компании за единицу времени, например, за месяц, квартал или за год);
— в отличие от чистой «бухгалтерской» прибыли (даже рассчитанной по международным стандартам финансового учета) позволяет учесть все затраты, необходимые для успешного функционирования бизнеса (не только расходы, но и инвестиции);
— позволяет объективно и наглядно определить (путем расчета / оценки свободного денежного потока компании) предельный размер дивидендов владельцам компании, превышение которого начнет наносить ущерб устойчивому функционированию и развитию бизнеса.
Универсальный показатель для объективной оценки положения и перспектив компании, в качестве которого выступает ее стоимость, необходим не только собственникам компании (таблица).
Оааёёоа
Тпоё ёТы'аТёё аёу Эадёё^Тиб пбаиаёоТа
Noauaeo loaTee Oaee ToaTee
1 2
O'l'aaaeaUaneee vaanTTae vaaavaeyoey T aanva+area yenn e+aneTe aagTVanTTnoe
Dagaaamea 'eana aagaeoey 'aaa'aeyoey
AQVone aeoee
Toarea yooaeoeaTTnoe laTaaffilaToa
AeaaaeuoQ 'aaa'aeyoey AQaTa aaaeaToa aam'TayffiaTey nTanoaaTTTnou^
160
© А. ё>. Ee^aaa, 2009
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ ofeaaQneoaoa | 2009 | 1 3
1 2
ЫТПоааёаТеа Тайааетеоаёитйо е ЭадааёеоаёиТйо ааёатТа |'9е ЭапОЭоеОоЭедаоее
Татпаагеа оаш ео1 ёе-101 ааже 1 эаа 1 эеуоеу еёе аа 1 а1ёе
ОпоатТаёатеа эадтаэа айэо+ее тэе оУТЭуаТ+атпё ёееаеааоее |'эаа'1'эеуоеу
КЭааеоТЭй 1Эаа1эеуоеу 1 ЭТааэеа бегашаТё ааат'шатше даатйееа
Т ГЭаааёаГеа Эад!аЭа Ппоай, айаааааТТё 'Та даёТа
ЫоЭаоТайа ОпоатТаёатеа эадтаэа поэаоТаТаТ адТТпа
е11 1а1ее Т УЭаааёатеа помй ПОЭаОТайО айУёао
Оттатайа аеЭже Вап+ао епй|этеооэшо оаэаеоаэепоее
1 ЭТааэеа ТашТаагтше еТоеЭТаТе оаттйо аотаа
ЁТаапоТЭй 1 ЭТааэеа оаёапТТаэадТтое етаапоеоептйо аёТжагеё
Т ' эаааёатеа а 1 'опоет 1ё оатй '1ео'ее ' эаа' эеуоеу п оаёи|э аеё|э+атеу ааТ а егаапотаео
АТпоааЭпОааТ Тйа ТЭааТй 1 ТааТоТаеа гэаатэеуоеу е тэеааоедаоее
Т 'эаааёатеа тёаааамё аадй аёу эадёе-нйо аеа 1 а таёша
ОпоатТаёатеа айэо+ее то уэетоаеоаёиТТё ёееаеааоее +аэад гэТоааоэо аатеэТопоаа
Т оатеа аёу поааатйо оаёаё
Методы, позволяющие определять стоимость предприятия, условно можно разделить на несколько групп: а) базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход); б) основанные на анализе конъюнктуры фондового рынка (как биржевого, так и внебиржевого), а точнее сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (рыночный подход); в) основанные на анализе доходов оцениваемого предприятия (доходный подход). Методы различных групп позволяют рассматривать стоимость предприятия под различными углами зрения.
Суть затратного подхода состоит в оценке стоимости бизнеса с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие является действующим. Затратный подход более всего подходит для оценки бизнеса для целей имущественного или подоходного налогообложения, страхования, проведения технико-экономического анализа.
В большинстве случаев для субъектов оценки важны преимущества и выгоды от владения оцениваемым бизнесом. Например, при определении инвестиционной привлекательности предприятия инвестора прежде всего интересуют будущие доходы. В таком случае целесообразно
использовать доходный подход. Его суть в определении величины будущих доходов, которые получит собственник бизнеса, с учетом риска их неполучения. Оценка компании (предприятия) с помощью доходного подхода предполагает составление прогноза будущих доходов от функционирования бизнеса и их приведение к стоимости на дату проведения оценки. Доходный подход всегда применяется для оценки инвестиционной привлекательности бизнеса, определяемой для конкретного инвестора, с учетом его индивидуальных требований к доходности, рискам, масштабам инвестиций и др.
Суть сравнительного подхода к оценке бизнеса состоит в сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью других (аналогичных) предприятий, акции или доли которых в уставном капитале недавно были реализованы на открытом рынке. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям в уставном капитале компаний или акциям служат источником объективной информации для расчета справедливой рыночной стоимости бизнеса. Этот подход можно использовать и для оценки бизнеса предприятия, акции которого не участвуют в открытой продаже на фондовом рынке, при условии его сравнения с аналогичными по производственной деятельности предприятиями, акции которых участвуют в биржевых операциях.
Ййбёу «УеТ м! ёч-йпеёй Гаоеё»
161
Очевидно, что комплексная оценка бизнеса предприятия должна осуществляться как с учетом результатов затратного подхода, так и с учетом результатов, полученных с помощью доходного и сравнительного подходов. Другими словами, для получения точной и обоснованной величины рыночной стоимости бизнеса необходимо провести комплексное исследование, базирующееся на одновременном использовании трех подходов к оценке, что позволит устранить односторонность оценок, полученных с применением разных подходов.
Процесс оценки бизнеса базируется на определенных принципах, сформулированных в результате многолетнего опыта отечественных и зарубежных оценщиков и являющихся теоретической базой оценки. Все принципы взаимосвязаны между собой, но условно их можно разделить на несколько категорий.
Принципы, основанные на представлении собственника (пользователя)
Принцип полезности: предприятие обладает стоимостью лишь в том случае, если оно может быть полезно собственнику (т. е. способно удовлетворять какие-либо потребности собственника).
Принцип ожидания: стоимость бизнеса предприятия зависит от прибыли, которая может быть получена от использования предприятия в будущем.
Принцип замещения: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью.
Принципы, связанные с эксплуатацией собственности
Принцип вклада: сумма прироста стоимости бизнеса в результате привнесения какого-либо нового фактора (актива) должна быть больше затрат на привнесение этого фактора (актива).
Принцип остаточной продуктивности: земле, на которой расположено предприятие, приписывается та часть дохода от его бизнеса, которая остается после вознаграждения других привлеченных ресурсов — труда, капитала и предпринимательства.
Принцип предельной производительности: по мере добавления ресурсов к основным фак-
торам производства чистая отдача превосходит темп роста затрат, однако при достижении определенной точки общая отдача растет замедляющимися темпами, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
Принцип сбалансированности: максимальный доход от бизнеса предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин всех факторов производства.
Принципы, связанные с рыночной средой
Принцип соответствия: для максимизации стоимости бизнеса предприятия он должен соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, требованиям доходности, градостроительным решениям и т. д.
Принцип регрессии: рыночная цена бизнеса предприятия с излишними, с точки зрения рынка, улучшениями, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и затраты на его формирование.
Принцип прогрессии: возможно увеличение рыночной цены бизнеса предприятия в результате положительного влияния от функционирования объектов, расположенных рядом.
Принцип конкуренции: конкуренция ведет к снижению чистых доходов, поэтому при прогнозировании будущих доходов бизнеса предприятия конкуренцию необходимо учитывать либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо за счет увеличения фактора риска.
Принцип зависимости от внешней среды: политические, экономические, социальные изменения влияют на конъюнктуру рынка, уровень цен и, соответственно, стоимость бизнеса предприятия меняется.
Принцип изменения: стоимость бизнеса предприятия изменяется с течением времени.
Принцип экономического разделения: при возможности имущественные права нужно разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования: поиск разумного и возможного варианта использования предприятия, которое обеспечит ему наивысшую стоимость.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аканов А. Особенности оценки бизнеса в условиях кризиса / А. Аканов, В. Медведев // Генер. директор. — 2009. — № 2. — С. 87—92.
2. Зайцев А. В. Оценка бизнеса на предприятиях АПК : электрон. учеб. курс [Электронный ресурс] / А. В. Зайцев. — Режим доступа: http://www.ozenka-biznesa.narod.ru. — Загл. с экрана.
Поступила 06.05.09.
162
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3