УДК 37:327:913
ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА «ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов
[email protected]; [email protected]; [email protected]
Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского (Приволжского) федерального университета г. Казань, Россия
Аннотация. Обоснованы принципы и основные направления научной деятельности Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета; оценен успешный опыт татарстана в номинировании объектов, расположенных на территории республики, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. изложены стратегические задачи центра и рекомендованы практические действия на ближайшие годы, включающие разработку стратегии сохранения и использования культурного наследия республики татарстан, исследовательские проекты на территории республики и совместную работу со государствами-участниками снг, в том числе, проект «Великий шёлковый путь», образовательные и издательские проекты, в целом направленные на получение ресурсным центром статуса научного центра при юнеско категории I, а впоследствии и категории II.
Ключевые слова: список всемирного наследия ЮНЕСКО, Республика Татарстан, Великий шёлковый путь, общие объекты культурного наследия СНГ, научный центр при ЮНЕСКО.
Основные задачи деятельности Ресурсного центра
Изучение и сохранение культурного наследия является одной из новых отраслей гуманитарной сферы для нашей страны. Последние десятилетия мировой практики показали важную роль культурного наследия не только в сохранении исторической памяти и в музейном деле, но и в социальном и экономическом развитии стран и регионов.
Проекты, связанные с сохранением наследия, во многих случаях становятся импульсом хозяйственного развития территорий, формируют новое качество условий жизни в исторических городах и сельских поселениях. Задачи сохранения наследия грамотно сочетаются с вопросами развития туристско-экскурсионного обслуживания и социальной инфраструктуры, их реализация создает дополнительные условия занятости населения, сказывается на формировании местных бюджетов. В целом, эта сфера стала заметной для хозяйствен-
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
ного развития и нашей страны. Все это требует обновления и конкретизации перспективных задач развития сохранения и использования культурного наследия Российской Федерации с учётом передовой мировой практики.
Ведущим центром по реализации этих задач может стать Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие», созданный при Казанском федеральном университете. Республика Татарстан в последние годы добилась значительного успеха в реализации новых подходов к сохранению культурного наследия, активно участвует в программах ЮНЕСКО и подготовила уже три успешных номинации по включению находящихся на её территории объектов культурного наследия в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящей работе обоснованы основные стратегические направления деятельности Ресурсного центра и рекомендованы практические задачи и проекты, которые могут быть реализованы в ближайшие годы.
Разработка методологии изучения культурного наследия и реализация детальных программ по его комплексному исследованию фактически началось в Российской Федерации в конце 1980-х годов в связи с деятельностью Советского Фонда Культуры, который возглавил выдающийся российский учёный и гражданин академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Значительное продолжение она получила в деятельности Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, который был создан в 1992 году по инициативе академика Лихачёва, и стал фактически первым в истории страны научным центром подобного профиля. Можно сказать, что это относительно новая отрасль российской науки, и она к настоящему времени не получила достаточного развития.
Создание Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» при Казанском федеральном университете должно помочь устранить этот пробел. Поэтому в качестве основных его задач должны быть поставлены следующие:
- разработка теоретической и методологической базы изучения культурного наследия;
- подготовка квалифицированных кадров в этой сфере;
- проведение конкретных исследовательских работ в сфере культурного наследия как в своем регионе, так и на территории всей Российской Федерации;
- оказание методологической и практической помощи в проведении исследований в сфере наследия всем заинтересованным российским организациям;
- налаживание тесных связей с зарубежными институтами и специалистами, а также с международными организациями в сфере культурного наследия;
- тесное сотрудничество с ЮНЕСКО в реализации конвенции о сохранении Всемирного культурного и природного наследия и участие в деятельности ЮНЕСКО по этому направлению в качестве центра «категории I», а затем и «категории II»;
- активное участие в реализации российской программы номинирования новых объектов в Список всемирного наследия и содействие в мониторинге за состоянием уже номинированных объектов;
- совместное участие с ЮНЕСКО во внедрении в российскую культурную политику новых конвенций, касающихся сохранения культурного наследия.
Принципы деятельности Ресурсного центра
В основу концепции научно-исследовательской деятельности Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» должно быть положено представление о фундаментальном значении наследия и о необходимости более активного включения наследия в жизнь современного общества. Новое отношение к наследию должно базироваться на следующих принципах:
- представление о наследии, как о широком отражении исторического опыта взаимодействия человека и природы, что предполагает включение в категорию наследия не только недвижимых и движимых памятников истории и культуры, памятников природы, но и объектов живой традиционной культуры, традиционных технологий, исторически сложившихся форм хозяйства и природопользования, культурного ландшафта в целом;
- главенство пространственного подхода к сохранению наследия; основным объектом при этом становятся территории - от особо охраняемых историко-культурных и природных территорий до отдельных исторических городов и сел;
- отношение к культурному и природному наследию, как к особому ресурсу территории и важному фактору регионального развития в контексте современных социально-культурных и социально-экономических процессов.
Приоритетные направления деятельности Ресурсного центра
Методология въявления наследия во всем его многообразии. Ведущим направлением в деятельности Ресурсного центра должна стать разработка научной оценки и методов выявления и изучения наследия. Перспективный подход основан на переходе от охраны от-
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
дельных памятников к сохранению всего наследия, охватывающего сами объекты наследия, среду, в которой они существуют, человека как носителя наследия. Предполагается работа по выявлению всей совокупности наследия, включающей не только выдающиеся памятники истории и культуры, но и другие важнейшие элементы: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультурную среду, природное окружение и традиционное природопользование и пр. Все эти явления рассматриваются не только как необходимый фон или условия сохранения какого-либо выдающегося памятника или значимого исторического явления, наоборот, они выделяются как непосредственная и существенная часть национального культурного достояния, как особые элементы, определяющие самобытность культуры определенной страны или ее региона.
Стратегической целью этих работ станет: составление всеобъемлющего Свода наследия; обеспечение постоянной и надежной информации о состоянии наследия; обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы в этой сфере; разработка эффективных мер по защите и сохранению объектов наследия.
Методика изучения культурного пространства. В основу развития культурного пространства должна быть положена концепция культурного каркаса как системы взаимосвязанных культурных центров - и историко-культурных, и инновационных. В настоящее время их роль выполняют, прежде всего, музеи-заповедники, осуществляющие функции хранителей и эффективных пользователей территориальных комплексов культурного и природного наследия.
Долгосрочной стратегической целью данного направления является методическое и научно-практическое содействие в формировании культурного каркаса во всем его богатстве и разнообразии (на базе исторических городов, сельских поселений, старинных усадебных комплексов, объектов археологического наследия, полей исторических сражений, исторических путей и дорог, исторических производственных территорий, этноэкологических территорий и т. п.).
Именно такая система территорий способна сформировать запоминающийся культурный образ региона, стать основой активного развития туризма, сможет быть основой экономической специализации для ряда регионов, одним из перспективных направлений развития местной экономики.
Ландшафтный подход к охране и управлению объектами наследия. При таком подходе к сохранению и использованию наследия в роли охраняемых объектов выступают не только отдельные памятники и ансамбли, но и историко-культурные и природные компонен-
ты среды. Предметом охраны становятся ценные ландшафтнообра-зующие элементы - традиционная система расселения, планировочная структура, историческая застройка, земельные участки в исторически сложившихся границах, визуально-композиционные связи и панорамы, а также и нематериальные культурные элементы. Именно ландшафтный подход позволяет сохранить объекты наследия в их традиционной среде и в системе исторически обусловленного культурно-хозяйственного использования, сформировать единую политику сохранения культурного и природного наследия. Внедрение такого подхода должно стать ведущим в деле сохранения наследия.
Изучение этнокультурного наследия. Специфика этнокультурного наследия чрезвычайно важна для сохранения и развития культуры различных народов и этнографических групп. Мировая практика изучения наследия показывает актуальность исследования этнокультурного многообразия, выявления специфических черт различных культур. Как правило, эти исследования не ограничиваются изучением национальной материальной и художественной культуры, они включают комплексный подход, включающий особенности расселения, хозяйствования и природопользования, выявление элементов живой традиционной культуры.
В частности практически неисследованными остаются вопросы традиционного природопользования в большинстве регионов России (аспекты крестьянского природопользования, природопользование в помещичьих хозяйствах и монастырское природопользование, и особенности природопользования в малых исторических городах). Это наследие не только активно влияло на формирование культуры различных народов, но и заложило в себе факторы экологического хозяйствования, что особенно важно в связи с современным экономическим освоением различных территорий.
Изучение исторических и традиционных технологий. В последнее время исторические и традиционные технологии рассматриваются как важная составная часть культурного наследия, как один из его составных элементов. Технологии выступают в виде своеобразных алгоритмов, способов обработки или воздействия на те или иные материалы. Однако несомненна и социокультурная роль этих элементов, так как технологии сыграли ведущее значение в определении особенностей развития народов в различные периоды истории.
Сохранение исторических технологий является важнейшим условием возрождения традиционных школ в искусстве, возрождением ремесленных традиций. Огромна их роль в реставрационном деле. Большинство исторических технологий являются экологически чистыми, и с их возрождением связано улучшение современных условий жизни.
Изучение международного опыта в сфере сохранения и использования наследия. Данное направление включает изучение и
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
анализ современных тенденций международной практики сохранения и использования наследия и определение на этой основе общей стратегии и конкретных форм сотрудничества по международным проектам (Конвенции по Всемирному наследию, другие международные конвенции и проекты).
Практической целью является формирование на базе Ресурсного центра регионального центра ЮНЕСКО по сохранению и управлению объектами Всемирного культурного наследия.
Разработка принципов и программ эффективного использования объектов культурного и природного наследия. Научно-исследовательская деятельность по этой тематике предполагает распространение накопленного опыта стратегий и программ сохранения и использования культурного наследия. Она будет направлена на выявление и презентацию ресурсного потенциала регионов для развития культурно-познавательного туризма; поддержку региональных инициатив по сохранению и использованию наследия, созданию сети туристских центров на базе исторических городов, музеев-заповедников и особо охраняемых природных территорий.
Практической целью является разработка рекомендаций местным администрациям по составлению региональных программ туристского развития с целью сохранения и использования культурного наследия как особого ресурса региона, как части региональной социально-экономической стратегии.
Разработка научных принципов картографирования наследия и создание картографической базы данных. Комплексное географическое изучение, инвентаризация и картографирование культурного и природного наследия на базе геоинформационных систем - новая сфера в мировой картографической науке и науке о наследии. Развитие этого направления предполагает расширение работ в области методологии, теории и методов картографирования наследия, разработку конкретных картографических произведений по различным типам объектов культурного наследия, а также производство серии учебных карт и атласов для школ, системы высшего образования и для туризма. В качестве научно-практической задачи целесообразно осуществление подготовки и издания специализированного атласа «Культура и культурное наследие Республики Татарстан» как фундаментального научного и одновременно информационно-энциклопедического издания в этой сфере.
Использование современных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективное изучение, сохранение и мониторинг объектов культурного и природного наследия. Одним из важнейших направлений в рамках этой деятельности станет комплексный свод на-
следия, как части открытого глобального культурного пространства. В него должны войти объекты материального и нематериального наследия, крупнейшие исторические события, персонажи, определившие ход развития культуры и пр., адаптированные для восприятия пользователями через сетевые ресурсы (интернет, интранет, сети операторов мобильной телефонной связи и пр.).
Создание информационного портала ставит также цель совершенствования мониторинга состояния объектов наследия дистанционными и полевыми методами наблюдения. Портал сможет выполнять функцию тревожной «красной кнопки» - с сообщениями о негативном влиянии природных и антропогенных факторов, произошедших утрат, угроз разрушения и т.п. (что особенно важно, поскольку государственные органы охраны культурного наследия в связи со своей малочисленностью в ряде регионов не успевают отслеживать ситуацию с состоянием объектов культурного наследия).
Научное и прикладное значение работ, выполняемых в Ресурсном центре, и их практическое внедрение
Внедрение научно-исследовательских работ Ресурсного центра будет осуществляться по следующим направлениям:
- формирование методологической и научно-практической базы для создания стратегий и планов управления объектами культурного наследия;
- проведение мониторинга состояния объектов культурного наследию и окружающей их среды;
- совершенствование законодательства в сфере культуры и сохранения наследия;
- разработка комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия, ориентированных на сочетание деятельности по охране наследия с обеспечением социально-экономического и социально-культурного развития исторических поселений и регионов;
- разработка методов сохранения национальных культур;
- разработка туристских программ использования культурного наследия;
- разработка проектов создания музеев и музеев-заповедников, особо охраняемых природных территорий, достопримечательных мест, зон охраны объектов культурного наследия и других конкретных проектов;
- осуществление экспертных и консультативных работ; оказание научно-методической помощи региональным органам культуры и охраны наследия, местным администрациям, учреждениям культуры, общественным организациям;
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
- совместная работа с высшими учебными заведениями по подготовке специалистов в сфере наследия;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам сохранения и использования наследия;
- проведение курсов повышения квалификации специалистов в сфере наследия (для работников как регионального, так и муниципального уровня);
- осуществление программы издания научной и методической литературы по вопросам культурного наследия.
Практические проекты и задачи, поставленные перед Ресурсным центром
Признание Ресурсного центра в качестве центра ЮНЕСКО.
В своей деятельности по реализации международных программ ЮНЕСКО опирается на создаваемую в отдельных странах систему научных центров. Центры, признанные ЮНЕСКО в качестве своих партнеров по продвижению целей и задач этой международной организации в различных сферах деятельности, получают сначала категорию I.
Деятельность института или центра ЮНЕСКО (Категория I) может преследовать одну или несколько следующих целей:
0) содействие концептуальному осмыслению, разработке и формулированию программ, задач и стратегий ЮНЕСКО, включая региональные и субрегиональные стратегии;
(11) содействие решению стратегических задач ЮНЕСКО за счет усиления поддержки и дальнейшей концентрации ресурсов и услуг, особенно в том, что касается консультирования по вопросам политики, создания потенциала, подготовки кадров и расширения взаимодействия на региональном и субрегиональном уровнях с профессиональными сообществами и коллегами в государствах-членах;
(ш) выполнение функций лаборатории идей, центра передового опыта и экспериментальных инициатив, а также нормотворческой функции (например, в области классификации и аккредитации, а также в отношении методологии) на общемировом и региональном уровнях;
(1у) осуществление функции центра обмена информацией и справочного центра, а также деятельности по расширению, углублению и передаче знаний и возможностей и использованию новых форм работы для достижения той или иной конкретной стратегической цели или цели, содержащейся в среднесрочной стратегии ЮНЕСКО и ее двухлетних программах и бюджетах;
(у) мобилизация на основе новаторского подхода критической массы специализированных знаний и опыта, которые отсутствуют в обычной структуре Секретариата;
(у1) укрепление общей стратегии децентрализации ЮНЕСКО на основе четкого разграничения ответственности и разделения труда, особенно в бюро на местах, при учете принципов субсидиарности и взаимодополняемости;
(уп) повышение общей наглядности деятельности ЮНЕСКО, ее размаха и воздействия, а также повышение ее значимости в глазах общественности.
Более высоким уровнем является Категория II. Присвоение этой категории означает самое тесное сотрудничество с ЮНЕСКО в выполнении стратегических задач этой организации. При этом центру, имеющему категорию II, могут быть переданы полномочия ЮНЕСКО по реализации профильных программ в том регионе (как правило, это группа соседствующих стран), в котором функционирует центр.
Институты и центры, относящиеся к категории II, создаются или присоединяются к ЮНЕСКО на основании решения Генеральной конференции. В таком решении должно указываться, что соответствующее учреждение будет действовать «под эгидой ЮНЕСКО». ЮНЕСКО должна быть представлена в качестве полноправного члена в руководящем органе института/центра категории II.
Сфера деятельности институтов и центров категории II по своему характеру должна быть глобальной или региональной. В иных случаях эта деятельность могла бы поддерживаться широкой коалицией государств-членов, что позволяет обеспечить достаточный охват.
Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета имеет все возможности получить статус «категория I» при ЮНЕСКО, а в дельнейшем - претендовать на статус научного центра «категории II». При этом важно подчеркнуть уже достигнутые Республикой Татарстан результаты в сфере участия в конвенции ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия. Это номинирование трех объектов, расположенных на территории республики в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» (2000 год), Болгарский историко-археологический комплекс (2014 год) и Успенский собор острова-града Свияжск (2017 год). На территории Республики Татарстан неоднократно проводились конференции и рабочие встречи с участием специалистов и экспертов ЮНЕСКО, а ученые Казанского федерального университета сотрудничают со специалистами ЮНЕСКО в рамках многочисленных международных научных встреч и программ. Республика Татарстан уже ведет подготовку и к номинированию таких объектов культурного наследия, которые только готовятся к подписанию российской стороной в рамках международных
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
конвенций (в частности, по объектам нематериального культурного наследия). Можно сказать, что достаточные предпосылки к созданию в Казани центра ЮНЕСКО уже созданы.
Признание Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета в качестве центра ЮНЕСКО категории I, а затем и категории II предполагает акцент на следующие направления в его деятельности.
А. Подготовка и проведение системы семинаров совместно с ЮНЕСКО и объектами Всемирного наследия по актуальным вопросам сохранения и использования Всемирного культурного наследия. При этом система семинаров должна охватывать региональную совокупность стран СНГ, для которых Ресурсный центр должен стать базовой организацией (соответствие критерию и - содействие решению стратегических задач ЮНЕСКО за счет усиления поддержки и дальнейшей концентрации ресурсов и услуг, особенно в том, что касается консультирования по вопросам политики, создания потенциала, подготовки кадров и расширения взаимодействия на региональном и субрегиональном уровнях с профессиональными сообществами и коллегами в государствах-членах).
Предполагаемая тематика совместных семинаров с ЮНЕСКО и с объектами Всемирного наследия в странах СНГ:
- мониторинг объектов Всемирного культурного наследия;
- ежегодная отчетность и подготовка к шестилетней отчетности;
- методические и практические рекомендации по номинации новых объектов Всемирного культурного наследия;
- методические и практические рекомендации по выделению буферной зоны объектов Всемирного культурного наследия и регулирования различных видов деятельности в рамках буферной зоны;
- методические и практические рекомендации по составлению и реализации Планов управления объектов Всемирного культурного наследия;
- совершенствование принципов ландшафтного подхода к сохранению и использованию объектов Всемирного культурного наследия.
Б. Реализация направлений сотрудничества по сохранению и использованию культурного наследия в рамках межрегиональных культурных связей. Здесь следует осуществить ряд мероприятий по разработке и реализации ряда совместных проектов, как со странами СНГ, так и с другими странами-участниками конвенции ЮНЕСКО, которые будут направлены на активизацию дальнейших шагов по реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (соответствие критерию 1 - содействие концептуальному осмыслению, разработке и формулированию программ, задач
и стратегий ЮНЕСКО, включая региональные и субрегиональные стратегии).
Целесообразно на первом этапе предпринять разработку трех подобных проектов:
- Проект «Великий шёлковый путь»;
- Проект «Общие объекты культурного наследия СНГ»;
- Проект «Великий Волжский путь».
Проект «Великий шёлковый путь». Великий шёлковый путь -это главная цивилизационная дорога в истории человечества, величайшая мировая культурная и торговая коммуникация в древнем мире и средневековье. Он обеспечивал не только торговый, информационный обмен и культурный диалог между крупнейшими государствами, но и служил гарантом мира на их рубежах. Это крупнейший материальный памятник открытости цивилизации к внешнему миру и международным экономическим отношениям.
Этот знаменитый исторический путь представлен в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, в следующей номинации: «Великий шёлковый путь: сеть дорог в Чанъань - Тяньшаньском коридоре». Она является совместной номинацией Китая, Кыргызстана и Казахстана, которая была включена в список наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Объект представляет собой 5000-километровую часть обширной системы Великого шёлкового пути, простирающуюся от Чанъаня и Лояна -главных столиц Китая при династиях Хань и Тан, до района Жетысу (Семиречье) в Центральной Азии. Данная система сформировалась между II в. до н.э. и I в. н.э. и использовалась до XVI в., соединяя множество цивилизаций и обеспечивая активный взаимообмен в торговле, религиозных верованиях, научных знаниях, технических новшествах, культурной деятельности и искусствах. В эту номинацию включены 33 объекта (22 из которых находятся в Китае, 8 - в Казахстане и 3 -в Кыргызстане), входящие в сеть дорог, которые в свою очередь включают такие виды памятников и исторических территорий, как города-столицы, комплексы дворцов разных империй и ханств, торговые поселения, буддийские пещерные храмы, древние пути, почтовые пункты, перевалы, башни-маяки, отрезки Великой Китайской стены, укрепления, погребения и религиозные сооружения.
В настоящее время ставится вопрос продолжения номинации «Великий шёлковый путь» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Новым участком может стать северное ответвление Великого шёлкового пути, проходящее по территории Российской Федерации. Российская Федерация в силу протяженности территории и культурного многообразия своих регионов, многие из которых исторически были задействованы в Великом шёлковом пути, может сыграть ведущую интеграционную роль в культурных и туристских проектах, связанных с возрождением Великого шёлкового пути в наше время.
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Именно в Татарстане целесообразно создать единый координационный центр Великого шёлкового пути. Предпосылки для этого уже сформированы многолетними научными и практическими контактами специалистов Республики Татарстан со специалистами из всех регионов шёлкового пути. Ведутся совместные научные исследования, практические конференции, проводятся встречи руководителей регионов. Ресурсный центр способен возглавить разработку комплексных культурных и туристских программ для регионов Великого шёлкового пути, включая вопросы номинирования ряда объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проект «Общие объекты культурного наследия СНГ». В наше время культурное наследие приобретает фундаментальное значение для дальнейшего развития независимых государств бывшего СССР. Оно составляет основу их духовного и интеллектуального потенциала и определяет их особое общее место среди других держав мира. Сохранение культурного наследия является залогом сохранения самобытности культуры различных стран перед лицом глобализационных тенденций нового времени. Одновременно общее культурное наследие стран-членов СНГ составляет мощную основу их взаимного тяготения, формирует уникальную культурную общность на огромном евразийском пространстве. Именно культурное наследие является одновременно и фактором общей совместной истории, и фактором формирования новых программ взаимного сотрудничества в XXI веке.
В области межкультурного диалога стран-членов СНГ возможно перспективное развитие следующих направлений, связанных с сохранением и использованием культурного наследия.
1. Разработка списка объектов культурного наследия народов стран СНГ, расположенных как на территории своих государств, так и за их пределами.
В этот список могут входить как многие объекты, имеющие общую историческую ценность, так и архитектурные, религиозные памятники, места жизни, работы и творчества выдающихся национальных деятелей, расположенные за пределами своего государства и представляющие интерес для различных стран СНГ. К ним можно отнести, например:
- места, связанные с общими историческими событиями или представляющие общую историю и культуру различных стран СНГ (яркий пример - космодром Байконур);
- места, связанные с проживанием и деятельностью выдающихся представителей культуры, науки, государственных деятелей и пр. (А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, Исмаила Гаспринского);
- объекты и места, связанные с религиозным почитанием;
- совместные произведения архитектуры, техники;
- воинские захоронения и захоронения репрессированных лиц;
- другие объекты, имеющие общую историю.
Разработка подобного перечня должна стать делом совместных исследований, совместного труда ученых и специалистов в сфере сохранения наследия всех стран СНГ, Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» должен осуществлять в нем координирующую роль. Эта работа сама по себе является важным постоянным объединяющим фактором сотрудничества различных стран СНГ в культурной сфере. Ее результатом может стать:
- составление списка особо ценных объектов СНГ (как аналога списка ЮНЕСКО),
- составление атласа культурного наследия стран СНГ,
- формирование конкретных двухсторонних и многосторонних программ по реставрации, восстановлению отдельных объектов культурного наследия;
- организация программы мониторинга состояния объектов культурного наследия и взаимная помощь при возникающих проблемах с состоянием памятников истории и культуры.
2. Разработка совместной номинации объекта Всемирного наследия, а также межнациональных совместных программ сохранения и использования культурного и природного наследия на межграничных территориях.
Аналогом работ по данному направлению может служить практика ЮНЕСКО по созданию охраняемых межграничных территорий, например, Куршская коса, как совместный объект России и Литвы; Геодезическая дуга Струве на территории десяти европейских стран -Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, Украины, Молдовы.
В качестве примера может быть предложена разработка следующей программы:
- «Река Урал - граница между Европой и Азией» (уникальный экономико-географический объект с природными достопримечательностями, памятниками русской истории и культуры в городе Уральске и прибрежных станицах, древними объектами культуры казахского народа, а также перспективный совместный объект списка Всемирного наследия);
Могут быть рекомендованы следующие дополнительные мероприятия в рамках межграничного и межстранового сотрудничества:
- межмузейные тематические обмены (например, «пушкинское пространство» в России, Украине, Молдавии, Закавказье; «шевченковский мир» в Украине, России, Казахстане; сотрудничество исторических мест, связанных с другими выдающимися культурными личностями);
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
- уход за мемориалами Великой Отечественной войны);
- уход и посещение религиозных памятников и святынь;
- обмен опытом краеведческого движения.
Роль ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета заключается в инициации данных программ и обеспечении их методического руководства. Важной составной частью подобных программ является участие в них также местных сообществ, малых исторических городов, сельских административных образований, для которых сохранение и использование культурного наследия может стать важным импульсом перспективного экономического и социального развития.
Представляется, что именно этот подход, обеспечивающий как сохранение, так и использование историко-культурного наследия, а также организация усилий по совместной реализации культурной политики, позволит на примере стран СНГ по-новому подойти к вопросам межгосударственного сотрудничества в деле сохранения историко-культурного наследия, а также даст импульс новому экономическому и социальному развитию исторических регионов на территории этих государств.
Проект «Великий Волжский путь». Волга является не только крупнейшей рекой Европейской части России, но и её главной исторической дорогой, на основе которой шло формирование российского государства, устанавливались культурные контакты, начиналось становление общероссийского рынка. На протяжении многих исторических эпох, от раннего средневековья до новейшего времени именно этот речной путь связывал важнейшие экономические центры России, обеспечивал внутреннюю торговлю и хозяйственные связи. На Волге возникли крупнейшие города и ярмарочные центры. Этот речной путь соединил российские ареалы мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и тем самым открыл широкие возможности для межкофессионального взаимодействия и культурных связей народов многонациональной России. Можно сказать, что Волга является неотъемлемым символом России, практически таким же атрибутом российского самосознания, как флаг, герб и гимн.
Волга на протяжении всего исторического времени обеспечивала и важнейшие международные контакты России. Великий Волжский путь соединил русское государство со скандинавскими странами и с путем «из варяг в греки», с могучими средневековыми волжскими государствами (Великим Болгаром, Казанским ханством и др.), с Персией и даже Индией («хождение за три моря» Афанасия Никитина). Через Волжский путь осуществлялись контакты с Великим шёл-
ковым путем и далекими восточными странами. Исторический потенциал Волжского пути огромен и разнообразен.
Современная ситуация на туристском рынке, положившая начало активному возрождению внутреннего туризма, ставит задачу формирования новых целей общероссийской концепции туристского развития. Ведущую роль в ней может сыграть формирование Волжского пути как главной туристской дороги России.
Осуществление методической работы по подготовке к ратификации Российской Федерацией новых конвенций ЮНЕСКО и подготовка номинирования объектов в рамках этих конвенций.
До настоящего времени Российская Федерация не подписала конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии, хотя значительная работа в этой сфере уже проведена и проводится российскими специалистами. Подобная ситуация существует и в сфере документального наследия, а также в ряде инициатив европейского сообщества, например, в деле реализации конвенции о сохранении ландшафтного разнообразия. Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета способен возглавить методическую работу и по этим направлениям, что будет соответствовать критерию III - выполнение функций лаборатории идей, центра передового опыта и экспериментальных инициатив, а также нормотворческой функции (в области классификации, а также в отношении методологии) на региональном уровне.
Пионерной работой в рамках этого направления может стать номинирование национального татарского праздника «Сабантуй» в качестве объекта нематериального Всемирного культурного наследия (методологический подход, подготовка номинации, подготовка рекомендаций по российской законодательной базе и пр.).
Информационное направление в деятельности Ресурсного центра
Атлас культурного наследия как информационная основа. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый информационный центр по культурному наследию. Статистическая информация по этому вопросу крайне скудная (Росстат в своих информационных сборниках фактически оперирует только единственным показателем - количество объектов культурного наследия). Более детальная информация собиралась в 2012 и 2013 годах для целей подготовки Ежегодного государственного доклада о состоянии культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но в последующие годы составление такого доклада не осуществлялось. Практически отсутствует информация о качест-
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
венном состоянии памятников истории и культуры (эти данные, как правило, базируются только на оценках экспертов).
Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета может начать осуществление методической и практической работы по составлению информационной базы о культурном наследии. Работа эта может быть апробирована на территории Республики Татарстан, а в дальнейшем распространена на другие регионы Российской Федерации. Формой реализации такой работы может стать составление Атласа культурного наследия Республики Татарстан, разрабатываемого на базе геоинформационной системы и представляемого в электронном и в печатном (издательском) виде.
Комплексное географическое изучение, инвентаризация и картографирование культурного и природного наследия на базе геоинформационных систем - новая сфера в мировой картографической науке и науке о наследии. Развитие этого направления предполагает расширение работ в области методологии, теории и методов картографирования наследия, разработку конкретных картографических произведений по различным типам объектов культурного наследия, а также производство серии учебных карт и атласов для школ, системы высшего образования и для туризма.
В качестве научно-практической задачи целесообразно осуществление подготовки и издания специализированного Атласа культурное наследие Республики Татарстан как фундаментального научного и одновременно информационно-энциклопедического издания в этой сфере. Фактически это будет справочное, энциклопедическое и одновременно научное произведение, комплексно характеризующее культурное наследия Республики Татарстан в течение всего исторического периода, а также деятельность по сохранению и использованию наследия в республике.
Как научно-справочное издание он будет предназначен для широкого использования в научной, образовательной, управленческой и других видах деятельности. Основная цель его создания - дать целостное представление о культурном потенциале территории республики, последовательно раскрыть и показать ход исторического культурного процесса на территории современного Татарстана за несколько прошедших столетий, представить пространственно-временную информацию о культурном наследии за этот период.
Атлас может издаваться частями для каждого административного района республики и играть важную информационную роль в обеспечении планов социально-экономического развития муниципальных образований, проведении земельной политики, информировании руководства и рядовых граждан.
Предполагается, что атлас может содержать до 200 карт, текстовой и иллюстративный материал. Подготовка и реализация работ по составлению Атласа, в свою очередь, явится методологической и методической базой проведения совместных семинаров и работ со специалистами других субъектов Российской Федерации, осуществления подобных практических работ на других российских территориях.
Одновременно следует подчеркнуть, что это направление работ станет еще одним аспектом деятельности Ресурсного центра, который отвечает критериям, необходимым для получения статуса категории I - критерий гу -осуществление функции центра обмена информацией и справочного центра, а также деятельности по расширению, углублению и передаче знаний и возможностей и использованию новых форм работы для достижения той или иной конкретной стратегической цели.
Научно-методический журнал по проблемам культурного наследия. Другой составной частью в рамках информационного направления деятельности Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета должна стать специализированная издательская деятельность. В стране в настоящее время отсутствует какое-либо специализированное обобщающее издание по проблемам культурного наследия. Имеющиеся региональные выпуски в значительной мере отражают местные события, носят во многом краеведческий характер и не заполняют данный пробел.
Ресурсный центр должен наладить выпуск регулярного научно-методического журнала по проблемам культурного наследия. Этот журнал, прежде всего, должен стать объединяющим изданием для объектов Всемирного культурного наследия на территории Российской Федерации (они в настоящее время не имеют подобного издания), в котором будет производиться обмен информацией, достижениями, проблемами, будут публиковаться сообщения о наиболее интересных проведенных исследованиях и работах по сохранению объекта Всемирного наследия. К этому сборнику целесообразно подключить информацию и по странам СНГ. Здесь также могут публиковаться материалы по предварительному списку номинируемых в ЮНЕСКО объектов, значимая информация по всем другим объектам культурного наследия, обсуждение законодательных документов и пр.
Такой журнал может получить название «Наследие и современность», тем самым будет продолжена традиция регулярного ежегодника по проблемам культурного наследия, издававшегося в рамках Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва в 1995-2013 гг. (вышло 20 сборников).
В рамках издательской деятельности важно и издание отдельных книг, посвященных конкретным вопросам сохранения и использова-
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
ния культурного наследия: по различным аспектам наследия (археологическое, нематериальное и пр.), по методикам изучения и реставрации наследия, изданий, описывающих опыт отдельных региональных программ и др. Очень важно при изданиях подчеркивать деятельность по межрегиональному и межнациональному сотрудничеству.
Образовательное направление в деятельности Ресурсного центра
Главной целью образовательного направления деятельности Ресурсного центра является подготовка квалифицированных кадров в сфере охраны и использования культурного наследия. Эта задача является чрезвычайно актуальной, так как в стране подготовка специалистов по этому направлению осуществляется в незначительных масштабах и не соответствует потребностям этой сферы.
В рамках образовательного направления будут решаться следующие задачи:
- создание образовательных концепций и соответствующее оснащение учебных лабораторий;
- разработка новых направлений и профилей и набор по ним учащихся (бакалавриат и магистратура);
- разработка международных образовательных проектов и проведение международных образовательных курсов;
- присвоение двойных образовательных дипломов;
- создание в перспективе международных образовательных филиалов Ресурсного центра.
Перспективные образовательные проекты Ресурсного центра уже достаточно подробно изложены в предложениях казанских ученых по формированию центра. Следует дополнительно рекомендовать еще два типа образовательных проектов.
В структуре подготовки бакалавров и магистров помимо проектов по отраслевому изучению различных видов наследия следует ввести отдельный курс по историко-культурным территориям. Это направление чрезвычайно актуально в практике сохранения культурного наследия в настоящем и является основной тенденций также и перспективного периода.
Такой курс мог бы называться «Уникальные исторические территории как способ сохранения и использования наследия» и иметь следующие основные темы:
- факторы, определившие внимание к проблемам выделения и сохранения историко-культурных территорий в последние десятилетия;
- федеральное законодательство и система ведомственых правовых актов по охране природного наследия, система особо охраняемых природных территорий;
- охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в стране, система музеев-заповедников, понятие «историко-культурная территория»;
- представление об исторических городах как историко-культурных территориях;
- характеристика основных типов исторических сельских территорий;
- этноэкологическая территория как особый пространственный объект;
- усадебные комплексы и монастырские комплексы как историко-культурные территории;
- поля исторических сражений как пример историко-культурной территории;
- исторические промышленные зоны и подходы к выделению этого типа историко-культурного объекта;
- исторические пути и дороги;
- подходы к сохранению археологического наследия как уникальной историко-культурной территории;
- комплексные региональные программы как метод сохранения и использования наследия на историко-культурных территориях;
- мировой опыт создания и охраны историко-культурных территорий.
Другим дополнением следует назвать систему курсов по дополнительному образованию и переподготовки кадров. Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского федерального университета, в частности, может вести активную работу в сфере подготовки и проведения программ повышения квалификации работников специализированных учреждений по охране национального наследия, среди депутатского корпуса, а также специалистов высшего звена управления.
Такая программа обучения может включать следующие разделы:
1. Общие вопросы сохранения и реставрации объектов культурного наследия:
- история охраны памятников в России;
- современные подходы к выявлению и паспортизации объектов культурного наследия (памятники архитектуры, истории, другие типы объектов).
2. Проблемы сохранения различных видов наследия:
- мониторинг и экспертиза археологического наследия, вопросы интерпретации археологических данных; исследование археологических объектов в контексте их сохранения и реставрации;
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
- комплексное исследование исторических и традиционных технологий; исторические технологии как объект наследия и способы их сохранения на практике; технологические исследования материальных объектов как часть предреставрационных работ;
- традиционное природопользование, как элемент культурного наследия;
- нематериальное культурное наследие, примеры его проявления, особенности регистрации и сохранения;
- военно-историческое наследие и пр.
3. Историко-культурные территории и особенности их охраны:
- правовые основы выявления, паспортизации, охраны и использования достопримечательных мест;
- музеи-заповедники: правовые проблемы, границы и режимы, управление.
4. Принципы формирования комплексных региональных программ сохранения и использования культурного наследия:
- суть комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия;
- современные проблемы туристского использования потенциала культурного наследия;
- сохранение наследия и особо охраняемые территории (музеи-заповедники и национальные парки).
5. Правовые и экономические аспекты использования объектов культурного наследия, в т. ч. приватизация, аренда, охранно-арендные договора.
Особенно важным представляется участие Ресурсного центра в переподготовке работников местных органов самоуправления, повышения их компетенции и получение знаний в сфере культурного наследия для профессиональной работы на муниципальном уровне с местным сообществом, бизнесом, представителями органов охраны культурного наследия, исследователями, учеными, краеведами. Каждый год в стране сотни тысяч муниципальных служащих проходят обязательные курсы повышения квалификации, и включение данного направления в их обучение вполне уместно. Ресурсный центр - это лучшая площадка для получения соответствующих профессиональных знаний: здесь могли бы читать и современную проблематику, и демонстрировать исторический опыт. На базе Ресурсного центра целесообразно вести подготовку для работников в сфере местного самоуправления по следующим примерным основным темам:
- законодательная база и правовые аспекты сохранения и использования наследия;
- культурное и природное наследие как ресурс развития муниципалитетов;
- задачи охраны и использования культурного наследия на муниципальном уровне;
- разработка перспективной экономической стратегии развития муниципального образования, опирающейся на сохранение и использование культурного наследия;
- примеры решения основных задач развития муниципального образования с использованием исторического опыта и современных социальных возможностей.
Более детальный круг вопросов, интересных муниципальным служащим, можно было бы выявить на основе проведения предварительной серии занятий.
Занятия по темам могут иметь различную продолжительность (18, 36, 72 часа). Процесс обучения будет осуществляться как в Казани, на базе Казанского Федерального университета, так и с выездом в регионы для демонстрации исторического опыта и реальной работы местных муниципалитетов. Эта часть образовательной деятельности Ресурсного центра со временем может стать доходной и принести дополнительный престиж.
Исследовательские проекты и практическое внедрение
Практические и внедренческие работы Ресурсного центра предполагают создание стратегий и планов управления объектами культурного наследия. Одной из основных разработок может стать подготовка Стратегии сохранения и использования культурного наследия Республики Татарстан.
Республика обладает значительным потенциалом объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В настоящее время в республике выявлено более 7 тысяч таких объектов (в их числе памятники археологии, архитектуры, истории, монументального искусства, ансамбли, достопримечательные места). Более 1,5 тысячи объектов состоят на государственной охране и имеют статус объектов истории и культуры федерального, регионального (республиканского) и местного (городского, районного) значения.
Проводимая в республике в последние десятилетия активная культурная политика позволила значительно поднять культурный престиж Республики Татарстан в Российской Федерации и в целом в мире. Три объекта на территории республики включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и предпринимаются шаги к дальнейшему включению других объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан в этот престижный список. На территории Республики Татарстан апробируют-
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
ся современные стратегические культурные проекты, например, проект «Казань-Эрмитаж», положивший начало взаимодействию региональных музеев с крупнейшим художественным музеем России. Сформирована развитая сеть музеев-заповедников, охватывающая ключевые объекты культурного наследия республики.
По уровню культурной привлекательности и показателям туристского потока Казань за последние годы уверенно вышла на третье место среди российских центров после Санкт-Петербурга и Москвы. Показатели посещаемости ключевых достопримечательных мест на территории Республики Татарстан (памятники и музеи Казани, Ела-буги, Древнего Болгара, Свияжска) составляют несколько сотен тысяч человек в год. Значимость культурного потенциала Республики Татарстан еще более повышается в связи с тем, что он является регионом, наиболее ярко представляющим роль исламской составляющей в развитии российской цивилизации.
В этой ситуации культурное наследие становится важным фактором социально-культурного развития Республики Татарстан. Использование культурного наследия способно стать отраслью специализации отдельных городов и сельских территорий, импульсом к появлению новых рабочих мест на производстве и в транспорте, в сельском хозяйстве и развитии инфраструктурного комплекса. Значителен связанный с этим социальный эффект, который проявляется не только в сфере культуры, но и в научно-просветительской сфере, в социальных отношениях, укреплении национального самосознания, чувстве гордости за свою «малую родину».
Осознание культурного наследия в роли нового стратегического фактора развития Республики Татарстан предъявляет требования к разработке основных положений этой стратегии на республиканском уровне. Подобная задача ставится впервые, и она должна стать составной частью общей «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
Главной целью стратегии сохранения и использования культурного наследия Республики Татарстан является формирование конкурентоспособной политики в данной сфере, которая выведет республику на лидирующие позиции по формам и результатам использования культурного наследия в Российской Федерации и обеспечит высокую включенность в мировые культурные проекты.
Ожидаемыми результатами стратегии на республиканском уровне являются:
- сохранение и возрождение разнообразных видов и форм культурного наследия, определяющих самобытность культур народов Республики Татарстан;
- использование культурного наследия в качестве отрасли специализации ряда регионов республики и базы их социально-экономического развития;
- формирование культурного каркаса Республики Татарстан, ключевыми точками которого станут исторические города и сельские населенные пункты, обеспечивающие полноту представления о разнообразии культурного наследия на территории республики и являющиеся основой туристского привлечения;
- повышение качества и разнообразия культурной жизни на территории республики как фактор притяжения и накопления человеческого капитала.
На общероссийском и мировом уровне:
- полноценное представление материального и нематериального наследия народов Республики Татарстан в рамках ЮНЕСКО и других международных конвенций и программ;
- позиционирование культурного наследия Республики Татарстан как осевого евразийского региона России, как важной части исламской составляющей российской культуры;
- завоевание республикой статуса одного из главных туристских регионов Российской Федерации, ключевой точки мировых общекультурных программ и проектов (Великого шёлкового пути, Волжского пути и др.).
Основными механизмами стратегии являются:
- выявление основных векторов роста в данной сфере, тех прорывных направлений в использовании культурного наследия, которые дадут мульциплицирующий эффект и действенный импульс не только для различных видов культурной деятельности, но и для социального и экономического развития территории республики;
- четкое представление в условиях ограниченности ресурсов о том, в какой период и на чем нужно конкретно сконцентрировать имеющиеся инвестиции, чтобы добиться подобного прорывного результата.
Реализация подобной стратегии связана с разработкой ряда ключевых региональных программ, среди них следует назвать следующие.
Программа «Древние города Татарстана (болгарские городища)». В числе объектов археологии выделяется категория особо выразительных памятников - «городища» или древние укрепленные поселения, города археологического времени. Они возникают впервые на территории республики около 5 тыс. лет тому назад. Городища обладают высокой степенью эстетики исторического ландшафта в виде остатков укреплений и целом своего местоположения. Это реальные свидетельства древней истории Республики Татарстан.
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Всего таких объектов на территории республики около ста. Среди них: Болгар, Биляр, Сувар, Джукетау, Иске-Казани, Кирмен, Элеваторная гора (Набережные Челны), Ошель (Богдашкино) и др. Многие городища имеют непрерывное развитие и связаны с возникновением современных городов: Казанское - Казань, Чертово городище -Елабуга, Джукетау - Чистополь, Тетеш - Тетюши. Древние города Татарстана или болгарские городища размещены на всей территории республики и даже за ее пределами, они являются ранними свидетельствами зарождения культуры татарского народа.
По примеру Древнего Болгара должна быть разработана программа музеефикации и других древних городищ. Первоочередной является задача музеефикации Биляра, должны быть проведены и дополнены работы по музеефикации городищ в Елабуге, Тетюшах, Сувара и др.
Дополняя и обогащая древнейшие памятники Болгара, они смогут в будущем составить чрезвычайно интересную и насыщенную систему музейных объектов, которая позволит презентовать всему миру наследие болгарской цивилизации, организовать различные по тематической направленности туристские маршруты, развить различные направления музейной работы. Все они в совокупности формируют уникальный по насыщенности историко-культурный ресурс Республики Татарстан.
Засечные сторожевые линии как уникальный объект наследия. Засечные линии представляли систему сторожевых укреплений на границах русского государства. Они состояли из лесных завалов и засек, а в безлесных местах - из надолбов, земляных валов и других укреплений. Протяженность крупных засечных линий составляла до 1000 км, а сами они являются уникальным свидетельством российского оборонительного искусства и своеобразным объектом культурного наследия. Леса, где проходили засеки, являлись заповедными, и до настоящего времени в некоторых местах сохраняют значение объекта природного наследия. Подобные оборонительные сооружения не имеют аналогов, и их в какой-то мере можно сравнить только с Великой Китайской стеной.
На территории Республики Татарстан сохранились следы За-камской (старой и новой) засечной черты - одного из крупнейших оборонительных сооружений XVII-XVIII века. Этот объект культурного наследия является трансграничным и включает свидетельства развития культур различных народов и различных регионов. Его му-зеефикация позволит сформировать еще один значимый трансграничный музейный и туристский проект.
Сохранение традиционной деревянной архитектуры. Экспертами отмечается, что деревянное зодчество - оригинальная и своеобразная часть архитектурного наследия России - находится на грани полного исчезновения. Еще в начале ХХ века деревянные постройки определяли облик большинства деревень и уездных городов, были важной частью архитектуры губернских центров.
К настоящему времени гибель памятников деревянного зодчества приобрела лавинообразный характер. Причинами этого является приближение предельного возраста жизнеспособности деревянных построек, природное и антропогенное воздействие, резкое изменение уклада сельской жизни; отсутствие должной охраны и поддержки памятников.
Деревянная архитектура является важной частью культурного наследия народов Республики Татарстан, она определяет традиционный облик сельских населенных пунктов республики, историческую среду малых городов и старинных районов в крупных городах. Стратегией предусматривается принятие специальной программы охраны и поддержания деревянной архитектуры, предполагающей не только сохранение выдающихся памятников, но и средовой городской и сельской застройки, хозяйственных строений, общего облика исторических городов и сел.
На этой изложенной теоретической и методической основе сформулированы основные принципы и направления развития Ресурсного центра, выявлены главные задачи в сфере сохранения и использования культурного наследия, над которыми будет работать Ресурсный центр. По ряду ключевых направлений развития центра уже сейчас предложены конкретные перспективные проекты (работы по отдельным подотраслям культурного наследия, разработка общей региональной стратегии сохранения и использования наследия, разработка отдельных региональных программ). Реализуются предложения в рамках информационных, образовательных, издательских проектов.
Детально рассматриваются возможности международного сотрудничества, прежде всего, работы над объектами Всемирного наследия в Российской Федерации и странах-участницах СНГ. Методика разработки собственно стратегии сохранения культурного наследия Республики Татарстан и отдельных региональных программ для территории республики в дальнейшем могут транслироваться и на другие субъекты Российской Федерации, разрабатываться специалистами Ресурсного центра для других территорий, исторических городов и мест. Это будет важное практическое и внедренческое направление деятельности Ресурсного центра.
В целом, разработанная стратегия может стать основой для дальнейшего развития Ресурсного центра в качестве международной
Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов «ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2018
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ" № 1 (21)
КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
организации и получения Ресурсным центром статуса научного центра при ЮНЕСКО категории I, а впоследствии и категории II.
PRINCIPLES AND MAIN DIRECTIONS OF SCIENTIFIC ACTIVITY BY THE KAZAN FEDERAL UNIVERSITY RESOURCE CENTER "WORLD CULTURAL HERITAGE"
R. Valeev, A. Sitdikov, R. Hayrutdinov
Resource center "World Cultural Heritage" Kazan Federal University Kazan, Russia
Abstract. This article grounds principles and main directions of scientific activity of the Kazan Federal University Resource center "World cultural heritage"; estimates Republic of Tatarstan successful experience in nominating of its objects to the List of UNESCO World heritage. Strategic tasks and practical actions for the next years are revealed, including development of Strategy of preservation and use of cultural heritage of the Republic of Tatarstan, research projects in the territory of the Republic and joint work with the CIS countries including "Great Silk way" project, educational and publishing projects directed to obtaining the status of UNESCO Resource Scientific Center (i category, and subsequently ii category).
Keywords: world heritage list, Republic of Tatarstan, Great silk way, mutual cultural heritage objects of CIS, UNESCO resource scientific center.
Авторы публикации
Валеев Рафаэль Миргасимович, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры. Email: [email protected]
Ситдиков Айрат Габитович, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор исторических наук, директор Института археологии имени А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан. Email: [email protected]
Хайрутдинов Рамиль Равилович, кандидат исторических наук, директор института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета. Email: [email protected]
Authors of the publication
Rafael Valeev, Doctor of History, Professor, Vice-rector for Research of Kazan State Institute for Culture. Email: [email protected]
Airat Sitdikov, corresponding member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of History, Director of A.H. Halikov Institute for Archeology of the Tatarstan Academy of Sciences. Email: [email protected]
Ramil Hayrutdinov, Ph.D. (History), Director of Institute for International Relations, History and Oriental studies of Kazan Federal University. Email: [email protected]
Дата поступления 19.02.2018.