Научная статья на тему 'Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)'

Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ) / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ / СЕКТАНСТВО / ШТУНДИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисов Андрей Анатольевич

Статья посвящена противосектантской деятельности священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, предложившего в своих трудах целый арсенал миссионерских методов и средств, которые могут использоваться в антисектантской работе приходскими священниками и их помощниками по миссионерскому служению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Денисов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)»



миссиология

Денисов Андрей Анатольевич «Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)»

УДК 266.2

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОСЕКТАНТСКОЙ МИССИИ (ПО ТРУДАМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СИЛЬВЕСТРА, АРХИЕПИСКОПА ОМСКОГО И ПАВЛОДАРСКОГО)

Денисов Андрей Анатольевич, студент Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена противосектантской деятельности священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, предложившего в своих трудах целый арсенал миссионерских методов и средств, которые могут использоваться в антисектантской работе приходскими священниками и их помощниками по миссионерскому служению.

Ключевые слова Священномученик; Сильвестр (Ольшевский); миссионерская работа; противосектант-ская миссия; сектантство; штундизм.

PRINCIPLES AND METHODS OF THE ANTI-SECTARIAN MISSION (ACCORDING TO THE WORKS OF THE MARTYR SYLVESTER, ARCHBISHOP OF OMSK AND PAVLODAR)

A.A. Denisov, a student of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article is devoted to the anti-sectarian activity of the martyr Sylvester, archbishop of Omsk and Pavlodar, who offered in his works a whole arsenal of missionary methods and means that can be used in anti-sectarian work by parish priests and their missionary assistants.

Keywords. Holy Martyr; Sylvester (Olszewski); missionary work; anti-sectarian mission; sectarianism; shundism.

I вященномученик Сильвестр родился 31 мая 1860 года в селе Косовно, Сквир-1жского уезда, Киевской губернии в семье диакона местной церкви Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. О детстве святителя сохранилось очень мало сведений, известно, что по достижении необходимого возраста он поступает в Киевскую Духовную Семинарию, где становится одним из ближайших учеников видного богослова-догматиста Сильвестра (Малеванского), по рекомендации которого он по прохождении в 1883 году полного семинарского курса поступает в Киевскую Духовную Академию [1, с. 31].

Как отмечает омский историк Александр Владиленович Жук в своей работе «Иерархи Омской церкви», уже в период обучения в духовных учреждениях будущему Владыке пришлось столкнуться с сектантами. Дело в том, что «в эти годы его родное село и окрестности заполнили штундисты. Проводя каникулы в кругу семьи, молодой богослов близко заинтересовался домашним бытом и мировоззрением местных сектантов» [2, с. 53]. Штундисты в России появились благодаря немецким поселенцам на

Украине, которые дали первоначальный импульс для формирования и дальнейшего распространения уже русского протестантизма. Иустин Ольшевский одним из первых увидел в нарождающемся сектантском движении огромную опасность для Церкви государства, на которую почему-то мало обращали внимание церковные и государственные власти. После окончания Киевской Духовной Академии он принимает решение посвятить свою жизнь миссионерскому служению, то есть, по замечанию А. В. Жука, «избирает едва ли не самое неблагодарное в Российской империи духовное поприще» [2, с. 56]. В 1890 году Иустин Ольшевский по приглашению епископа Иллариона (Юшенова) переезжает в Полтаву и становится епархиальным миссионером. В этот период служения миссионером были выработаны основные задачи и методы антисектантской (и в целом миссионерской) деятельности, которые представлены в опубликованных произведениях молодого богослова. Мы бы выделили у него следующие основополагающие принципы и направления миссионерской работы:

1. Во-первых, автор в своих трудах обосновал необходимость миссии как таковой.

Дело в том, что миссионерская работа долгое время не была приоритетной в

церковной деятельности. Как писал сам священномученик, многие верующие до сих пор в оправдание своей теплохладности ссылаются на слова Спасителя о том, что Церковь его «врата адова не одолеют» (Мф. 16:18), поэтому считают миссионерство напрасным трудом и проявлением маловерия. Но будущий священномученик совершенно верно указал своим оппонентам, что, несмотря на то, что Церковь никогда не уничтожится, «в душах отдельных лиц и даже в целых областях всегда возможны и бывали колебания, совращение и совершенное падение христианства, под воздействием враждебных ему сил, при нерадении и злобе людской. Поэтому мы боимся и защищаем слабых и немощных в вере братьев наших» [3, с. 385]. Кроме того, миссионер утверждает, что нужно не только защищаться, но активно воздействовать на неверующих, язычников и тех, кто уклонился в раскол. Здесь святитель выступает против доминирующей в современном обществе толерантности, которая и в религиозной области стремится поставить на одну доску Православную Церковь и прочие верования. Он утверждает, что Церкви нельзя самоустраниться от людей, которые находятся вне её лона: «Миссионерство среди неверных и зловерных людей есть существенная часть дела церкви» [3, с. 385].

2. Во-вторых, полтавский миссионер в своих трудах и своей деятельности сделал акцент на развитии внутренней миссии.

Это не означает, что он не ценил подвига великих миссионеров, которые в это время просвещали язычников. Священномученик Сильвестр написал даже статьи про основателя алтайской миссии архимандрита Макария (Глухарёва) и деятельности Переводческой Комиссии Православного Миссионерского общества. Но он, также как и делегаты второго миссионерского съезда, с большим сожалением отмечал, что «в то время, как среди язычников в северных тундрах, на Алтае, в Японии христианская православная Церковь с успехом проносит имя Христово, водворяя везде благочестие по преданному ей древностью апостольском и святоотеческому образу, - в недрах самой Церкви совершаются отпадения от её истинного учения, распространяется вредное религиозно-нравственное свободомыслие, и что в будущем отпадения эти грозят обществу немалыми нестроениями» [3, с. 505].

Следует отметить, что грозные предсказания святителя сбылись, поэтому неслучайно, что в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной

№ 2, 2017 (3)

Денисов Андрей Анатольевич «Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)»

церкви», принятой в 2007 году, также можно найти тезисы о необходимости «второй христинизации» народов, живущих в России: «Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект» [4, с. 5-6]. В этом отношении акцент на внутренней миссии, который делал в конце XIX века полтавский миссионер Иустин Ольшевский, в наше время стал ещё более очевидным и актуальным.

3. В-третьих, по мнению Иустина Ольшевского, миссионерской деятельностью должны заниматься не только священнослужители и церковнослужители, но и миряне.

Обстоятельства и дух времени требуют, чтобы ответственность за миссионерскую деятельность разделили с клиром и подготовленные к такой деятельности миряне. Здесь полтавский миссионер оказался новатором, поскольку даже в наше время широко распространено мнение, что миссионерством должны заниматься совершенно особые люди. Во-первых, принадлежащие к клиру, во-вторых, являющиеся богословами и, в-третьих, почитаемые за святость жизни. Понятно, что эти мнимые критерии миссионера делают широкую миссионерскую деятельность почти невозможной. Сам священномученик долгое время сознательно не стремился принять сан, чтобы ничто его не отвлекало от миссионерского служения, которое он избрал для себя в самой ранней молодости. Но в 1892 году он принял сан иерея (целибат), что позволило ему вести жизнь монаха в миру, по-прежнему отдавая себя миссионерской работе. В настоящее время, по нашему убеждению, опирающемуся на «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной церкви», миссионером «является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства» [4, с. 14]. Такое образование в наше время можно получить на миссионерских курсах при православных духовных учебных заведениях. И в этом пункте мы видим, что подходы будущего священномученика Сильвестра оказались востребованными современной Русской Православной Церковью.

4. В-четвёртых, миссионер в своих трудах чётко выделил самые важные приоритеты в противосектантской деятельности, связанные с нейтрализацией воздействия со стороны самых опасных сект.

Долгое время основные усилия миссионеров и государства были направлены на борьбу со старообрядческим расколом, но в настоящее время, по мнению свя-щенномученика Сильвестра, старообрядцы уже не в состоянии добиться больших успехов, поскольку сами испытывают внутренне разложение и дробление на толки. Мистическое христианство в лице скопцов и хлыстов также лишено твёрдой почвы и не способно овладеть широкими массами.

Гораздо более опасными являются, по его убеждению, секты рационалистического толка, потому что «они вполне соответствуют духу века и, так сказать, идут вслед за веком» [3, с. 505-506]. К рационалистическому сектантству он относит баптизм, штунду, молоканство и пашковщину. Эти секты отличаются особой нетерпимостью по отношению к Православной Церкви.

сй 130

Но причины быстрого распространения сектантства автор работы «Задачи про-тивосектантской миссии» видит не столько в активности, присущей данным сектам, сколько в равнодушном и даже потворственном отношении к сектантской пропаганде некоторой части интеллигенции и администрации, а также в неудовлетворённости многих православных верующих своими пастырями и оторванности народного образования от Церкви.

5. В-пятых, священномученник Сильвестр при разработке методов борьбы с сектантством и неверием придерживался системного подхода.

Исходя из вышеизложенных причин распространения сект, богослов-миссионер предлагает для решения этой проблемы целый комплекс мер, который включает в себя практически все сферы миссионерской деятельности. По его убеждению, борьба с сектами предполагает: а) Активизацию работы синодальных, епархиальных и приходских миссионеров; б) Оживление приходской жизни; в) Развитие церков-но-приходских школ, в том числе и женских; г) Учреждение миссионерских библиотек; д) Работа с интеллигенцией, которая в той или иной степени отошла от православной Церкви; е) Выстраивание отношений с государством, которое обязано препятствовать нравственному разложению, производимому сектами.

Но основная противосектантская деятельность должна проходить именно на приходах. В своей работе «Борьба со штундой» (1900) священномученик Сильвестр (Ольшевский), опираясь на многочисленные синодальные распоряжения, касающиеся противосектантской миссии, предложил приходским пастырям целый арсенал пастырско-миссионерских средств, которые могли бы сильно воздействовать как на сектантов, так и на верных Церкви прихожан. Многие из предложений миссионера остаются актуальными и в настоящее время и могут использоваться в миссионерской работе настоятелей храмов и их помощников по миссионерству. Вот некоторые из указанных в книге противосектантских методов работы:

1. Необходима для пастыря постоянная осведомлённость о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения.

2. Должна быть точная запись лиц, рождённых в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений Епархиальному Начальству.

3. Следует вести увещевательные, изъяснительные и обличительные беседы с отступниками.

4. Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением пререкаемых отступниками истин веры; разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях.

5. Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц, колеблющихся в вере, можно допускать к Св. Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди.

6. Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляется от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом.

7. Одни избранные в начитанности и твёрдости в истинах веры прихожане могут быть направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начётчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкой их.

8. Миссионерствование путём школы - школы церковно-приходские смешанные и женские.

№ 2, 2017 (3)

Денисов Андрей Анатольевич «Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)»

9. Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или школах; раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеимоновских и др., раздача миссионерских брошюр.

10. Испытание воспреемников при Крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях.

11. Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, напр. На вечерне «Свете тихий», на утрени «Слава в вышних Богу», на литургии «Верую в единого Бога», «Отче наш».

12. Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удалённых от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа.

13. Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, - ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почётное только звание настоятеля.

14. Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших [3, с. 301-303].

Таким образом, как мы видим из приведённого текста, противосектантская деятельность согласно священномученику Сильвестру (Ольшевскому) включает в себя не только собственно методы работы с сектантами, но предполагает активизацию всей приходской жизни, поскольку от того, насколько развита деятельность на приходах, во многом зависит и успех антисектантской миссии. По мнению знаменитого миссионера, возрождение активной приходской жизни - это лучший залог того, что православные люди не будут уходить из Церкви в различные секты.

В своей речи «Задачи нашей противосектантской миссии», прочитанной на публичном заседании Полтавского Комитета Миссионерского Общества, он также обратил внимание на ту определяющую роль в миссионерской работе на приходе, которую должен играть священник. Священномученик Сильвестр указывает, что каждый из священников «есть первый и прямой миссионер своего прихода» [3, с. 510] и от того, насколько неукоснительно он будет исполнять свои прямые обязанности и зависит успех миссионерства, поскольку добродетельный пастырь становится «живым отражением враждебных сектантских нападок» [3, с. 511].

Также пастыри должны активно использовать такое средство миссионерской борьбы, как приходские школы, в которых священник должен воспитать приверженных к Церкви прихожан и будущих помощников в делах миссии.

Но в силу того, что сектанты очень активны и проповедуют наступательную тактику, то пастырь сам должен всегда быть готов дать ответ всем вопрошающим, опираясь на знание Священного Писания. Это важно для отпора сектантам, которые умело манипулируют священными текстами в своих интересах, а также необходимо для проповеди православному населению, в котором пробудилась прежде невиданная пытливость к изучению Библии.

В помощь приходским пастырям и их помощникам тогда ещё протоиерей Иу-стин Ольшевский написал ставшую знаменитою книгу «Обличение штундизма (в библейских текстах)», которая обер-прокурором Св. Синода 31 октября 1896 года была

рекомендована к употреблению в качестве учебного пособия при прохождении обличительного богословия в духовных семинариях.

Эта книга замечательна не только своим высоким научным уровнем, но и тем, что выросла из реального миссионерского опыта, который получил полтавский миссионер во время свой почти двадцатилетней борьбы с сектантами. Многократно общаясь с сектантами, он изучил и усвоил те полемические приёмы, которые используют сектанты в беседах с православным народом. Священномученик пришёл к выводу, что для того чтобы быть успешным в полемике с сектантами, надо отчасти научиться тем методам, которые используют сами сектанты. Сектантов надо бить их же оружием, так они невосприимчивы к тем истинам и походам, которые проповедует Русская Православная Церковь.

«Обличение штундизма (в библейских текстах)» - это замечательное пособие, где по пунктам разложено, как правильно вести полемику с любым сектантом неохристианского толка. Данный труд, с нашей точки зрения, со временем вовсе не утратил своей ценности и с успехом может найти практическое применение в деятельности современных миссионеров. Считаем необходимым выделить основные положения из этого труда:

1. Всю беседу со штундистами вести следует непременно на почве библейского текста новозаветного. Вся речь должна дышать библеизмом: он библеистом должен быть не только по духу, но и по букве. Этого же вполне не даст, конечно, никакое руководство, а только постоянное чтение непосредственно священного текста.

2. Истолковывать тексты Св. Писания следует самим же Св. Писанием, поменьше обращаясь к неавторитетной для сектанта историко-археологической науке.

3. При истолковании библейского текста следует держаться исключительно смысла буквального, сообщая смысл переносный только местам заведомо приточным. Изречениями книги Отровения Иоанна Богослова следует пользоваться с великой осторожностью и обращаться к ним возможно меньше; истолкование же таинственных образцов этой книги следует совсем отклонять.

4. Когда сектант указывает в защиту своего лжеучения библейские изречения, то истинный православный смысл этих изречений раскрыть следует при помощи их контекста и с помощью библейских параллелей, по своему значению сродных и противоположных.

5. Для опровержения сектантского лжеучения и для защиты учения православного следует брать библейские места наиболее ясные, выражающие смысл истинного понимания по возможности осязательно - даже внешним выражением, а не одним своим внутренним содержанием, которое часто недоступно для недисциплинированного ума простолюдина.

6. При использовании текстуальными доказательствами следует предусмотрительно отклонить софистические уловки противника. Имея в готовности текстуальный ответ на всякое мелочное замечание сектанта, следует избегать тех изречений, которые сектантом могут быть обращены в свою пользу.

7. При полемической беседе опровержение сектанта всего лучше начинать приведением такого библейского изречения или факта, который совершенно противоположен сектантской мысли или указываемому сектантом библейскому изречению; только после этого следует производить частнейший разбор сектантской мысли или же указываемого сектантами текста.

№ 2, 2017 (3)

Денисов Андрей Анатольевич «Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского)»

8. Из сектантских лжеучений разбирать и опровергать при беседе следует только те, которые указывают сами сектанты. Высказывать и формулировать проповеднику все известные ему сектантские заблуждения - для миссии неполезно.

9. При беседе публичной миссионеру более подобает положение вопрошающего отступников из обличающего из заблуждения, а не положение защищающегося от нападений. При беседе частной более уместен для миссионера тон изъяснительно-увещевательный и сердечная беседа во всех её формах.

10. Если миссионер светский в публичных беседах может не без пользы для дела допускать резкие обличения и даже иронию, то проповедник, облечённый священным саном, и обличения свои непременно растворять должен пастырской крото-стью...и оберегая от укоризны свой сан.

11. Перед началом бесед публичных предпочтительно перед всеми молитвами употреблять молитву «Отче наш».

12. Чтобы не быть врасплох застигнутым, советуется полимиту свою книгу сделать для себя возможно более послушной. Для этого, кроме постоянного чтения, весьма полезно в своей настольной Библии явственно отметить как те места, на которые ссылаются сектанты, так и те, которые более ясно обличают их; при местах этих обозначить следует и соответствующие полемические параллели.

13. Все указанные приёмы миссионерские, выскажем в заключение, могут иметь надлежащее своё значение только тогда, когда полемист, и особенно священник, в беседе и в жизни своей держит себя так, что штундист лишён возможности сказать ему: «Врачу, исцелися сам!» Об этом всегда должен помнить полемист [3, с. 156-158].

23 декабря 1910 года протоиерей Иустин Ольшевский был пострижен в мантию с наречением ему имени Сильвестра в память преподобного Сильвестра Печерско-го, а 25 декабря Рождества Христова иеромонах Сильвестр был возведён в сан архимандрита. В январе 1911 произошло наречение архимандрита Сильвестра в епископа Прилукского, викария Полтавского. Осенью 1914 года епископ Сильвестр был определён на Челябинскую кафедру, на которой пробыл всего полгода, а 4 июня 1915 года епископ Сильвестр указом Святейшего Синода был назначен епископом Омским и Павлодарским.

Большая часть времени его архиерейства пришлась на годы Первой мировой и Гражданской войн, поэтому он не мог столь же активно заниматься миссионерской деятельностью. Но уже в первой речи, произнесённой после приезда в Омск, свя-щенномученик Сильвестр обозначил ту угрозу, которую несут Церкви и Отечеству многочисленные секты, проникшие на сибирскую землю вместе с переселенцами: «Вместе с верными святой Православной Церкви сынами явились сюда во множестве и люди иного устроения духовного: явились сюда люди, отравленные немецкой верой. Всем ясно, что именующие себя баптистами, евангельскими и духовными христианами, сознательно или несознательно, составляют собою передовые отряды врагов наших, разрушающих наши духовные твердыни» [3, с. 35].

На Омской кафедре священномученик Сильвестр занимался открытием новых приходов, непрерывно хлопотал об открытии в Омске Духовной семинарии. Большая работа под руководством епископа проводилась среди пленных воинов. В 1916 году к Православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков. В феврале 1918 года уже после захвата большевиками власти в городе епископ организовал грандиозный крестный ход и призвал народ хранить православную веру и защи-

щать храмы. Весной этого года епископ Сильвестр был возведён в сан архиепископа. Во время Гражданской войны архиерей открыто стал на сторону Белого движения и активно сотрудничал с администрацией адмирала Колчака, возродив институт военных священников и создав проповеднический отряд.

После отступления Белой армии архиепископ не покинул свою паству и большевики сразу же арестовали святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму г. Омска. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали «покаяния». Множественные прижизненные переломы конечностей и рёбер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа и полное отсутствие верхней челюсти, а также найденные в гробу гранёные гвозди, говорят о том, что за несколько недель мучений владыка претерпел многочисленные истязания и страшную кончину. Тело священномучени-ка затем было тайно захоронено палачами, и место погребения было неизвестно.

В августе 2000 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) к лику Новомучеников и Исповедников Российских. 16 июля 2005 года место захоронения было обнаружено при раскопках фундамента разрушенного в 1930-е годы Успенского собора, в Никольском приделе. Это подтвердили три научные экспертизы. Мощи архиепископа Сильвестра в настоящее время хранятся в Успенском кафедральном соборе г. Омска.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

1. Житие священномученика Сильвестра, Архиепископа Омского и Павлодарского // Православная культура Омского Прииртышья [Текст]: учебное пособие в 2 ч. Омск : ГОУДПО ИРООО, 2006. Ч. 2. С. 31-76.

2. Жук A.B. Иерархи Омской церкви. Предстоятели Омской епархии Русской Православной Церкви. Биографический справочник. Омск. б\г. 193 с.

3. Митрополит Феодосий (Процюк). B вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. М : Воскресенье, 2006. 608 с.

4. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. 25 с. http:// www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 30.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.