Научная статья на тему 'Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности АПК региона'

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1348
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / АПК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ОБМЕН / REGION / AGRICULTURE / GOVERNMENT REGULATION / TRADING ACTIVITIES / FOOD SECURITY / INTERDISCIPLINARY EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хутыз Заурбеч Асланбиевич, Хутыз Белла Ибрагимовна

В работе рассмотрены принципы регулирования внешнеторговой деятельности. Изложен генезис формирования внешнеторговой деятельности России, как одной из ключевых проблем национального развития. Сформулированы уровни разграничений функций организации внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хутыз Заурбеч Асланбиевич, Хутыз Белла Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of state regulation of foreign trade activity of the AIC of the region

The article considers the principles of regulation of foreign trade. The genesis of the formation of foreign trade of Russia, as one of the key issues of national development has been outlined. The levels of separation of functions of the organization of foreign trade have been stated.

Текст научной работы на тему «Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности АПК региона»

УДК 338.436.33:339.5 ББК 65.9(2)32-5 Х-98

Хутыз Заурбеч Асланбиевич, доктор экономических наук, профессор, декан факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: 8(918)4419809;

Хутыз Белла Ибрагимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)2210022.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА

(рецензирована)

В работе рассмотрены принципы регулирования внешнеторговой деятельности. Изложен генезис формирования внешнеторговой деятельности России, как одной из ключевых проблем национального развития. Сформулированы уровни разграничений функций организации внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: регион, АПК, государственное регулирование, внешнеторговая

деятельность, продовольственная безопасность, межотраслевой обмен.

Khutyz Zaurbech Aslanbievich, Doctor of Economics, professor, Dean of the Faculty of Information systems in Economics and Law of FSBEIHPE "Maikop State Technological University”, tel.: 8 (918) 4419809;

Khutyz Bella Ibraghimovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Management of Adyghe State University, tel.: 8 (918) 2210022.

PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITY

OF THE AIC OF THE REGION

(Reviewed)

The article considers the principles of regulation offoreign trade. The genesis of the formation of foreign trade of Russia, as one of the key issues of national development has been outlined. The levels of separation offunctions of the organization offoreign trade have been stated.

Keywords: region, agriculture, government regulation, trading activities, food security, interdisciplinary exchange.

Для России внешнеторговая деятельность всегда была и остается принципиальным вопросом национального развития. Двоякость причины заключается не только в необходимости осуществления внешнеторгового обмена, но и в природно-географическом положении государства.

В годы советской власти, с 1918 г. по начало 90-х гг. в Советском Союзе существовала монополия внешней торговли. Внешнеторговые отношения находились в ведении Наркомата внешней торговли (НКВТ с 1920 г.), затем Министерства внешней торговли (МВТ с 1946 г.) и в дальнейшем Министерства внешних экономических связей (МВЭС с 1988 г.), Министерства торговли РФ (с 1998 г.), Министерства экономического развития и торговли с 2000 г.

Государственная монополия внешней торговли объяснялась планово-централизованным регулированием всей экономики Советского Союза, включая внешнеторговые связи. Это обстоятельство, конечно же, ограждало национальную экономику от потрясений мирового рынка, но и одновременно лишало возможности в полной мере оценивать уровень эффективности национального производства и конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Внешнеторговые объединения были образованы по отраслевым принципам, исходя из существовавшей системы управления экономикой страны.

Место СССР в мировой экономической интеграции имело свои особенности, было ориентировано на участие в международном разделении труда преимущественно среди стран-членов СЭВ, что, конечно, определялось политическими мотивами. СЭВ в значительной степени исключал внешнюю торговлю. Несмотря на то, что страны СЭВ мало торговали с внешним миром, они широко торговали между собой. Централизованное планирование в СССР и восточноевропейских странах стремилось дать экономике преимущества, заключающиеся в специализации, особенно для достижения крупномасштабного производства. Так, географическая концентрация производства некоторых видов оборудования для сельского хозяйства приводила к строительству огромных заводов для снабжения товарами обширных рыночных сфер. Например, большая часть сельскохозяйственных тракторов для Восточной Европы производилась на одном огромном польском тракторном заводе, большое количество автобусов (в том числе используемых в сельском хозяйстве) - на крупном заводе

в Венгрии. С распадом СССР эти особые торговые отношения разрушились.

Таким образом, торговая система в СЭВ отличалась от системы торговли при свободном рынке: было искажено направление торговли, поскольку страны СЭВ значительно больше торговали друг с другом и меньше на мировом рынке, который имел свободную рыночную систему; цены, по которым велась торговля, были очень далеки от мировых цен.

С начала 1987 г. на территории СССР стала возможной частно-предпринимательская деятельность (в том числе внешнеторговая) с участием отечественных и иностранных фирм и организаций [1].

Важным документом в отношении установления хозяйственно-правовых связей советских предприятий-производителей с иностранными партнерами явились «Основные условия регулирования экспортно-импортных операций» [8]. Этот правовой акт регулировал договорные отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями и организациями, поставляющими товары для экспорта или являющимися заказчиками импортных товаров, и внешнеторговыми организациями. Действие данных условий распространялось также на отношения, связанные с экспортом и импортом услуг производственного характера (включая услуги по техническому обслуживанию, выполнению проектных, монтажных, ремонтных и других работ) и результатов научно-технической деятельности. Под внешнеторговыми организациями понимались как внешнеторговые объединения, так и предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом являются:

1. защита государством прав и законных интересов участников, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

3. единство таможенной территории Российской Федерации;

4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров РФ;

6. выбор мер государственного регулирования, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования;

7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При разработке нормативного правового акта РФ, затрагивающего право осуществления, ответственный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам РФ, российским организациям и индивидуальным предпринимателям, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого рода нормативного правового акта, представить предложения и замечания по данному вопросу в указанный орган;

8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования;

9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам и экономике Российской Федерации;

10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника на осуществление внешнеторговой деятельности;

12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13. единство применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории Российской Федерации [2].

Принципами государственного регулирования ВТД региона должны выступать:

1. адресность применяемых мер государственного регулирования и персональная (административная, уголовная) ответственность за их применение со стороны региональных чиновников;

2. прозрачность применяемых государством инструментов регулирования;

3. комплексность в определении форм и методов регулирования;

4. нацеленность на достижение наивысшего эффекта, путем проведения мониторинга результатов применения мер государственного вмешательства и определение результативности возникающей обратной связи.

По нашему мнению, регулирование реализуется через выполнение органами государственного управления разного уровня функций организации внешнеторговой деятельности. В связи с чем

происходит разграничение функций между субъектами федерации и федерацией в целом.

Таблица 1 - Уровни разграничения функций организации внешнеторговой деятельности

№ п/п Функции Субъект федерации Федерация

1. Формирование и реализация производственной программы Предоставление дополнительных ресурсов для реализации приоритетных программ. Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности субъекта федерации Предоставление льгот и преференций для приоритетных отраслей и территориальных хозяйственных комплексов. Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности федерации

2. Формирование и реализация маркетинговой программы Определение оптимальных внешних рынков сбыта по номенклатуре товаров, производимых в регионе. Реализация мер государственного маркетинга. Развитие инфраструктуры внешнеэкономических и международных связей в соответствии с выбранными территориально-географическими приоритетами Предоставление экспортерам информации о конъюнктуре внешних рынков. Преодоление дискриминационных ограничений на экспорт продукции. Обеспечение условий наибольшего благоприятствования во внешнеторговых отношениях со всеми странами мировой экономической системы

3. Проведение НИОКР, направленных на расширение экспорта Разработка региональных программ развития экспорта Разработка федеральной программы развития экспорта

4. Обеспечение импорта продукции, необходимой для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Мобилизация ресурсов, необходимых для обеспечения импорта стратегически значимых для региона товаров Мобилизация ресурсов, необходимых для функционирования национального хозяйственного комплекса и обслуживания международных обязательств

5. Ограничение экспорта товаров и услуг, необходимых для обеспечения потребностей внутреннего рынка Формирование устойчивой структуры технологически связанных предприятий региона Оптимизация налоговой и тарифной политики на государственном уровне

6. Предотвращение неблагоприятных структурных изменений при расширении экспорта Реализуется путем стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции Реализуется в основном путем налоговой, таможенно-тарифной политики и реализации федеральных инвестиционных программ

В качестве основы внешнеторговой деятельности следует выделить осуществление экспортно-импортных операций. ВТД предприятий и организаций с точки зрения действующего законодательства является деятельностью регулируемой: международными договорами РФ; национальным российским законодательством.

Государственное регулирование и управление ВТД в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ имеет сложную структуру и включает в себя следующие ступени: общегосударственная; ведомственная; территориальная.

Общегосударственное управление осуществляют: Глава государства - Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание [3].

Внешнеторговые интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров РФ торговыми представительствами РФ.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования ВТД.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства региона и РФ в целом, являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности РФ, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [5].

Законодательство России провозглашает основные цели защиты экономических интересов России при осуществлении международной торговли продукцией сельскохозяйственного производства: защита отраслей российской экономики, в том числе агропромышленного комплекса РФ, и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, в мировой агропромышленный рынок; поддержание равновесия платёжного баланса РФ посредством регулирования импорта товаров; обеспечение потребностей внутреннего рынка РФ в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нём посредством регулирования экспорта таких товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.

Государственное регулирование агропромышленного производства в регионе осуществляется по следующим основным направлениям:

1. формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

2. финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

3. защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеторговой деятельности;

4. развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

5. развитие социальной сферы села;

6. иные направления, определённые законодательством РФ;

7. предоставление денежных займов на покрытие части выплат по процентам коммерческих банков, предоставляющих сельскохозяйственным товаропроизводителям заёмные средства в соответствии с решениями региональных властей на сезонные затраты и запасы, за счёт средств, предусмотренных на эти цели в региональном бюджете.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета. Они используются на:

• поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

• повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

• кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

• компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

• развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

• организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

• иные виды дотаций и компенсаций. Конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит российскому законодательству.

Правительство Российской Федерации при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

• показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

• балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

• анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

• данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

• предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

• сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

• сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год.

Как видно из приведённых положений, основным содержанием государственного регулирования агропромышленного производства является система мер экономического характера. Административные (командные) методы регулирования отступают на второй план.

Наибольший интерес представляет государственное регулирование ВТД в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны осуществляться с учётом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности РФ. Защита интересов отечественных товаропроизводителей в названной сфере и задача обеспечения продовольственной безопасности России - два важнейших принципа государственного регулирования агропромышленного производства, получивших своё закрепление в российском законодательстве [8].

Таким образом, необходимостью гарантирования свободы хозяйствования на земле и других сопутствующих условий, обеспечивающих успех ВТД АПК в рыночных условиях должны обеспечиваться самим рынком при условии его благополучного развития. Необходимо подчеркнуть -именно благополучного, поскольку специфика сельскохозяйственного производства порождает и специфические проблемы, например, эквивалентность межотраслевого обмена между аграрным сектором и промышленностью (в этом и заключается современная российская проблема диспаритета цен). Нет эквивалента - нет эффективного сельскохозяйственного производства, нет успеха во ВТД. Эти положения заставляют прийти к выводу о внерыночных методах выравнивания уровня доходности в сельскохозяйственном производстве, используя для этого государственное регулирование.

Литература:

1. О порядке осуществления деятельности на территории СССР хозяйственных совместных организаций СССР и других стран-членов СЭВ: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. №22. С. 330.

2. О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами: федер. закон Рос. Федерации от 26.06.1991 №1490-1 // Сборник законов России. Ставрополь, 1992. Вып. 2. С. 118-119.

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08. 12. 2003 г. №164-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Калина С.В. Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2006. - Т. 11. - №3. - С. 395-397.

5. Коровкин В.П., Незадоров А.Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. М.: ЭЛИТ-2000, 2003. 464 с.

6. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Вопросы сельского хозяйства при вступлении стран СНГ в ВТО // Проблемы прогнозирования. 2002. №2.

7. Круглов В.Н. Государственное регулирование экономики агропромышленного комплекса Российской Федерации Финансы и кредит. - 2008. - №41. - С. 61-64.

8. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: постановление Правительства №446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации.- 2007.- №31.- С. 4080.

9. Развитие АПК: приоритетный национальный проект [Электронный ресурс] //

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц.сайт.-14.09.2010.-

Режимдоступа: mcx/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. On the exercise of activities in the territory of the USSR of economic cooperative organizations of the USSR and other CMEA member countries: Decree of the Presidium of the Supreme Soviet on May 26, 1983 // Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1983. №22. Art. 330.

2. On the priority of providing agriculture with logistical resources: fed. Law of 26.06.1991 N 1490-1 // Coll. Russian laws. Stavropol, 1992. No. 2. P. 118-119.

3. The Russian Federation. Laws. On the basis of state regulation of foreign trade: Flof 08. 12.2003, № 164 - FL (amended).

4. Kalina S.V. Theoretical aspects // Bulletin of Tambov University. Series: Natural and technical sciences. 2006. V. 11. № 3. P. 395-397.

5. Korovkin V.P. Foreign economic activity in agriculture. M.: ELITE -2000, 2003. 464 p.

6. Krylatykh E.N., Strokova O.G. Agricultural issues at the introduction of the CIS countries in the WTO // Problems of forecasting. 2002. № 2.

7. Kruglov V.N. State regulation of the economy of the AIC of the RF// Finance and Credit. 2008. № 41. P. 61-64.

8. On the state program of the development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012: decree of the Government № 446 om 14.07.2007// Coll. of Laws of the RF. 2007. № 31. art. 4080.

9. Development of the AIC: a national project [electronic resource]// Ministry of Agriculture of the RF: office. Site. - 14.09.2010. URL: mcx/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.