Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ '

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Д.Н. Лоранский, С.Н. Смирницкий, Е.Н. Шаклеина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ »

УДК 613.5:691.175

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Д. Н. Лоранский, С. Н. Смирницкий, Е. Н. Шаклеина

Министерство здравоохранения СССР, Москва и Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В последние годы получили полимерные строительные материалы широкое распространение благодаря ряду свойств, по которым они превосходят все ранее применяемые для этой цели материалы (древесина, кирпич, цемент и пр.) . Легкость, сочетающаяся с высокой механической прочностью, непревзойденные акустические качества, а также возможность с помощью этих материалов создавать в интерьере жилищ сочетание цветов и многие другие их качества привлекают внимание строителей и архитекторов, заставляя их пренебрегать весьма существенными недостатками полимеров.

Общее увлечение полимерными материалами сказывается и на позиции некоторой части гигиенистов, которые, отдавая дань моде, иногда отходят от основных гигиенических принципов без достаточных на то оснований. Так, в противовес общепризнанному гигиеническому положению о недопустимости содержания в воздухе жилых помещений каких-либо вредных химических веществ, появились отдельные высказывания гигиенистов о неизбежности наличия в воздухе современного жилища, немыслимого без полимерных строительных материалов, «букета» вредных веществ. Согласно такой точке зрения, состав воздушной среды жилища нужно нормировать по тому же принципу, что и состав атмосферного воздуха вокруг промышленных предприятий, т. е. по принципу установления ПДК вредных химических веществ. Имеются и единичные предложения отдельных гигиенистов об установлении разных ПДК вредных химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов, для различных групп помещений: для помещений жилых зданий, детских и лечебно-профилактических учреждений — одни ПДК, для общественных зданий—другие, для служебных — третьи и т. д.

Подобные суждения были горячо поддержаны различными ведомствами, разрабатывающими и внедряющими в строительство полимерные материалы, что в значительной степени осложнило обстановку в тот момент, когда Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР были предприняты, хотя и с некоторым запозданием, решительные меры по регламентированию применения полимерных материалов в строительстве.

У большинства гигиенистов упомянутая точка зрения не нашла поддержки и была отвергнута Главным санитарно-эпидемиологическим управлением. Позиция органов санитарно-эпидемиологической службы по этому вопросу заключается в недопущении содержания в воздухе жилища, а также других помещений, к которым предъявляются повышенные гигиенические требования (детские, санаторно-курортные и лечебные учреждения), ка-ких-либо химических веществ, выделяемых из строительных материалов и способных оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.

Предлагаемое некоторыми гигиенистами нормирование химических веществ в воздухе жилых помещений по принципу установления ПДК для атмосферного воздуха в санитарно-гигиеническом отношении неприемлемо, так как между атмосферным воздухом, для которого уже установлены ПДК вредных химических веществ, и воздухом закрытых помещений имеются существенные различия. В воздухе закрытых помещений отсутствует «фактор разбавления», благодаря которому в атмосферном воздухе из-за его

неограниченного объема и динамического состояния поддерживаются определенные количества химических вредных веществ, поступающих с выбросами промышленных предприятий.

В противоположность атмосферному воздуху ограниченный «воздушный куб» закрытых помещений отличается статическим режимом, благоприятствующим не рассеиванию, а аккумуляции в нем вредных веществ. Кроме того, в ряде случаев строительные конструкции обладают способностью поглощать некоторые газообразные вещества, которые в свою очередь при благоприятных для десорбции условиях могут вновь поступать в воздух, причем в концентрациях, значительно превышающих исходные. Таким образом, наша точка зрения полностью отрицает уравнение требований к нормированию состава воздушной среды закрытых помещений и атмосферного воздуха.

Однако мы считаем необходимым и возможным нормировать содержание вредных веществ, выделяющихся из полимерных материалов в воздух, но это нормирование должно осуществляться при выходе полимерных строительных материалов из предприятия с целью гарантировать полную безвредность материала в условиях его эксплуатации. Учитывая динамику выделения летучих веществ из полимерных материалов, характеризующуюся наиболее интенсивным выделением в начальный период после их изготовления, и зная концентрации выделяющихся веществ на выходе материала из производства, можно оценить содержание вредных веществ в воздухе к моменту заселения квартир. Так, содержание в воздухе фталатов, выделяющихся из поливинилхлоридного линолеума пластифицированного диок-тилфталатом (дибутилфталатом) на уровне 0,2 мг/м3 к моменту выпуска материала из производства при правильно организованном технологическом режиме гарантирует отсутствие этих химических веществ в воздухе выстроенных квартир к моменту их заселения, т. е. спустя 1У2—2 месяца после изготовления материала. Реальность такого положения доказана на практике ряда промышненных предприятий-изготовителей при отработке рецептур и технологии производства полимерных материалов.

Концентрации фталатов, выделяющихся из готового поливинилхлоридного линолеума и плиток Ленинградского завода полимерных строительных материалов и Колпинского завода синтетических материалов, составляют 0,15—0,2 мг/м3, фталатов, выделяющихся из поливинилхлоридного линолеума на теплозвукоизоляционной основе — 0,26 мг/м3, фталатов, выделяющихся из поливинилхлоридного многослойного безосновного линолеума Мытищинского комбината — 0,123—0,15 мг/м3 и т.д.

Такой подход к нормированию не противоречит бескомпромиссным гигиеническим требованиям, базирующимся на принципах советского здравоохранения.

В отношении полимерных материалов, применяемых в практике водоснабжения (для изготовления водопроводных труб и пр.), вопрос менее сложен: гигиенические нормативы для питьевой воды по всем показателям уже четко сформулированы, и задача заключается в том, чтобы полимерные материалы не меняли качества контактирующей с ними воды.

Так же как и к питьевой воде, к воздуху жилых (и приравниваемых к ним) помещений предъявляются определенные требования не только в отношении химического состава, но и органолептических показателей с той разницей, что такими показателями для воды являются вкус, цвет и запах, а для воздуха практически — только запах.

Отвергая поддерживаемые некоторыми гигиенистами утверждения технологов о неизбежности выделения полимерными материалами запаха при применении их в жилище, мы считаем, что эти материалы можно допускать к применению лишь в том случае, если их запах не будет ощущаться. Так называемый (в соответствии с общепринятой шкалой запахов) слабый запах при постоянном воздействии на организм, как любой раздражитель малой интенсивности, может вызвать определенные патологические состояния.

Совершенно неубедительны ссылки на то, что нет материалов без запахов. Запах древесины (старейшего строительного материала) воспринимается нами, как запах, свойственный жилищу, и не вызывает тех реакций, которые возникают в организме при воздействии запаха полимеров. Рассчитывать на то, что адаптация к запаху происходит сравнительно быстро, мы не можем, поскольку социальные условия современного города характеризуются частой переменой местообитания человека (работа, командировки, отпуска и т. д.), ив этих условиях на допустимость частой «переадаптации» ориентироваться нельзя.

Одним из новых факторов внешней среды, появившимся в жилище при применении в нем полимерных материалов, является статическое электричество. Нам очень мало известно о его биологическом действии, тем более что и в современной физике учение о статическом электричестве в значительной мере является «белым пятном». Однако проведенные в течение ряда лет наблюдения (Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана) в заселенных квартирах позволяют нам утверждать о наличии неспецифического действия на организм человека статического электричества. Постоянные неприятные ощущения, связанные с разрядами статического электричества при его определенных напряжениях, способствуют возникновению невротических состояний.

Мы не исключаем и специфического действия статического электричества на организм человека. Это действие нам пока не удалось обнаружить при натурных наблюдениях как в заселенных квартирах, так и в производственных условиях, но оно может быть обнаружено при дальнейших исследованиях с применением более чувствительных и тонких методов.

Тем не менее у нас уже имеется достаточно оснований, чтобы поставить вопрос о нормировании статического электричества. Наши наблюдения показывают, что разряды статического электричества не ощущаются даже наиболее чувствительными людьми при напряжении на поверхности полимерных материалов около 200 в. Именно эту величину можно предложить в качестве ориентировочного гигиенического норматива. Кстати говоря, предлагаемая норма едва ли может быть пересмотрена в дальнейшем в сторону ее уменьшения, поскольку потенциалы статического электричества таких уровней нередки и на обычных дощатых покрытиях пола; Следовательно, организм человека в процессе филогенеза уже адаптирован к такому воздействию.

В отношении требований к теплозащитным свойствам полимерных покрытий пола мы не делаем исключений. Они должны соответствовать узаконенному действующими строительными нормами и правилами коэффициенту теплоусвоения, не превышающему для жилища 5 ккал/м2¡час град.

Таковы основные гигиенические требования, предъявляемые к полимерным строительным материалам. Недостаточная их изученность объясняется тем, что история гигиенических исследований полимерных строительных материалов еще невелика. Можно полагать, что в дальнейшем круг гигиенических требований будет расширен. С другой стороны, мы уже можем отметить определенное улучшение гигиенических качеств выпускаемой нашей промышленностью продукции, в чем должна быть признана определенная заслуга и гигиенистов, сосредоточивших внимание производственников на потенциальной опасности для здоровья человека бесконтрольного применения полимерных строительных материалов.

ОТ РЕДАКЦИИ

Редакция считает, что отдельные положения статьи нуждаются в обсуждении.

Поступила 24/XII 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.