Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ КОНСТРУКТИВИЗМА Г. ИРКУТСКА'

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ КОНСТРУКТИВИЗМА Г. ИРКУТСКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / КОНСТРУКТИВИЗМ / ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ / НЕОКЛАССИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лисицин Василий Геннадьевич, Меерович Марк Григорьевич

В статье рассматриваются принципы формообразования в архитектуре стиля конструктивизм г. Иркутска 1930-х гг. Сравниваются характеристики иркутских построек конструктивизма с постройками из других городов СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Formation in the Constructivism Architecture in the City of Irkutsk

The article deals with the principles of shaping the architecture style of constructivism in the city of Irkutsk in the 1930s. Characteristics of Irkutsk buildings of constructivism epoch are compared with buildings of other USSR cities.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ КОНСТРУКТИВИЗМА Г. ИРКУТСКА»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ВЕСТН/КТОУ. 2012. № 1 (24)

УДК 72.038.11

© В. Г. Лисицин, М. Г. Меерович, 2012

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ КОНСТРУКТИВИЗМА г. ИРКУТСКА

Лисицин В. Г. - соискатель, магистр архитектуры, член Союза дизайнеров России; тел. 8-902-566-10-79, e-mail: vasl@mail.ru; Меерович М. Г. - д-р ист. наук, канд. архитектуры, член-корр. РААСН, член-корр. МААМ, проф., тел. 8-914-886-67-93, e-mail: memark@inbox.ru (НИУ ИрГТУ)

В статье рассматриваются принципы формообразования в архитектуре стиля конструктивизм г. Иркутска 1930-х гг. Сравниваются характеристики иркутских построек конструктивизма с постройками из других городов СССР.

The article deals with the principles of shaping the architecture style of constructivism in the city of Irkutsk in the 1930s. Characteristics of Irkutsk buildings of constructivism epoch are compared with buildings of other USSR cities.

Ключевые слова: архитектура, формообразование, конструктивизм, постконструктивизм, неоклассика.

Концепция формообразования архитектурных построек в Иркутске в 1920-1930-х гг. непосредственно связана со стилевыми преобразованиями в архитектуре, происходившими в центральной части СССР, когда на смену неоклассике и эклектике пришел, как считали тогда многие, официальный архитектурный стиль нового государства - конструктивизм. Существенную роль в формообразовании объектов капитального строительства играло применение новых для строительной практики материалов и использование современных технологий (использование сборных железобетонных конструкций и монолитного ж/б). Немаловажное значение для осмысления и применения в отдаленных частях страны новых объемно-планировочных решений архитектурных сооружений сыграли специализированные журналы, издававшиеся в Москве, а также проекты, выполненные столичными архитекторами в новом для того времени конструктивистском стиле.

Зодчие Страны Советов трудились над разработкой новых функциональных типов сооружений: домов-коммун, фабрик-кухонь, рабочих клубов и др. В Иркутске особенно интенсивно с началом индустриализации шло возведение новых промышленных объектов и жилых домов для рабочих и служа-

Лисицин В. Г., Меерович М. Г.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2012 № 1 (24) Р

щих. Типология иркутского домостроения массового жилищного строительства для рабочих в период до 1930 г. включает в себя широкий спектр сооружений: каркасно-засыпные, соломитовые дома, деревянные 2- подъездные 16-квартирные дома и др. [1]. С 1930 г. начался этап многоэтажного каменного строительства, в т. ч. индустриальным методом типового строительства. Многие из этих сооружений построены в стилистике конструктивизма.

Специфика конструктивизма в Иркутске заключается в следующем:

1. Во-первых, нетрадиционные функции коммунального жилья домов-коммун, клубов, фабрик-кухонь и др. вызвали появление новых архитектурных форм и художественных образов (большие архитектурные объемы иркутских конструктивистских построек соединяются с малыми длинными галереями, композиция объекта, как правило, ассиметричная).

2. Во-вторых, отдавая дань моде, иркутские архитекторы стремились реализовать новый взгляд на архитектонику постройки, активно вводя новые конструктивистские приемы формообразования. Освобождая фасад от декора классических стилей, они прорезали плоскости фасадов сплошными вертикальными или горизонтальными линиями остекления, используя окна и балконы как средство задания ритма членениям фасада, также активно использовались разновеликие объемы и высоты выступающих элементов. Распространенный прием - устройство пилонов лестничных клеток, выступающих за линии фасадов, а также цилиндрических объемов частей сооружения, врезающихся в основные объемы здания. Не имея возможности из-за больших снегозаносов в Восточной Сибири устроить характерную для конструктивизма плоскую кровлю, иркутские архитекторы создают имитацию плоских крыш за счет увеличения высоты боковых стен-парапетов и т. п.

Многие из провинциальных архитекторов декларируют сознательный отказ от декорирования фасадов домов, воспринимая его как пережиток прошлого, и отдавая дань всему новому, в частности, конструктивистскому стилю, который, по их мнению, придает советской архитектуре авангардный облик, ассоциирующийся с духом эпохи. Следует отметить, что в Иркутске, в отличие от других городов СССР (даже провинциальных, например, Хабаровска, где в жилых постройках широко использовался бетон [2]), применение строительных материалов, в связи с острым их дефицитом, было четко дифференцировано: для жилищных построек использовался преимущественно кирпич, а для промышленных зданий - бетон. В Иркутском крае, в отличие от центрально-европейской части Советского Союза, предприятий по выработке цемента не было, а его объемов, которые поступали по железной дороге с Дальнего Востока (американский портландцемент), катастрофически не хватало. В силу этих обстоятельств приходилось экономить: использовать остродефицитный бетон в первую очередь для возведения только стратегических (индустриальных) объектов и общественных зданий, либо совмещать железобетонные конструкции с деревянными перекрытиями.

При таких условиях материал основных конструктивных элементов, возведение которых должно было осуществляться из остродефицитного железо-

ВЕСТН/КТОГУ 2012. № 1 (24)

бетона, приходилось на местах заменять на т. н. «местный строительный материал», т. е. применять другие, более доступные (дерево, бутовый камень, шлакобетон). Из-за этого запроектированные объекты месяцами ждали своего решения, так как приходилось по ходу додумывать возможности воплощения новых образных решений, основанных на новых конструктивных приемах, при этом используя старые технологические методы и примитивные строительные материалы. Масштаб практических архитектурно-художественных и строительных преобразований сильно уступал запланированным объемам. Причин тому было много и, прежде всего, это дефицит технических, материальных и людских ресурсов. Примером того, как в общественных зданиях максимально минимизировался расход бетона, который везде, где это было возможным, заменялся кирпичом, является гостиница «Центральная», архитектор К. Миталь (см. рис. 1). Конструктивная основа этого здания состоит из бетонных стоек и балок; перекрытия - деревянные, а перегородки - из кирпича.

Рис. 1. План первого этажа гостиницы «Центральная» (источник: ЦСИКН ИО)

Рис. 2. Дом культуры им. Куйбышева (фото: В. Лисицин, 2009 г.)

На примере здания Дома культуры им. Куйбышева (1934 г., старое название - «Клуб "Союззолото"») по улице К. Маркса, 53. (см. рис. 2) - одного из наиболее известных конструктивистских зданий Иркутска, - продемонстрируем основополагающие принципы архитектурного конструктивизма в Иркутске. Автор данной постройки - известный ленинградский архитектор А. А. Оль. В 1930-1940-е гг чертежи проектов крупных предприятий и общественных учреждений для провинции часто разрабатывались в Москве и Ленинграде, а затем пересылались на места. Например, таким образом осуществлялось строительство здания чаепрессовочной фабрики, для которой была привлечена проектная документация, разработанная ведомственной московской проектной организацией при Госплане [3], а затем для контроля строительства из Москвы были специально командированы начальник строительства и главный инженер.

Лисицин В. Г., Меерович М. Г.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2012. № 1 (24) Р

, и нн

Рис. 3. План первого этажа клуба «Союззолото» (источник: ЦСИКН ИО)

Здание клуба представляет собой новый для того времени тип многофункционального общественного здания, включающего в себя театральный зал, спортзал, библиотеку, столовую, фабрику-кухню, другие помещения. «Ч»-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема клуба связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трехэтажных объемах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию.

Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму (см. рис. 3). Здание делится на отдельные по назначению корпуса, которые соединяются друг с другом при помощи коридоров и переходов в соответствии с требованиями общего функционального зонирования. В здании четко соблюдены базовые принципы конструктивизма:

1) здание разбито на локальные функционально-пространственные единицы;

2) решение пространственной задачи выработано, исходя из свойств строительных материалов и конструкций; 3) определено композиционное соотношение пространственных объемов, их ритм и пропорции; 4) все части объекта подчинены какой-то конкретной функции.

Рис. 4. Дом культуры им. Куйбышева (источник: ЦСИКН ИО)

Следует отметить, что некоторые элементы внешнего декоративного оформления, присутствующие сегодня на фасаде здания, абсолютно несвойственны конструктивизму - пилястры, карнизы, рустовка. Это обстоятельство требует своего разъяснения. Подобных элементов, как мы видим (см. рис. 4), не было в первоначальном проекте. Скорее всего, они появились уже после 1932 г., когда архитекторы вынуждены были взять курс на «освоение классики [4]».

Здание заводоуправления (см. рис. 5) завода им. Куйбышева (автор -инженер Б. Тетевин) - еще один яркий пример конструктивисткой архитектуры. «Г»-образное в плане здание расположено напротив Дома культуры на углу ул. Октябрьской революции и Карла Маркса. Оно создает вместе с домом культуры им. Куйбышева своеобразный «триумфальный проезд» главной точки попадания на территорию завода (см. рис 6).

Рис. 5. Здание заводоуправления завода им. Куйбышева, 1934 г., ул. Окт. Революции, 1 (фото - В. Лисицин, 2009 г.)

/ 5 1 1 I ^Я^АШМ

Рис. 6. Выкопировка из генплана завода им. Куйбышева, 1937 г. (источник: ЦСИКН ИО)

Два прямоугольных объема разной высотности, размещенные перпендикулярно друг к другу, соединяются в угловом цилиндрическом объеме. Несущая конструктивная схема связей железобетонных балок и стоек, а также широкие окна и сплошное горизонтальное остекление третьего этажа - характерный признак конструктивизма.

Лисицин В. Г., Меерович М. Г.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2012. № 1 (24) Р

Рис. 7. Жилой дом партактива, ул. Свердлова, 22 (фото - В. Лисицин, 2010 г.)

Одним из характерных признаков конструктивизма является, как мы отметили, использование таких материалов, как железобетон, металлический профиль в колоннах, балках и перекрытиях. Но, т. к. железобетон и металлические конструкции в период индустриализации оказываются в ВосточноСибирском крае весьма дефицитными, при постройке строители вынуждены подчас самостоятельно и ситуативно использовать те традиционные строительные материалы, которые им доступны, например, кирпич. В этом случае стены, соответственно, начинают нести всю тяжесть перекрытий, лишаясь такого характерного признака конструктивистских построек, как «самонесущая стена». Как следствие, врезка в фасад здания окон (или дверей) возвращается к традиционной схеме: несущая стена - перемычка над проемом. Характерной чертой иркутского конструктивизма является то, что иркутские архитекторы, стремясь создать здания именно в стилистике вошедшего в моду конструктивизма, но, не имея технических возможностей осуществлять это за счет каркасной конструктивной системы, вынуждены лишь имитировать его внешний вид и стилистику.

Примером имитации конструктивизма в иркутских постройках являются два внешне совершенно конструктивистских жилых объекта: дом партактива по улице Свердлова, 22 (угол ул. Сухэ-Батора) (см. рис. 7) и дом сотрудников НКВД по переулку Пионерский, 10 (угол ул. Литвинова) (см. рис 8). Но несмотря на полное стилистическое сходство со зданиями конструктивизма, они не являются таковыми ни в отношении строительных материалов, ни в отношении конструктивной системы.

Зачастую погоня за внешним эффектом даже заставляет архитекторов забыть о таком основополагающем признаке конструктивизма, как «функциональная логика» объемно-планировочного решения. Например, некоторые здания размещаются на участке таким образом, что на южной - наиболее освещенной - стороне располагается коммунально-техническая часть, не нуждающаяся в нормальных оконных проемах, а противоположный фасад, на который выходят жилые или офисные помещения, с максимальным количеством окон и максимальной их шириной. В результате получается, что жилая (офисная) часть здания оказывается ориентированной на северную сторону, что в условиях региона приводит к выстуживанию помещений и способству-

ет образованию высокой сырости в квартирах. Примером этому служит жилой дом по ул. Волконского, 12 (см. рис. 9).

Рис. 8. Жилой дом сотрудников НКВД, пер. Пионерский, 10 (фото - В. Лисицин, 2009 г.)

Рис. 9. Общежитие завода им. Куйбышева, г. Иркутск, ул. Волконского, 12 (фото - В. Лисицин, 2009 г.)

Рис. 10. Здание управления ВСЖД, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 7 (источник: «Восточно-Сибирская Правда», 1938 г.)

Лисицин В. Г., Меерович М. Г.

ВЕСТНИК ТОУ. 2012. № 1 (24) Р

Здание управления ВСЖД (арх. - К. Миталь) (см. рис. 10) - типичный пример постройки конструктивизма в Иркутске как в объемно-планировочном решении, так и во внешнем оформлении. Конструктивная основа здания из железобетонных балок и стоек создают свободную планировку. И внешне здание выглядит соответствующе: фланкирующие пилоны лестничных клеток, расширенные оконные проемы, ассиметричная композиция и т. п. В последующем здание было полностью реконструировано, увеличилась общая площадь за счет пристроенного к левой части здания нового объема, а фасады украсились неоклассической лепниной. Теперь трудно это сооружение идентифицировать как конструктивистское.

Визуальный анализ и сравнение иркутских конструктивистских построек, возведенных в первой половине 1930-х гг., с постройками в других городах СССР, позволяют выявить черты очевидного сходства между ними.

Рис. 11. Жилой дом сотрудников НКВД, 1933 г., Иркутск, пер. Пионерский, 10

(фото - В. Лисицин, 2009 г.)

Рис. 12. Дворец печати в Баку1

Внешнее сходство архитектурной пластики строений иркутских архитекторов со строениями других авторов из других городов СССР (см. рис. 11, 12) подтверждает гипотезу об одном первоисточнике, в качестве которого, скорее всего, выступали материалы, опубликованные в специализированных из-

1 Источник: http://www.ourbaku.eom/images/f/fc/Azerneshr.jpg, 4.12.2011.

даниях. В подтверждение этих предположений можно привести слова архитектора К. Миталя, которые он написал в объяснительной записке к эскизному проекту застройки соцгородка в одном из кварталов г. Иркутска: «...в основу проекта застройки намеченного квартала было заложено ознакомление с технической литературой по этому вопросу и материалами, печатаемыми в журналах «Строительная промышленность» (№ 110, 1927 г.) и «Современная архитектура» [5].

Ход исторических событий в Иркутске практически полностью повторяет все события и эволюцию архитектурного формообразования, протекавшие в Советском Союзе в 1930-е гг. По характеру визуальных стилевых и композиционных характеристик объемно-пространственные решения иркутских построек перекликаются с объектами, построенными ведущими архитекторами Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Баку и др. городов СССР. Они совпадают между собой типологически, но, в силу большого расстояния от центра, немного запаздывают по времени в сравнении с городами европейской части СССР.

Поскольку начало капитального жилищного и общественного строительства в Иркутске датируется началом 1930 г., годом наивысшего развития конструктивистского стиля в СССР, то стилистика т. н. протоконструктивизма [6] в Иркутске отсутствует, и в постройках того времени не наблюдается. Минуя период творческих поисков черт формообразования нового стиля, иркутские зодчие наряду с другими архитекторами Советского Союза принялись воплощать идеи конструктивизма, черпая вдохновение из специализированных печатных изданий [7].

Следует отметить то большое влияние на визуальные черты советской архитектуры, которое после 1932 г. стала оказывать партийная номенклатура, используя командные методы. Местная партийная власть, исполняя установки центрального государственно-партийного аппарата и руководствуясь появившимися в центральной прессе разоблачительными статьями против конструктивизма, обвинила иркутский конструктивизм в упрощенчестве и примитивизме, который, в конечном счете, поставил его (как и в центральной части страны) под запрет. Дав установки на «истинно социалистический» облик архитектурных сооружений, партия создала на местах отделения Союза советских архитекторов, и через архитектурные выставки и конкурсы начала общегосударственного масштаба процесс критического переосмысления архитекторами основополагающих принципов современной архитектуры. Эта работа привела к формированию специфического архитектурного стиля, позднее названного историками архитектуры сталинским ампиром.

Принятые сокращения

1. ВСП - «Восточно-Сибирская правда», газета

2. ГАИО - Государственный архив Иркутской области

Лисицин В. Г., Меерович М. Г.

3. ЦСИКН ИО - Центр сохранения историко-культурного наследия Иркутской области

Библиографические ссылки

1. Сидоренко А. В., Меерович М. Г., Чертилов А. К. Деревянное типовое многоквартирное жилищное строительство в Иркутске 1920-1950-х // Проект Байкал. -2008. - № 16.

2. Крадин Н. Архитектура конструктивизма на Дальнем Востоке // Проект Байкал. - 2008. - № 16.

3. Строительство чаепрессовки начнется в ближайшее время // Власть труда. - 1930. - № 134.

4. Лисицин В. Г. Архитектура конструктивизма в Иркутске в контексте исторических событий (на примере творчества архитектора К. В. Миталя): Дис. магис. / Лисицин В. Г. - Иркутск, 2011.

5. ГАИО. - Ф. р-504. - Оп. 5. - Ед. хр. 145.

6. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда / Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М., 1996.

7. ГАИО. - Р-504. - Оп. 5. - Хр. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.