Научная статья Original article УДК 332.142.4
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_399
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИБРЕЖНОГО РЕГИОНА PRINCIPLES FOR FORMING A PROGRAM AND TARGET STRATEGY FOR SOCIOECONOMIC SECURITY OF THE COASTAL REGION
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ
Коноваленко Дмитрий Анатольевич, старший преподаватель кафедры экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», E-mail: kubstu.ieub@gmail.com
Konovalenko Dmitriy Anatolievich, Senior Lecturer of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University, E-mail: kubstu.ieub@gmail.com Аннотация. Статья посвящена теоретико-методическому обоснованию структурно-содержательной части программно-целевого стратегирования специфических территорий. В качестве таких территорий нами были выбраны прибрежные зоны, как сложная социально-экономическая система, генеральным отличаем которых является многогранность реализуемых ими функций и задач стратегического характера. Обосновано, что существуют объективная необходимость разработки методического инструментария для обеспечения социально-экономической безопасности прибрежных территорий в рамках реализации региональной стратегии социально-экономического развития. На основе экспликации различных групп принципов разработки программно-целевой стратегии были выделены следующие принципы: общерегиональные; специфические и частные. Также представлены группы принципов, сопряженные с уровнем социально-экономической безопасности, что увеличивает эффективность стратегических мероприятий. Результаты исследования могут
использоваться при разработке региональных проектов стратегий социально-экономической безопасности, а также в системе муниципального менеджмента. Abstract. The article is devoted to the theoretical and methodological substantiation of the structural and content part of the program-target strategizing of specific territories. As such territories, we have selected coastal zones as a complex socio-economic system, the main feature of which is the versatility of their functions and tasks of a strategic nature. It is proved that there is an objective need to develop methodological tools to ensure the socio-economic security of coastal territories within the framework of the implementation of the regional socio-economic development strategy. Based on the explication of various groups of principles for the development of a program-target strategy, the following principles were identified: generalregional; specific and private. Groups of principles related to the level of socio-economic security are also presented, which increases the effectiveness of strategic measures. The results of the study can be used in the development of regional projects of socio-economic security strategies, as well as in the municipal management system.
Ключевые слова: экономика, стратегия, регион, социально-экономическая безопасность, прибрежные территории, региональный менеджмент
Keywords: economy, strategy, region, socio-economic security, coastal territories, regional management
Введение
В условиях нарастания внешних опасностей, вызовов, рисков и угроз региональной социально-экономической динамики необходимо, чтобы каждый регион имел научно-обоснованные варианты, методы и механизмы обеспечения социально-экономической защищенности своих территорий. Регионы прибрежного (приморского или внешнего) типа являются субъектами с транзитно-пограничной ролью в экономическом пространстве страны, что усложняет состав элементов факторной среды, оказывающей влияние на параметры социально-экономической безопасности. В связи с этим актуализируется вопрос спецификации и развития имеющихся научных подходов, методов и механизмов решения сложных и полиаспектных задач обеспечения региональной социально-экономической безопасности. В частности, до настоящего момента не обеспечены научно-методическими разработками вопросы формирования и подбора механизмов реализации программно-целевой стратегии обеспечения режима социально-экономической безопасности развития прибрежных территорий, отсутствует понимание рациональных способов и инструментов информационно-аналитического
сопровождения региональной управленческой деятельности в части осуществления соответствующих полномочий, не выработаны регламентные процедуры экстренного реагирования системы регионального менеджмента на чрезвычайное нарастание опасностей, рисков и «шоков» для региональных социально-экономических систем.
Прикладная задача модификации и совершенствования разработочных процедур формирования стратегического пакета целевых программ регионального развития с условием их ориентации на учет императивов обеспечения социально-экономической безопасности требует не только разработки в концептуальном плане своеобразно-эталонной абстрактно-логической модели осуществления этого процесса, но и обоснования системы принципов, служащих методологическими постулатами придания исходным положениям теории прикладной направленности. Данное обстоятельство инициирует настоящее исследование, определяя его прикладной характер и востребованность результатов.
Результаты и обсуждение
Общие походы к формулировке принципов развития экономических систем вне зависимости от уровневой экспликации обоснованы В.Ойкеном [1]. Мезоэкономический уровень преобразовательного фокуса определяет их спецификацию на уровневые (регион как системно-составляющий уровень организации и функционирования системы более высокого порядка) и специфические, обусловленные конкретными территориально-отраслевыми детерминантами. В этой связи содержательная разработка программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности регионального развития в территориальных субъектах прибрежной локализации должна базироваться на диалектическом единстве двух групп принципов: обще-региональные (универсальной природы), которые имманентны мезоуровневой страте организации экономических систем, и специфические (частно-локальной природы), отражающие особенности конкретного регионального формирования. Данное предложение базируется на изучении и творческом осмыслении ряда научных работ, посвященных выработке принципов при формировании стратегий регионального социально-экономического развития. Но, в отличие от исследований Л.Н. Бабкиной [2], А.М. Басенко [3], А.Р. Гадзаоновой [4], Е.Г. Егорова [5], В.В. Казакова [6], Е.В. Печкиной [7], О.В. Скотаренко [8], Ю.В. Трофимовой [9] и Н.Н. Яковенко [10], мы предлагаем универсально-специальную диалектику принципов дополнить еще и третьей группой частных принципов, которые отражают методологические подходы к стратегированию развития в отношении локальных
прибрежных территорий в зависимости от уровня их социально-экономической безопасности.
Изложим по порядку все три группы принципов.
Группа обще-региональных принципов разработки программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности регионального развития в территориальных субъектах прибрежного типа в нашем представлении включает:
1. Принцип первичности консолидации сторонников упреждающей парадигмы обеспечения социально-экономической безопасности развития региона из политико-административной элиты и различных слоев общества в вопросах активизации разработки соответствующих документов стратегического характера и их институциональное оформление. Этот принцип раскрывает приоритет проактивных подходов над реактивными, содержательно несет в себе необходимость минимизации противостояния интересантов из различных групп влияния в региональном административно-политическом ландшафте в таких стратегически значимых вопросах современной повестки как обеспечение безопасного режима развития прибрежных регионов.
2. Принцип активного использования знаниевых компонентов в структуре специфических элементов ресурсной базы при разработке и выполнении положений программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности прибрежных регионов. Данный принцип предполагает включение в процессы разработки документов регионального стратегического планирования носителей специфических компетенций в области обеспечения комплексной безопасности и отстаивания региональных и национальных интересов, аккумулирование их интеллектуального потенциала в фазах выработки доктринальных и концептуальных положений, определяющих визионерский профиль региональной социально-экономической безопасности в будущем.
3. Принцип одновременного «захвата» экономических и социальных «мишеней» при обеспечении региональной социально-экономической безопасности. Этот принцип отражает требования системности и комплексности, охвата и глубины преобразовательного зондирования элементов социально-экономической сферы регионов в контексте обеспечения их социально-экономической безопасности. В случае разбалансировки в диалектической совокупности элементов социально-экономической сферы нарушаются механизмы согласования интересов в различных контурах регионального управления социально-экономическим развитием, повышается зависимость от федеральных трансфертов, усиливается асимметричность в сторону
силовых сценариев обеспечения безопасного режима социально-экономического развития.
4. Принцип симультанности при активизации областей использования инструментарных средств программно-целевого управления в контуре обеспечения социально-экономической безопасности регионального развития, который предполагает синхронную:
— разработку и реализацию региональных программ, направленных на формирование целостной институциональной системы мониторинга и отслеживания вызовов, угроз, опасностей и рисков для социально-экономической сферы территорий;
— разработку и реализацию антикризисных и шоковых программ оздоровления экономики и социальной сферы проблемных и депрессивных территорий;
— разработку и реализацию региональных программ инфраструктурного насыщения территорий объектами инфраструктурного характера с двойной функциональностью;
— разработку и реализацию региональных программ поддержки и стимулирования якорных и опорных системообразующих экономических субъектов в отраслях специализации региональной экономики;
— разработку и реализацию региональных программ повышения согласованности и обеспечения координации региональных и муниципальных органов управления для обеспечения социально-экономической безопасности в регионах с особым статусом (фронтирные и пограничные регионы, стратегические регионы, транзитные и окраинные регионы и т.д.).
5. Принцип суверенизации региональных механизмов обеспечения социально-экономической безопасности. В основе данного принципа лежит задача опоры на собственные силы и средства при разработке региональных подходов к планированию и осуществлению комплекса мер сохранения безопасного режима социально-экономической динамики. Это предполагает отказ от заимствования средств и технологий в регионах с иной спецификой их организации и функционирования, «слепого» копирования институциональных структур и их искусственного «насаждения», использования функционально неактуальных подходов ранних периодов и т.д. Здесь необходим акселерационный подход к «выращиванию» собственных моделей, методов и механизмов решения сложных и мультиаспектных задач в области обеспечения безопасного режима социально-экономического развития.
Прибрежные регионы требуют формулировки специфических принципов, отражающих особенности пространственно-экономических характеристик конкретных региональных субъектов, и которые необходимо учитывать и опираться на них при разработке компонентов программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности в территориальных субъектах прибрежного типа.
Во-первых, это может быть принцип поддержания гомеостаза в особом режиме пространственной организации и функционирования прибрежной экономики, что предусматривает одновременное стимулирование отраслей, обусловленных морским и приморским хозяйством и специализацией материковых производственно-экономических секторов, а также особый акцент на развитие инфраструктуры, наделенной функциями фильтрации и контрактинга.
Во-вторых, принцип конституирования особого архетипа социально-экономических отношений, складывающихся исторически и социо-культурно в прибрежных территориях. Именно в особом прибрежном укладе жизни кроется эндогенный потенциал жизненной привлекательности этих территорий, особого витально-ориентированного характера социально-экономических процессов, природной пассионарности населения.
В-третьих, принцип непротиворечивости региональных и национальных социально-экономических интересов в границах прибрежных субъектов, который позволяет сохранить и обеспечить воспроизводство национальной диверсификации экономики и разнообразия экономического «ландшафта» и использовать страновые возможности и ресурсы для развития территориальных субъектов прибрежного типа.
В-четвертых, принцип сочетанного использования базовых, специальных и комплементарных инструментов, соответственно территориально соотносимых со всем регионом как единой территориально-локализованной социально-экономической системой, с локалитетами прибережной полосы и отдельными пространственно-экономическими локусами («точками») экономической и социальной активности
Наши эмпирико-аналитические исследования, показали, что с позиций управленческого контекста можно выделить три удобных и понятных для интерпретации и регуляции группы территорий по уровню социально-экономической безопасности. Они поименованные - средний, низкий и высокий уровни социально-экономической безопасности.
В русле селективного подхода и реализации принципа адаптивной флексибильности (гибкости) сформулируем частные принципы, которыми необходимо руководствоваться
при выработке программно-целевых адресных мероприятий в рамках формирования соответствующего стратегического плана обеспечения режима социально-экономической безопасности регионального развития прибрежного субъекта. В прибрежном регионе территории с высоким уровнем социально-экономической безопасности являются зоной наибольшего благоприятствования для ускорения динамики соответствующей сферы. Эти территории - анклавы активности и витальной привлекательности, следовательно, они могут позиционироваться как опорные территории, на базе которых необходимо развивать экономику и социальную сферу. Учитывая данное обстоятельство, определим частные принципы, которые необходимо учитывать при стратегировании комплексной задачи обеспечения социально-экономической безопасности с фокусировкой к данной группе территорий:
— принцип приоритетной локализации формирующихся объектов инфраструктуры с барьерными и контактными функциями;
— принцип коллективной ответственности за социально-экономическую безопасность смежных территорий;
— принцип диффузии расширения зон социально-экономической безопасности за счет агломеративности;
— принцип приоритетного проектирования новых пространственно-экономических формирований на базе территорий данной типологической группы, гарантирующей их безопасный режим социально-экономического «встраивания» в хозяйственный ландшафт региона с распространением эффектов «воронки стабильности».
Территории прибрежного региона со средним уровнем социально-экономической безопасности, с одной стороны, не требуют реализации мер экстренного «купирования» локальных проблем и ситуаций, определяющих невысокие оценки по целевому критерию, с другой - являются потенциально в группе риска по «скатыванию» в типологическую группу с более неблагоприятными параметрами социально-экономической безопасности.
В отношении к данной группе прибрежных локалитетов целевыми принципами разработки стратегии обеспечения социально-экономической безопасности будут являться следующие:
— принцип эффективного использования локализованных на территории объектов инфраструктуры двойного назначения;
— принцип добровольного самообследования на предмет ухудшения уровня социально-экономической безопасности;
— принцип опоры на наиболее благополучные в плане социально-экономической безопасности территории;
— принцип активизации моделей частно-общественного и частно-муниципального партнерства для обеспечения социально-экономической безопасности;
— принцип поддержания культурно-социального гомеостаза и хозяйственной активности.
Частные принципы для типологической совокупности территорий с низким идентифицируемым уровнем социально-экономической безопасности должны проистекать из учета того факта, что такие локалитеты не могут самостоятельно усилить потенциал для обеспечения безопасного режима социально-экономической динамики.
С учетом этого обстоятельства, комплекс частных принципов по отношению к этим территориям может быть изложен в следующей редакции:
— принцип территориальной открытости для «вхождения» региональных технологий и механизмов мониторинга угроз, опасностей и обеспечения социально-экономической безопасности «на местах»;
— принцип консолидации наиболее активных в социально-экономическом плане агентов территории в вопросах разработки и реализации собственных планов реагирования на опасности и угрозы с опорой исключительно на эндогенные ресурсы;
— принцип регулярной инвентаризации принимаемых решений муниципальными органами власти и управления на предмет соответствия императивам обеспечения социально-экономической безопасности;
— принцип перманентного поиска собственных источников и резервов укрепления социально-экономической безопасности;
— принцип регионального патронажа проблемных и депрессивных территорий с низким уровнем социально-экономической безопасности.
Выводы
На основе учета сформулированных нами в исследовании общих, специальных и частных принципов разработки программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности в территориальных субъектах прибрежного типа далее появляется возможность формирования её структурно-содержательного компонента.
Роль комплексных стратегических инструментов регуляции параметров и качества региональной социально-экономической динамики, сфокусированных на мониторинге, систематизации и реагировании на факторы неблагоприятного воздействия внешних и внутренних опасностей, рисков, вызовов и угроз будет возрастать. Это, в частности,
связано с нарастанием глобального уровня макроэкономической турбулентности с соответствующим региональным многообразием новых локальных проблем и ситуаций, детерминируемых этими явлениями неопределенности. Регионы в рамках своих полномочий должны формировать собственный контур защиты своей социально-экономической сферы. Следовательно, значимость данной тематики будет только увеличиваться в будущем.
Список источников
1. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. - М.: Прогресс, 1995. - 493 с.
2. Бабкина Л.Н. Методологические подходы и принципы формирования стратегии социально-экономического развития регионов / Л.Н. Бабкина, О.В. Скотаренко // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2013. - №5. - С. 32-36.
3. Басенко A.M. Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона / А.М. Басенко, И.В. Ишанов // Финансовые исследования. - 2015. - № 3 (48). - С. 200-207.
4. Гадзаонова А.Р. Принципы формирования стратегии экономической безопасности региона // Перспективы развития АПК в современных условиях. Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. - Владикавказ: Изд-во Горского ГАУ, 2021. - С. 17-20.
5. Егоров Е.Г. Опыт разработки концепции и стратегии модернизации региональной экономики в 1996-2000 гг. / Е.Г. Егоров, Т.О. Елисеева, Т.П. Егорова // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2 (54). - С. 270-273.
6. Казаков В.В. Отечественный опыт разработки региональных инновационных стратегий // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - № 3 (23). - С. 152-160.
7. Печкина Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 4 (6). - С. 78-80.
8. Скотаренко О.В. Количественная оценка методологических подходов и принципов формирования стратегии социально-экономического развития регионов // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. - 2013. - Т. 16. - № 2. - С. 253-261.
9. Трофимова Ю.В. Принципы формирования социально ориентированной стратегии экономического развития регионов // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. - 2008. - № 5. - С. 50-55.
10. Яковенко Н.Н. К вопросу о принципах формирования стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - №10. - С. 102-113.
References
1. Oyken V. Basic principles of economic policy. - M.: Progress, 1995. - 493 p.
2. Babkina L.N. Methodological approaches and principles of formation of the strategy of socio-economic development of regions / L.N. Babkina, O.V. Skotarenko // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. — 2013. — No. 5. — P. 32-36.
3. Basenko A.M. Basic principles and approaches to the formation of a strategy for the development of the region's foreign economic activity / A.M. Basenko, I.V. Ishanov // Financial research. — 2015. — No. 3 (48). — P. 200-207.
4. Gadzaonova A.R. Principles of forming a strategy for the economic security of the region // Prospects for the development of the agro-industrial complex in modern conditions. Materials of the 10th International Scientific and Practical Conference. — Vladikavkaz: Publishing House of the Gorsky State Agrarian University, 2021. — P. 17-20.
5. Egorov E.G. Experience in developing the concept and strategy for the modernization of the regional economy in 1996-2000. / E.G. Egorov, T.O. Eliseeva, T.P. Egorova // Problems of modern economics. — 2015. — No. 2 (54). — P. 270-273.
6. Kazakov V.V. Domestic experience in developing regional innovation strategies. Bulletin of the Tomsk State University. Economy. — 2013. — No. 3 (23). — P. 152-160.
7. Pechkina E. V. Methods and tools of strategic planning of regional development // Issues of Economics and Management. — 2016. — No. 4 (6). — P. 78-80.
8. Skotarenko O.V. Quantitative assessment of methodological approaches and principles for the formation of a strategy for the socio-economic development of regions. Vestnik MSTU. Proceedings of the Murmansk State Technical University. — 2013. — T. 16. — No. 2. — P. 253-261.
9. Trofimova Yu.V. Principles of formation of a socially oriented strategy for the economic development of regions // Vestnik USTU-UPI. Series: Economics and Management. — 2008. — No. 5. — P. 50-55.
10. Yakovenko N.N. To the question of the principles of formation of a strategy for the development of the regional economy // Regional Economics: Theory and Practice. — 2006. — No. 10. — P. 102-113.
Для цитирования: Коноваленко Д.А. Принципы формирования программно-целевой стратегии обеспечения социально-экономической безопасности прибрежного региона // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-7-2022-9/
© Коноваленко Д.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.