Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона'

Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / PROGRAMMATIC AND TARGET-ORIENTED APPROACH / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / КОНЦЕПЦИИ / CONCEPTS / БИЗНЕС-ПЛАНЫ / BUSINESS PLANS / МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / A MECHANISM OF STRATEGIC PLANNING / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / A FINANCIAL-CREDIT POLICY / ИНДИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / INDICATIVE FORMS OF PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эминова Э.М., Гасанова А.Д.

В настоящей статье обосновывается целесообразность использования программно-целевого подхода для решения сложных проблем аграрного сектора экономики, так как только программно-целевой подход позволит в условиях рынка достичь устойчивого экономического роста. При построении стратегического управления за его основу необходимо взять программно-целевой подход как метод стратегического планирования. Ответом на рыночные подходы в развитии АПК и его продуктовых подкомплексов следует отнести не только концепции, программы, системы ведения сельского хозяйства, различного рода бизнес-планы, но и в отдельных случаях экономические сценарии и прогнозные расчеты. В статье рассматривается применение программно-целевого метода как основного инструмента реализации приоритетов научно обоснованного развития продуктовых подкомплексов в механизме стратегического планирования АПК. В ходе исследования была разработана принципиально новая схема методологии и методики разработки целевых стратегических программ развития продуктовых подкомплексов региона. В этом исследовании в качестве стратегии рассматривалась методология, а в практике разработка и научное обоснование целевой программы рассматривалась как методика. Исследуемый подкомплекс это своего рода система, преобразующая ресурсы в конечную продукцию. Показаны принципы, на которых формируются целевые программы, в том числе учет, местные природно-экономические условия, непрерывное прогнозирование и планирование и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эминова Э.М., Гасанова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMATIC AND TARGET-ORIENTED APPROACH TO STRATEGIC PLANNING OF THE AIC OF THE REGION

The present manuscript substantiates the practicability of using the programmatic and target-oriented approach for solving complex problems of the agrarian sector of the economy since only the programmatic and target-oriented approach will permit to achieve sustainable economic growth in market conditions. When building strategic management it is necessary to take the programmatic and target-oriented approach as the method of strategic planning for the foundation of it. The response to market approaches in the development of the AIC and its product subcomplexes should not only be concepts, programs, systems of farming, different types of business plans, but in some cases also economic scenarios and forecasting calculations. The manuscript looks at the use of the programmatic and target-oriented method as the main instrument of implementation of priorities of scientifically substantiated development of product subcomplexes in the mechanism of strategic planning of the AIC. In the course of the study, a profoundly new scheme of methodology and method of development of targeted strategic programs of development of product sub-complexes of the region was created. The methodology was considered as the strategy in this study, and the development and scientific substantiation of the targeted program were considered to be the method of application in practice. The sub-complex discussed is a type of a system that transforms resources into the end product. Principles are shown that targeted programs are formed based on, including accounting, local environmental and economic conditions, continuous forecasting and planning, etc.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона»

ЭМИНОВА Э.М., ГАСАНОВА А.Д.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ АПК РЕГИОНА

Аннотация. В настоящей статье обосновывается целесообразность использования программно-целевого подхода для решения сложных проблем аграрного сектора экономики, так как только программно-целевой подход позволит в условиях рынка достичь устойчивого экономического роста. При построении стратегического управления за его основу необходимо взять программно-целевой подход как метод стратегического планирования. Ответом на рыночные подходы в развитии АПК и его продуктовых подкомплексов следует отнести не только концепции, программы, системы ведения сельского хозяйства, различного рода бизнес-планы, но и в отдельных случаях экономические сценарии и прогнозные расчеты. В статье рассматривается применение программно-целевого метода как основного инструмента реализации приоритетов научно обоснованного развития продуктовых подкомплексов в механизме стратегического планирования АПК. В ходе исследования была разработана принципиально новая схема методологии и методики разработки целевых стратегических программ развития продуктовых подкомплексов региона. В этом исследовании в качестве стратегии рассматривалась методология, а в практике разработка и научное обоснование целевой программы рассматривалась как методика. Исследуемый подкомплекс — это своего рода система, преобразующая ресурсы в конечную продукцию. Показаны принципы, на которых формируются целевые программы, в том числе учет, местные природно-экономические условия, непрерывное прогнозирование и планирование и др.

Ключевые слова: программно-целевой подход, стратегическое планирование, концепции, бизнес-планы, механизм стратегического планирования, финансово-кредитная политика, индикативные формы планирования.

EMINOVA E.M., CASANOVA A.D.

PROGRAMMATIC AND TARGET-ORIENTED APPROACH TO STRATEGIC PLANNING OF THE AIC OF THE REGION

Abstract. The present manuscript substantiates the practicability of using the programmatic and target-oriented approach for solving complex problems of the agrarian sector of the economy since only the programmatic and target-oriented approach will permit to achieve sustainable economic growth in market conditions. When building strategic management it is necessary to take the programmatic and target-oriented approach as the method of strategic planning for the foundation of it. The response to market approaches in the development of the AIC and its product subcomplexes should not only be concepts, programs, systems of farming, different types of business plans, but in some cases also economic scenarios and forecasting calculations. The manuscript looks at the use of the programmatic and target-oriented method as the main instrument of implementation of priorities of scientifically substantiated development of product subcomplexes in the mechanism of strategic planning of the AIC. In the course of the study, a profoundly new scheme of methodology and method of development of targeted strategic programs of development of product sub-complexes of the region was created. The methodology was considered as the strategy in this study, and the development and scientific substantiation of the targeted program were considered to be the method of application in practice. The sub-complex discussed is a type of a system that transforms resources into the end product. Principles are shown that targeted programs are formed based on, including accounting, local environmental and economic conditions, continuous forecasting and planning, etc.

Keywords: programmatic and target-oriented approach, strategic planning, concepts, business plans, a mechanism of strategic planning, a financial-credit policy, indicative forms of planning.

Устойчивое развитие АПК нуждается в целом ряде различных видов мер, в том числе в эффективном экономическом механизме, в основе которого сочетание форм и методов государственного регулирования и проведение сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.

В связи с этим особое значение имеет программно-целевой подход, с помощью которого возможно решить сложные проблемы экономики АПК. Его использование требует глубокого изучения проблемной ситуации, которая тормозит дальнейшее преодоление кризисного положения в аграрном секторе. Программно-целевой подход выявляет внутренние противоречия исследуемой системы, а также демотивационные факторы внешней среды. Влияние внешней среды определяется анализом экономических, организационных, технико-технологических,

социополитических прогнозов.

Надо признаться, что разработка и реализация федеральных и региональных программ развития АПК с помощью программно-целевого метода не имеет логического завершения. Зачастую в исполнительных программах и схемах управления нет соответствия требованиям и принципам программно-целевого метода.

По мнению большинства исследователей, эффективное развитие отечественного агропромышленного комплекса, переход к рыночно ориентированному хозяйствованию возможен только благодаря применению программно-целевого подхода.

Для современной экономики характерно увеличение числа законопроектов, различных концепций, программ, бизнес-планов и бизнес-проектов. Адекватные рыночные отношения рассматриваются как индикативные формы планирования. В агропромышленном комплексе они нашли широкое применение наряду с целевыми программами.

Суть индикативного планирования заключается в том, что оно носит рекомендательный, ориентирующий характер, дает возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям добровольно выбрать варианты предлагаемых решений плановых задач, которые выражены в программах или других аналогичных документах [30].

Реализация целевых программ в агропромышленном секторе носит индикативный характер. Субъекты рынка участвуют в программе добровольно. Правительством Российской Федерации (или по его поручению соответствующими министерствами), органами субъектов Федерации объявляются условия участия в такой программе, учитывается и государственная поддержка. Органы, действующие от имени государства, заключают договоры с сельскохозяйственными или иными товаропроизводителями на участие в таких программах и определяют взаимную ответственность.

С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители берут на себя обязательства, среди которых: достижение конкретных качественных или количественных показателей производства и его экономической эффективности, реализация продукции в соответствующие продовольственные фонды и др. В случае если сельхозпроизводителями обязательства не выполняются, меры экономической поддержки не применяются. Полученные суммы возвращаются, если причиной неисполнения не послужили стихийные бедствия.

Если договор заключает государство, то оно также несет ответственность.

В настоящее время разработка продуктовых программ определяет общие цели, но они не ориентированы, не имеют адресности, и поэтому не ясно, кто несет материальную ответственность, а значит, такие программы имеют низкую эффективность.

Суть другого подхода реализации программы состоит в том, что после проведения тендера или иного метода выбирается организация, которая обязуется реализовать меры, предусмотренные стратегической программой. С этой организацией заключается контракт. Возможны варианты, когда заключается тройственный договор. Как правило, это происходит при реализации социальных программ. В этом случае стороной договора может выступить местный орган власти или хозяйствующий субъект, на территории которого производятся работы.

Наряду с этим отдельные программы могут быть обязательными. К ним следует относить экологические программы, включая программы по предотвращению загрязнения воздуха и водных источников, по борьбе с эрозией почв и др.

Общее правило для всех типов индикативных программ, помимо определения взаимных обязательств сторон,— это организация управления ее разработкой и осуществлением, включая создание информационной системы. Ранее эту функцию в значительной степени выполняли планы. В новых условиях необходимо создать специальные структуры, которые имели бы соответствующие полномочия для того, чтобы организовать мониторинг реализации программ, выполнение взятых участниками обязательств, финансирование намеченных мероприятий. Наиболее целесообразный подход финансирования программы — это такой подход, когда реализация программы осуществляется на долевой основе.

Развитие рыночных отношений изменило планирование. Теперь оно многофакторное, многовариантное и очень динамичное. Изменились цели, функции и сама сущность планирования. Большинство предприятий АПК своей главной целью планирования ставит возможность достичь максимальной прибыли, обеспечить достаточный уровень жизни работников пред-

приятия [6, 7, 12, 13, 15, 28, 36, 37, 39, 40-42].

Отмечается децентрализация функций планирования. Более четкое разграничение функций планирования по уровням управления (уровень страны, субъекта Федерации, региона, предприятия и его подразделения).

Хорошо известно, что первая стратегическая программа в нашем государстве — это ленинский план ГОЭЛРО. Тем не менее более полное понимание программно-целевого планирования произошло лишь в 70-80-х годах XX века. Анализируя энциклопедические источники того времени, можно сделать вывод [31] о том, что целевые комплексные программы — это долговременные многоцелевые программы (в соответствии с классом стратегических программ), с помощью которых решаются кризисные социально-экономические и научно-технические проблемы. В энциклопедических словарях, как правило, программы делятся на две группы: социально-экономические (народно-хозяйственные) и научно-технические. В настоящем исследовании рассматриваются в основном социально-экономические программы.

Не ограничимся понятиями только известных энциклопедических словарей и рассмотрим понятие «целевая комплексная программа» с позиций ее трактовки различными учеными.

Определения программы, которые были даны в 60-х годах, носили общий характер, но в то же время в них улавливались базисные основы. Так, например, Ю. П. Иванилов, Н. Ш. Моисеев, А. А. Петров сущность программы трактовали как «средство (управления), с помощью которого экономическая система меняет внутреннее состояние, реагируя на воздействие среды, чтобы поддержать гомеостазис» [18].

Первая широко распространенная трактовка программы была дана М. Я. Лемешевым и А. И. Панченко, которые определяли ее как «планируемый комплекс экономических, социальных, производственно-технических и научно-исследовательских мероприятий, которые направлены на достижение одной четко очерченной цели общественного развития» [25].

Близкие к данному определению дефиниции встречаются и во многих работах, изданных в 70-80 годах [20, 21, 23].

В этот же промежуток времени предлагалась в общем виде последовательность этапов разработки программы, которая состояла из:

- определения цели программы;

- определения системы, которая реализует выявленные цели;

- анализа структуры системы и выявления подсистем;

- определения первоначальных ресурсов, способов, посредством которых будут достигнуты промежуточные и конечные цели, способов приведения в соответствие ресурсов и целей программы;

- оценки альтернативных решений и выбора альтернатив достижения целей при заданных ресурсах;

- организации процесса реализации принятого решения;

- контроля над реализацией программы и ее корректировки.

В отличие от приведенной выше формулировки программы В.А. Агафонов определяет её как «некое средство или совокупность методов решения вполне определенного типа планово-управленческих задач» [1].

Имея определенное понимание программного подхода в планировании, В.А. Агафонов полагает, что не следует включать в разработку программы анализ целей и проблем развития. Анализ должен быть вынесен за ее пределы.

Отличительной чертой региональных (территориальных) программ является специфика назначения и сущности понятия. Этому посвящены значительные публикации в 80-х годах. Так, Е.Б. Айзенберг и Ю. А. Соболев под комплексной региональной программой понимают «увязанный по ресурсам, срокам и исполнителям планируемый и управляемый комплекс мероприятий целенаправленного развития региональной хозяйственной системы, обеспечивающий существенное изменение территориальной структуры народного хозяйства или тенденций его развития в перспективе» [3].

Близкая к данному понятию и трактовка программы у А. И. Чистобаева и Ю. Н. Баженова, которые определяют ее как «научно обоснованный плановый документ, сбалансированный по ресурсам и исполнителям и который представляет собой жестко увязанную во времени и про-

странстве систему мероприятий, направленную на решение особо важной территориальной проблемы» [34].

Данные определения имеют отличительную особенность: если в первом случае делается акцент на «существенном изменении территориальной структуры», то во втором — «на решении особо важной территориальной проблемы».

Не следует относить в полной мере региональные целевые программы развития АПК к обозначенным выше территориальным программам. Так как они могут являться и подпрограммами целевых стратегических программ развития регионов, и подпрограммами территориально-межотраслевых программ.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 594 от 26 июня 1995 года определяется статус и регламент процесса разработки и реализации межгосударственных и федеральных целевых комплексных программ [29]. Исходя из официально принятого порядка, такие программы состоят из следующих разделов:

- качественной и количественной конкретики основных целей и задач, этапов и сроков выполнения программ;

- взаимосвязанной системы программных мероприятий;

- обоснования финансовых, материальных и трудовых затрат;

- характеристики механизмов осуществления программы;

- организации управления реализацией программы и контроля за ходом ее выполнения;

- оценки социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных мероприятий;

- сведений о государственных заказчиках программы, исполнителях и соисполнителях работ.

У целевых программ, по мнению А. Адамеску и В. Кистанова, в настоящее время определена новая роль «...как наиболее активного метода регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных народно-хозяйственных проектов...» [2].

При решении сложных экономических проблем АПК программно-целевой подход заключается в следующем:

- обозначить приоритеты развития отраслей АПК и сформулировать конкретные цели;

- разработать систему программных мероприятий, которая обеспечит их достижение;

- составить схему управления и механизма реализации программных мероприятий.

Небезынтересно отметить, что решение проблем АПК посредством программно-целевого

подхода в теории разрабатывался в бывшем Советском Союзе в начале 70-х годов XX века. Первым фундаментальным трудом в этой области была признана монография М. Я. Лемешева и А. И. Панченко «Комплексные программы в планировании народного хозяйства», вышедшая в свет в издательстве «Экономика» в 1973 году [25].

Попытка практического применения программно-целевого подхода была сделана в 1974 году при управлении процессом развития АПК Нечерноземной зоны РСФСР. К сожалению, этот подход не был доведен до логического завершения. Разработанная исполнительная программа и схема управления не отвечали в полном объеме его требованиям и принципам.

По мнению некоторых экспертов, те же причины не позволили достичь поставленных целей и «Продовольственной программе СССР», которая была принята в 1982 году сроком до 1990 года.

Многие ученые современности вполне справедливо считают программно-целевой подход методом стратегического планирования [4, 5, 8, 9, 10, 11, 16, 22, 24, 26, 32, 33, 35, 38]. Он, без сомнения, является основой построения стратегического управления.

Известно, что, применяя программно-целевой подход в планировании, предполагается обосновать иерархически упорядоченную систему мероприятий для того, чтобы достичь конкретных социально-экономических или иных целей. Поставленная цель может быть реализована только посредством разработки какой-либо комплексной программы. Правильно разработанная программа содержит основную цель и совокупность подцелей. Таким образом, сочетание целевой стадии с программной и представляет программно-целевой подход.

Целевая стадия состоит из следующих этапов:

- детального (комплексного) исследования проблемной ситуации в рассматриваемой системе (например, в системе АПК);

- формулировки глобальной цели, построения системы целей;

- выработки критериев, с помощью которых будет достигнута цель.

Второй этап — формулировка глобальной цели и построение системы целей — самый ответственный среди всех этапов в целевой стадии программно-целевого подхода в планировании и управлении. При этом поставленная цель реалистична, четко сформулирована и не имеет двойного толкования.

Третий этап — выработка критериев достижения целей — состоит в обозначении максимальных или минимальных количественных значений. На этом этапе глобальным критерием становится эффективность реализации всей программы, а локальными критериями — эффективность соответствующих подпрограмм и конкретных мероприятий.

В условиях рынка экономика носит квазирыночный характер, и поэтому для того, чтобы выйти на устойчивый экономический рост и перейти к рыночно ориентированному хозяйствованию, в АПК необходимо применить программно-целевой подход. Об этом свидетельствуют многие ученые РАСХН (РАН) и ведущие ученые-экономисты России.

При разработке концепции, программы, системы ведения сельского хозяйства, различных бизнес-планов экономические сценарии и прогнозные расчеты стали своего рода реакцией на рыночные подходы в развитии агропромышленного комплекса и его продуктовых подкомплексов.

Рассмотрим действие механизма стратегического планирования с помощью программно-целевого метода на примере региональных продуктовых подкомплексов. Основной инструмент, как известно, с помощью которого реализуются приоритеты научно обоснованного развития продуктовых подкомплексов АПК — это программно-целевой метод. В ходе исследования была разработана принципиально новая схема методологии и методики разработки целевых стратегических программ развития продуктовых подкомплексов региона. В этом исследовании в качестве стратегии рассматривалась методология, а в практике разработки и научного обоснования целевой программы рассматривалась методика. Рассматриваемый подкомплекс — это своего рода система, преобразующая ресурсы в конечную продукцию (рис. 1).

Вход системы: ресурсы и стратегическая программа развития АПК региона

Целевая комплексная программа развития продуктового подкомплекса региона

Выход системы:

агропродукция, продукты питания и региональный аграрный р ынок

Системообразующие факторы

Я

р Э О П Н И я

о 43 43 Э о

н о о X р я и и! ш я - О о к П 43 о о ч я

к лл я я Л з ц я о д о ч н а ь Р Ш в ч я Л се о Я

а и Л а о и а о Я я се о я я Е е ш се я я Е е я Л а о Я я се я Е е Е е е с я я се я се и

е

Рис. 1. Системообразующие факторы, учитываемые при разработке целевых стратегических программ

Выходом из системы является результат производственной деятельности партнеров по подкомплексу — агропродукция и продовольствие. Предложенная методика разработки целевой программы состоит из конкретных методов и приемов проведения исследований, а также системы показателей, которая состоит из следующих семи звеньев:

- сбора начальной информации об исследуемом объекте;

- анализа тенденций развития, которые сложились в том или ином подкомплексе России и регионе;

- расчета вариантов задания на разработку программы, выбор оптимального варианта;

- модельно-конструктивной разработки программы;

- механизма реализации программы;

- стратегического управления программой;

- модернизации программы с учетом научно-технического прогресса и развития рыночных отноше ний в АПК.

Целевая комплексная программа (стратегическая) развития продуктового подкомплекса представляет собой сложную многоуровневую систему с отдельными взаимообусловленными и взаимозависимыми уровнями. С учетом этого при построении целевой программы необходимо следовать принципу последовательности, так как в очередности разработки отдельных этапов заключена внутренняя логика. При несоблюдении этого принципа конечные результаты программы могут быть недостоверными, а основные цели быть неясными.

Следующий, не менее важный принцип заключается в учете местных природно-экономических условий. Он используется, если необходимо обосновать специализацию сельскохозяйственного производства в том или ином продуктовом подкомплексе, выбрать оптимальный вариант для того, чтобы транспортировать продовольственные товары, выбрать нормы потребления пищевых продуктов населением региона, выявить соотношение спроса и предложения в зависимости от сезона года и т. д.

Применение следующего принципа непрерывности прогнозирования и планирования позволит совершенствовать технологии посредством внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, передовой практики и удовлетворить потребности внутреннего рынка.

Большое значение в разработке комплексных программ занимают принципы менеджмента и маркетинга. На сегодняшний день современная наука делает акцент на том, что менеджментом реализуется система принципов микросоциального управления, а это принципы японской концепции [17], в основе которой лежит максимальное применение человеческого фактора, рациональная организация труда, раскрытие потенциала работников фирмы и их интерес в достижении высоких конечных результатов.

Принципы финансового менеджмента занимают особое положение в разработке целевых программ, поскольку на их основе реализуются основные функции финансов, а именно — воспроизводственная и контрольная. Наиболее известные состоят из [27]:

- жесткой централизации финансовых ресурсов, которая позволит оперативно их использовать и контролировать;

- непрерывного и текущего перспективного планирования поступлений и расходов денежных средств, что послужит толчком для эффективного управления денежным потоком соответственно графику, в котором учитываются договорные обязательства хозяйствующего субъекта и другие обстоятельства его деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирования финансовых резервов, которые достаточны для того, чтобы обеспечить устойчивое положение хозяйствующего субъекта в условиях экономической нестабильности;

- выполнения финансовых обязательств перед партнерами в точном соответствии с уста-новле нными сроками.

Среди принципов маркетинга следует выделить следующие [19]:

- выпускать ту продукцию, которая продается, а не продавать ту, которая производится;

- непрерывно изучать спрос потребителей, их желания и вкусы, а также причины, которые их обусловливают;

- постоянно совершенствовать систему управления, чтобы обеспечить желательное соотношение спроса и предложения на свою продукцию, формировать спрос и стимулирование продаж;

- ориентироваться на клиента, а не на то, что привычно предприятию выпускать;

- отдавать приоритет долгосрочным целям и задачам субъекта хозяйствования относитель-

но текущих;

- изучать конкурентов, их сильные и слабые стороны;

- оптимально сочетать все элементы деятельности предприятия, в том числе производственные, социальные, коммерческие и др.

Разрабатывая целевые программы, также необходимо применять организационно-экономические принципы интенсификации, специализации, кооперации и интеграции в АПК, а также учитывать технологические принципы организации производства.

Литература

1. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Наука, 1990. — 216с.

2. Адамеску А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист. —1997. — № 3. — С. 34-35.

3. Айзенберг Е. Б., Соболев Ю. А. Комплексные программы развития восточных районов СССР. — М, 1982. — 176 с.

4. Анфилатов В. С, Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.

5. Балиянц К. М. Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО / К. М. Балиянц // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 52-58.

6. Баширова А. А. Органическое сельское хозяйство: мировые тенденции и перспективы развития в России / А. А. Баширова, Э. М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 10. — С. 119-124.

7. Гасанов М. А. Производственная инфраструктура и эффективность АПК региона / Гасанов М. А., Курбанов К. К., Омаров А. З. // Экономика сельского хозяйства России. —2009. —№ 6. —С. 5 7-66.

8. Гасанова А. Д. Конкурентная стратегия как основа обеспечения развития предприятия / Гасанова А. Д. //Вопросы структуризации экономики. 2005. — № 2. С. 188-200.

9. Гасанова А. Д. Построение эффективной системы стратегического планирования в аграрном секторе экономики /А. Д. Гасанова, Э. М. Эминова //Апробация. — 2014. — № 12 (27). — С. 27-30.

10. Дохолян С. В. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2012. — № 6. — С. 192-197.

11. Дохолян С. В. Организационные аспекты процесса стратегического планирования на перерабатывающем предприятии АПК/ С. В. Дохолян, З. А. Ибрагимова //Региональные проблемы преобразования экономики. — № 2.— 2011. — С. 235-248.

12. Дохолян С. В. Продовольственный рынок региона: теория и практика / С. В. Дохолян, П. С. Юнусова, Р.К. Ибаев, Ф. Р. Исхаков. — Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦРАН, 2010. — 252 с.

13. Дохолян С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 135-159.

14. Дохолян С. В. Ресурсный потенциал аграрной сферы региона / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов // Экономика и предпринимательство.— № 1.— 2012. — С. 37-45.

15. Дохолян С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — № 3.— С. 121-130.

16. Дохолян С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С. В. Дохолян, Д. Г. Эмиргамзаев //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 3. — С. 168-185.

17. Дуданов И. И. Разработка региональной продовольственной программы в условиях рынка / И. И. Ду-данов. — М.: Колос, 1998. — 224 с.

18. Иванилов Ю. П., Моисеев Н. Н., Петров А. А. Исследования динамических моделей планирования развития производства. — М. —1969. —С. 43.

19. Клюкач В. А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия /В. А. Клюкач. — М, —1998. — 208 с.

20. Кравченко Р. Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Р. Г. Кравченко. — М.: Колос, 1978. — 424 с.

21. Крылатых Э. Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК / Э. Н. Крылатых. М.: Экономика, 1983. — 232 с.

22. Курбанов К. К. Стратегическое управление производством на сельскохозяйственных предприятиях АПК региона // К. К. Курбанов, Р. К. Казалиев; Дагестанский науч. центр РАН, Ин-т социально-экономических исслед., Российская акад. с.-х. наук, Дагестанский науч.-исследовательский ин-т сельского хоз-ва. — Махачкала, 2010.

23. Лавров С. Б. Экономико-экологические проблемы капиталистических и развивающихся стран [Текст]: пособие... Ю. Д. Дмитриевский. — М.: Просвещение, 1978. — 152 с.: ил.

24. Лагоша Б. А. Оптимальное управление в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.

25. Лемешев М. Я. Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. — 167 с.

26. Летунов И. И., Гречанюк С. Н, Сёмин А. Н. и др. Научно-практические рекомендации по созданию интегрированных формирований в молочном и мясном подкомплексах АПК Свердловской области. —

Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2003. — 156с.

27. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория // Учеб. пособие /Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 192 с.

28. Петросянц В. З. Инновационный аспект развития АПК проблемного региона / В. З. Петросянц, А. А. Баширова, А. Д. Кидирниязова //Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. — № 6 (44). — С. 97-101.

29. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 07.09.2015) «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд»).

30. Серков А. Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. — М., 1996. — 161 с.

31. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 4-е изд., испр. и доп. — 1632 с.

32. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы /Под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. — СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. — 288 с.

33. Управление агропромышленным комплексом: Учебное пособие/Серия «Экономика и управление» / Под ред. В. В. Кузнецова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 416с.

34. Чистобаев А. И., Баженов Ю. Н. Территориальные комплексные программы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. — 229 с.

35. Эминова Э. М. Механизм формирования стратегических приоритетов развития пищевой промышленности / Э. М. Эминова, А. М. Абдулатипова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 11.— 2014. С. 44-54.

36. Эминова Э. М. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов, Э. М. Эминова // Экономика и предпринимательство.— № 12.— 2014. — С. 235-242.

37. Эминова Э. М. Особенности использования разнообразных форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей применительно к условиям проблемных аграрных регионов / Э. М. Эминова, Д. А. Ремиханова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 10. — 2014. — С. 35-40.

38. Эминова Э. М. Построение эффективной системы стратегического планирования в аграрном секторе экономики/Гасанова А. Д., Э. М. Эминова//Апробация. — № 12. — 2014. — С. 27-31.

39. Эминова Э. М. Формирование системы разработки стратегических решений по повышению конкурентоспособности предприятий АПК / С. В. Дохолян, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство.— № 2.— 2015. — С. 857-864.

40. Юнусова П. С. Особенности формирования системы продовольственной безопасности региона / П. С. Юнусова //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 2. — С. 126-136.

41. Юнусова П. С. Региональный уровень продовольственной безопасности: специфика, факторы обеспечения /П. С. Юнусова //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2009. — № 16. — С. 59 -64.

42. Юнусова П. С. Социальный аспект продовольственной безопасности региона / П. С. Юнусова // Вопросы структуризации экономики. — 2009. — № 2. — С. 294-299.

References:

1. Agafonov V. A. the Analysis of strategies and the formulation of integrated programmes. — M.: Nauka, 1990. — 216 p

2. Adamesku A., Kistanov Regional program: prospective issues // the Economist. -1997. — No. 3. — P. 34-35.

3. Eisenberg, E. B., Sobolev Yu. a. Comprehensive program of development of East regions of the USSR. — M., 1982. —176p.

4. Anfilatov V., Emelyanov A., Kukushkin A. A. System analysis in management. — M.: finances and statistics, 2003. — 368 p

5. Balians M. K. State support of agribusiness in Russia and membership in the WTO / K. M. Balent // Regional problems of transformation of economy. — 2012. — No. 3. — P. 52-58.

6. Bashirova, A. A. Organic agriculture: global trends and prospects of development in Russia / A. A. Bashirov, E. M. Aminova // Regional problems of transformation of economy. — 2014. — No. 10. — Pp. 119-124.

7. GasanovM. A. Production infrastructure and the efficiency of the agribusiness in the region / GasanovM. A., Kurbanov K. K., Omarov Z. A. //Economics of agriculture of Russia. -2009. — No. 6. —P. 57-66.

8. Gasanova A. D. Competitive strategy as a basis for the development of enterprise / Gasanova A. D. // Issues of economy structuring. 2005. — No. 2. P. 188-200.

9. Gasanova A. D. creation of effective system of strategic planning in the agricultural sector / A. D. Hasanov, E. M. Eminova //Approbation. — 2014. — № 12 (27). — Pp. 27-30.

10. Dokholyan S. V. Methodological aspects of forming of strategy of development of agro-industrial complex/ V. V. Dokholyan, J. D. Umavov // Scientific review. Series 1. Law and Economics. — 2012. — No. 6. — S. 192-197.

11. Dokholyan S. V. Organizational aspects of the strategic planning process at the reprocessing plant APK / Dokholyan S. V., Ibragimov Z. A. // Regional problems of transformation of economy. — No. 2.— 2011. — Pp. 235-248.

12. Dokholyan S.V. Food market of the region: theory and practice / S. V. Dokholyan, P. S. Yunusova, R. K. Abaev, R. F. Iskhakov. — Makhachkala: Publishing house ofISAI Dagestan scientific center of RAS, 2010. —

252 S.

13. Dokholyan S. V. development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / Dokholyan S.V., J. D. Umavov // Regional problems of transformation of economy. — 2011. — No. 4. — P. 135-159.

14. Dokholyan S. V. Resource potential of the agrarian sphere of the region / S. V. Dokholyan, J. D. Umavov // Economics and entrepreneurship.— No. 1.— 2012. — P. 37-45.

15. Dokholyan S. V. System approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region /S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z. //Problems of agricultural development in the region. — 2012. — No. 3.— S. 121-130.

16. Dokholyan S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S. V. Dokholyan,

D. G. Amurgushev //Regional problems of transformation of economy. — 2012. — No. 3. — S. 168-185.

17. Dudanov I. I. Development of a regional food programs in the market conditions /1. I. Dudanov. — M.: Ko-los, 1998. — 224 p.

18. Ivanilov Y. P., Moiseev N. N., Petrov A. A. Study of dynamic models of development planning of production.

— M. -1969. —P. 43.

19. Klukach V. A. Marketing of agricultural products, raw materials and food / V. A. Klukas. — Moscow, -1998.

— 208p.

20. Kravchenko R. G. Mathematical modeling of economic processes in agriculture / R. G. Kravchenko. — M.: Kolos, 1978. — 424 p.

21. Winged E. N. The proportions and priorities in development of agriculture / E. N. Winged. M.: Economics,

1983. — 232 p.

22. Kurbanov K. K. Strategic management ofproduction in agricultural enterprises of agrarian and industrial complex of region // K. K. Kurbanov, R. K. Cazalieu; Dagestan scientific. center of RAS, Institute for socioeconomic research., Russian Acad. of agricultural Sciences, Dagestan scientific-research inst. of rural households Islands. — Makhachkala, 2010.

23. Lavrov S. B. Economic and environmental problems in capitalist and developing countries [Text]: a manual ... Y. D. Demetrius. — M.: Education, 1978. — 152p.: ill.

24. Lagos, B. A. Optimal control in the economy. — M.: finances and statistics, 2003. — 192p.

25. Lemeshev M. Ya. Panchenko A. I. Integrated in the program planning of the national economy. M.: Economics, 1973. —167 C.

26. Flyers I. Grechanyuk N. S., Semin A. N. and others research and practical guidelines for creating integrated units in the dairy and meat sub-agrarian and industrial complex of the Sverdlovsk region. — Ekaterinburg: Publishing house Ural. State agricultural Academy, 2003. — 156p.

27. Foundations of entrepreneurship: Economic theory // Proc. the manual / Under the editorship of V. M. Vlasova. — M.: finances and statistics, 2004. — 192p.

28. Petrosyants V. Z. Innovative aspect of the agricultural development problem of the region / V. Z. Petrosyants, A. A. Bashirova, A. D. Kidirniyazov //Regional problems of transformation of economy, 2014. — № 6 (44). — S. 97-101.

29. The decree of the Government of the Russian Federation dated 26.06.1995 No. 594 (as amended on 07.09.2015) "On the implementation of the Federal law "About deliveries of goods for Federal state needs"" (together with "Order of development and implementation of Federal target programs and interstate target programs in which implementation the Russian Federation is a party", "Order procurement and delivery of products for Federal state needs", "the Order of preparation and conclusion of state contracts for the purchase and supply of products for Federal state needs").

30. Serkov A. F. Indicative planning in agriculture. — M., 1996. — 161 S.

31. Soviet encyclopedic dictionary. — M.: Soviet encyclopedia, 1986. — 4-e Izd., Rev. and extra — 1632 S.

32. Strategic analysis of socio-economic development of a region: principles, guidelines, issues / ed. by V. A. Gnevko, V. E. Rokhchin. — SPb.: IRE RAS, EGI, 2004. — 288 p.

33. The management of agro-industrial complex: a tutorial/Series "Economy and management" / Under the editorship of V. V. Kuznetsov. — Moscow: ICC "March"; Rostov n/D: Publishing center "March", 2003. — 416p.

34. Chistobaev A. I., Bazhenov Yu. Territorial integrated programme. L.: Publishing house Leningrad University,

1984. — 229 p.

35. Eminova E. M. Mechanism of formation of strategic priorities of development offood industry /E. M. Aminova, M. A. Abdulatipov // Regional problems of transformation of economy. — No. 11.— 2014. P. 44-54.

36. Eminova E. M. Peculiarities of state regulation and management of agriculture at the regional level /Dokholyan S. W., J. D. Umavov, E. M. Aminova //Economics and entrepreneurship.— No. 12.— 2014. — S. 235-242.

3 7. Eminova E. M. Features of use of various forms and methods of state support of agricultural producers in relation to the conditions of distressed agricultural regions / Aminova E. M., D. A. Rumyanova //Regional problems of transformation of economy. — No. 10. — 2014. — P. 35-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Eminova E. M. creation of effective system of strategic planning in the agricultural sector / Gasanova A. D.,

E. M. Aminova // Testing. — No. 12. — 2014. — P. 27-31.

39. Eminova E. M. development system, strategic decisions to improve the competitiveness of agricultural enterprises /S. V. Dokholyan, E. M. Aminova //Economics and entrepreneurship.— No. 2.— 2015. — P. 857-864.

40. Yunusova S. P. Features of formation of system of food security of the region / P. S. Yunusov // Regional problems of transformation of economy. — 2008. — No. 2. — S. 126-136.

41. Yunusova S. P. Regional level food security: the specifics of the factors of security / P. S. Yunusov // National interests: priorities and safety. — 2009. — No. 16. — P. 59-64.

42. Yunusova S. P. the Social aspect offood security in the region / P. S. Yunusov // Issues of economy structuring. — 2009. — No. 2. — Pp. 294-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.