УДК 72.01
doi: 10.52470/2619046X_2023_1_39
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМИ КОЛЯСКАМИ
Е.А. Дьячкова
Аннотация. Данная статья освещает возможности комфортного пребывания в общественных местах родителей с детскими колясками. Эта проблема анализируется в рамках дисциплины «Формирование безбарьерной среды». Рассматривается возможность наличия комнат «мать и дитя» в ткани города.
Ключевые слова: дружелюбная среда, дружественный город, пеленальные комнаты, комфортная среда, доступная среда.
PRINCIPLES OF CREATING A COMFORTABLE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH PRAMS
E.A. Diachkova
Abstract. This article considers the possibility of a comfortable stay in public places for parents with prams. This problem is considered within the framework of the discipline «Formation of a barrier-free environment». The possibility of having rooms «mother and child» within the city is being considered.
Keywords: friendly environment, friendly city, changing rooms, comfortable environment, accessible environment.
В данной статье поднят вопрос о психологическом комфорте родителя с ребёнком в городской ткани, в зданиях и их интерьерах, а также на открытых пространствах. Проблема рассматривается в рамках дисциплины «Формирование безбарьерной среды», которая изучает особенности проектирования зданий, сооружений и среды с доступностью для маломобильных групп населения (МНГ), к которым относятся родители с колясками и маленькие дети.
Посещение общественных мест с потенциально неудобным входом становится одной из ключевых проблем для всех категорий МГН. Наличие коляски усложняет возможность посещения большинства общественных зданий, и не всегда наличие пандуса способно решить эту проблему, так как часто можно столкнуться с ненормативными пандусами.
В Яндекс-картах существует функция велорежим (или самокатный), что может быть незаменимо во время прогулок с коляской: маршрут будет перестроен в обход имеющихся лестниц и непреодолимых на колёсах преград. Эта функция помогает сэкономить время и не тратить его на поиски обхода с пандусом. Особенно это актуально в парках или при спуске к какому-то объекту (например, к набережной), когда неизвестно, есть ли к нему дорожка без большого количества ступеней.
Ещё одна проблема, касающаяся непосредственно родителей с коляской, - это комнаты «мать и дитя». В современном обществе существует потребность, связанная с наличием пе-ленальных комнат в городской ткани. Часто встречается мнение, что они не нужны, так как необходимый уход за ребёнком, а также кормление можно произвести на открытых пространствах в парке. Но это не всегда так: погодные условия и время года зачастую не позволяют произвести должный уход за ребёнком на открытом воздухе. Также существуют дети, которые отказываются есть на открытом воздухе или в присутствии большого количества людей.
Современные молодые родители ведут активный образ жизни. Чтобы обеспечить комфорт для этих категорий граждан, необходимо устраивать комнаты «мать и дитя» как в крытых общественных местах, так и на открытых в пространствах. Этот вопрос также актуален в разрезе возможности заезда с детской коляской в общественные места. Огромное количество родителей сталкивается с ситуацией, когда на прогулке с ребёнком появляется необходимость в закрытом пространстве с возможностью пребывания в нём в комфортных условиях, а вокруг - ничего аналогичного, кроме бесконечных улиц и заведений, где к пребыванию с плачущим младенцем не всегда относятся с пониманием.
Найти место, предназначенное для ухода для ребёнка в Москве, а особенно в центре - достаточно сложная задача. Для родителей детей до года, если прогулка происходит в холодное время года, комната «мать и дитя» - это необходимость.
Рассмотрим основные проблемы пользователей родительских комнат:
1. Пандус и заезд. Встречаются пеленальные комнаты, заехать внутрь которых с коляской не представляется возможным: перед дверью расположены две ступени, а не пандус. Также бывает проблема с дверью, которая открывается не полностью или не держится в открытом виде.
2. Расположение пеленального столика и других объектов для ухода и их ориентация. Столик удобнее располагать так, чтобы положить ребёнка напротив, а не боком. Важно, чтобы руки не упирались в стены по бокам, а присутствовало какое-то свободное пространство для движения. Если это откидной столик, то он должен быть вертикальным, а если стационарный - стоять торцом. Исключения - очень сжатые пространства, где сможет поместиться только горизонтальный откидной столик. Лучше всего располагать его возле раковины.
3. Мусорное ведро открытого типа (без крышки) лучше ставить рядом со столиком.
4. Размещение унитаза и места для кормления. Эти объекты следует размещать на значительном расстоянии друг от друга. Лучше всего, когда внутри комнаты родителя есть отдельная кабинка с туалетом, либо есть возможность воспользоваться уборной для МГН.
5. Размеры комнаты и количество мест для кормления. Иногда размеры комнаты слишком большие и не сомасштабные, не соответствуют потенциалу пространства, которое может вместить 2-3 стула вместо одного, и еще пеленальный столик. Лучше сделать одно общее парковочное место для колясок, например, снаружи комнаты. При этом комнату следует разделить на 2-3 зоны для кормления и пеленания. Для этого можно использовать ширмы, шторки и перегородки.
6. Отсутствие мокрой зоны и вентиляция. В пеленальной комнате иногда не предусматривают раковину, либо она находится на удалении от пеленального столика. Довольно распространены проблемы с вентиляцией и терморегуляцией уличных пеленальных.
7. Освещение. Осветительные приборы лучше не вешать прямо над столиком, а светильники выбирать с мягким рассеянным светом, но достаточно ярким.
Важно оговориться, что речь идёт о специализированных детско-родительских пространствах, которые проектировщики продумывают заранее. Отдельно можно выделить подвесные столики в санузле в общественных местах, например, в предприятиях питания: в таком случае из-за наличия специализированного столика можно положительно оценить организацию в таком разделе, как «дружелюбность».
Если рассматривать мировой опыт решения данной проблемы, то можно отметить законы, принятие в США и в Японии.
В США существует закон Americans With Disabilities Act (ADA) 1990 г., предоставляющий возможности для ухода за младенцем в публичных местах. ADA устанавливает базовый стандарт (также известный как «the building code») в отношении того, как и где устанавливаются пеленальные столики в общественных зданиях (в основном новых или от-
ремонтированных). Затем появился закон BABIES (Bathrooms Accessible in Every Situation Act), вступивший в силу в 2016 г., который сделал еще один шаг вперед, предписав в публично доступных федеральных зданиях оборудовать пеленальные столики в мужских и женских санузлах. Оба закона призваны обеспечить посетителям равный доступ к пеленальным комнатам в правительственных зданиях, независимо от пола, и установить стандарты размещения этих объектов. Если говорить о законе BABIES, то правила и нормы разнятся от штата к штату.
В Японии комнаты заботы (junyu-shitsu) довольно широко распространены в разных модификациях. Помимо распространённых в России и мире пеленальных (отдельная комната с дверью), в Японии существуют также комнаты для кормления «открытого типа». Это менее распространённый вариант: приватная зона без двери, где может расположиться несколько матерей за перегородками. Комнаты заботы расположены в большинстве государственных учреждений. Они особенно распространены в префектурах с большой численностью населения, включая Токио, Осаку и Канагаву и др. В последние годы столичное правительство Токио инициировало специальную программу, в рамках которой государственные учреждения и общественные предприятия оборудовали помещения для ухода за младенцами в своих помещениях.
В Великобритании и ряде европейских стран подобных регулирующих законов нет, а актуальность проблемы одинакова для всех мест, где температура воздуха опускается ниже +15 хотя бы на какое-то время (и это не единственная причина).
Исходя из вышеизложенного, можно вывести принципы формирования комфортного интерьера комнаты «мать и дитя»:
1. Большинство комфортных пространств, предназначенных для детей, находятся в закрытых помещениях. Для климатических условий Москвы это немаловажный фактор. Это отличается от многих уже существующих детских пространств, так как большинство из них открытые.
2. Безопасные материалы. Пространства и поверхности, предназначенные для детей, должны быть чистыми и удобными для уборки, не содержать опасных и вредных веществ, а также быть не склонны к размножению насекомых.
3. Удобно использовать скрытую фурнитуру: магнитные замки, встроенные ручками со скошенными краями.
4. Закруглённые формы. Безопасность является одним из главных приоритетов при проектировании детских пространств; одна из самых опасных вещей - острые края и углы, находящиеся на уровне глаз детей.
5. Масштаб: детский интерьер проектируется в соответствии с эргономическими особенностями и пространственными потребностями, чтобы дети могли передвигаться и взаимодействовать с окружением без помощи взрослого.
6. Пространства, способствующие физической активности. Пространство может способствовать творчеству, играм и исследованиям с помощью интересных структур и конструкций и встроенных игровых элементов.
7. Тактильные поверхности. Текстурированные и фактурные поверхности способствуют улучшению сенсорного восприятия: поверхности, издающие звук при трении или меняющие цвет, меловые доски, зеркала и др.
8. Адаптивность. Доступная архитектура даёт детям возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве.
9. Колористка. Согласно методу М. Монтессори, большое количество цветов в одной и той же среде может вызвать путаницу и раздражение у детей, что является одной из причин появления большого количества интерьеров, выполненных в пастельных тонах.
У каждой возрастной группы свой набор пространственных потребностей. Также важно не забывать о связи интерьера с экстерьером и ландшафтом. Наиболее интересные детские проекты имеют доступ к саду, огороду, двору или любому другому открытому пространству.
В рамках проблемы, рассмотренной в статье, предложены варианты решения, при которых не только сообщество архитекторов может заниматься разработкой проблемы по созданию комнат «мать и дитя», а также привлекать заинтересованные слои населения с помощью игровых технологий: настольных игр с элементами соучаствующего проектирования общественных пространств; геймификации как одного из средств активных методов обучения (то есть совокупности педагогических методов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала) [8]. Такой формат проведения будет интересен для различных возрастных групп. Это может быть связано, как с цифровым миром, так и в контексте коммуникационных игр - с возможностью взаимодействия, моделирования ситуаций и т.д.
Библиографический список
1. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года) // Официальная страница ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtm (дата обращения: 16.01.2023).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) // Российская газета. 2004. 30 декабря.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 16.01.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 16.01.2023).
4. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» // Официальный сайт Минстроя РФ. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenierazvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 16.01.2023).
5. Голубев С.В. Детский форсайт. Технология вовлечения школьников в проектирование будущего городов. М., 2017.
6. Города, доброжелательные к детям. URL: https://www.krd.ru/uploads/2013/09/05/3036-buklet.pdf (дата обращения: 16.01.2023).
7. Дьячкова Е.А. Геймификация в дистанционном образовании как средство активизации обучения студентов-архитекторов // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 4.
8. Дьячкова Е.А. Описание процесса интеграции дистанционного обучения в традиционное академическое архитектурное образование // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.
9. Забегина А.Р. Инновационные технологии проектирования как основа развития современной архитектуры // Устойчивое развитие территорий: сборник докладов III Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 мая 2021 г.). М., 2021.
10. Забегина А.Р. Применение инновационных технологий в современных творческих концепциях // Молодая наука-2021: Архитектура. Строительство. Дизайн. Филология: сборник статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Москва, 24 апреля 2021 г.). М., 2021.
11. Заборова Е.Н. Город как социальное пространство // Социологические исследования. 2013. № 2.
Е.А. Дьячкова
преподаватель кафедры архитектуры и дизайна
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]