онную привлекательность регионов целесообразно оценивать по фактическому среднегодовому объему привлеченных инвестиций за несколько последних лет. Далее строится иерархическая структура, где фокусом иерархии является уровень систематического инвестиционного риска, а на следующем уровне - подвиды инвестиционного риска (политический, экономический, социальный, криминальный, финансовый, законодательный, управленческий и экологический риски).
Анализируемый регион сравнивается по уровню систематического инвестиционного риска с двумя регионами (сравниваемый регион 1 и сравниваемый регион 2), при этом используется рекомендованная Т. Саати [3] девятибалльная шкала сравнений. Вначале методом парных сравнений оцениваются весовые коэффициенты для каждого из составляющих рисков. Далее эксперты отвечают на вопросы о том, в какой степени интенсивность проявления факторов политического (экономического, социального, криминального и т.д.) риска в одном регионе преобладает над интенсивностью проявления этих же факторов в другом регионе. Получаемые в итоге оценки приоритетов элементов нижнего уровня иерархии интерпретируются как сравнительные оценки для трех регионов по уровню систематического инвестиционного риска. Ожидается, что при этом анализируемый регион имеет высший приоритет, т.е. более высокий уровень риска. Таким образом, предлагаемый метод дает возможность, не используя агрегированных показателей типа линейной свертки, проводить сравнительные оценки уровней риска на основе сравнительных экспертных оценок интенсивностей проявления отдельных групп факторов этого риска.
Представленный метод позволяет также получать оценки эффективности мероприятий по управлению региональным инвестиционным риском. Для этого предполагается использовать имитационные оценки. Например, может быть поставлена задача уменьшения уровня инвестиционного риска анализируемого региона до уровня этого риска в сравниваемом регионе 1. Путем проведения имитационных оценок и анализа матриц парных сравнений устанавливается перечень факторов риска, интенсивность проявления которых должна быть снижена. Соответственно, указываются конкретные мероприятия, приводящие к такому снижению и дается оценка соответствующих затрат на региональном уровне. Эти затраты сравниваются с эффектом от ожидаемого прироста инвестиций в экономику анализируемого региона, который согласно сделанному выше предположению становится близким по уровню инвестиционной привлекательности к сравниваемому региону 1. Точность получаемых при этом оценок оценить весьма сложно, тем не менее, эти оценки позволяют выявить главные направления мероприятий по снижению уровня регионального инвестиционного риска.
Литература:
1. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В.А. Иванов, В.Г. Шуметов, Ф.Г. Милых и др. М.: МГУДТ, 2003.
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
А.В. Овчинникова, аспирантка ГОУ ДЛО ГАСИС
Привлечение в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций - это возможность выйти на качественно новый уровень роста. Фактически речь идет о вложении в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. А, следовательно, о создании за счет этого новых рабочих мест и повышения уровня жизни людей. В современных условиях именно инвестиции способны увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты.
В общепринятом понимании инвестиционная стратегия — это стратегический инвестиционный портфель, формируемый в регионе. Инвестиционный портфель определяет направления инвестирования и методы реализации развития отдельных сфер экономики. Инвестиционная стратегия необходима для:
- технико-экономического обоснования проекта;
- поиска ресурсов;
- разработки механизма инвестирования с целью обеспечения воспроизводства инвестиционных ресурсов;
- реализации инвестиционных проектов непрерывными или периодически действующими потоками финансовых ресурсов.
Основанием выбора отраслей вложения инвестиций является мультипликативный эффект, когда вложение в одну отрасль влечет за собой экономический рост в других отраслях.
Одним из завершающих и важнейших этапов инвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенных средств. Она, как правило, обеспечивается в том случае, если инвестиционная деятельность связана с инновациями в различных сферах экономики:
- в организации разработки полезных ископаемых с целью покрытия общественных потребностей региона и страны в целом или в случае отказа от импорта природно-сырьевых ресурсо;
- в проведении НИОКР с целью повышения конкурентоспособности в различных отраслях науки и техники, в разработке новых технологий и их внедрении;
- в проведении реинжиниринга бизнес-процессов в материальной сфере экономики (на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственном производстве, в строительной индустрии);
- в привлечении средств в торговые компании как инструмент повышения конкурентоспособности инфраструктуры, создания новых рабочих мест.
Инвестиционная стратегия региона в конечном счете должна
обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.
Для решения этой задачи нами предложена методика, позволяющая оценить инвестиционную привлекательность, то есть перспективность развития отраслей региональной экономики, и сформулировать по отношению к ним экономическую политику, в частности инвестиционную поддержку.
Методика предусматривает выполнение следующих этапов:
1-й этап. Определяется степень важности отрасли в региональном валовом продукте, и все отрасли делят на две группы: базовые отрасли и отрасли, поддерживающие и обслуживающие базовые. При этом внутри каждой отрасли рассматриваются предприятия (компании) и их доля рынка. Выясняются возможности получения эффекта масштаба производства по каждой отрасли.
2-й этап. Установление системы показателей, которая позволяет определять эффект при вложении инвестиций в базовые отрасли.
3-й этап. Расчет мультипликатора по каждой базовой отрасли.
Например, строительство торговых сетей потребует вложение
инвестиций в строительные материалы, оборудование (мини-заводы по производству муки, хлеба, крупяных изделий, мясных и колбасных изделий, молочных продуктов и т. д.). Таким образом, вложения инвестиций в базовые отрасли позволят получать экономический и социальный эффект в сопряженных отраслях к формированию инвестиционной стратегии в регионе.
При формировании эффективной инвестиционной стратегии следует применять базовые принципы инвестирования. Основные принципы инвестирования сформулированы (в данной статье первые четыре) Гитманом Л. Дж. и Джонком . Наряду с известными нам предложены принципы инвестирования применительно к российским условиям и позволяющие получать максимальный эффект от выбора направлений инвестирования.
1. Принцип предельной эффективности инвестирования. Наступает определенный момент, когда дополнительные капитальные вложения не являются нужными для роста экономики. Из этого следует необходимость точно высчитывать оптимальный уровень объема инвестиций, чтобы не тратить понапрасну имеющиеся ресурсы.
2. Принцип комплексной оценки эффективности капи-
тальных вложений. Стоимостной анализ проекта. Но в условиях высокой инфляции не всегда является достаточным для принятия правильного решения. К тому же уровень инфляции невозможно уверенно спрогнозировать на будущие периоды, как, например, в российской экономике. В таком случае необходимо дополнять стоимостный анализ техническими и социальными оценками и расчетами с тем, чтобы выявить реальную ситуацию.
3. Принцип начальной свободы в выборе объектов инвестирования. Работа в инвестиционной сфере связана со свободой в принятии первоначального решения и выбора объекта инвестирования. При этом инвестор вступает в полосу рисков, на которой следует учитывать множество факторов, влияющих на инвестиционный проект.
4. Принцип адаптационных издержек. К адаптационным издержкам относят все издержки, которые связаны с приспособлением или адаптацией к новой инвестиционной среде. Их можно измерять как в денежном выражении, так и в объеме недовыпуска продукции.
Одним из решений данной проблемы может быть включение адаптационных издержек при расчете цены, по которой будет продаваться новая продукция. И, следовательно, необходимо подбирать такой вариант инвестирования, при котором разница между продажной ценой товара и полной себестоимостью будет максимальной при соответствующем спросе. Рыночная практика показывает, что инвестирование более эффективно тогда, когда спрос превышает предложение в большей степени, причем как можно дольше.
5. Принцип мультипликатора. Данный принцип основывается на взаимосвязи различных отраслей и производств в экономике. В наиболее упрощенном виде этот принцип можно описать таким образом: рост спроса в одной отрасли автоматически будет вызывать рост спроса в другой отрасли или нескольких отраслях, которые технологически связаны между собой. В общем виде эффективность в сопряженных отраслях может измеряться через мультипликатор по следующей зависимости:
п
Э = I М Э1 1=1
где Э — суммарный эффект от вложения инвестиций;
М — мультипликатор;
Э1 — вторичный эффект в 1-той отрасли от вложения инвестиций в базовую отрасль;
п — количество отраслей, в которых получается эффект от вложения инвестиций в базовую отрасль.
На фондовых биржах этот принцип уже давно известен и ис-
пользуется посредством вычисляемых коэффициентов корреляции между отраслями, находящимися в одной технологической цепочке. К примеру, зная такие множители для отраслей промышленности, по которым гипотетически намечается подъем котировок акций, можно заблаговременно просчитать мультипликационный эффект для отраслей, связанных с промышленностью, и соответственно наметить приобретение акций наиболее перспективных в этом отношении предприятий.
Эффект мультипликатора будет возрастать по мере снижения государственного регулирования в виде государственного контроля над промышленностью и торговлей, что ведет к росту значения таких институтов, как товарно-сырьевые и фондовые биржи.
6. Принцип прогрессирующей специализации. Регион, который определился в специализации, в дальнейшем будет углублять ее. При неверном выборе развития специализации в структуре экономики начнутся перекосы и как результат расслоение населения по доходам.
8. Принцип пропорциональности. На основе балансов материальных потоков необходимо определить те направления инвестиционной деятельности, которые обеспечат рост экспортной составляющей региона и снижение импортной составляющей. В этом случае даже при тех же технологиях эффект практически гарантирован за счет снижения транспортных издержек.
9. Принцип дифференцированного инвестирования. Инвестиционная деятельность связана с финансовыми рисками. В этой связи для снижения инвестиционных рисков необходимо рассеивание инвестиций как по формам, отраслям, так и по типам воспроизводства: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение приоритетных (базовых) отраслей.
Преодоление инвестиционного кризиса и восстановление нормального воспроизводственного процесса в стране - сложная общеэкономическая задача, которая требует максимальных совместных усилий и Центра и регионов для создания благоприятных условии инвестирования в реальный сектор.
Однако самая продуманная инвестиционная политика может дать эффект только вместе с совокупностью изменений в государственной бюджетной, налоговой, промышленной политике, и с этой точки зрения акценты должны быть смещены на федеральный уровень.
Литература:
1. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. С.1008.
2. Газета “Деловая Россия” №22 2005г.
3. . Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ
Н.С. Сусова, Московский банковский институт, руководитель центра маркетинга и развития
Значимым фактором конкурентоспособности каждого высшего учебного заведения на современном этапе является инновационный характер его деятельности, ориентация на постоянное внедрение самых актуальных и востребованных рынком тенденций.
Инновационная политика развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях. Если ранее вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вуза из режима функционирования в режим развития.
В своей политике инновационного развития каждому вузу необходимо определить, зачем и каким образом он должен развиваться в настоящее время, чтобы реализовать видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. Стратегическая инновационная политика как бы осуществляет видение долгосрочной перспективы, взгляд «из будущего в настоящее». Стратегия определяет «что изменить» и «как изменить». Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Сущность инновационной политики развития вуза состоит в предвидении изменений его научно-педагогической деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие.
Следовательно, такая стратегия должна опережать спрос на научнообразовательную деятельность.
Одной из причин снижения конкурентоспособности отдельных высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки инновационной стратегии, или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п.
В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности и перспектив и т.д.
Стратегия инновационного развития вуза должна опираться на результаты обширных исследований и фактических данных, разрабатываться с точки зрения перспектив развития вуза, а не его учредителей и формироваться так, чтобы не только оставаться целостной