УДК 330.88
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ,
КОМПЛЕКСОВ
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Мировой
экономики Дипломатической академии при МИД РФ Тебекин П.А., аспирант ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил»
Предложена иерархическая структура базовых принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента. Рассмотрены общенаучные принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента. Подробно рассмотрены принципы реализации основных функций менеджмента.
Ключевые слова: принципы, инструменты и методы менеджмента, промышленные предприятия, отрасли, комплексы.
PRINCIPLES OF FORMING TOOLS AND METHODS OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES, INDUSTRIES AND COMPLEXES
Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, Professor, honored worker of science and technology of Russian Federation, Professor
of the World economy chair, Diplomatic Academy of the MFA of Russia Tebekin P., the post-graduate student, FGBYU «Council for study ofproductive forces»
We propose a hierarchical structure of the basic principles of formation and use of tools and methods of management. We consider general scientific principles of formation and use of tools and methods of management. Discussed in detail the implementation of the principles of the basic functions of management.
Keywords: principles, tools and techniques of management, industrial enterprises, branches, complexes.
В современных условиях продолжается решение проблемы перехода отечественной экономики к инновационной модели развития. Сложность перехода к отечественной экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России приходится одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Сложность поставленной задачи обусловлена тем, что в условиях глобальной конкуренции и роста открытости экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Ключевым направлением перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста РФ является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В первую очередь это касается перерабатывающих отраслей.
Под влиянием научно—технического прогресса в перерабатывающих отраслях многократно возросла технологическая сложность и производительность предприятий, расширился спектр потребляемых ими ресурсов. Одновременно с ростом сложности инновационных технологий предприятий перерабатывающих отраслей возросла вероятность рисков использования и переработки ресурсов с точки зрения достижения желаемых результатов. Для решения проблемы эффективного развития производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, отраслей, комплексов при создании и освоении новых производственных технологий требуется адекватное развитие инструментов и методов менеджмента предприятий. Одна из проблем эффективного развития инструментов менеджмента промышленных предприятий, отраслей и комплексов связана с управлением рисками при производстве продукции радиоэлектро-ник. С одной стороны, рост вложений в технологии промышленных предприятий, отраслей и комплексов повышает качество продукции и удовлетворенность потребителей, но при этом увеличиваются затраты производителей. С другой стороны - отсутствие вложений в развитие технологий промышленных предприятий, отраслей и комплексов ведет к снижению конкурентоспособности продукции и росту недополученной прибыли, вплоть до банкротства предприятия.
Решение этой научной задачи связано с развитием инструментов менеджмента, оценкой и управлением рисков предприятий, отраслей и комплексов.
Таким образом, ускорение развития научно-технического прогресса, возрастание уровня насыщенности рынка товарами и услугами сопровождающееся ростом инвестиционной, инноваци-
онной активности предприятий, развитием инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий. При этом в условиях роста сложности, подвижности и неопределенности внешней среды предприятия возрастает роль оценки риска управления соотношением риска и доходности управленческих решений, связанных с инновационным развитием технологически сложных производств предприятий, отраслей и комплексов, инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей и комплексов.
Реализация инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей и комплексов свидетельствует о возможности совершенствования процессов использования производственных факторов, с одной стороны, и повышения эффективности управления рисками управления технологическим развитием предприятия, с другой стороны. При этом управление рисками должно рассматриваться с позиций минимизации суммарных издержек от прямых затрат и потерь от недополученной выгоды при реализации комплекса инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей и комплексов.
Несоответствие между потребностью в производственно-технологическом развитии отечественных промышленных предприятий на современном этапе и достигнутым уровнем управления рисками с использованием инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, требует дальнейшего совершенствования последних
В результате проведенных исследований уточнено понятие инструментов и методов менеджмента, раскрывающее их сущность. В данном исследовании под инструментами и методами менеджмента понимается:
совокупность универсальных и специализированных способов и приемов осуществления управленческой деятельности в экономических системах различных масштабов, форм и направлений деятельности, применяемых для выявления проблем управления, обоснования способов их решения, и реализации принятых решений в интересах достижения поставленных целей (методы менеджмента),
а также совокупность методов и моделей, обеспечивающих решение управленческих задач в экономических системах посредством применения информационно-аналитических, организационных, организационно-технических, методических и иных механизмов и (или) алгоритмов управления (инструменты менеджмента).
Для определения содержания инструментов и методов менеджмента предложено признаковое пространство их классификации по следующим характерным признакам:
- этап управления (от постановки управленческой проблемы до реализации управленческих решений);
- масштабы объекта управления (рабочее место, производственный участок, предприятие, холдинг и т.д.);
- способы принятия управленческих решений (экспертные, эконометрические, оптимизационные, имитационного моделирования и т.д.);
- охватываемый период развития экономической системы (оперативный, тактический, стратегический, перспективный);
- обслуживаемые функции менеджмента (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация и др.);
- степень универсальности решаемых задач;
- требованиям к полноте, точности и достоверности исходных данных;
- уровню оптимизации управленческих решений.
На основе проведенных исследований установлены базовые принципы формирования и реализации инструментов и методов менеджмента. Показано, что принципы формирования и реализации инструментов и методов менеджмента как основополагающие законы, положения и движущие силы управления организацией:
Общенаучные принципы менеджмента организации
Принципы основных функций менеджмента
Специализированные частные принципы менеджмента
Принципы маркетинга
Принципы планирования
Принципы организации
Принципы контроля
Принципы мотивации
Принципы стратегического менеджмента
Принципы реализации
информационных технологий управления
Принципы логистики
Принципы инновационного менеджмента
Принципы управления
Принципы инвестиционного менеджмента
Принципы риск-менеджмента
Принципы производственного менеджмента
Принципы принятия и реализации управленческих решений
Принципы антикризисного управления
Принципы управления персоналом
Принципы исследования систем управления
Принципы финансового менеджмента
Принципы бизнес-планирования и управления проектами
Принципы экологического менеджмента
Принципы учета и
Рис.1. Совокупность базовых принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента.
-определяют законы, положений и движущие силы управления ее подразделениями, группами и отдельными людьми,
- представляют собой руководящие положения, свод правил и установок для реализации управленческой деятельности, определяют основные требования к системе управления и организации процессов управления;
- отражают основные особенности устройства организации, включая структуру управления,
- формируют нормы поведения в организации и влияют на внутреннюю убежденность сотрудников в необходимости эффективного достижения целей организации.
Выявленная в процессе исследования совокупность групп принципов формирования и использования инструментов и методов менеджмента представлена на рис.1.
Таким образом, принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента условно можно иерархически разделить на три группы.
Первую группу составляют общие принципы, имеющие уни-
версальный характер, и распространяющиеся на все сферы управления организацией. Это общенаучные принципы менеджмента организации (рис.1).
В качестве таких принципов следует рассматривать принципы, базирующиеся на принципах научного управления А. Файоля1 (табл.1).
Вторую группу составляют функциональные принципы, которые также носят универсальный характер, но в пределах определенной управленческой функции. В качестве таких принципов следует рассматривать принципы планирования, организации; мотивации и контроля, описанные Г. Кунцем и С. О'Доннелом2, дополнив их принципами функции маркетинга (табл.2).
Рассмотрим подробнее функциональные принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента.
Среди принципов философии маркетинга в отношении запросов потребителей (табл.2) выделяются:
- принцип фокусировки ресурсов, означающий сосредоточение
Таблица 1. Общие принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента
№ Название принципа Содержание принципа
1 Принцип разделения труда (специализации) Направлен на создание инструментов и методов менеджмента, реализующих регламенты специализации видов производственной деятельности для достижения желаемого уровня качества и производительности труда.
2 Принцип уравновешивания власти и ответственности Связан с созданием инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих баланс между правом отдавать руководящие указания и ответственностью за их потенциальные последствия.
3 Принцип дисциплины Подразумевает создание инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих соблюдение принятых в организации правил на всех иерархических уровнях посредством применения руководством для поддержания дисциплины адекватных рычагов управления персоналом, обеспечивающих эффективную работу сотрудников в интересах организации.
4 Принцип единоначалия Направлен на создание инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих реализацию связей по которым каждый сотрудник получает непосредственные указания только от одного руководителя и только перед ним отчитывается, что исключает распыление усилий сотрудников.
5 Принцип единства действий Подразумевает создание таких инструментов и методов менеджмента, которые обеспечивают формирование единых планов для каждого коллектива сотрудников, подчиненных достижению единой цели организации.
6 Принцип обеспечения единства действий Связан с созданием инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих поддержание такой иерархии интересов при которой интересы организации всегда будут выше интересов отдельных сотрудников или их групп.
7 Принцип вознаграждения персонала Направлен на создание инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих реализацию механизмов справедливого стимулирования труда сотрудников в интересах эффективного достижения целей организации.
8 Принцип централизации Подразумевает создание инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих наиболее целесообразный уровень концентрации власти в организации, обеспечивающей наибольшую эффективность управления
9 Принцип рациональной иерархии Связан с созданием инструментов и методов менеджмента, обеспечивающих иерархически рациональную организацию управления предприятием
10 Принцип обеспечения должно порядка Направлен на создание таких инструментов и методов менеджмента, при которых совокупность рабочих места сотрудников организации будет представлять собой гармоничную систему, а каждое рабочее место будет самодостаточным пунктом производства.
11 Принцип справедливости Предполагает создание таких инструментов и методов менеджмента, которые способны обеспечить уважение и справедливое отношение руководителей всех уровней организации к сотрудникам, основанное на сочетании доброты и правосудия. Такое отношение призвано вызвать ответную позитивную реакцию сотрудников к руководителям и повысить эффективность их совместной работы на благо организации.
12 Принцип стабильности персонала организации Связан с созданием таких инструментов и методов менеджмента, которые обеспечивают стабильность кадрового состава персонала. Управленческие механизмы, минимизирующие текучку кадров в организации, способствуют росту сосредоточенности сотрудников на качественном выполнении своей работы, повышению квалификации сотрудников, росту эффективности их взаимодействия, накоплению интеллектуального капитала предприятия (навыков, знаний и умений сотрудников).
13 Принцип развития инициативы Направлен на создание инструментов и методов менеджмента, предоставляющие и стимулирующие возможности проявления сотрудниками личной инициативы, направленной на повышение эффективности работы сотрудников.
14 Принцип развития корпоративного духа Предполагает создание таких инструментов и методов менеджмента, которые способны обеспечить повышение уровня сплочённости сотрудников организации в интересах повышении эффективности ее деятельности на основе силы единства.
1 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002. — 701 с.
Таблица 2. Функциональные принципы формирования и использования инструментов и методов менеджмента
№ Группа принципов Подгруппа принципов
1 Принципы маркетинга Принципы философии маркетинга в отношении запросов потребителей
Принципы формирования рыночной стратегии
Принципы тактики маркетинга
2 Принципы планирования Принципы, определяющие цели и характер планирования
Принципы, определяющие структуру планов
Принципы реализации процесса планирования
3 Принципы организации Общие принципы организации
Принципы организационной динамики
Принципы рациональности организации
4 Принципы контроля Принцип соответствия контроля стратегии предприятия
Принцип результативности контроля
Принцип системности контроля
Принцип адаптивности контроля
Принцип рациональности контроля
5 Принципы мотивации Принципу становления четких целей и задач
Принцип увязки оценок достижения целей и вознаграждения
Принцип гласности
Принцип создания благоприятной среды для эффективной работы
Принцип рационального сочетания материальных и нематериальных методов стимулирования
Принцип учета личностных качеств работников
Принцип использования преимущественно положительных стимулов
усилий деятельности организации в избранных рыночных сегментах на создании такой продукции (товаров, работ, услуг), которые наиболее востребованы потребителям;
- принцип восприятия качества продукции как меры удовлетворения потребности потребителей, означающий, что с одной стороны, что некачественные товары не могут удовлетворить запросы потребителей. С другой стороны, функционально ненужные товары не могут быть восприняты потребителями как качественные. При этом сравнение схожей продукции по качеству, связано с оценкой качественных отличий с позиций их значимости (полезности) для потребителя;
- принцип рассмотрения потребностей в широком смысле предполагает изучение потребностей за рамками стереотипных способов их удовлетворения. Потребителю при выборе продукции важен конечный результат. Например, ему нужен не секатор как таковой, а возможность получить красиво подстриженные кусты;
- принцип учета затрат потребителей означает ориентацию производителя на сокращение суммарных затрат потребителя на удовлетворение определенной потребности и учет этого фактора при ценообразовании: цена производителя не должна доминировать над ценой потребителя;
- принцип ориентации на формирование спроса потребителей означает, что методы формирования спроса, основанного на анализе скрытых потребностей, должны преобладать над методами реактивного удовлетворения очевидных запросов потребителей (методами отстающего следования за спросом).
Среди принципов формирования рыночной стратегии маркетинга выделяются:
- принцип ориентации на долгосрочную перспективу, означающий ориентацию при формировании маркетинговой стратегии предприятия на наиболее перспективные (в т.ч. прорывные) рыночные направления в долгосрочной перспективе3;
- принцип комплексности решения маркетинговых проблем, предполагающий использование комплексного подхода, взаимоувязки проблем исследования рынка, и вариантов их решения с использованием инструментов и методов маркетинга.
Среди принципов тактики маркетинга следует выделить:
- принцип непрерывного анализа рыночной информации, означающий необходимость постоянного сбора, обработки и анализа информации о состоянии рыночной конъюнктуры;
- принцип многофакторности прогнозных оценок, предполагающий взвешенный учет различных вариантов прогнозов развития рынка, основанных на мульти факторных оценках;
- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении, означающий, что оптимизация сочетания методов централизации и децентрализации в управлении должна производиться с учетом максимального приближения центра при-
нятия маркетинговых управленческих решений к потребителю;
- принцип ситуационного управления, предполагающий, что реализация управленческих решений на основе маркетинговых исследований должна осуществляться не только на основе принятых планов, но и с учетом текущих изменения рыночной ситуации, не дожидаясь регламентированных сроков корректировки планов.
Среди принципов, определяющих цели и характер планирования, выделяются:
- принцип содействия планов достижению целей организации, означающий, что целью всех планов организации - от общих до частных (производных) должны быть направлены на облегчение процессов достижения целей организации за счет реализации предварительно продуманной последовательности мероприятий, имеющих сроки и рубежные показатели их исполнения;
- принцип обеспечения эффективности планирования, означающий, что формирование планов должно осуществляться с учетом обеспечиваемой степени достижения целей организации, с одной стороны, и с учетом издержек и нежелательных для организации последствий, сопутствующих рассматриваемому варианту плана, с другой стороны;
- принцип первичности планирования, означающий, что процесс планирования должен быть первым управленческим действием (отправной точкой), обеспечивающим выполнение всех других управленческих функций организации. При этом, если рассматривать маркетинговые исследования как источник формирования планов организации, то этим исследования также предшествует формирование плана их проведения.
Среди принципов, определяющих структуру планов (табл.2), выделяются:
- принцип актуальности планов, означающий, что формируемые планы должны включать наиболее значимые для данного периода развития организации мероприятий, обусловленных развитием рынка и характером решаемых задач;
- принцип гармонизации плановых предположений, означающий, что чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием деятельности предприятия, опираются на согласованные плановые предположения развития отдельных подразделений, вникая в особенности их содержания, тем более скоординированным будет план деятельности предприятия в целом4;
- принцип иерархического структурирования планов, который утверждает, что эффективность планов развития предприятия определяется учетом и взаимной увязкой в формируемых планах миссии, концепции, политики, стратегии и тактики деятельности предприятия;
- принцип временного согласования планов, означающий, что планы предприятия должны представлять собой систему взаимоувязанных по времени программ, планов и мероприятий, в которой
завершение одних этапов деятельности связано с формированием базы для эффективной реализации последующих этапов деятельности.
Принципы реализации процесса планирования (табл.2) включают:
- принцип учета при планировании ограничивающих факторов, означающий, что при формировании и оценке вариантов планов должны быть учтены факторы, ограничивающие их реализацию, с одной стороны. С другой стороны, в процессе планирования основное внимание должно быть уделено тем факторам, которые являются наиболее значимыми, критичными для достижения целей организации;
- принцип обеспечения выполнения взятых обязательств, означающий, что планирование должно формировать такой комплекс мероприятий, выполняемых за заданный промежуток времени, который обеспечит выполнение обязательств, связанных с определенным управленческим решением;
- принцип гибкости планов, означающий, что чем большую гибкость действий могут обеспечить планы, тем меньше вероятность негативных последствий деятельности предприятий, обусловленных наступлением неожиданных рыночных изменений. При этом затраты на обеспечение гибкости планов не должны быть выше, чем те преимущества, которые они способны обеспечить;
- принцип навигационных изменений планов, означающий, что планы как регламенты, связанные с реализацией управленческих решений в будущих периодах, должны периодически сверяться с фактически происходящими событиями и при необходимости корректироваться в интересах обеспечения эффективности достижения поставленных целей.
Среди общих принципов организации как инструментов менеджмента (табл.2) выделяются:
- принцип достижения организационных целей, который подразумевает учет при формировании организационных структур организации их вклада в достижение поставленных целей развития организации;
- принцип формирования структуры, адекватной реализуемым процессам, предполагающий построение рациональной иерархической организационной структуры управления, обеспечивающей четкую регламентацию выполнения процессов по заранее определенным специализированным функциям;
- принцип формирования желаемого организационного поведения, который означает, что выбор способа организации деятельности должен быть связан с реализацией организационного поведения за счет рационального его регулирования, обеспечивающего эффективное выполнение предписанных отдельным сотрудникам и группам функций;
- принцип соответствия организационной структуры и системы управления, означающий, что формирование структуры и организация работы, как отдельных подразделений, так и предприятия в целом должна быть гармонизирована с избранной системой управления организацией5;
- принцип обеспечения развития, означающий, что организационная структура и процессы деятельности организации должны формироваться с учетом ожидаемых рыночных изменений на основе тщательно продуманной, заранее обоснованной и детально спланированной схемы развития;
- принцип концентрации усилий на главных направлениях организационного совершенствования, означающий, что для повышения эффективности деятельности предприятия должны быть выбраны наилучшие инструменты организационного совершенствования, включая: рационализацию формальных структур, организацию процессов производства, организацию целесообразных кадровых перемещений и т.д.
Среди принципов организационной динамики как инструментов менеджмента (табл.2) выделяются:
- принцип преемственности, который означает, что организа-
ция деятельности предприятия требует глубокого и всестороннего изучения качества обоснования и форм реализации основных идей, концепций и походов деятельности, сформированных в прошлых периодах с точки зрения ретроспективного анализа, современных реалий, ожидаемых тенденций развития рынка и целей развития предприятия в будущем. При этом теоретический и практический опыт предшествующего развития организации следует рассматривать не с формальной точки зрения по бинарной схеме «абсолютно верно/абсолютно неверно», а с точки зрения законов диалектики о всеобщей связи развития процессов и явлений, требующих детального анализа, как положительного опыта развития, так и ошибок (вынужденных и невынужденных). Учет позитивного опыта развития предприятия и принятие мер по локализации прошлых ошибок в организации деятельности, направленной на реализацию новых управленческих концепций, планов и программ развития предприятия обеспечивает реализацию принципа преемственности в организации деятельности;
- принцип комплексности (организационной целостности), который означает, что организация и управление деятельностью предприятия должны рассматриваться в трёх измерениях: объектном пространстве, субъектном и предметном. В объектном измерении организация деятельности предприятия рассматривается во взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой, в которой существует достаточное количество предприятий-контрагентов и предприятий-конкурентов. В субъектном измерении при организация деятельности предприятия рассматривается с позиций реализации горизонтальных, вертикальных и наклонных связей менеджмента предприятия и персонала исполнительского уровня, определяющих эффективность внутреннего взаимодействия, корпоративный дух и культуру предприятия. В предметном пространстве на внутрифирменном уровне осуществляется дифференцированный подход, базирующийся на оценках фактических результатах деятельности отдельных сотрудников, групп, подразделений и предприятия в целом;
- принцип верификации (последовательной убежденности в истинности стратегического направления развития организационной динамики), предполагающий теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение основных идей, концептуальных подходов к развитию организационной динамики при реализации как стратегических, так и тактических планов предприятия. При этом степень соответствия практических результатов теоретическим посылам предопределяет основные положения стратегии организационного развития предприятия и реализации его бизнес-процессов. Таким образом, принцип верификации лежит в основе экспериментальной проверки разрабатываемых теоретических подходов (проектов и программ) организационной динамики;
- принцип амбивалентности, который предполагает учет двойственности (противоречивости) реализуемых процессов организационной динамики, сопровождающих развитие производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Принимаемые управленческие решения, связанные с организационной динамикой, при всей условности их оптимальности, должны обладать максимальным количеством плюсов и минимальным количеством минусов;
- принцип соответствия целей и ресурсов предприятия означает необходимость в организационной динамике предприятия обеспечения ресурсами стратегических, тактических и оперативных целей организации, с одной стороны, и формирование этих целей с учетом возможностей обеспечения ресурсами, с другой стороны;
- принцип соответствия распорядительства и подчинения, означающий установление в рамках организационной динамики порядка взаимодействия, при котором любой сотрудник предприятия, при выполнении конкретных заданий может быть одновременно подчинён нескольким функциональным руководителям, но на постоянной основе подчиняется лишь одному линейному руководителю6.
Среди принципов рациональности организации как инструментов менеджмента (табл.2) выделяются:
2 Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981.
3 Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2015. - 333с.
4 Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014 - 384с.
5 Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2011. - 424с.
6 Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2015. - 182с.
7 Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2015. - 223.
8 Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: Кнорус, 2008. - 624с.
- принцип эффективности производства, означающий стремление к достижению максимального отношения результатов производства к затратам на достижение указанных результатов;
- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении производством, который предполагает, что руководители всех уровней управления предприятием должны рационально сочетать распорядительное администрирование, коллегиальность управления, динамично смещать центры принятия по иерархической лестнице и в функциональных плоскостях исходя из множества объективных внешних условий и внутренних возможностей;
- принцип прямоточности, означающий организацию производственных процессов таким образом, чтобы обеспечить минимум (а в идеале исключить) движений предметов труда в сторону предшествующих производственно-технологических операций с целью устранения недоработок, что требует рационализацию производственных и управленческих операций в соответствии с требованиями соблюдения технологий и гарантированном качестве выпускаемой продукции;
- принцип ритмичности, означающий обеспечение должной планомерности осуществления производственно-хозяйственной деятельности на «крейсерской скорости», соответствующей уровню развития технологий и организации функционирования предприятия, исключающие серьезные перепады в интенсивности деятельности от периодов «затишья» до периодов «аврала»;
- принцип синхронизации, который предполагает поддержание необходимого уровня одновременности (синхронности) восстановления производственно-технологических операций, включая быструю локализацию возможных рассогласований по времени (асинхронности) выполняемых операций.
Среди принципов контроля как инструментов менеджмента (табл.2) выделяются:
- принцип соответствия системы контроля стратегии организации, означающий, что осуществляемый на предприятии контроль деятельности должен быть направлен на стратегические приоритеты и охватывать основные области функционирования предприятия, что должно быть отражено в регламентах контроля системы стандартов качества предприятия;
- принцип результативности контроля, который обеспечивается правильным выбором контрольных точек, технологий и инструментов контроля, адекватных характеристикам объекта контроля;
- принцип системности контроля, означающий, что контрольные функции должны охватывать все направления деятельности предприятия, находящиеся во взаимосвязи. Это позволит при изменении функционирования одних подразделений предприятия проконтролировать влияние изменений на другие подразделения;
- принцип адаптивности системы контроля, отражающий способность этой системы оперативно подстраиваться под изменения, трансформирующие требования к объектам и параметрам контроля, под влиянием изменений, происходящих как на предприятии, так и во внешней рыночной среде7. Последние изменения могут инициировать изменения требований к системе контроля, касающиеся стандартов контроля, технологий и инструментов осуществления контроля;
- принцип рациональности контроля, означающий, что суммарные издержки, связанные с затратами всех видов ресурсов на контроль, с одной стороны, и упущенная выгода, обусловленная недостаточностью мер контроля, с другой стороны, должны быть минимальны.
Действительно, излишний контроль - это не только дополнительные финансовые затраты на контрольно-измерительное оборудование, персонал, средства обработки результатов контроля, и затраты времени, но и снижении мотивации производственного персонала, который испытывает негативные эмоции от чрезмерного контроля, часто расценивая его как акт недоверия к уровню его профессиональных компетенций.
Недостаточный же уровень контроля, с одной стороны, ведет к очевидным потерям, связанным с не выявлением дефектов продукции, сопряженным не только с неэффективным расходом производственных ресурсов, но и с возможными штрафными санкциями к предприятию. С другой стороны, недостаточный уровень контроля, влечет за собой и упущенную выгоду от не выявленных резервов производства и/или возможностей целесообразных изменений.
- принцип экономичности контроля, означающий, что полно-
ценное решение задач контроля должно быть связано с наиболее эффективными с точки зрения затрат технологиями контроля, поскольку затраты предприятия, включая затраты на контроль, в конечном итоге сказываются на прибыли предприятия.
Среди принципов мотивации как инструментов менеджмента (табл.1.2) выделяются:
- принцип постановки работникам четких целей и понятных задач. Именно знание сотрудником своих целей и задач, и понимание этого места в целях и задачах предприятия мотивируют человека принести пользу организации и получить желаемый результат в работе, которую он выбрал;
- принцип увязки уровня достижения сотрудником требуемых результатов деятельности и его вознаграждения за выполненную работу, определяемого по известным и понятным сотруднику критериям оценки, отражающим характер его устремлений исходя из теории ожиданий;
- принцип гласности, позволяющий реализовать мотивирующий фактор уже самим актом оглашения сотрудникам результатов работы. Он не только формирует дух состязательности, но и служит публичным пояснением различий в оценках работы сотрудников, что помогает локализовать как открытое, так и скрытое неприятие результатов оценки, вызванное при отсутствии объяснений результатов оценки чувствами обиды и несправедливости у отдельных сотрудников;
- принцип создания благоприятных условий для эффективной работы сотрудников, означающий формирование комфортных условий, привлекательной среды, здорового климата для проявления сотрудниками своих профессиональных способностей и качеств8;
- принцип рационального сочетания материальных и нематериальных инструментов мотивации, позволяющий максимально и пропорционально охватить комплекс потребностей сотрудников;
- принцип учета при мотивации персональных качеств сотрудников, включая учет их способностей, системы ценностей, особенности восприятия, и других индивидуальных характеристики, позволяющие подобрать им наиболее подходящие работы, при выполнении которых эти сотрудники принесут наибольшую пользу организации;
- принцип приоритета позитивных стимулов, означающий, что использование преимущественно положительных инструментов мотивации обеспечивает гораздо более высокий созидательный эффект, нежели упреки со стороны руководителей и штрафы сотрудников, которые приводят к напряженной обстановке в трудовом коллективе, к страху и нежеланию сотрудников брать на себя инициативу и ответственность за те или иные решения, к скрытию сотрудниками негативных фактов производственной деятельности. В конечном итоге тейлоровская система негативных стимулов может привести к потере предприятием ценных сотрудников. В то время как позитивные стимулы воодушевляют сотрудников, раскрывают их потенциал и способствуют раскрытию их лучших качеств.
Специализированные(частные) принципы менеджмента, состав которых представлен на рис.1, являются наиболее динамично развивающимися, как и сам прикладной менеджмент, и требуют отдельного рассмотрения.
Таким образом, в данном исследовании систематизированы принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов, представленные в виде трехуровневой структуры, а также описаны первые два из указанных уровней: общенаучный и функциональный.
Литература:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.
2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. 3-е издание. Москва: Экономиста, 2005. -528с.
3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 600 с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
5. Гончаров, В. И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие - М.: Дека, 2006. -112 с.
7. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный
анализ управленческих функций. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981
8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента: реферат-дайджест. М.: 2002.
9. Мидюк О.Н., Горьканова Л.В. Теория управления. - Оренбург: ОГУ, 2005. - 31с.
10. Тебекин А.В. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014 - 384с.
11. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт,
2015. - 333с.
12. Тебекин A^. Управление персоналом. - М.: Кнорус, 2008. - 624с.
13. Тебекин A^., Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2011. - 424с.
14. Тебекин A^., Тебекин ПА. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2015. - 223.
УДК 33
ЛИЗИНГ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Гореликов К.А., к.э.н, доцент, профессор кафедры ЭТ и МЭ Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Дмитриев А.Г., к.э.н., доцент кафедры ОМ Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Клейменов А.А., преподаватель кафедры организационного менеджмента, Московский финансово-промышленный университет
«Синергия», e-mail: alex-i-on@mail.ru Ленков И.Н., к.э.н, доцент кафедры ФРиВО Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
В статье отмечается, что в условиях сдержанных прогнозов роста отечественной экономики роль проектного финансирования является одной из наиболее актуальных форм кредитования, которая чаще используется для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. В статье рассматривается финансировании в системе специализированного кредитования, выявление его существенных особенностей, также рассматривается статистические и аналитические показатели лизинга в проектном финансировании.
Ключевые слова: лизинг, леверидж-лизинг, финансовый лизинг, проектное финансирование, лизингодатель, лизингополучатель.
LEASING AS A PROMISING DIRECTION IMPLEMENTATION OF THE PROJECT
FINANCING
Gorelikov K., Ph.D., assistant professor, professor of the ET&ME chair, Moscow Financial-Industrial University «Synergy» Dmitriev A., Ph.D., assistant professor of the OM chair, Moscow Financial-Industrial University «Synergy» Kleymenov A., lecturer of the Organisational management chair, Moscow Financial-Industrial University «Synergy», e-mail: alex-i-on@mail.ru Lenkov I., Ph.D., assistant professor of the FR&VO chair, Financial-Industrial University «Synergy»
The article notes that in a moderate growth forecasts domestic economy, the role ofproject financing is one of the most relevant forms of credit, which is more commonly used for large-scale investment projects. The article deals with the financing of the system of specialized lending, revealing its essential features, is also considered statistical and analytical indicators of leasing in project financing.
Keywords: leasing, leverage leasing, financial leasing, project financing, lessor, lessee.
В последнее десятилетие область применения проектного финансирования становится универсальной, поскольку используется не только для реализации наиболее крупномасштабных и долгосрочных в исполнении объектов, но и активно востребована для проведения сделок с относительно небольшой инвестиционной емкостью средними и даже малыми предприятиями. Как видно, поводов более чем достаточно, чтобы разобраться в сути проектного финансирования и, что для нас принципиально важно, выяснить его место и роль в лизинге [1].
Во многих литературных и научных источников можно встретить указание на то, что лизинг является одним из инструментов проектного финансирования. Однако ни в зарубежных, ни в отечественных источниках пока не говорилось о том, какие модели лизинга следует при этом использовать (финансовый, оперативный, леверидж-лизинг, возвратный лизинг, hire purchase и др.) и на каких условиях. Отсутствие концептуального подхода в этом вопросе порождает целый ряд теоретических, методологических и практических проблем. Поэтому требуется выяснить, как соотносятся между собой теория проектного финансирования и теория лизинга.
Важно иметь представление о том, какие финансовые инструменты и в каком режиме целесообразно привлечь для успешной реализации проектов, таких как: синдицированное кредитование, секьюритизацию лизинговых активов; необходимо выяснить, какие следует использовать механизмы страхования рисков, возникающих в сделках проектного финансирования с использованием лизинга.
Ключевым в данной статье станет слово «проект», понятийная нагрузка которого имеет много трактовок. В целях настоящей публикации будем придерживаться соображения, содержащегося в международном стандарте управления проектами - «A Guide to the Project Management Body of Know ledge», которое предусматривает, что проект - это временное предприятие, предназначенное создания уникальных продуктов, услуг или определенных результатов в обусловленные сроки [2].
Соответственно, проектное финансирование - это инструмент, необходимый для реализации проекта. Понятие «проектное финансирование» многие специалисты трактуют по-разному, но стоит отметить, что ключевой целью проектного финансирования является создание нового производства, состоящего из имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, или глубокая модернизация действующего производства с аналогичными характеристиками, которая предполагает, что действующее производство существенно увеличилось. Важным, но не определяющим фактором является участие в проекте 8РУ. Наличие 8РУ обусловлено целесообразностью минимизации рисков, как инициаторов проекта, так и инвесторов (Рис.1).
Перечень участников лизинга может оказаться достаточно длинным. Многое здесь зависит от сложности проекта, механизма его структурирования, системы формирования договорных отношений.
Пристальное внимание к практической значимости проектного финансирования в нашей стране отразилась в частоте проводимых тематических мероприятий с участием представителей науки и практикующих специалистов. Стоит отметить, что на сегодняшний день лизинговая деятельность имеет большую брешь в российском законодательстве, точнее затяжки с принятием профильного закона, регулирующего проектное финансирование в стране.
Это отражается на практикуемом использовании зарубежных правовых актов при оформлении сделок с участием российских компаний. Отсутствие понятного и прозрачного правового поля затрудняет взаимодействие сторон в установлении отношений, связанных с проведением сделок проектного финансирования.
Лизинг является одним из эффективных инструментов, способствующих реализации крупно масштабных сделок, многие из которых могут быть осуществлены в режиме проектного финансирования, так как позволяет:
■ участникам проекта осуществлять экономию по налогу на иму-