Научная статья на тему 'Принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию'

Принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИП КОГЕРЕНТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ / ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ / МАЗ[АБ / ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ASTER / INTERCULTURAL COMMUNICATION / THE PRINCIPLE OF COHERENCE / THE PRINCIPLE OF EFFECTIVENESS / THE DIALOGIC PRINCIPLE / THE PRINCIPLE OF TOLERANCE / THE PRINCIPLE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оксентюк Галина Сергеевна

Освещены принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию. В современных условиях стремительно глобализующегося мира, реализации основных идей Болонского процесса, развития академической мобильности готовность магистров к деловому межкультурному взаимодействию является гарантом их успешного профессионального становления в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оксентюк Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES DEVELOPING THE MASTER’S READINESS FOR INTERNATIONAL BUSINESS COMMUNICATION

This article highlights the principles developing the master’s readiness for international business communication. Nowadays in rapidly globalizing world, putting the Bologna Process ideas into practice, the development the academic mobility and the readiness of masters to the business intercultural interaction is the guarantee of their successful professional development in the future.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317). Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 114-116.

Г. С. Оксентюк

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ К ДЕЛОВОМУ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Освещены принципы формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию. В современных условиях стремительно глобализующегося мира, реализации основных идей Болонского процесса, развития академической мобильности готовность магистров к деловому межкультурному взаимодействию является гарантом их успешного профессионального становления в будущем.

Ключевые слова: магистр, межкультурное взаимодействие, принцип когерентной направленности, принцип целесообразности, принцип диалогичности, принцип толерантности, принцип профессионально-личностной направленности.

Не вызывает сомнений тот факт, что в современных условиях жёсткой профессиональной конкуренции необходимость соответствия основным предъявляемым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рынка труда, общества, оказывает существенное влияние на процесс подготовки магистра, способного эффективно выступать на рынке труда.

Кроме того, в условиях стремительно протекающих во всех сферах общественной жизни интеграционных процессах, предъявляются всё более высокие требования к личностным и профессиональным качествам магистров, а следовательно, и к работе высших учебных заведений, занятых их профессиональной подготовкой. Магистры должны быть готовы осуществлять профессиональную деятельность не только в своей родной языковой среде, но и уметь устанавливать контакты с зарубежными коллегами, поскольку степень магистра свидетельствует о наличии у выпускника высшей школы компетенций, присущих работнику, занятому интеллектуальным трудом. Поскольку, выпускник, обладающий магистерской степенью, обязан ориентироваться во всех новейших разработках, касающихся сферы его профессиональных и научных интересов, он должен не только владеть иностранным языком, но и быть готовым осуществлять профессиональную коммуникацию.

В связи с этим представляется важным отметить современную тенденцию, заключающуюся в отмене социально-культурных и образовательных барьеров, позволяющую тем самым отождествить российскую и европейскую системы образования, а также стремление России к мировым стандартам и эквивалентности высшего образования.

Не вызывает сомнения тот факт, что российская система педагогического образования, ориентированная сегодня государством на реализацию европейских договоренностей в рамках Болонского процесса, призвана стимулировать мобильность обучающихся отечественных вузов в освоении мировой культуры. Но при этом выпускники высших учебных заведений России, несмотря на достаточно глубокие теоретические знания и практический опыт, полученные во время учёбы, сегодня остро нуждаются в готовности и умении установления деловых контактов с их зарубежными коллегами.

Успешному решению данных задач, по нашему мнению, во многом способствует сформированная у них готовность к деловому межкультурно-му взаимодействию.

Данная готовность открывает магистрантам перспективы участия в различных международных стажировках, программах обмена, интернациональных проектах и семинарах, а также вступления в профессиональные контакты с зарубежными коллегами [4].

В целях повышения эффективности процесса формирования заявленного вида готовности эффективным, на наш взгляд, является применение следующих принципов:

— когерентной направленности;

— целесообразности;

— диалогичности;

— толерантности;

— профессионально-личностной направленности.

Принцип когерентной направленности предполагает, что формирование готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию должно преследовать достижение целей национальной системы образования, но при этом

учитывать основные тенденции развития мирового образования.

Современный этап развития российского образования характеризуется рядом глобальных изменений, основными среди которых являются: вхождение России в единое образовательное и информационное пространство и связанное с этим реформирование образования, интернационализация образовательных программ, развитие академической мобильности студентов и т. д. [2].

Таким образом, под когерентной направленностью процесса формирования готовности к деловому межкультурному взаимодействию мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой учитывается взаимосвязь родной и иноязычной культур, их взаимопроникновение, в результате чего происходит взаимообогащение культур, так необходимое современному поликультурному обществу, развивающемся в условиях глобализации многих процессов человеческой жизнедеятельности, включая образовательную сферу.

Принцип целесообразности предполагает, что выбор форм и методов формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию в образовательном процессе должен определяться ориентацией на их профессиональный рост.

Согласно данному принципу, в процессе формирования готовности магистров педагогического образования к деловому межкультурному взаимодействию должны использоваться такие формы и методы, которые позволят наилучшим образом подготовить магистров не только и не столько к межкультурному взаимодействию, сколько к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности. Одной из таких форм обучения является создание меж-культурной интерактивной среды, средством формирования которой является использование методов активного обучения, таких как: дискуссия, кейс-стади, брейнсторминг, межкультурные игры и др.

Принцип диалогичности предполагает использование в учебном процессе таких приёмов и методов обучения, которые способствовали бы созданию диалоговой среды, стимулирующей формирование готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию.

Данный принцип ориентирован на работу в условиях обмена мыслями, информацией, знаниями в ходе решения коммуникативно-познавательной

задачи в различных моделях межличностного взаимодействия в межкультурном контексте. Это означает, что процесс формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию должен протекать в условиях, приближённых к условиям реального межкультурного взаимодействия.

Принцип диалогичности предполагает такую организацию учебного процесса, в рамках которой магистрант был бы не столько объектом обучающих воздействий, сколько субъектом своей деятельности.

По нашему мнению, в целях формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию, на занятиях следует применять групповые формы работы, межкультурный тренинг, адаптационно-культурологические этюды, которые изначально основаны на идее диалогичности. Они предполагают активное участие каждого магистранта в процессе обучения и готовят его, в конечном итоге, к деловому межкультурно-му взаимодействию.

Принцип толерантности предполагает ориентацию в процессе формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию на такие качества личности, как уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность проявляется внешне в самообладании, способности не реагировать резко агрессивно на непривычные проявления чужой культуры. Кроме того, она является одним из залогов успешного межкультурного взаимодействия. В основе толерантности лежит способность участников межкультурного взаимодействия адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из неё — с другой.

Мы согласны с Н. Д. Гальсковой в том, что в целях формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию необходимо развивать у них следующие свойства личности:

- способность видеть общность людей, принадлежащих к разным социумам, и их специфические особенности, обусловленные национальными факторами;

- способность понимать и принимать различия и общность в разных моделях действительности, в мироощущениях, специфике поведения (в том числе и речевого) представителей иных культур;

- готовность использовать иностранный язык как средство общения при каждой встрече с его носителями и потребность изучать его самостоятельно [1].

По нашему мнению, эффективными методами формирования толерантности являются: кейс-стади, участие в онлайн-конференциях, межкуль-турный тренинг, дискуссии, межкультурно-ори-ентированные игры и др.

Принцип профессионально-личностной направленности ориентирован на формирование и развитие способности магистра устанавливать связи между знаниями, получаемыми в ходе изучения теоретических основ межкультурного взаимодействия, применением их в ходе осуществления профессиональной деятельности, а также личностными интересами.

Следовательно, весь процесс формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию должен ориентироваться на личные интересы обучающихся и готовить их к последующему эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Мы согласны с идеями А. В. Барабанщикова, С. Я. Батышева, А. А. Вербицкого в том, что принцип профессионально-личностной направленности включает в себя два компонента, которые необходимо рассматривать в их единстве и взаимообусловленности:

1. Введение в содержание обучения профессионально и личностно значимого материала при условии сохранения логической целостности учебного предмета.

2. Введение в содержание учебного предмета профессионально и личностно значимых умений [3].

Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что процесс формирования готовности магистров к деловому межкультурному взаимодействию с опорой на вышеназванные принципы будет максимально эффективным.

Таким образом, используя перечисленные принципы как основу формирования вышеназванной готовности, по нашему мнению, создаётся базис для развития мотивационной сферы магистров, так как только специалист, внутренне готовый и желающий осуществлять свою профессиональную деятельность, может достигнуть в ней высоких результатов. Участвуя в специально организованном учебном процессе с использованием интерактивных методов обучения, таких, как кейс-стади, онлайн-конференции, веби-нары и др., магистрант включается в мотивационно-направленное профессиональное поле деятельности.

Следует отметить, что использование в процессе подготовки магистров к деловому меж-культурному взаимодействию таких принципов, как принцип когерентной направленности, целесообразности, диалогичности, толерантности и профессионально-личностной направленности, может не только повысить эффективность данного процесса, но и внести существенный вклад в профессиональное становление магистров.

Список литературы

1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М. : Аркти-Глосса, 2008. 165 с.

2. Гуляева, И. Ю. Границы приватного и публичного в межкультурной коммуникации: встреча немецкой и российской культур в рамках организации / И. Ю. Гуляева // Журн. социологии и социал. антропологии. 2011. Т. XIV, № 1. С. 133-147.

3. Моделирование профессиональной деятельности в системах практических занятий : учеб. пособие / под науч. ред. С. Л. Смирновой. СПб., 2004. 156 с.

4. Handbook of Intercultural Training. London, 2010. P. 279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.