- железнодорожного транспорта.
Как было отмечено выше, проектируемая территория в ранее разработанных материалах территориального планирования была предназначена для размещения промышленного парка. Исходя из этого при проектировании были использованы рекомендации японского института Номура, изучался опыт проектирования индустриальных парков американских, японских и смешанных моделей. Особое внимание было уделено изучению таких индустриальных парков, как научного парка «София Анти-полис» (Франция), Монреальского технопарка, проектированию инновационных центров Германии, технопарка Квебек-Сити в Канаде и др. Следствием явилось запроектированная хорошо развитая транспортная инфраструктура - автомобильные и железные дороги, хорошо развитая инженерная инфраструктура, ясная и понятная в управлении схема организации участков, наличие общественной зоны с такими объектами, как общественный центр, поликлиника, центр торговли и бытового обслуживания.
В заключение хочется добавить, что проблема регламентации градостроительной деятельности характерна для всех территорий опережающего социально-экономического развития на всей территории Российской Федерации. В данной статье внимание обращено к проблеме отсутствия нормативных документов территориального планирования и градостроительного зонирования для территорий, на которых осуществляется особый порядок ведения градостроительной деятельности, а также привлечено внимание к различным факторам (природным и социально-экономическим), влияющим на регламентацию. На сегодняшний день агломерации юридически не являются объектами градостроительного проектирования (хотя на практике профессиональные градостроительные организации выделяют их в схемах территориального планирования). Но поскольку организация-заказчик уполномочена регулировать градостроительную деятельность на ТОСЭР, ей вполне логично иметь такой градостроительный документ, согласованный с краевыми и местными органами, позволяющий бесконфликтно решать все вопросы планировки и землепользования на подведомственных территориях.
Список литературы / References
1. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона, 2016. № 2. С. 569-585.
2. Масюк Н.Н., Каранцева А.Е., Бушуева М.А. Дальний Восток России: синергия кластеров и территории опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение, 2015. № 13. С. 182-187.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРИБРЕЖНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ Брусова Д.С. Email: [email protected]
Брусова Дарья Сергеевна - магистрант, кафедра архитектурного проектирования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород
Аннотация: пропорционально интенсивному росту современных городов возрастает степень деградации их природных ресурсов, что приводит к нарушению экологической устойчивости города, как природно-антропогенной системы, и сокращению территорий, пригодных для рекреационного использования. Сохранность и увеличение природных компонентов городского ландшафта, обеспечение высокого уровня рекреационного обслуживания определяют качество жизни городского населения. Прибрежные территории обладают значительным природно-рекреационным потенциалом, являются носителем исторических типов городских ландшафтов и могут рассматриваться как основа для идентификации среды современного города. Однако эти территории подвержены интенсивному техногенному воздействию и характеризуются высокой степенью деградации. Кроме того, в последние десятилетия наблюдается усиление экспансии города на прибрежные ландшафты, сопровождающееся нерациональным использованием береговой зоны, деградацией зеленых насаждений и резким сокращением территорий, пригодных для рекреационного использования. Ключевые слова: проектирование, прибрежные территории, рекреация.
PRINCIPLES OF URBAN RIVERSIDE AREAS ORGANIZATION
Brusova D.S.
Brusova Daria Sergeevna - Graduate Student, DEPARTMENT OF ARCHITECTURAL DESIGN, NIZHNY NOVGOROD STATE ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION UNIVERSITY, NIZHNY NOVGOROD
Abstract: in proportion to the intensive growth of modern cities, the degree of degradation of their natural resources increases, which leads to a violation of the ecological stability of the city as a natural-anthropogenic system, and a reduction in areas suitable for recreational use. Preservation and increase of natural components of the urban landscape, ensuring a high level of recreational services determine the quality of life of the urban population. Coastal territories have a significant natural and recreational potential, bear the historical types of urban landscapes, and can be considered as a basis for identifying the environment of a modern city. However, these territories are subject to intensive man-caused impact and are characterized by a high degree of degradation. In addition, in recent decades, there has been an increase in the city's expansion into coastal landscapes, accompanied by inefficient use of the coastal zone, degradation of green spaces and a sharp reduction in areas suitable for recreational use. Keywords: design, coastal territories, recreation.
УДК 711.433
В соответствии с основными тенденциями развития прибрежных территорий города можно говорить о них как о территориях с определенными экономическими, социальными и экологическими ресурсами в городской структуре. Обострение экологической ситуации в городе, отклоняющиеся от нормативных показателей уровни загрязнения воздушного бассейна, нехватка озелененных территорий требуют пересмотра подходов к организации прибрежных зон, которые, прежде всего, должны отвечать требованиям человека [3].
Отсутствует системный, комплексный подход к организации рекреационных зон в структуре прибрежных территорийй, способствующий реализации принципов экологической устойчивости, гуманизации и социальной ориентированности городской среды, поддержанию баланса природных и антропогенных компонентов городского ландшафта и реализации рекреационных потребностей городского населения. Сегодня очевидна необходимость синтеза базовых принципов и методов ландшафтно-градостроительной реконструкции рекреационных зон в структуре прибрежных территорий крупных городов, обеспечивающих устойчивость рекреационной функции, которые могут стать основой для формирования подобного подхода.
Рассмотрение проблем в различных аспектах - градоэкологическом, функциональном, климатическом, эстетическом, социально-экономическом, информационном - позволяет отметить необходимость преобразования существующих прибрежных пространств исходя из сложившихся приоритетов во взаимодействии архитектурных и природных компонентов ландшафта. При формировании набережных необходимо учитывать их расположение в градостроительной структуре города, влияние «граничных пространств», а также состав участников движения по данным территориям. «Граничными пространствами» на всех участках набережных являются природная доминанта (река, залив, море), промышленные территории, офисная и жилая застройка, транспортная инфраструктура [2].
Одним из важнейших условий, гарантирующих стабильную привлекательность береговых территорий для жителей близлежащих кварталов, наряду с бестранспортной трактовкой самих набережных, является создание эффективной системы пешеходных коммуникаций, ведущих от жилой застройки в сторону акватории. Формирование приглашения к воде невозможно без создания для человека на пути к берегу ощущения постоянного сопровождения природой и предложения контакта с естественным окружением в любое время года.
Комплексный подход в моделировании и структурном преобразовании прибрежных территорий основывается на системе принципов и методов организации городских береговых линий. В числе основных принципов формирования прибрежных зон предлагаются:
• принцип гуманизации пространственной среды;
• принцип паритетности искусственных и природных компонентов;
• принцип биопозитивности [1];
• создание единого водно-зеленого каркаса (градоэкологического каркаса города);
• архитектурно-планировочное решение «выхода города к воде» [2];
• принцип эстетической гармонизации;
• принцип экологической устойчивости;
• принцип инвестиционной привлекательности [1];
• создание инновационного ультрасовременного городского изображения [3].
Гуманизация - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к
людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию [4].
Под процессом гуманизации пространственной среды, таким образом, понимается ее совершенствование в целях достижения физического, психологического и духовного комфорта человека в искусственном и природном окружении [5].
Создание обустроенных мест пребывания людей в береговой полосе (площадки отдыха, сезонные центры обслуживания, детские игровые пространства) могло бы способствовать оживлению ландшафта формируемых набережных, реализуя их уникальный природный ресурс.
Самым мощным средством создания комфортного окружения является ландшафтное благоустройство. Развитие культуры эффективного (и малозатратного) озеленения прибрежных территорий чрезвычайно важно для российских городов. Формы растительности применимы для решения таких задач, как: структурирование линейных прибрежных систем, создание визуальных разделительных барьеров, акцентирование парадных зон, масштабирование среды в зависимости от характера использования пространства. Переход к последовательному замещению старой растительности новыми посадками становится одним из вариантов реструктуризации прибрежных территорий, ориентированным на эффективное построение преобразуемого природного каркаса. Уместно создание многоярусного каркаса из растительности (деревья, кустарники, почвопокровные растения) на береговых и прилегающих территориях.
Для восприятия архитектурной среды как продолжения природной необходимо применение натуральных материалов, таких как природный камень и дерево. Это относится, в первую очередь, к отделке поверхностей откосов и берм набережных, берегоукрепительных сооружений, находящихся в близком визуальном и тактильном контакте с человеком. Особенно большими гуманизирующими возможностями обладает древесина [5].
Гуманизация прибрежных пространств также связана с «концепцией устойчивого развития» [7] городов, набирающей популярность в связи с признаками надвигающегося кризиса во взаимоотношениях человека с окружающей средой. При включении элементов природы в урбанизированный ландшафт и при его визуальном и функциональном преобразовании для повышения уровня комфорта не следует ограничиваться внешним упорядочиванием и украшением [5].
Применение средств интеграции архитектуры и ландшафтного искусства (в структуре прибрежных пространств) основано на экологическом и семиотическом подходе. Принцип паритетности искусственных и природных компонентов служит целям обеспечения экологически сбалансированного и идентичного визуального поля с оптимальным соотношением между архитектурными и природными компонентами.
Принцип биопозитивности предполагает максимальное включение природных компонентов в структуру реконструируемых и вновь проектируемых береговых пространств и бережное отношение к существующим природным ресурсам. Принцип биопозитивности составляет основание для повышения роли природного каркаса в наполнении прибрежных пространств и заключается в преимущественном выборе компонентов природы для целей экореконструкции и создания новых городских набережных [1].
Принцип эстетической гармонизации ориентирован на совершенствование воспринимаемых человеком визуальных качеств прибрежной среды в целях достижения композиционного единства зданий, системы зеленых насаждений, средств визуальной ориентации, малых форм и т.д. Использование именно этого принципа позволяет обеспечить историческую преемственность и сохранение «духа места».
Принцип инвестиционной привлекательности заключается в максимально эффективном и рациональном использовании прибрежных ресурсов, предполагая привлечение инвестиций для изменения качеств прилегающих территорий до уровня, обеспечивающего их окупаемость. Уточнение правовых аспектов, составляющих основу для привлечения инвестиций различного уровня, может обеспечить появление дополнительных ресурсов для целенаправленного и экономически оправданного развития городских береговых линий [1].
Принцип экологической устойчивости направлен на создание «условий для устойчивого развития города, для высокого экологически обоснованного качества прибрежных территорий, для восстановления (реставрации) водного фасада города и поддержания экологического
равновесия» [7]. Сокращение потенциальных источников экологической напряженности (промышленные предприятия и транспорт) в структуре береговой линии - приоритетное градостроительное направление. Снижение техногенного воздействия на природу и человека непосредственно связано с улучшением экологического качества береговых линий. Современный город не может считаться гуманным, если при его совершенствовании не принимаются все меры по уменьшению отрицательного влияния на биосферу.
Градостроительное развитие прибрежных зон неразрывно связано с экологической безопасностью города. Качество функциональной организации прибрежных территорий крупных городов не в полной мере отвечает основным современным требованиям: экологической безопасности, комфортности, эстетической привлекательности в условиях контакта урбанизированной среды с природным ландшафтом. В связи с увеличением роста городов особое внимание должно уделяться природным комплексам прибрежных зон, так как их сокращение под натиском урбанизации приводит к необходимости создавать перечень методик, рекомендаций для сохранения природной среды на градостроительном уровне [8]. Формирование единого водно-зеленого каркаса города как основного планировочного средства обеспечения экологического равновесия городской среды предполагает сохранение и создание значительных природных территорий в структуре береговых линий, выполняющих рекреационные, природоохранные, а также функции оздоровления.
Список литературы / References
1. Воронина О.Н. Парк как зона общественной рекреации. Режимы функционирования. Приоритеты / О. Н. Воронина // Великие реки 2005: Генеральные докл., тез. докл. Междунар. науч.-пром. форума. Н. Новгород, 2005. С. 34-36.
2. Задворянская Т.И. Реконструкция прибрежных территорий - возвращение природных функций: отечественная и зарубежная практика, общие тенденции и отличительные особенности. [Текст] / Т.И. Задворянская // Актуальные проблемы архитектуры и градостроительства в разработке региональной модели архитектурного образования: отчет о НИИР. Воронеж, 2008. С. 16-18.
3. Сотникова И.В. Ландшафтно-градостроительная организация городских транзитных пространств (на примере г. Волгограда) : автореф. дис.канд. архитектуры: 18.00.04 / И.В. Сотникова. СПб., 2008. 23 с. ил.
4. MarshallR. Waterfronts in post-industrial cities / R. Marshall. London : Spon Press, 2001. 224 с.
5. Dovey K. Becoming places: urbanism/architecture/identity/power / K. Dovey. New York: Taylor and Francis, 2010.
6. Гуманизация. [Электронный ресурс] // Психотест - психологический портал и форум: словарь. Режим доступа: http://psihotesti.ru/ (дата обращения: 22.05.2018).
7. Орешко А.Н. Гуманизация архитектурной среды. [Электронный ресурс] / А.Н. Орешко // Архитектон., 2010. № 30. Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_2/013/ (дата обращения: 22.05.2018).
8. Portrait du Grand Lyon. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/inseeregions/rhonealpes/themes/syntheses/syntheseter/analyseterritoiregrand lyon.pdf/ (дата обращения: 22.05.2018).