Научная статья на тему 'Принципы, факторы, задачи формирования активов и пассивов фирмы'

Принципы, факторы, задачи формирования активов и пассивов фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА АКТИВОВ И ПАССИВОВ / ЧИСТЫЕ / ВНЕОБОРОТНЫЕ / ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ / АКТИВЫ / СОВОКУПНОСТЬ КАПИТАЛА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломончук К. А.

В статье рассматриваются принципы, факторы, задачи формирования активов и пассивов фирмы, поскольку, несмотря на существенность вопроса оценки активов и пассивов фирмы, проблема определения наилучшей структуры активов и пассивов фирмы пока еще далека от окончательного решения. Следовательно, необходимо разработать новые подходы, способные осуществлять управление структурой активов и пассивов фирмы на более научно-обоснованном уровне, в большей мере, соответствующим требованиям обеспечения значительной прибыльности деятельности и соблюдений требованиям финансовой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы, факторы, задачи формирования активов и пассивов фирмы»

Новый университет. 2013. № 10 (32)

ISSN 2221-7347

УДК 657.3

К.А. Соломончук

ПРИНЦИПЫ, ФАКТОРЫ, ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ФИРМЫ

В статье рассматриваются принципы, факторы, задачи формирования активов и пассивов фирмы, поскольку, несмотря на существенность вопроса оценки активов и пассивов фирмы, проблема определения наилучшей структуры активов и пассивов фирмы пока еще далека от окончательного решения. Следовательно, необходимо разработать новые подходы, способные осуществлять управление структурой активов и пассивов фирмы на более научно-обоснованном уровне, в большей мере, соответствующим требованиям обеспечения значительной прибыльности деятельности и соблюдений требованиям финансовой устойчивости.

Ключевые слова: структура активов и пассивов; чистые, внеоборотные, оборотные активы; материальные, нематериальные, активы; совокупность капитала и обязательств; результативность и эффективность.

Актуальность проблемы заключается в том, что до настоящего времени недостаточно исследованными остаются некоторые проблемы, в числе которых существенное значение и слабую степень проработанности имеет проблема, которая связанна с управлением активами и пассивами фирмы. Активы и пассивы фирмы представляют собой экономические ресурсы, контролируемые ей, и формируемые за счет капитала инвестированного в них. Их характеристикой является детерминированная стоимость, производительность и способность генерировать доход. Их постоянный оборот в ходе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.

Степень разработанности проблемы заключается в том, что изучение модели управления активами и пассивами фирмы являлось объектом анализа зарубежных и отечественных ученых многих экономических школ и направлений.

В экономической теории, многие американские экономисты (Брейли Р., Бригхэм Ю.Ф., Данциг Дж., Коласс Б., Марковиц Г., Майерс С., Мертон Р., Финнерти Д.И., Шарп У., Шим Д.К. и др.) анализируют положения и методы управления активами и пассивами фирмы.

Разработкой модели управления активами и пассивами фирмы занимались отечественные ученые экономисты: Бархатов В.И., Бланк И.А., Вахрушина Н.И., Власова В.М., Галицкая Е.В., Гиляровская Л.Т., Евстигнеев В.И., Журавлева Г.П., Касьянова Г.Ю., Ковалев В.В., Романов А.Н., Савицкая Г.В., Стоянова Е.С., Теплова Т.В., Шеремет А.Д. и др.

Активы являются совокупностью ресурсов, которые используются в деятельности фирмы и имеют цель получения дохода, прибыли. Чистыми активами являются активы, которые формируются за счет собственного капитала.

К внеоборотным активам относят основные средства, нематериальные активы и другие долговременные активы. К оборотные активам относят запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, и другие [1, с. 65].

Основная цель формирования активов является результативность и эффективность деятельности фирмы. Основанием при формировании активов фирмы являются следующие документы: поставленные стратегические цели, стратегия, система управления исполнения стратегии, организационная структура, бизнес - процесс, система ресурсов.

Ориентирами формирования активов служат: получение продукции для продажи; цель, стратегия, тактика; результаты сравнения с конкурентами; возрастание рыночных возможно-

© Соломончук К.А., 2013.

72

ISSN 2221-7347

Экономика и право

стей.

Принципами формирования активов являются:

1. Формирование с учетом стратегических потребностей.

2. Альтернативность, т.е. выбор из возможных вариантов решений. Основанием выбора лучшего варианта осуществляется на основании критериев оптимальности, устанавливаемых фирмой.

3. Измеримость ресурсов: натуральная, стоимостная.

4. Результативность, т.е. продажа продукции потребителю (количество, качество, преимущества).

5. Объем, уровень и структура формируемых активов должны соответствовать объему и процессам разработки, производства, продажи продукции и управлению деятельностью фирмы.

6. Оптимизация активов с целью достижения высокой эффективности.

7. Обеспечение ускорения оборота активов и их окупаемости в процессе деятельности.

8. Определение и выбор передовых видов активов для увеличения рыночной стоимости фирмы.

9. Своевременность.

10. Непрерывность [1, с. 69].

Пассив является совокупностью долгов и обязательств, частью бухгалтерского баланса, которая обозначает источники формирования средств фирмы, их финансирование и систематизированные по их назначению и принадлежности (собственный капитал, заемный капитал, обязательства).

Пассивы является совокупностью обязательств и капитала, которые, в конечном счете, проявляются как источники для формирования активов. Обязательства являются совокупностью финансовых требований, которые подлежат погашению в установленном периоде [3. с. 88].

К пассивам относят: уставной капитал; заемный капитал; займы, кредиты; отложенные обязательства; прирост капитала. Целью формирования пассивов является результативность и эффективность деятельности фирмы. Пассивы являются источниками финансирования активов с целью извлечения доходов и прибыли.

Принципами формирования пассивов служат:

1. Принцип учета стратегических потребностей.

2. Принцип достаточности при финансирования активов.

3. Принцип альтернативности, т.е. выбор из возможных вариантов решений. Основанием выбора лучшего варианта осуществляется на основании критериев оптимальности, устанавливаемых компанией.

4. Принцип роста стоимости капитала.

5. Принцип оптимизация стоимости пассивов.

6. Принцип обеспечения роста скорости оборота пассивов.

Критериями при формирования пассивов служат:

1. Необходимый вид пассивов под определенный вид активов.

2. Объем пассивов в стоимостном выражении.

3. Срок использования пассива.

4. Аргументированная оценка стоимости пассивов с различных позиций, таких как экономическая, рыночная, юридическая, рисковая и другие [3, с. 94].

По структуре пассивы подразделяются на собственные и заемные. Основанием для производства расчета при формировании пассивов компании являются документы и принципы формирования, которые исходят из критериев по каждому виду пассивов. При формировании пассивов необходимо проанализировать взаимосвязанность и влияние пассивов как друг на друга, так и на активы.

Основными задачами по формированию пассивов являются:

1. Обеспечение достаточного объема, необходимого для гарантированных плановых темпов развития фирмы.

73

Новый университет. 2013. № 10 (32)

ISSN 2221-7347

2. Обеспечение максимума доходности капитала с учетом заданного риска.

3. Обеспечение финансовой устойчивости фирмы.

4. Обеспечение контроля за формированием и использованием пассивов.

Структура активов характеризуется в первую очередь уровнем мобильности имущества фирмы, и кроме того дает возможность определить, какими элементами обеспечивается эта мобильность, снижается она или повышается. Структура пассивов показывает, каким является соотношение собственного капитала других фондов и резервов с заемными источниками средств, а также виды заемных средств. Это все имеет важное значение при оценке финансового состояния фирмы и вероятной возможности их улучшения [4, с. 112].

Показатели платежеспособности, а также финансовой устойчивости фирмы зависят непосредственно от структуры активов и пассивов. В довершение всего, данная структура оказывает значительное воздействие на систему показателей, которые обычно принято именовать коэффициентами деловой активности.

Выделим ряд взаимосвязанных понятий (аспектов) формирования активов и пассивов фирмы, а именно: экономический, организационный, информационный, технологический.

1 Экономический представляет собой систему управления активами и пассивами, охватывающую не только теоретическую основу, но и практические методы и средства управления, которые возможно использовать в целях компании.

Организационный процесс подразумевает и предлагает компаниям свод согласованных правил управления активами и пассивами, которые могут применяться на различных уровнях компании с целью управления рисками и обеспечением формирования благосостояния акционеров.

Информационный характеризует управление активами и пассивами фирмы, то есть состав и структуру его имущества и источников средств, что дает возможность дать оценку их динамике и оперативно принять решение о направлениях необходимых для их изменения.

Технологический процесс подразумевает то, что на операционном уровне принятая система управления активами и пассивами дает гарантию согласованности работы всех подразделений и направлен на достижение общей цели.

Можно сделать вывод, что основная цель управления активами и пассивами заключается в сохранении процентных доходов и валютного положения банка в установленных диапазонах, при условии сохранения ликвидных средств в разумных пределах. Для российских компаний в данный период, характеризуемый активным ростом и быстро меняющимися условиями рынка особенно актуален ввод качественной системы правил по управлению активами и пассивами.

Библиографичсекий список

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008. 572 с.

2. БланкИ.А. Финансовый менеджмент. К.: Ника-Центр, 2008. 528 с.

3. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. М.: «Эксмо», 2008. 652 с.

4. Финансовый менеджмент / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2009. 366 с.

5. Экономическая теория: Учебник / под ред. д.э.н., профессора Бархатова В. И., д.э.н., профессора Журавлевой Г.П. М.: Финансы и статистика, 2007. 379 с.

Статья поступила в редакцию 14.11.2013.

СОЛОМОНЧУК Ксения Александровна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.