Научная статья на тему 'Принципы эффективного ресурсообеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Принципы эффективного ресурсообеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гридюшко Александр Николаевич

В статье рассматриваются концептуальные аспекты ресурсообеспечения сельскохозяйственной отрасли. Проанализированы направления повышения социально-экономической эффективности использования земельных ресурсов. Выявлены и охарактеризованы особенности обеспечения ресурсами фермеров в развитых странах. Изучен зарубежный опыт развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, кредитования фермеров. Определены тенденции развития технического потенциала аграрных предприятий в Беларуси. Систематизированы принципы эффективного ресурсообеспечения сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF EFFECTIVE RESOURCING AGRICULTURAL PRODUCERS

In the article considers conceptual aspects of resources security of agricul-tural branch. The direction of increase of socialeconomic efficiency of land using are analysed. The peculiarity of resources security of farmers in developed countries are revealed and characterized. The foreign experience of development of market of agricultural technologies, crediting farms are studied. The tendencies of development of technical potential of agrarian enterprises in Belarus are determined. The principles of effective resources security of agricultural commodity output are systematized.

Текст научной работы на тему «Принципы эффективного ресурсообеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей»

УДК 631.6.02: 004.051

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

А. Н. ГРИДЮШКО, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

PRINCIPLES OF EFFECTIVE RESOURCING AGRICULTURAL

PRODUCERS

A.N. GRIDYUSHKO, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье рассматриваются концептуальные аспекты ресурсообеспече-ния сельскохозяйственной отрасли. Проанализированы, направления повышения социально-экономической эффективности использования земельных ресурсов. Выявлены и охарактеризованы особенности обеспечения ресурсами фермеров в развитых странах. Изучен зарубежный опыт развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники, кредитования фермеров. Определены тенденции развития технического потенциала аграрных предприятий в Беларуси. Систематизированы принципы эффективного ресурсообеспечения сельхозтоваропроизводителей.

In the article considers conceptual aspects of resources security of agricultural branch. The direction of increase of social-economic efficiency of land using are analysed. The peculiarity of resources security of farmers in developed countries are revealed and characterized. The foreign experience of development of market of agricultural technologies, crediting farms are studied. The tendencies of development of technical potential of agrarian enterprises in Belarus are deter-mined. The principles of effective resources security of agricultural commodity output are systematized.

Введение. Сельское хозяйство представляет собой сложную экономико-биологическую систему. Воспроизводство здесь основано на использовании земли, растений и животных, а значит на взаимодействии экономических и биологических законов.

Нормальный ход воспроизводства в АПК, как ни в одной другой отрасли, предполагает единство техники, биологии, экономики и экологии, создание организационно-экономического механизма, ориентированного на их сбалансированное развитие.

Таким образом, сельское хозяйство - это аграрный цех под открытым небом, зависящий прежде всего от плодородия земли и ор-

ганизации ресурсообеспечения отрасли. Поэтому следует строить ресурсообеспечение аграрного производства на базе научно обоснованных принципов.

В статье использованы материалы исследований учёных в области аграрной экономики: отечественных - А. А. Попкова, Н. Ф. Прокопенко, А. С. Сайганова; зарубежных - В. В. Милосердова, М. Трейси и др.

Цель статьи - систематизировать принципы эффективного ресур-сообеспечения сельхозтоваропроизводителей.

Основная часть. Современные тенденции развития народного хозяйства связаны с повышением интенсивности использования земельных ресурсов как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях. В свою очередь это приводит к нарушению естественных механизмов воспроизводства природной среды на отдельных территориях. Необходим механизм, способствующий нахождению оптимального соотношения между интенсивно используемыми участками и территориями, находящимися в относительно естественном состоянии. Этот механизм должен предусматривать адаптацию сельскохозяйственной деятельности в естественные процессы окружающей среды. Максимальный эколого-экономический эффект от использования земельно-ресурсного потенциала может быть получен при определенном сочетании площадей, преобразованных человеком, и естественных экосистем.

Это означает, что максимум сельскохозяйственной продукции лимитирован оптимальным сочетанием экологических компонентов; любое внешнее воздействие эффективно до тех пор, пока есть дополняющие его благоприятные экологические факторы. Вне этого взаимодействия дальнейшее вложение энергии, минеральных удобрений, средств защиты растений только разрушает экосистему и не дает позитивных для товаропроизводителя результатов [2].

Как утверждает В. А. Свитин, целесообразное экологическое равновесие, соответствующее 100 % получаемых полезностей, возникает при соотношении 40 % преобразованных экосистем и 60 % естественных экосистем, другими словами, естественные компоненты агроландшафта (леса, луга, водные пространства) должны занимать не менее 30 % общей площади. При других соотношениях, т. е. при сельскохозяйственной освоенности более 70 %, природные факторы не увеличивают экономическую отдачу от земли, а наоборот,

для поддержания и сохранения природной составляющей землепользования необходимо выделять дополнительные инвестиции. Без таких почвозащитных и природоохранных инвестиций невозможно обеспечить получение будущих экономических эффектов от использования земли [11].

В настоящее время общественный и научный менталитет характеризуется недооценкой роли экологии в современном мире, а сельскохозяйственная и аграрная экономическая наука нуждаются в концептуальной перестройке с выходом на авансцену новой «ноосферой» парадигмы коэволюции природы и человека (взаимосвязи биологического и социально-экономического развития). При этом экономика и право должны строиться на принципах рационального природопользования, в том числе землепользования.

В современных условиях использование земель сельскохозяйственного назначения требует максимальной экологизации, так как сельскохозяйственная отрасль оказывает повышенное воздействие на окружающую среду. В данном контексте сельхозтоваропроизводители должны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, растительного и животного мира от негативного воздействия в результате применения химических средств, техники, осуществления мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние природной среды [2].

Как отметил Н. Прокопенко, исследуя характер применения живого труда в сельском хозяйстве, нельзя не обратить внимания на определённую зависимость его результатов от функционирования типичных для сельского хозяйства средств производства, таких как земля и сельскохозяйственные животные, которые ограничивают производительную силу живого труда сравнительно небольшой скоростью протекания природных биологических и физиологических процессов. Эта констатация имеет громадное значение для обеспечения воспроизводственного процесса в аграрной отрасли, поскольку равноуровневый по качеству живой труд здесь не создаёт такой стоимости, как в других основных отраслях народного хозяйства, где производительность труда не имеет естественных ограничителей. Более того, благодаря автоматизации и компьютеризации производственных процессов в этих отраслях открыты возможности для неограниченного роста производительности труда, поэтому, с учётом данных обстоятельств обмен по стоимости явно ущемляет крестьянский труд [8].

Известно, что именно активная часть фондов определяет производственную мощность предприятия, его эффективность и уровень фондоотдачи, степень использования материальных, сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов. Однако в силу перекосов в инвестиционной политике в АПК, образовались значительные диспропорции между активными и пассивными фондами. Без существенного повышения доли активных фондов в общей их стоимости трудно было рассчитывать на высокий уровень производительности труда. Опыт индустриально развитых стран показывает, что она увеличивается, прежде всего, путём улучшения структуры производственных фондов, повышения технического уровня и качества машин и оборудования [5].

Анализ мировых тенденций развития аграрного сектора экономики показывает, что успехи сельскохозяйственных производителей будут обусловливаться прежде всего уровнем их научного и технического обеспечения. Исходя из этого, Беларуси следует обеспечить рост энегооснащённости сельскохозяйственного производства с 4,2 л.с./га до уровня передовых стран Европы (6-8 л.с./га) [10].

В современных условиях, как отмечают А. Сайганов и С. Карпович, важно принять меры, направленные не на замену тракторов и сельскохозяйственных машин новыми, имеющими прежние технические характеристики, а на пополнение парка машин техническими средствами нового поколения. Использование последних должно обеспечить существенный рост производительности труда, экономию топлива и энергии, создать в земледелии оптимальные условия для возделывания сельскохозяйственных культур [9].

Технико-технологическая модернизация сельскохозяйственного производства должна сочетаться с развитием рынка подержанных и восстановленных машин. Это одно из наиболее перспективных направлений ускоренного обновления машинно -тракторного парка сельского хозяйства, поскольку нижний предел цен, сложившихся на вторичных рынках сельскохозяйственной техники Германии, Франции, Англии, США, Канады и других стран с развитым сельским хозяйством - 30 %, а верхний предел - 60 % [14].

Восстановленная сельскохозяйственная техника - это подержанные машины и орудия, прошедшие стадию ремонта (включая модернизацию) по восстановлению первоначальных потребительских свойств не менее чем на 70 % от уровня новых машин [15].

По конструкции, техническому уровню, эксплуатационным, экономическим и эргономическим характеристикам многие отечественные машины заметно уступают лучшим зарубежным аналогам. С развитием вторичного рынка откроется возможность в короткие сроки улучшить техническую оснащенность широкого круга сельских товаропроизводителей, которые не имеют финансовых возможностей покупать или получать по лизингу новые машины, а также тех, кому приобретать новую технику экономически нецелесообразно [1].

Во вторичном рынке заинтересованы и рентабельные хозяйства, поскольку им выгодно вовремя избавиться от подержанных машин, заменить их новыми. Нуждаются в таком рынке также предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники, так как его организация откроет широкие возможности ввода в действие неиспользуемых сегодня производственных мощностей, увеличения объема производства ремонтно-технических услуг, повышения на этой основе доходности и рентабельности [1].

Практика показывает, что капитальный ремонт машины обходится в 2-3 раза дешевле, чем приобретение новой. Следовательно, развитие вторичного рынка - стратегическая задача [16].

Для развития рынка восстановленной и подержанной техники важным аспектом является предоставление услуг по её гарантийному обслуживанию.

Важнейшим аспектом ресурсообеспечения сельскохозяйственной отрасли является государственная поддержка товаропроизводителей. В развитых странах накоплен богатый опыт взаимодействия государства с фермерами в этой сфере.

Так, В США и Канаде государство поддерживает доходы фермеров; создает за счет бюджета аграрную инфраструктуру (строит дороги, мелиорирует земли, осуществляет электрификацию, телефонизацию и др.); финансирует сельскохозяйственную науку, образование и подготовку кадров; реализует меры по охране земельных и водных ресурсов [6].

Бюджетные ассигнования в США выделяются в виде прямых денежных выплат, льготирования кредитов, беспроцентных ссуд. Плата за кредит устанавливается на уровне, позволяющем фермеру покрыть издержки производства и обеспечить определенный прирост капитала.

Прямые субсидии государства включают выплаты денежных сумм в расчете на единицу площади, голову скота или единицу продукции; возмещение затрат на хранение продукции. Средний размер субсидий в расчете на одно хозяйство в США дифференцирован в зависимости от его специализации, но ограничен до 50 тыс. долларов в год [6].

В контексте требований ВТО субсидии выделяются на мероприятия, оказывающие минимальное воздействие на торговлю. За счет субсидий финансируются научные исследования, образование, консультационная деятельность, контроль за вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры [3].

Помимо этого, в Канаде оказывается экономическая поддержка сельскому хозяйству (восстановление плодородия почв, природоохранные меры, информационное обслуживание и т. п.) [4].

Во Франции дотируется производство продукции в неблагоприятных условиях. Оказывается помощь фермерам, пострадавшим от стихийных бедствий. Предоставляются субсидии на социальное обустройство фермеров [6].

В Германии около половины аграрного бюджета направляется на реализацию социальных программ в сельской местности [6].

В США сложилась устойчивая система кредитования ферм. Фермер имеет свободный доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Важнейшее значение имеет Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех специализированных групп банков: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда, кредитование кооперативов [6, с. 10].

Подобная система кредитования сформировалась и в Канаде. Максимальный размер кредита для фермеров - 500 тыс. долларов сроком на 25 лет.

Финансирование сельхозтоваропроизводителей помимо банков осуществляет Общегосударственная корпорация по фермерским кредитам. Корпорация работает на самообеспечении. Она выступает в качестве альтернативы банкам. Ее главная цель - кредитование под невысокие процентные ставки. Помимо кредитования корпорация оказывает фермерам аналитические и консалтинговые услуги [6].

Кредиты фермерам во Франции предоставляются на льготных условиях, 80-85 % из них долгосрочные сроком на 7-30 лет. Льготирование этих кредитов осуществляется за счет государства [6, с. 32].

Обычно различают следующие виды сельскохозяйственного кредита:

- краткосрочный кредит. Может предоставляться любым из финансовых учреждений (кроме ипотечных банков) или иногда оптовыми продавцами соответствующей продукции;

- среднесрочный кредит. Для покупки машин, скота и т.п. Это сфера деятельности банков и кооперативных организаций. Право собственности на землю для получателя кредита здесь особенно ценно, так как оно позволяет использовать землю в качестве дополнительного обеспечения, которое обычно требует кредитор при предоставлении больших сумм;

- долгосрочный кредит. Для покупки земли. Предоставляется банками, в особенности ипотечными. По ипотечным контрактам обеспечением для кредитора является сама земля [12].

Специфическими формами кредита в Канаде являются:

1) весенний двухгодичный кредит на проведение весенне -полевых работ (приобретение семян, удобрений, ГСМ, оплата работ);

2) предварительная оплата за зерно (предоставление льготного кредита на 3-6 месяцев для подработки продукции и доставки на элеваторы Пшеничной корпорации);

3) предварительная оплата плодоовощной продукции (аванс в форме кредита на 3-6 месяцев для подработки, расфасовки продукции и доставки в торговую сеть);

4) развитие производства красного мяса (двухгодичный кредит на приобретение животных, кормов, оборудования для откорма скота);

5) модернизация ферм и производств (кредиты на 1-5 лет для модернизации, перепрофилирования, диверсификации производств, внедрения новых технологий);

6) Развитие рыночной сети и кредитование экспорта продукции [4].

Следует выделить следующие специфические особенности канадской кредитной политики:

- проценты по вышеперечисленным кредитам оплачиваются за счёт федерального (50-60 %) и провинциальных (40-50 %) бюджетов через соответствующие министерства сельского хозяйства;

- административное обслуживание кредитных счетов осуществляют федеральные корпорации (кредитная, пшеничная, молочная) и агентства по птицеводческой продукции, торговые управления отраслевых ассоциаций производителей, кредитные союзы;

- первым гарантом по вышеперечисленным кредитным программам является государство в лице провинциальных министерств сельского хозяйства. Окончательное решение проблем по кредитным задолженностям осуществляется через банкротство производителя. Так как во всех случаях, когда гарантом по кредитам является государство, земля, скот, техника и недвижимость переходят под контроль Федеральной кредитной корпорации. Это правило обеспечивает сохранение всех сельскохозяйственных земель и передачу производственных мощностей только в руки эффективных производителей [4].

В США функционирует развитая система страхования сельскохозяйственного производства от экстремальных проявлений природных факторов: засух, переувлажнения, града, ветра, наводнений, смерчей. Страхование производится частными компаниями, но государство субсидирует примерно половину страховых сумм [6, с. 10].

Одним из способов сокращения капиталовложений в машины и оборудование является аренда машин. Многие отечественные и зарубежные учёные-экономисты склоняются к мысли, что в настоящее время для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей единственной возможностью приобретения новой техники и оборудования является лизинг как одно из наиболее эффективных средств финансирования капиталовложений практически во всём мире. В экономически развитых странах посредством лизинга реализуется около 25 % произведенных средств производства [13].

Лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время и расходы хозяйства на содержание собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом. Мировой опыт свидетельствует, что бурное развитие лизинга инициируется ускорением темпов научно -технического прогресса. Таким образом, лизинг - один из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающий пользователям доступ к самой передовой технике и позволяющий разрешить противоречие между необходимостью использования в условиях обостряющейся конкуренции такой техники и быстрым её моральным старением.

Изучение особенностей развития сельскохозяйственного производства и зарубежного опыта позволяет сформулировать принципы его эффективного ресурсообеспечения:

- использование земель в сельском хозяйстве требует максимальной экологизации и эффективного встраивания экономических процессов в природно-биологические;

- необходимость государственной поддержки ресурсообеспече-ния сельхозтоваропроизводителей в контексте разноуровневости производительности труда в сельском хозяйстве и промышленном производстве по объективным, обусловленным длительностью протекания биологических процессов, причинам;

- приоритет в развитии активной части над пассивной в составе основных фондов аграрных предприятий;

- необходимость концентрировать ресурсы не на замене сельскохозяйственной техники новой, имеющей прежние технические характеристики, а на пополнении парка машин техническими средствами нового поколения;

- технико-технологическая модернизация сельскохозяйственного производства должна сочетаться с развитием рынка подержанных и восстановленных машин;

- бюджетные финансирования целесообразно осуществлять в виде прямых денежных выплат сельхозтоваропроизводителям в расчете на единицу площади, голову скота; льготирования кредитов; беспроцентных ссуд;

- в контексте требований ВТО за счет субсидий следует финансировать научные исследования, образование, консультационную деятельность, контроль за вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры;

- в республике целесообразно сформировать сеть кооперативных кредитных учреждений в качестве альтернативы банкам для финансирования сельского хозяйства;

- кредитование сельхозтоваропроизводителей должно быть преимущественно долгосрочным - на срок до 25-30 лет;

- совершенствование системы страхования сельскохозяйственного производства от экстремальных проявлений природных факторов должно осуществляться путем субсидирования страховых платежей государством;

- государство должно стимулировать развитие лизинговой деятельности в области обеспечения сельского хозяйства современной

техникой, поскольку лизинг рассматривается как одно из наиболее эффективных средств финансирования капиталовложений.

Заключение. Значительные особенности в функционировании сельскохозяйственной отрасли предопределяют специфические подходы к ее ресурсообеспечению. Таким образом, ресурсообеспечение сельхозтоваропроизводителей рассматривается как многоаспектное экономическое явление, требующее научного обеспечения, в основу которого могут быть положены систематизированные нами в статье принципы.

Список литературы

1. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Проблемы и решения / Л. Ф. Кормаков [и др.] - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - 148 с.

2. Гридюшко, А. Н. Земельные отношения: проблемы и решения: монография / А. Н. Гридюшко - Горки: БГСХА, 2013. - 238 с.

3. Данкверт, С. Государственная поддержка агропроизводства в Канаде / С. Дан-кверт, В. Лавровский // АПК: экономика, управление. - 2004. - № 3. - С. 54-61.

4. Ленская, Т. Зарубежный опыт формирования эффективной экономической среды хо-зяйствования в АПК / Т. Ленская // Агроэкономика. - 2005. - N° 4. - С. 43-46.

5. Милосердов, В. В. Аграрная политика России - ХХ век / В. В. Милосердов, К. В. Милосердов - М.: ВО Минсельхоза России, 2002. - 544 с.

6. Попков, А. А. Аграрная экономика Беларуси: опыт, проблемы, перспективы /

A. А. Попков. - Минск: Беларусь, 2006. - 319 с.

7. Похабов, В. Лизинг техники и оборудования в агропромышленном комплексе /

B. Похабов, А. Старинович // Агроэкономика. - 2000. - № 7. - С. 13-16.

8. Прокопенко, Н. Создание необходимой экономической среды хозяйствования в аг-рарной отрасли - важнейшая государственная задача / Н. Прокопенко // Агроэконо-мика. - 2000. - № 2. - С. 4-7.

9. Сайганов, А. Стратегия инновационного развития сферы технического сервиса, сельскохозяйственного машиностроения и материально-технической базы агропромышленного производства / А. Сайганов, С. Карпович // Аграрная экономика. - 2009. - № 9.

- С. 24-29.

10. Самосюк, В. Перспективные направления инновационного развития механизации сельского хозяйства в Беларуси / В. Самосюк, В. Азаренко // Аграрная экономика. -2008. - № 9. - С. 33-41.

11. Свитин, В. А. Теоретические основы формирования эффективной системы управления земельными ресурсами: монография / В. А. Свитин. - Горки: БГСХА, 2009.

- 340 с.

12. Трейси, М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / М. Трейси / Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - 431 с.

13. Чабатуль, В. Источники инвестиционных ресурсов для обновления материально-технической базы автопарка сельскохозяйственных организаций / В. Чабатуль // Агро-экономика. - 2005. - № 10. - С. 42-44.

14. Чернявский, К. Нужен ли селу вторичный рынок сельскохозяйственной техники / К. Чернявский // Агроэкономика. - 2005. - № 2. - С. 25-26.

15. Чернявский, К. Принципы организации рынка подержанной сельскохозяйственной техники / К. Чернявский // Аграрная экономика. - 2008. - N° 1. - С. 19-22.

16. Чернявский, К. Роль агросервисных предприятий в формировании и развитии вторичного рынка сельскохозяйственной техники / К. Чернявский // Агроэкономика. -2005. - № 4. - С. 28-30.

Информация об авторе

Гридюшко Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 563-34. E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 14.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.