Научная статья на тему 'Принципы акмецентрированного консультирования человека в сложной жизненной ситуации'

Принципы акмецентрированного консультирования человека в сложной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СЛОЖНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / DIFFICULT LIFE SITUATION / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / АКМЕЦЕНТРИРОВАННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETICS / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ДИСКУРС / DISCOURSE / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / РАЗВИТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИТУАЦИИ / ACME-CENTERED COUNSELING / HUMAN DEVELOPMENT / SUBJECTIVE INTERPRETATION OF THE DIFFICULT LIFE SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришунина Елена Владимировна

В статье представлены и обоснованы теоретико-методологические принципы психолого-акмеологического исследования человека в сложных жизненных ситуациях: принцип комплексности, структурно-динамический принцип, принцип культурно-исторического контекста деятельности по преодолению таких ситуаций, принцип понимания и принцип развития. Выделение данных принципов является результатом авторской теоретической и практической работы в области помощи людям, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (при разводе, миграции, безработице и пр.). В статье показано, каким образом осуществляется практическое применение этих принципов в процессе особого вида психологического консультирования акмецентрированного, направленного на содействие человеку в его продвижении к акме в результате преодоления сложных жизненных ситуаций. Опора на методологические принципы помогает психологу, акмеологу более чётко определиться с диагностическими средствами и методами психологической интервенции, применяемыми на каждом этапе акмецентрированного консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPALS OF ACME-CENTERED COUNSELING OF A PERSON IN DIFFICULT STRAITS

The article presents the theoretical and methodological principles of psychological-acmeological study of a person in difficult life situation: the principle of comprehensiveness, structural-dynamic principle, the principle of cultural-historical context of coping activities, the principle of understanding and principle of improvement. The selection of these principles is the result of the author’s theoretical and practical work in the field of assistance to people, who found themselves in difficult life situations (divorce, migration, unemployment, etc.). The second part of the article shows the ways of practical application of the principles in the course of the special type of psychological counseling acme-centered, aimed at support of a person in his/her progress to the acme, as a result of coping with difficulties. Reliance upon the methodological principles assists a psychologist, acmeologyst in defining accurately the diagnostic tools and methods of psychological intervention to be applied at each stage of acme-centered counseling.

Текст научной работы на тему «Принципы акмецентрированного консультирования человека в сложной жизненной ситуации»

УДК 159.9.01, 159.98, 316.477

ПРИНЦИПЫ АКМЕЦЕНТРИРОВАННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Гришунина Елена Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Введение

Обилие психологических данных об экстремальных, трудных, критических, напряжённых, кризисных и других подобных ситуациях не приводит к выделению чётких критериев отнесения ситуации к той, что отличается от простой. Представляется, что одним из выходов из создавшегося положения является применение междисциплинарного подхода, призванного восполнить лакуны, неизбежные при применении только одной парадигмы. Тем более что в настоящее время признано, что психология развивается как постнеклассическая наука [12]. Исходя из вышесказанного, актуальной является первая задача изложения данного материала: выделение теоретико-методологических принципов, на которых должно базироваться психолого-акмеологическое исследование человека в сложных жизненных ситуациях: принципа комплексности, структурно-динамического принципа, принципа культурно-исторического контекста деятельности по преодолению таких ситуаций, принципа понимания и принципа развития [5]. Акмеологичес-кий подход является интегрирующим ос-

нованием для различных парадигм изучения человека в сложных жизненных ситуациях — и психологической, и феноменологической, и экзистенциальной [3]. Именно поэтому в данной статье представлена констелляция данных подходов в русле акмеологии, причём способом точного донесения главных постулатов каждой из парадигм является использование по возможности именно её языка, поскольку категории обозначают соответствующий пласт реальности и зачастую не могут быть заменены понятиями из другого научного направления в силу их недостаточного совпадения и синонимичности.

Наиболее релевантным методом помощи человеку должен стать специфический вид консультирования — акмецентрированное, базирующееся на основных психолого-акмеологичес-ких принципах исследования человека в сложных жизненных ситуациях. Весьма актуальной является и вторая задача статьи: определить особенности применения выделенных принципов в данном виде консультирования. Выборкой исследования являются более 1500 респондентов — клиентов автора статьи

как психолога-консультанта московских медицинских центров (в течение 26 лет), руководителя горячей линии «Развод» [4].

Основная часть

Гераклит понимал эволюцию как нарушение равновесия, а И. Пригожин писал, что условием возникновения и функционирования жизни вообще является большая дистанция от точки равновесия (равновесие в синергетике — синоним простоты, противоположность сложности) [6]. Таким образом, жизнь априори обладает неравновесностью (сложностью). Первый уровень актуализации сложности — сложность как модус самой жизни. Второй уровень связан с масштабом группы; это социальный уровень сложности ситуаций. Жизненные ситуации социального уровня подразделяются на два больших кластера: профессиональные и личные. Профессиональные ситуации связаны с социально одобряемой деятельностью человека за материальное вознаграждение. Личные ситуации возникают в приватной жизни человека. Для выделения третьего (субъективного) уровня сложности

РЕЗЮМЕ

В статье представлены и обоснованы теоретико-методологические принципы психолого-акмеоло-гического исследования человека в сложных жизненных ситуациях: принцип комплексности, структурно-динамический принцип, принцип культурно-исторического контекста деятельности по преодолению таких ситуаций, принцип понимания и принцип развития. Выделение данных принципов является результатом авторской теоретической и практической работы в области помощи людям, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (при разводе, миграции, безработице и пр.). В статье показано, каким образом осуществляется практическое применение этих принципов в процессе особого вида психологического консультирования — акмецентрирован-ного, направленного на содействие человеку в его продвижении к акме в результате преодоления сложных жизненных ситуаций. Опора на методологические принципы помогает психологу, акмеологу более чётко определиться с диагностическими средствами и методами психологической интервенции, применяемыми на каждом этапе акмецентрированного консультирования.

Ключевые слова: сложная жизненная ситуация, акмеологическая среда, аутопсихологическая компетентность, акмецентрированное консультирование, синергетика, феноменология, дискурс, понимание, развитие, представление о ситуации.

заметим, что объективно ситуации могут не быть сложными, но они интерпретируются конкретным человеком как сложные [2, с. 67]. Принцип комплексности предполагает понимание того, что все уровни сложности зависят друг от друга и «вложены» друг в друга по холистическому принципу. Любая сложная ситуация проявляется сразу же на двух уровнях, так как общий уровень присутствует всегда.

Применение структурно-динамического принципа исследования человека в сложных жизненных ситуациях даёт возможность выделить критерии сложности ситуации в зависимости от структуры ситуации; ведь начало, середина и окончание любой ситуации очевидным образом отличаются друг от друга по внешним признакам (ситуационно-объективным условиям) и внутренним проявлениям (чувствам, мыслям индивида). Далее следует анализ динамики системы «человек — сложная ситуация» на различных фазах актуализации сложности ситуации в ракурсе следующих критериев: структурных (синергетичес-ких по содержанию), когнитивно-регулирующих (семиотико-феноменологи-ческих по содержанию), индивидных

(психофизиологических), акмеологичес-ких (мотивационно-ценностных по содержанию). Выбор именно синергетики, семиотики, феноменологии и акмеоло-гии обоснован предыдущими публикациями [5].

Первая фаза актуализации сложности ситуации связана с тем, что в любой открытой системе (а человек является открытой системой) за счёт постоянного обмена ресурсами с окружающей средой нерегулярно происходят события, которые провоцируют возникновение неустойчивых моделей поведения, мышления, эмоций и пр. В сложной жизненной ситуации заметить наличие таких событий достаточно сложно — человек сосредотачивается на крупных ге-штальтах своего существования, не обращая внимания на «мелочи». Во второй фазе актуализации сложности неустойчивость начинает подчинять себе устойчивость, и энтропия повышается, а у системы возникает задача поиска локального минимума затрат энергии. Основным содержанием третьей фазы актуализации сложности ситуации является нарушение принципа суперпозиции, непропорциональность отклика системы силе внешнего воздействия,

что характеризует наступление фазового перехода — хаоса. Важной частью субъективного представления человека о ситуации в фазе хаоса становится прогноз развития ситуации. Неопределённость — это большая проблема для сознания, желающего всё упорядочить. Ещё большей проблемой является то, что сознание на её место ставит один из сценариев (аттракторов в синергетике): прогноз катастрофы (разрушения системы), смена среды обитания, изменение поведенческих паттернов [7, с. 229]. На четвёртой фазе актуализации сложности в ситуации образуются новые диссипативные структуры. В психологии этот признак проявляется как наличие процессов трансформации, саморазвития личности, её перехода к новым ценностям и т.д. [8].

Структурно-динамический принцип исследования человека в сложных жизненных ситуациях постулирует необходимость определять критерии и показатели сложности ситуации, продуктивность её преодоления, исходя не из абстрактно неделимой структуры ситуации, а из её динамики, разделён-ности на фазы актуализации сложности (табл. 1). Данные показатели могут

Таблица 1

Система структурно-динамических критериев и показателей сложности ситуации

Фаза актуализации сложности Показатели

Структурные (синергетические)

1 Действие нерегулярных событий (мод — на языке синергетики)

2 Повышение уровня энтропии и связанный с ним поиск локальных минимумов

3 Фазовый переход, нарушение принципа суперпозиции: ответ неадекватен раздражителю, быстрые переменные (нерегулярные моды) микроуровня побеждают медленные

4 Образование новых диссипативных структур, смена аттрактора (либо разрушение структуры, либо смена ареала обитания, либо изменение самой системы)

Когнитивно-регулирующие (семиотико-феноменологические)

1 Эмоциональная напряжённость (форическая тенсивность — на языке семиотики); когнитивно-эмоциональный конструкт ситуации формируется на основе тематических центраций — «Я», «Я в мире»; актуализация имиджа ситуации и имиджа человека в ситуации на различных уровнях восприятия (аутоимидж, общественный и идеальный имидж)

2 Когнитивный конструкт ситуации формируется для того, чтобы осуществить прогноз развития ситуации; тематические центрации когнитивно-эмоционального конструкта соответствуют специфике ситуации; повышение значимости коммуникабельности в аутоимидже; активизация автобиографической памяти; разработка категорий, ценностей; действие принципа «единое должно разделиться»; начало смыслопорождающего пути; активные взаимодействия с дискурсом; семантическое инвестирование значений в категории; поиск «узловых понятий» дискурса, соответствующего ситуации; активные артикуляции в дискурсе; модализация субъекта; активизация в семиотико-нарративном пространстве субъекта задачи семиотического квадрата (хочу, могу, знаю, должен); активизация процесса осознания экзистенциалов и данностей; активное изменение персонального имиджа

3 Прогноз развития рассматривается в ракурсе аттракторов разрушения системы или смены ареала обитания; тематические центрации отражают метания в поиске совладающих стратегий; интуитивное осуществление феноменологической редукции (отсутствие готовых объяснений и концепций происходящего); ощущение невозможности включить ситуацию в контекст жизненного пути; непонимание причинно-следственной связи; поиск новой идеи; персональный имидж становится фактором поступления помощи от окружающих или её отсутствия; повышение значимости волевых качеств в аутоимидже; активизация фантазий, бессознательного, мира иллюзий

Фаза актуализации сложности Показатели

4 Если не произошло разрушения системы «человек — жизнь», то появление категорий, построение нарратива; тематические центрации сосредоточены вокруг причин и смысла произошедшего, осознания действия аттрактора; обновление имиджа ситуации и персонального имиджа; изменения уровня уверенности в себе (актуализация фактора самооценки в аутоимидже)

Мотивационно-ценностные (акмеологические)

1 Акме-мотивация; стремление осуществлять восходящий вектор развития; опора на возрастные потребности; активная работа «потребностного блока» мотивации; смысложизненное отношение к себе, к труду, к жизни, к другим людям

2 Активизация готовности к деятельности в сложных профессиональных ситуациях; интенсификация процессов идентификации; осознание Я-позиции; анализ содержания и структуры ценностно-смыслового ядра личности, идеалов самореализации, миссии; актуализация стратегий преодоления, зафиксированных в жизненном опыте; как мотивационная составляющая — активная работа блока «внутреннего фильтра» (нравственный контроль, осознание уровня своих притязаний, интересов, склонностей и пр.)

3 Активизация всех систем потенциалов субъекта (особенно творческого, инновационного, лидерского), его компетенций, а также профессионализма (деятельности и личности); возможна неосознанная регуляция своих действий с помощью трансцендентных образов, трансперсональных шифров

4 Если не произошло разрушения системы «человек — жизнь», то обновляются представлений о своей миссии; появляются представления о наиболее продуктивных путях самореализации и самоактуализации; повышается аутопсихологическая компетентность в достижении самости; повышается уровень самопонимания, обновляется Я-позиция

Поведенческие

1 Опора в поведении на устойчивые личностные диспозиции

2 Активизация межличностных взаимоотношений; потребность выговориться; изменения в восприятии другими (в имидже)

3 Дезадаптивное поведение: фрустрации, конфликты, эмоциональное выгорание

4 Опора в поведении на обновлённые личностные диспозиции (медленные переменные)

Индивидные (организменные)

1 У здорового человека при соответствии его показателей функциональным нормам они не осознаются, либо осознаются как слабые

2 Стрессовые реакции; психофизиологические реакции коррелируют с типом нервной системы и конституцией; обострение ситуативной тревоги и личностной тревожности; усталость, апатия или же, наоборот, нервное возбуждение

3 Разнообразие аффектов, функциональных состояний; психосоматические симптомы, психофизиологические реакции разнообразны в соответствии с аффектами; активные психофизиологические реакции связаны с агрессией и тревогой

4 В зависимости от аттрактора: смерть или же обычное психофизиологическое функционирование (возможно, с изменениями состояния здоровья)

присутствовать не в полном объёме в каждой сложной ситуации, и их список может быть расширен в какой-либо конкретной ситуации.

Принцип культурно-исторического контекста деятельности по преодолению сложной жизненной ситуации постулирует необходимость изучения дис-курсных, семантических оснований для выбора человеком действий при реализации этой деятельности. Человечество на протяжении культурно-исторического процесса накапливало опыт преодоления разных видов ситуаций, обозначая их (именуя), определяя критерии и факторы успешности их преодоления, формируя общественное мнение относительно престижности той или иной ситуации так же, как и престижности самого процесса её преодоления (на-

пример, соматическая болезнь и её преодоление более весомы в общественном сознании, чем психическая болезнь и её преодоление). Культурно-исторический контекст деятельности по преодолению сложной жизненной ситуации проявляется прежде всего в образе ситуации — той, по отношению к которой реализуется деятельность по преодолению. Однако, на наш взгляд, более точным понятием в данном контексте является имидж (ситуации), и тогда есть возможность констелляции в исследовательском поле не только имагогичных сторон процесса (что присутствует в образе), но и логогичных (семиотических составляющих — слов, знаков, символов), ведь имидж — это и образ, и мнение об образе [9]. Более того, использование понятия имиджа позволяет чётче

акцентировать общественно значимую цель создания (произвольного или непроизвольного) имиджа — формирование поля притяжения-отталкивания по отношению к имиджируемому явлению [3] (рис. 1).

Опора психолого-акмеологического исследования на принцип понимания человека в сложной жизненной ситуации предполагает учёт того, что именно оно и становится первым звеном в цепи: понимание — деятельность по преодолению сложной жизненной ситуации — реструктуризация самоидентичности (самости). В процессе понимания важен диалог рефлексирующего Я с внешним понимающим наблюдателем [1]. Первой функцией такого диалога является определение возможностей самости, ведь сложная жизненная ситуация

АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY 1 -2018

связана с изменением и человек должен заново выстроить свою идентичность. Также коммуникация должна быть направлена на поиск смысла случившегося с человеком и в самом человеке, и это вторая функция понимания. Выявление возможности реализовать деятельность по преодолению сложной жизненной ситуации — это третья функция коммуникаций человека в сложной жизненной ситуации. Получение сочувствия является ещё одной функцией коммуникации с понимающим другим. К. Ясперс выделяет два основания для понимания человека: озарение и «разоблачение». Разоблачение состоит в том, чтобы обнаружить в человеке источники, которые кроются в «низменности человека» [13]. Озарение же предполагает сочувствие, умиление, оправдание, углубление взгляда на человека. Для русской мен-тальности понимание неотделимо от ре-

шения на конкретном уровне проблемы Добра и Зла (решить, что такое хорошо и что такое плохо), что и было показано в концепции понимания русского философа В.В. Розанова [10].

По мнению С.Л. Рубинштейна, при взаимодействии с ситуацией человек не остаётся точно таким же, каким был до столкновения с этой ситуацией. Принцип развития в акмеологии предполагает понимание развития от наличного состояния к идеальному, движения к вершине через противоречия.

Рассмотрим приложение изложенных выше принципов к процессу акме-центрированного консультирования.

На фазе появления первых предикторов сложности (нерегулярных событий) необходимо мотивировать человека на повышение уровня аутопсихологи-ческой компетентности, на осознание собственных уникальных самобытных

взаимосвязей качеств и изменяющейся ситуации (психологических защит, стратегий поведения и других особенностей его индивидуальности). Применяя принцип комплексности и структурно-динамический принцип, при консультировании на первой фазе сложности ситуации психолог ставит перед собой две цели: 1) способствовать пониманию клиентом комплементарности жизни человека и сложности как таковой, 2) сформировать у него мотив к повышению уровня аутопсихологической компетентности. Вторая фаза развития сложной ситуации наступает тогда, когда неустойчивость начинает подчинять себе устойчивость, энтропия (затраты энергии) повышается. На этой фазе необходимо формировать у клиента готовность принимать решения и реализовывать деятельность по преодолению сложной жизненной ситуации. Выбор способов

События

Имидж людей, переживших

ситуацию и отражённых в общественном сознании, в СМИ

Общечеловеческий опыт преодоления ситуации

Эрудиция, интеллект, феноменологические структуры историческое сознание, гражданская позиция

Имидж людей, составляющих референтное окружение

События, пережитые окружением

Опыт референтного окружения

События

Имидж участников ситуации

Собственный опыт переживания ситуации

Автобиографическая память аутопсихологическая компетентность

Звук

Смысл

Словообозначение (нарицательное именование)

Культурно-исторический контекст

Язык, как набор означающих / Нормы, идеалы / Дискурс ситуации

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СИТУАЦИИ

Рис. 1. Динамические компоненты персонального имиджа ситуации в культурно-историческом контексте

достижения обозначенной цели должен базироваться на принципе культурно-исторического контекста деятельности по преодолению сложной жизненной ситуации — подбор моделей (примеров), формирование персонального ситуационного имиджа, обозначений ситуационных явлений, фактов, феноменов необходимо осуществлять в соответствии с особенностями той конкретной исторически обусловленной реальности, в которой находится клиент.

При возникновении такой фазы сложности, как хаос, самое главное для психолога — помочь клиенту остаться нравственным человеком. Многим людям не удаётся остаться по эту сторону морали в сложных жизненных ситуациях. На данном этапе психологу очень важно придерживаться принципа понимания, формируя рефлексивную среду, которая будет способствовать аутентичному самораскрытию человека с тем, чтобы в коммуникации с психологом он мог последовательно продвигаться через различные этапы понимания — генетический, статический, динамический, экспрессивный, а особенно духовный, экзистенциальный, метафизический [13, с. 376].

После фазового перехода, на четвёртой фазе актуализации сложности ситуации появляются новые диссипативные структуры. В психологии этот признак проявляется как процесс трансформации личности, переход к новым взглядам и ценностям. Принцип развития становится основой, опираясь на которую психолог выбирает средства достижения цели акмецентрированного консультирования на данной фазе сложности: продвижение клиента к осознанию своих идеалов, к экзистенциальному и метафизическому озарению в понимании

ситуации и в самопонимании. Принцип комплексности помогает консультанту подобрать на этом этапе актуализации сложности оптимальные способы повысить в будущем уровень готовности клиента к деятельности по преодолению сложных ситуаций в личной и профессиональной жизни, сформировать у него уже на новом этапе осознанную позицию по отношению к сложности как таковой — понимание комплемен-тарности жизни человека и сложности. Развитие человека, являясь результатом преодоления сложной ситуации, происходит на пути самопознания, повышения уровня его аутопсихологичес-кой компетентности [11].

Выводы

В процессе акмецентрированного консультирования человека в сложной жизненной ситуации необходимо достижение констелляции фазы развития сложности, принципов, на которых базируется акмецентрированное консультирование, и основной цели, на которую в первую очередь и направлено внимание психолога (табл. 2).

Заключение,

практические рекомендации

и перспективы исследования

В заключение отметим признаки, которые отличают психологическую помощь от акмецентрированного консультирования человека, находящегося в сложной жизненной ситуации. Психолог чаще останавливается на третьей фазе сложности, в акмецентрированном консультировании важно интегрировать новообразования, приобретённые человеком в процессе реализации деятельности по преодолению сложной жизненной ситуации, введя в контекст его жизненно-

го пути осознание продвижения к акме. Перспективными в данном аспекте являются исследования развития качеств самости, субъектности, индивидуальности, личности человека в рамках акмецентри-рованного консультирования.

ССЫЛКИ

1. Аршинов В.И. Синергетика постижения сложного. Синергетика и психология: Тексты: Вып. 3. Когнитивные процессы / Под ред. В.И. Аршинова, И.Н. Трофимовой, В.М. Шендяпина. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2004.

2. Гринберг Д. Управление стрессом / пер. с англ. Л. Гительмана, М. Потаповой. — СПб: Изд-во «Питер», 2004.

3. Гришунина Е.В. Интегративный ак-меологический подход к исследованию сложных личных и профессиональных ситуаций. — М.: Изд-во «Реал-Принт», 2016.

4. Гришунина Е.В. Когнитивно-эмоциональная структура переживаний сложных жизненных ситуаций (на примере миграции и развода) // Консультативная психология и психотерапия. — 2011. — № 4(71). — С. 130-152.

5. Гришунина Е.В. Сложные жизненные ситуации. Междисциплинарный подход к исследованию. — М.: Изд-во «Реал-Принт», 2015.

6. Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез / Под ред. Г.Г. Мали-нецкого. — М.: Книжный дом «Либро-ком», 2009.

7. Назаретян А.П. Цивилизацион-ные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика — психология — прогнозирование): Пособие для вузов. Издание второе. — М.: Изд-во «Мир», 2004.

Таблица 2

Основные принципы и процессы акмецентрированного консультирования

Фаза сложности Системообразующий принцип Цель деятельности психолога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нерегулярные события Принцип комплексности (уровни и факторы сложности); структурно-динамический принцип актуализации сложности Понимание комплементарности жизни человека и сложности как таковой; наличие мотива к повышению уровня аутопсихологической компетентности

Повышение энтропии Принцип культурно-исторического контекста деятельности по преодолению сложной жизненной ситуации Готовность к преодолению сложной жизненной ситуации

Хаос Принцип понимания Аутентичное самораскрытие, осознание смыслов ситуации

Трансформация Принцип развития; принцип комплексности (уровни и факторы сложности) Осознание идеалов, экзистенциальное и метафизическое озарение в понимании ситуации и в самопонимании; понимание комплементарности жизни человека и сложности как таковой, формирование мотива к повышению уровня аутопсихологической компетентности

АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY 1-2018

8. Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2010.

9. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009.

10. РозановВ.В. О понимании. — М.: Изд-во «Танаис», 1996.

11. Степнова Л.А. Развитие аутопси-хологической компетентности государственных служащих: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2003.

12. Юревич А.В. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

13. Ясперс К. Общая психопатология — М.: Изд-во «Практика», 1997.

REFERENCES

1. Arshinov V. I. Sinergetika postizhenija slozhnogo. Sinergetika i psihologija: Teksty:

Vypusk 3. Kognitivnye processy / V.I. Arshinov, V.G. Budanov. — pod red. V.I. Arshinov, I.N. Trofimova, V.M. Shendjapin. — M.: Izd-vo «Kogito-Centr», 2004.

2. Grinberg D. Upravlenie stressom / per. L. Gitel'mana, M. Potapovoj. — M.: Izd-vo «Piter», 2004.

3. Grishunina E.V. Integrativnyj akmeo-logicheskij podhod k issledovaniju slozh-nyh lichnyh i professional'nyh situacij. — M.: Real-Print, 2016.

4. Grishunina E.V. Kognitivno-jemo-cional'naja struktura perezhivanij slozhnyh zhiznennyh situacij (na primere migracii i razvoda) // Konsul'tativnaja psihologija i psihoterapija. — 2011. — №4 (71). — S. 130-152.

5. Grishunina E.V. Slozhnye zhiznen-nye situacii. Mezhdisciplinarnyj podhod k issledovaniju. — M: Real-Print, 2015.

6. Majncer K. Slozhnosistemnoe my-shlenie: Materija, razum, chelovechestvo. Novyj sintez / per. s angl., pod red. G.G. Malineckogo. — M.: Knizhnyj dom «Li-brokom», 2009.

7. Nazaretjan A. P. Civilizacionnye kriz-isy v kontekste Universal'noj istorii (Sinergetika — psihologija — prognozirovanie). Posobie dlja vuzov. Izdanie vtoroe. — M.: Izd-vo «Mir», 2004.

8. Nizovskih N. A. Zhiznennye principy v lichnostnom samorazvitii cheloveka: av-toref. dis. ... d-ra psihol. Nauk. — M.: 2010.

9. A.Ju. Panasjuk Formirovanie imid-zha: strategija, psihotehnologii, psihoteh-niki. — M.: Omega-L, 2009.

10. Rozanov V.V. O ponimanii. — M.: Tanais, 1996.

11. Stepnova L. A. Razvitie autopsiho-logicheskoj kompetentnosti gosudarstven-nyh sluzhashhih: avtoref. dis. ... d-ra psihol. Nauk — M.: 2003., s. 1-3.

12. Jurevich A.V. Teorija i metodologija psihologii: Postneklassicheskaja perspektiva / Otv. red. A.L. Zhuravlev, A.V. Jurevich. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2007.

13. JaspersK. Obshhaja psihopatologija / Perevod s nem. — M.: Praktika, 1997.

THE PRINCIPALS OF ACME-CENTERED COUNSELING OF A PERSON IN DIFFICULT STRAITS

Elena V. Grishunina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article presents the theoretical and methodological principles of psychological-acmeological study of a person in difficult life situation: the principle of comprehensiveness, structural-dynamic principle, the principle of cultural-historical context of coping activities, the principle of understanding and principle of improvement. The selection of these principles is the result of the author's theoretical and practical work in the field of assistance to people, who found themselves in difficult life situations (divorce, migration, unemployment, etc.). The second part of the article shows the ways of practical application of the principles in the course of the special type of psychological counseling — acme-centered, aimed at support of a person in his/her progress to the acme, as a result of coping with difficulties. Reliance upon the methodological principles assists a psychologist, acmeologyst in defining accurately the diagnostic tools and methods of psychological intervention to be applied at each stage of acme-centered counseling.

Keywords: difficult life situation, acmeological environment, autopsychological competence, acme-centered counseling, synergetics, phenomenology, discourse, understanding, human development, subjective interpretation of the difficult life situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.