Научная статья на тему 'Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях'

Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1914
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕСУРС / СИТУАЦИЯ / СЛОЖНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ФАКТОРЫ РИСКА / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL HELP / RESOURCE SITUATION / DIFFICULT LIFE SITUATION / SUBJECT / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иваницкий Александр Викторович

В статье проведен анализ вопросов, связанных с возникновением сложных жизненных ситуаций в процессе развития личности; подчеркнута значимость личностного ресурса и ресурса окружающей среды, позволяющих субъекту деятельности преодолевать препятствия; определено сущностное содержание понятий личностный ресурс и личностный потенциал; описаны направления деятельности психологов и возможности практической психологии в оказании помощи личности в процессе преодоления возникающих проблем; заявлена необходимость постановки задачи, связанной с формированием социально-психологической и аутопсихологической компетентностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal psychological help in difficult situations

The article analyses the issues related to the emergence of complex life situations during the development of the individual; stressed the importance of personal resources and environmental resources that allow the subject of activities to overcome obstacles; we define the essential content of the concepts of personal resources and personal potential; describe the activities of psychologists and the possibility of practical psychology in assisting the individual in the process of overcoming the problems encountered; we state the need for formulation of the problem associated with the formation of socio-psychological and personality auto-psychological competencies.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях»

УДК 159.923 ; 316.6

Иваницкий Александр Викторович

Ставропольский государственный педагогический университет

ivanitski.aleksander. ш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье проведен анализ вопросов, связанных с возникновением сложных жизненных ситуаций в процессе развития личности; подчеркнута значимость личностного ресурса и ресурса окружающей среды, позволяющих субъекту деятельности преодолевать препятствия. Определено сущностное содержание понятий личностный ресурс и личностный потенциал; описаны направления деятельности психологов и возможности практической психологии в оказании помощи личности в процессе преодоления возникающих проблем; заявлена необходимость постановки задачи, связанной с формированием социально-психологической и аутопсихологической компетентностей личности.

Ключевые слова: личность, психологическая помощь, ресурс, ситуация, сложная жизненная ситуация, субъект, факторы риска.

Личность в процессе своего развития сталкивается с различными факторами, которые могут оказывать негативное воздействие на этот процесс, препятствовать достижению жизненно важных целей и решению актуальных для нее задач. Безусловно, преодоление возникающих проблем, трудностей, разрешение возникающих противоречий, возможно, в первую очередь, благодаря субъективным характеристикам, сформированным у субъекта в процессе его жизнедеятельности: характер, сила воли, активность и пр. Но, во многих случаях недостаточно только этих индивидуально-типологических качеств, обеспечивающих преодоление факторов риска. Важно также актуализировать имеющийся личностный ресурс, определить и в полной мере использовать ресурс окружающей среды, что в своей совокупности позволит личности преодолеть реальные препятствия, найти эффективный способ выхода из сложных жизненных ситуаций и наметить стратегии конструктивного развития на последующих этапах ее становления.

Объединяющим относительно выражения «сложная жизненная ситуация» является понятие «ситуация», которую исследователи определяют как совокупность некоторых внешне обусловленных факторов и условий, оказывающих определенное воздействие на человека и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными (внутренне обусловленными) условиями [11]; как систему внешних условий, побуждающих и опосредующих активность человека [10]; сегмент социальной жизни, содержание которого определяется вовлеченными в нее другими субъектами взаимодействия, местом действия, сущностью деятельности [4]; как некий гештальт, характеризующийся совмещением следующих компонентов: действующие лица, осуществляемая ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты [12].

Но в данной работе речь идет о сложной жизненной ситуации, поэтому следует расширить ее определение исходя из существующих исследований.

Так по Р. Лазарусу сложная (проблемная, трудная) ситуация всегда характеризуется несоответ-

ствием между желанием человека и его возможностями [6]. При этом исследователь отмечает, что такое расхождение препятствует достижению целей, способствует появлению когнитивного диссонанса, отрицательных эмоций, что чаще всего приводит к неуспеху, а ситуация неуспеха воспринимается как сложная, проблемная [6].

Это подтверждается и в работах Н.В. Паниной, которая указывает на то, что человек воспринимает ситуацию как сложную не столько от степени величины самой проблемы, а от особенностей ее восприятия, эмоционального фона, общего тонуса, жизненной философии и пр. [9]. Поэтому в ряде случаев достаточно актуализировать личностный ресурс, который может обеспечить формирование и возникновение нового взгляда, проявление новой позиции относительно возникшей ситуации. Но иногда этого явно недостаточно и требуется обращение к объективно существующим средовым условиям, которые могут рассматриваться как источник, обеспечивающий личности возможность преодоления проблем, пополнения собственного ресурса.

В связи с этим необходимо провести анализ и других понятий, которые имеют непосредственное отношение к проблемному полю исследования, как личностный и средовой ресурс.

В общем виде ресурс интерпретируется как запасы, источник чего-нибудь (по С.И. Ожегову, 1986). Теоретический анализ работ Л.А. Александровой, Л.В. Куликова, Д.А. Леонтьева, Я.В. Ма-лыхиной, С. Мадди и др. показывает, что под личностным ресурсом понимается комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов; некоторый функциональный потенциал, который обеспечивает высокий уровень реализации его активности и достижения запланированных показателей в течение определенного времени [3]; система жизненных ценностей, которые и образуют потенциал личности, необходимый для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [8]; совокупность индивидуально-типологических особенностей личности (жизненные

© Иваницкий А.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

97

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ориентации, перспектива жизни, интернальность-экстернальность и др.) [1].

При этом в качестве основных ресурсов Л.В. Куликов выделяет: способность личности к когнитивной структуризации и осмыслению возникающей ситуации; способность контролировать эту ситуацию; способность к адаптации и готовность к самоизменению, способность применять интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, а также активность, обеспечивающая возможность преобразования ситуации и оптимизации взаимодействия личности и стрес-согенной ситуации [5].

В исследованиях Д.А. Леонтьева отмечается, что эти и возможные другие ресурсы имеют прямое отношение к личностному потенциалу, который представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько специфическую сложную системную организацию личности в целом, основанную на сложной схеме опосредствования. Поэтому, по мнению ученого, личностный потенциал следует рассматривать как интегральную характеристику достаточного уровня личностной зрелости, проявляющуюся в самодетерминации личности. А одной из специфических форм проявления личностного потенциала следует считать (по Д.А Леонтьеву) процесс преодоления личностью на его основе неблагоприятных условий своего развития посредством задействования самодетерминации [7].

Эти выводы позволяют говорить о близости, но не тождественности понятий личностный ресурс и потенциал, что подтверждает, несмотря на существующие в психологической науке подходы к пониманию ресурсов, недостаточную разработанность понятия «ресурс» как психологической категории.

И все же большинство исследователей рассматривают содержательные характеристики личностных ресурсов как систему. Представители системного подхода считают, что именно такой взгляд на природу личностного ресурса открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек - жизненная среда» с учетом комплекса существующих детерминант, источником которых выступает действительность конкретного человека, представленная в содержании его деятельности, в самой личности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях.

И, если рассматривать личностные ресурсы как систему способностей человека к устранению

противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации, то в данном контексте следует рассмотреть и понятие «средовой ресурс». И здесь также правомерно обратиться к словарю С.И. Ожегова, который дает еще одну трактовку этому понятию. Ресурс интерпретируется как средство, к которому обращаются в необходимых случаях. А среда рассматривается как окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека (по С.И. Ожегову, 1986). Это позволяет определять средовой ресурс как совокупность необходимых для него средств, условий, обеспечивающих и влияющих на развитие человека. И в тех случаях, когда человек не располагает достаточным личностным ресурсом для преодоления сложных жизненных ситуаций (о чем было сказано выше), он обращается к внешней среде, ее ресурсам и потенциалам, специфическим средствам и условиям, которыми она (среда) располагает.

На наш взгляд, в качестве одного из важных условий, выступающим внешним по отношению к человеку и обеспечивающих ему возможность преодолевать сложные жизненные ситуации, является профессиональная деятельность практических психологов. Создание и эффективное функционирование психологических служб сегодня можно наблюдать в образовательных, профессиональных, производственных и других средах. Одним из направлений деятельности специалистов в таких службах является оказание психологической помощи, главное назначение которой - оказать клиенту помощь в достижении личностной и эмоциональной устойчивости, рассудительности. Частные цели связаны с достижением личностной независимости, повышением уровня самосознания и разработкой плана личностного самопознания и совершенствования (Г.С. Абрамова, Г.В. Бурмен-ская, О.А. Кабанова, А.Г. Лидерс и др.).

Практика показывает, что при этом важно научить человека как субъекта определенной среды жизнедеятельности конструктивно разрешать и преодолевать возникающие проблемы с использованием собственного психологического личностного ресурса. Существующие исследования и практика показывают, что огромное значение при этом имеет формирование и развитие социальной компетентности, которая, по мнению Н.И. Бело-церковец, обеспечивает личности адаптацию к эффективному выполнению заданной социальной роли [2]. Кроме этого, социальная компетентность позволяет личности на основе знания своей природы конструктивно разрешать проблемные ситуации и определять эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми.

98

Вестник КГУ _J 2017

Следовательно, в круг задач специалистов службы практической психологии необходимо включить задачу, связанную с формированием психологической и аутопсихологической компе-тентностей личности, которые предоставляют человеку возможность самопознания, определения границ своих возможностей, проектирования вектора своего развития и эффективного преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть роль и значимость помощи специалистов-психологов человеку в осознании своего личностного ресурса, понимании и готовности использовать те средства, ресурсы, которыми обладает окружающая среда и которые необходимы для личностного развития, для преодоления сложных жизненных ситуаций. Сегодня в рамках такой психологической помощи рассматриваются дисгармонии, связанные с развитием личности, поведением клиента в процессе развития, и разрабатываются технологии психологической поддержки, реальной помощи этой личности, направленной на конструктивное преодоление сложных жизненных ситуаций.

Библиографический список

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.

2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002. - 229 с.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. -С. 113-122.

4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

5. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - М., 1970. - С. 178-209.

7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. -С. 56-65.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. -С. 100-109.

9. Панина Н.В. Технология социологического исследования. - Киев: Институт социологии НАН Украины, 2001. - 277 с.

10. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1999. - 494 с.

11. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 925 с.

12. Perlin L.I., Schooler C. The structure of coping // The journal of health and social behavior. -1978. - Vol. 19. - № 1. - P. 2-21.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.