УДК 159.923 ; 316.6
Иваницкий Александр Викторович
Ставропольский государственный педагогический университет
ivanitski.aleksander. ш
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье проведен анализ вопросов, связанных с возникновением сложных жизненных ситуаций в процессе развития личности; подчеркнута значимость личностного ресурса и ресурса окружающей среды, позволяющих субъекту деятельности преодолевать препятствия. Определено сущностное содержание понятий личностный ресурс и личностный потенциал; описаны направления деятельности психологов и возможности практической психологии в оказании помощи личности в процессе преодоления возникающих проблем; заявлена необходимость постановки задачи, связанной с формированием социально-психологической и аутопсихологической компетентностей личности.
Ключевые слова: личность, психологическая помощь, ресурс, ситуация, сложная жизненная ситуация, субъект, факторы риска.
Личность в процессе своего развития сталкивается с различными факторами, которые могут оказывать негативное воздействие на этот процесс, препятствовать достижению жизненно важных целей и решению актуальных для нее задач. Безусловно, преодоление возникающих проблем, трудностей, разрешение возникающих противоречий, возможно, в первую очередь, благодаря субъективным характеристикам, сформированным у субъекта в процессе его жизнедеятельности: характер, сила воли, активность и пр. Но, во многих случаях недостаточно только этих индивидуально-типологических качеств, обеспечивающих преодоление факторов риска. Важно также актуализировать имеющийся личностный ресурс, определить и в полной мере использовать ресурс окружающей среды, что в своей совокупности позволит личности преодолеть реальные препятствия, найти эффективный способ выхода из сложных жизненных ситуаций и наметить стратегии конструктивного развития на последующих этапах ее становления.
Объединяющим относительно выражения «сложная жизненная ситуация» является понятие «ситуация», которую исследователи определяют как совокупность некоторых внешне обусловленных факторов и условий, оказывающих определенное воздействие на человека и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными (внутренне обусловленными) условиями [11]; как систему внешних условий, побуждающих и опосредующих активность человека [10]; сегмент социальной жизни, содержание которого определяется вовлеченными в нее другими субъектами взаимодействия, местом действия, сущностью деятельности [4]; как некий гештальт, характеризующийся совмещением следующих компонентов: действующие лица, осуществляемая ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты [12].
Но в данной работе речь идет о сложной жизненной ситуации, поэтому следует расширить ее определение исходя из существующих исследований.
Так по Р. Лазарусу сложная (проблемная, трудная) ситуация всегда характеризуется несоответ-
ствием между желанием человека и его возможностями [6]. При этом исследователь отмечает, что такое расхождение препятствует достижению целей, способствует появлению когнитивного диссонанса, отрицательных эмоций, что чаще всего приводит к неуспеху, а ситуация неуспеха воспринимается как сложная, проблемная [6].
Это подтверждается и в работах Н.В. Паниной, которая указывает на то, что человек воспринимает ситуацию как сложную не столько от степени величины самой проблемы, а от особенностей ее восприятия, эмоционального фона, общего тонуса, жизненной философии и пр. [9]. Поэтому в ряде случаев достаточно актуализировать личностный ресурс, который может обеспечить формирование и возникновение нового взгляда, проявление новой позиции относительно возникшей ситуации. Но иногда этого явно недостаточно и требуется обращение к объективно существующим средовым условиям, которые могут рассматриваться как источник, обеспечивающий личности возможность преодоления проблем, пополнения собственного ресурса.
В связи с этим необходимо провести анализ и других понятий, которые имеют непосредственное отношение к проблемному полю исследования, как личностный и средовой ресурс.
В общем виде ресурс интерпретируется как запасы, источник чего-нибудь (по С.И. Ожегову, 1986). Теоретический анализ работ Л.А. Александровой, Л.В. Куликова, Д.А. Леонтьева, Я.В. Ма-лыхиной, С. Мадди и др. показывает, что под личностным ресурсом понимается комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов; некоторый функциональный потенциал, который обеспечивает высокий уровень реализации его активности и достижения запланированных показателей в течение определенного времени [3]; система жизненных ценностей, которые и образуют потенциал личности, необходимый для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [8]; совокупность индивидуально-типологических особенностей личности (жизненные
© Иваницкий А.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
97
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
ориентации, перспектива жизни, интернальность-экстернальность и др.) [1].
При этом в качестве основных ресурсов Л.В. Куликов выделяет: способность личности к когнитивной структуризации и осмыслению возникающей ситуации; способность контролировать эту ситуацию; способность к адаптации и готовность к самоизменению, способность применять интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, а также активность, обеспечивающая возможность преобразования ситуации и оптимизации взаимодействия личности и стрес-согенной ситуации [5].
В исследованиях Д.А. Леонтьева отмечается, что эти и возможные другие ресурсы имеют прямое отношение к личностному потенциалу, который представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько специфическую сложную системную организацию личности в целом, основанную на сложной схеме опосредствования. Поэтому, по мнению ученого, личностный потенциал следует рассматривать как интегральную характеристику достаточного уровня личностной зрелости, проявляющуюся в самодетерминации личности. А одной из специфических форм проявления личностного потенциала следует считать (по Д.А Леонтьеву) процесс преодоления личностью на его основе неблагоприятных условий своего развития посредством задействования самодетерминации [7].
Эти выводы позволяют говорить о близости, но не тождественности понятий личностный ресурс и потенциал, что подтверждает, несмотря на существующие в психологической науке подходы к пониманию ресурсов, недостаточную разработанность понятия «ресурс» как психологической категории.
И все же большинство исследователей рассматривают содержательные характеристики личностных ресурсов как систему. Представители системного подхода считают, что именно такой взгляд на природу личностного ресурса открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек - жизненная среда» с учетом комплекса существующих детерминант, источником которых выступает действительность конкретного человека, представленная в содержании его деятельности, в самой личности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях.
И, если рассматривать личностные ресурсы как систему способностей человека к устранению
противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации, то в данном контексте следует рассмотреть и понятие «средовой ресурс». И здесь также правомерно обратиться к словарю С.И. Ожегова, который дает еще одну трактовку этому понятию. Ресурс интерпретируется как средство, к которому обращаются в необходимых случаях. А среда рассматривается как окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека (по С.И. Ожегову, 1986). Это позволяет определять средовой ресурс как совокупность необходимых для него средств, условий, обеспечивающих и влияющих на развитие человека. И в тех случаях, когда человек не располагает достаточным личностным ресурсом для преодоления сложных жизненных ситуаций (о чем было сказано выше), он обращается к внешней среде, ее ресурсам и потенциалам, специфическим средствам и условиям, которыми она (среда) располагает.
На наш взгляд, в качестве одного из важных условий, выступающим внешним по отношению к человеку и обеспечивающих ему возможность преодолевать сложные жизненные ситуации, является профессиональная деятельность практических психологов. Создание и эффективное функционирование психологических служб сегодня можно наблюдать в образовательных, профессиональных, производственных и других средах. Одним из направлений деятельности специалистов в таких службах является оказание психологической помощи, главное назначение которой - оказать клиенту помощь в достижении личностной и эмоциональной устойчивости, рассудительности. Частные цели связаны с достижением личностной независимости, повышением уровня самосознания и разработкой плана личностного самопознания и совершенствования (Г.С. Абрамова, Г.В. Бурмен-ская, О.А. Кабанова, А.Г. Лидерс и др.).
Практика показывает, что при этом важно научить человека как субъекта определенной среды жизнедеятельности конструктивно разрешать и преодолевать возникающие проблемы с использованием собственного психологического личностного ресурса. Существующие исследования и практика показывают, что огромное значение при этом имеет формирование и развитие социальной компетентности, которая, по мнению Н.И. Бело-церковец, обеспечивает личности адаптацию к эффективному выполнению заданной социальной роли [2]. Кроме этого, социальная компетентность позволяет личности на основе знания своей природы конструктивно разрешать проблемные ситуации и определять эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми.
98
Вестник КГУ _J 2017
Следовательно, в круг задач специалистов службы практической психологии необходимо включить задачу, связанную с формированием психологической и аутопсихологической компе-тентностей личности, которые предоставляют человеку возможность самопознания, определения границ своих возможностей, проектирования вектора своего развития и эффективного преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.
Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть роль и значимость помощи специалистов-психологов человеку в осознании своего личностного ресурса, понимании и готовности использовать те средства, ресурсы, которыми обладает окружающая среда и которые необходимы для личностного развития, для преодоления сложных жизненных ситуаций. Сегодня в рамках такой психологической помощи рассматриваются дисгармонии, связанные с развитием личности, поведением клиента в процессе развития, и разрабатываются технологии психологической поддержки, реальной помощи этой личности, направленной на конструктивное преодоление сложных жизненных ситуаций.
Библиографический список
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002. - 229 с.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. -С. 113-122.
4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
5. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - М., 1970. - С. 178-209.
7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. -С. 56-65.
8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. -С. 100-109.
9. Панина Н.В. Технология социологического исследования. - Киев: Институт социологии НАН Украины, 2001. - 277 с.
10. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1999. - 494 с.
11. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 925 с.
12. Perlin L.I., Schooler C. The structure of coping // The journal of health and social behavior. -1978. - Vol. 19. - № 1. - P. 2-21.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
99