Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
© А. А. Данилова
Данилова Анна Аршаковна
студентка 2 курса
магистратуры
Института права
Самарского
государственного
экономического
университета
e-mail: [email protected]
В ланной статье рассматривается необхолимость соблюления принципов алминистративного суло-произволства, а также раскрываются возможные послелствия их неисполнения и пренебрежения. В описанной статье, мной раскрывается необхолимость ответственного и неукоснительного соблюления всех принципов алминистративного сулопроизволства, на всех сталиях сулебного разбирательства. Более того, в статье раскрывается не только процессуальная обязанность сулов по соблюлению принципов, но и сторон алминистративного сулопроизволства, а также затрагиваются вопросы возможного злоупотребления правами, пол имитацией реализации своих прав, в которых закреплены принципы сулопроизволства.
Ключевые слова: алминистративное сулопроизвол-ство, принципы алминистративного сулопроизволства, колекс алминистративного сулопроизволства, принципы права, алминистративный процесс.
Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ в нашей стране с 15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ, который регулирует производство по делам, касающихся публично-правовых отношений.
В основе любых видов судебного производства и отраслей права имеются определенные и значимые основополагающие идеи, которые принято называть принципами права.
Кодексом административного судопроизводства введены основополагающие принципы, которые являются обязательными при рассмотрении всех административных дел с участием всех
А. А. Аанилова
субъектов административного судопроизводства. Данные принципы, безусловно, адресованы, в первую очередь, в адрес судов, которые рассматривают административные дела. Однако некоторые принципы также являются обязательными для применения и участниками административного судопроизводства.
Так, например, принцип осуществления административного судопроизводства в разумный срок является не только обязанностью суда, но и стороны административного судопроизводства. Стороны административного дела в процессе не должны злоупотреблять своими правами, которые например дают возможность ходатайствовать перед судом об отложении судебного разбирательства, при этом, не имея по существу необходимости в данном заявлении. Подобное поведение лиц, участвующих в деле, в первую очередь, направлено на преодоление принципа осуществления правосудия в законные сроки, что является незаконным и вступает в противовес с вышеуказанными нормами.
Хотелось особо обратить внимание на возможные последствия, при нарушении принципов кодекса административного судопроизводства.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 310 КАС РФ законодателем установлены безусловные основания для отмены решения суда. Под безусловным основанием, для отмены решения, подразумевается нарушения судом норм процессуального права, которые не позволили полно всесторонне и законно рассмотреть судебное дело. То есть, безусловное основание для отмены решения не исследует нарушение норм материального права и не затрагивает судебный спор по существу. Так, в соответствии со ст. 310 КАС РФ при нарушении принципов административного судопроизводства вышестоящий суд при рассмотрении жалобы обязан отменить решение суда нижестоящей инстанции [1].
Однако законодателем предусмотрен порядок исправления нарушенных принципов административного судопроизводства. Так, в соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ, если суд вышестоящей инстанции установит нарушения принципов административного производства, то он обязан отменить решение суда нижестоящей инстанции и направить административное дело в суд, чьё решение обжалуется [2]. С целью устранения процессуальных нарушений, в том числе устранения нарушенных принципов судопроизводства, дело направляется в суд для устранения данных нарушений.
Хотелось бы особо обратить внимание, что не все нарушения норм КАС РФ являются безусловным основанием для отмены решения суда, чьё решение обжалуется.
Законодателем во всех законодательных актах, регулирующих судебный процесс, применяются схожие принципы судопроизводства, которые, по-моему мнению, имеют один источник формирования (Конституция РФ, иные международные законодательные нормы, регулирующие основные права участников судопроизводства). Если внимательно изучить принципы судопроизводства в КАС РФ и сравнить с принципами, отраженными в АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, то видно, что существуют одинаковые принципы судопроизводства, и в том числе их применение также является схожим. Более того, в вышеуказанных кодексах применяется единый подход к исправлению нарушенных принципов судопроизводства, путем отмены
Принципы алминистративного сулопроизволства
неправосудного решения суда. Нарушения принципов судопроизводства, при вынесении решения суда принято называть процессуальными нарушениями, то есть именно те нарушения, которые вне зависимости от нарушения норм материального права влекут отмену решения по процессуальным основаниям. К таким процессуальным основаниям, вне зависимости от кодекса, который регулирует процедуру рассмотрения споров, например, относится право на защиту, право в обязательном порядке быть уведомленным о дате судебного заседания, право лиц, чтобы судебное дело рассматривал беспристрастный и объективный суд и т. д. Несоблюдение данных принципов отождествляется также с понятием «безусловное основание» для отмены решения суда.
Учитывая, что именно большинство нарушений принципов административного судопроизводства являются безусловными основаниями для отмены решения, законодатель еще раз отмечает тот важный и справедливый подход к безукоризненному сохранению принципов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Ст. 310.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018), п. 3. Ст. 309.
PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE A. Danilova
This article discusses the need to comply with the principles of administrative proceedings, as well as the possible consequences of their failure and neglect. In the described article, I reveal the need for responsible and strict compliance with all the principles of administrative proceedings at all stages of the trial. Moreover, the article reveals not only the procedural obligation of the courts to comply with the principles, but also the parties to administrative proceedings, as well as the issues of possible abuse of rights, under the imitation of the realization of their rights, which enshrine the principles of judicial proceedings.
Key words: administrative proceedings, principles of administrative proceedings, code of administrative proceedings, principles of law, administrative process.