УДК 342.9 ББК 67.401 Д 64
А.О. Долгопят,
старший преподаватель кафедры гуманитарных и правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске, тел.: 89034661950, e-mail: age [email protected]
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ
ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена значению принципа законности в системе принципов производства об административных правонарушениях. Обозначено значение материально-правового и процессуального аспекта принципа законности.
Ключевые слова: принцип законности, процессуальный аспект принципа законности, правовые предписания, правовое государство, производство по делам об административных правонарушениях.
А.О. Dolgopyat,
Senior Lecturer of the Department of the Humanities and Legal Disciplines of the Bbranch of the Adyghe State University in Belorechensk, ph.: 89034661950, e-mail: age [email protected]
THE PRINCIPLE OF LEGALITY WITHIN THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES
Abstract.The paper discusses the importance of the principle of legality within the production principles of Administrative Offences. The value of the substantive and procedural aspects of the principle of legality is underlined.
Keywords: the principle of legality, procedural aspect of the principle of the rule of the law, legal regulations, rule- of- law state, proceedings in cases of administrative offenses.
Принцип законности - это принцип, в соответствии с которым должно осуществляться производство по делам об административных правонарушениях. К сожалению, в отдельных случаях это необходимо скорректировать путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Законность приобретает особое значение в условиях существования правового государства. Именно поэтому дефиниция законности напрямую должна зависеть от со-
временного состояния государства и общества и ее необходимо определять в контексте с развитием России как правового государства.
Законность - такое состояние жизни общества, при котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, а принятые в установленном порядке нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами. Принцип законности, как и все принципы права, подвергают-
ся изменениям на протяжении всего периода их существования применительно к той или общественно-экономической формации, в которой они действуют [1]. Еще Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». Несомненно, что смена экономической формации ведет к формированию иного содержания принципа законности как одного из фундаментальных принципов права.
Обновление экономической системы в стране требует определенного обновления и в подходе к пониманию законности. Каждый новый этап развития государства позволяет ставить перед наукой вопрос об обновлении определения законности [2].
Законность не может зависеть от того, справедлив или нет закон, в противном случае законность следует относить к числу моральных категорий, что не соответствует ни теоретико-правовым разработкам ученых, ни практической реализации норм права. Именно потому законодательство, действующее в определенное время в России, всегда справедливо, и законность следует рассматривать как его реализацию субъектами права.
В то же время законодатель не всегда успевает нормативно регулировать реально существующие отношения в обществе, в связи с чем возникают пробелы, на которые практики и ученые указывают как на несовершенство законодательства. Законность в таких случаях начинает отягощать общественные отношения и вызывать обоснованные споры о несправедливости законодательства. Возникает вопрос о соотношении законности и целесообразности, который невозможно рассматривать без учета конкретной обстановки в стране, исторического пути ее развития. Правоприменители вынуждены применять законодательство, не только не вызывающее одобрение общества, но и в некоторых ситуациях воспол-
нять пробелы «отстающего» законодательства, «творя» право. Решение суда, принятое с точки зрения справедливости, позволит оценить эффективность деятельности суда, и в целом, предопределяя должное поведение участников правоотношений, будет содействовать поддержанию правопорядка. Справедливость, таким образом, компенсируя недостатки действующего законодательства, являлась содержанием законности.
Безусловно, отходить от законности, ссылаясь на целесообразность, не представляется правильным, тем более, в условиях формирования правового государства, одним из признаков которого является верховенство закона.
Процессуальный аспект принципа законности заключается в том, что судебные органы и органы исполнительной власти, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, должны строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные акты, исполнять их. В содержание принципа законности включаются также и требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила производства по делам об административных правонарушениях.
Материально-правовой и процессуальный аспект принципа законности имеют относительную независимость, но одновременно и неразрывно связаны между собой. «Нарушение или несоблюдение процессуальных норм нередко ведет к неправильной квалификации спорных материально-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм материального права» [3].
С точки зрения содержания принципа законности, важно отметить, что процессуальные нормы расположены и в актах материально-правового характера, но они также должны приниматься, во-первых,
только на федеральном уровне, во-вторых, соответствовать КоАП РФ. Это связано с тем, что решение должно приниматься в строгом соответствии с законом при обязательном соблюдении правил судопроизводства.
Содержанием принципа законности являются правовые предписания (развитое законодательство), субъекты законности, ее гарантии реализации и обеспечения. Рассмотрим более детально элементы содержания принципа законности.
Суды должны осуществлять правосудие на основе Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актах; то же самое касается и иных органов государственной власти, являющихся участниками административного производства.
Принцип законности означает, что судебные акты, акты органов исполнительной власти, а также все процессуальные их действия, так же, как и действия всех участников административного производства, должны соответствовать нормам материального и процессуального права. Соответственно, принцип законности имеет особенности проявления в материальных и процессуальных отраслях права.
Отношение к определению и значению принципа законности, его месту в праве и среди процессуальных принципов со стороны различных ученых и в разное время было и остается неоднозначным [5]. Такое внимание к столь важному принципу только подчеркивает повышенную степень актуальности данного вопроса как в целом в праве, так и в процессуальных науках. Отступление от принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях - в целом и в частности - может повлечь серьезные (порой непоправимые) последствия для любого участника производства.
Принцип законности обладает неповторимым проявлением и при осуществлении правосудия как строго обусловленной правовой деятельности. Процессуальные действия в отличие от прочего правомерного поведения могут и должны совершаться исключительно в правовой форме.
Процессуальный принцип законности в судопроизводстве имеет свои самостоятельные правовые гарантии. В частности, в принципах арбитражного процессуального права, гражданского процессуального права, административного процессуального права сосредоточены взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами споров, отнесенных к их ведению законом. Это положение применимо и к принципам судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Они выражаются как в отдельных нормах общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых содержатся гарантии реализации общеправовых предписаний. В противном случае принципы неэффективны и исключительно декларативны.
В правовом государстве принцип законности должен венчать все принципы производства по делам об административных правонарушениях. Масштабность принципа законности показывает, что он охватывает своим содержанием всю деятельность лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Нарушение любого принципа, в конечном счете, влечет за собой нарушение и принципа законности. Однако отдельные стороны (грани) производства по делам об административных правонарушениях определяются иными принципами производства, которые более четко выражают его сущность, более ясно показывают значение действий лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.
Примечания:
1. Долгопят А.О. Значение принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях // Право и Практика. 2012. № 1. С. 37-44.
2. Долгопят А.О. Понятие и значение принципа законности // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 193-197.
3. Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 19-20.
4. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) указано, что «в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ, часть 2 статьи 10 НК РФ): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 6.
5. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. 2004. № 4.
References:
1. Dolgopyat А.О. The value of the principle of legality in the proceedings on cases of administrative offenses // Law and Practice. 2012. No. 1. P. 37-44.
2. Dolgopyat A.O. The concept and the meaning of the principle of the rule of law // Modern scientific thought. 2015. No.l. P. 193-197.
3. Bonner A.T. The principle of legality in the Soviet civil process. M., 1989. P. 19-20.
4. The decree of the Plenum of the Supreme Court, March 24, 2005, No.5 «On some issues arising in courts while applying the Code of Administrative Offences» (as amended) states that "in the event of prosecution, provided by rules of theRussian Tax Code (Tax Code), containing signs of an administrative offense, the proceedings should be conducted following the procedure prescribed by the Administrative Code (Part 3 of Article 01.07 of the Administrative Code, Part 2 of Article 10 of the Tax Code) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2005. No.6.
5. Goloschapov A. Direct action of constitutional norms and principles // Legality. 2004. No. 4.