направления государственной политики в данной области.
Список использованной литературы
1. Федулов Г.В. Защита населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С. 57.
ПРИНЦИП «ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ»: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н., Ф.Е. Ануфриев, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Охрана окружающей природной среды - новая форма взаимодействия человека и природы, рожденная в совеременных условиях, она предстваляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное вохздействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.
Правовой механизм охраны окружающей среды - это единая система эколого-правовых средств, при помощи которых, осуществляется правовое регулирование охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Механизм правового регулирования включает в себя такие элементы, как нормы права, эколого-правовые отношения и акты применения права.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.
В соответствии со стратегическими приоритетами основными целями внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:
- формирование, развитие и совершенствование государственной системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ориентированной на снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;
- разработка и реализация организационных, технических и технологических мероприятий для всех видов хозяйственной и иной деятельности во всех отраслях экономики, обеспечивающих снижение
техногенной нагрузки на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов;
- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий как основной базы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
- развитие системы экологического мониторинга;
- укрепление и расширение деятельности служб, обеспечивающих защиту природных ресурсов;
- обеспечение условий для активного участия в охране окружающей среды общественных организаций и широких слоев населения.
Для достижения указанных целей должны соблюдаться такие принципы,
как:
- принцип «загрязнитель платит», предусматривающий, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред;
- принцип долгосрочной перспективы, предусматривающий, что издержки природопользования должны определяться не только непосредственно после воздействия на окружающую среду, но и в долгосрочной перспективе;
- принцип взаимозависимости, предполагающий учет последствий воздействия не только на данную экосистему, но и на все связанные с ней;
- принцип предосторожности, предполагающий предупреждение возможных негативных последствий воздействия.
Принцип «загрязнитель платит», разработанный еще в 1972 году Международной организацией экономического сотрудничества и развития означает, что предприятия, оказывающие негативное влияние на окружающую среду посредством осуществления своей хозяйственной деятельности должны нести расходы по осуществлению мер по компенсации экологического ущерба окружающей среде. Физические и юридические лица, являясь Загрязнителем, должны нести все расходы по мероприятиям, направленным на ликвидацию этого загрязнения или снижения его до уровня, максимально соответствующего нормативам качества окружающей среды. Стоит отметить, что загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами РФ и иными нормативными актами, которые декламируют виды негативного воздействия, и виды соответствующих платежей:
- Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и др.
В соответствии с вышеперечисленными нормативными документами все предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие всевозможные виды деятельности на территории РФ, платят за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной или другой деятельности, последствия которой приведут к негативному изменению качества окружающей среды, то есть негативному изменению физических, химических, биологических или других показателей окружающей среды. С 30.12.2008 года порядок исчисления и взимания экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду устанавливает Правительство РФ в своем Постановлении № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Постановлением фактически устанавливаются виды платы за негативное воздействие:
- плата за выбросы, сбросы вредных веществ, за размещение отходов, иных видов вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- плата за выбросы и сбросы вредных веществ, за размещение отходов, иных видов воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных показателей);
- плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Базовые нормативы платы за негативное воздействие утверждаются по каждому ингредиенту вредного вещества (отхода), типу вредного воздействия с учетом класса опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Такие нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» за выбросы в атмосферу вредных веществ стационарным и передвижным источником; сбросы загрязнителей в поверхностные и подземные воды; размещение отходов производства и потребления.
Следует отметить, однако, что практическое применение принципа «загрязнитель платит» показывает множество отклонений от теоретических
постулатов.
Во-первых, идентификационные причины. Существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.
Во-вторых, политические причины (например, потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом «загрязнитель платит».
В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день одним из эффективных экономико-правовых принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит». Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, от размещения отходов. Однако, из-за недостаточной правовой проработанности реализации данного принципа его реализация в настоящий момент затруднительна.
Список использованной литературы
1. Клюканова Л.Г. Особенности формирования государственной экологической политики Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2013. - № 2.
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
3. Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.