Научная статья на тему 'Принцип взаимного признания как один из структурообразующих векторов интеграционного права'

Принцип взаимного признания как один из структурообразующих векторов интеграционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION ASSOCIATIONS / INTEGRATION LAW / THE MUTUAL RECOGNITION PRINCIPLE / PRINCIPLES OF LAW / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Инна Анатольевна

Статья посвящена анализу принципов интеграционного права. Принцип взаимного признания рассматривается как специальный принцип интеграционных объединений, который является структурообразующим началом интеграционного права, формирует и определяет направления правовой гармонизации. Формирование принципа взаимного признания свидетельствует о том, что интеграционное право является довольно эффективным регулятором интеграционных отношений государств и позволяет достичь те цели, которые участники ставили перед собой, создавая единое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of Mutual Recognition as One of the Structural Vectors of Integration Law

This article analyzes the principles of integration law. The principle of mutual recognition is considered as a special principle of integration associations, which is the structure-forming basis of the integration law, forms and defines directions of legal harmonization. Formation of the mutual recognition principle testifies that integration law is a quite effective regulator of integration relations between states and allows to achieve that goals which participants set them selves, creating a single space.

Текст научной работы на тему «Принцип взаимного признания как один из структурообразующих векторов интеграционного права»

Орлова И.А. °

Принцип взаимного признания как один |

из структурообразующих векторов интеграционного права

Орлова Инна Анатольевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры международного и гуманитарного права Кандидат юридических наук, доцент innaorl ova@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена анализу принципов интеграционного права. Принцип взаимного признания рассматривается как специальный принцип интеграционных объединений, который является структурообразующим началом интеграционного права, формирует и определяет направления правовой гармонизации. Формирование принципа взаимного признания свидетельствует о том, что интеграционное право является довольно эффективным регулятором интеграционных отношений государств и позволяет достичь те цели, которые участники ставили перед собой, создавая единое пространство.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

интеграционные объединения, интеграционное право, принцип взаимного признания, принципы права, интеграционное сотрудничество, интеграция

Orlova I. A.

Principle of Mutual Recognition as One of the Structural Vectors of Integration Law Orlova Inna Anatolyevna

Saint-Petersburg State University

Associate Professor of the Chair of European Researches of the School of International Relations

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Associate Professor of the Chair of International and Humanitarian Law

PhD in Juridical Science, Associative Professor

innaorl ova@yandex.ru

ABSTRACT

This article analyzes the principles of integration law. The principle of mutual recognition is considered as a special principle of integration associations, which is the structure-forming basis of the integration law, forms and defines directions of legal harmonization. Formation of the mutual recognition principle testifies that integration law is a quite effective regulator of integration relations between states and allows to achieve that goals which participants set themselves, creating a single space.

KEYWORDS

integration associations, integration law, the mutual recognition principle, the principles of law, integration

Многообразие социальных отношений в современном мире с неизбежностью приводит к необходимости формирования новых регулятивных систем. Появление новых акторов международных отношений — интеграционных объединений государств — способствовало не только развитию системы международного права, но и созданию особой правовой системы — интеграционного права.

В правовой доктрине право рассматривают как систему, состоящую из правил поведения — правовых норм. Целостность правовой системе придают принципы права, которые, являясь ее фундаментом, определяют направление развития всех правовых норм.

В общей теории права под принципами права понимаются «основные начала, его [права] отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью; составляют самое главное содержание права» [9, с. 212]. Важным свойством принципов права является их нормативность [11, с. 32] (принципы права представляют собой «нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение содержания права, своего рода сгустки правовой материи» [1, с. 293]). Одновременно отмечается, что принципы «как бы "растворены" в праве, "разлиты" в нем, пронизывают собой многие правовые нормы». Основные начала права, которые не получили нормативного закрепления, не могут быть отнесены

о к принципам права, а являются «идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принес ципами права» [2, c. 108, 103].

Проводя классификацию принципов права, обычно выделяют общие принципы права, отраслевые и межотраслевые. Согласно господствующей точке зрения общие принципы права рассматриваются как руководящие начала, распространяющиеся на всю область правового регулирования в целом [2, c. 104].

Интеграционное право, будучи особой правовой системой, состоит из массива норм, структурированных посредством принципов разного уровня. Базовыми регуляторами отношений в процессе интеграции являются общие принципы права и основные принципы международного права. Однако необходимо отметить особую категорию принципов, которые определяют качественное своеобразие интеграционного права. Перечень таких принципов может варьироваться и дополняться в зависимости от степени интеграции государств. Большое значение в толковании и реализации принципов интеграционного права имеют правоприменительные органы. Кроме того, важная роль в определении содержания правового принципа принадлежит правовой доктрине.

Среди принципов, регулирующих основы интеграционных отношений, особо стоит выделить следующие:

• защита прав и свобод человека;

• сохранение государственного суверенитета;

• гармонизация и унификация национального права государств-участников региональных объединений;

• взаимное признание в международном общении.

Несмотря на то, что отмеченные принципы относятся к принципам разного уровня, именно они имеют наиболее важное значение в формировании и функционировании интеграционного права.

Интеграционные процессы взаимодействия государств реализуются в различных направлениях сотрудничества — создание общего рынка, осуществление общей внешней политики, политики безопасности и т.д. Важнейшей составной частью процесса интеграции является либерализация трансграничных отношений, понимаемая как освобождение этих отношений от запретов и иных препятствий (ограничений) со стороны государств [10, c. 11]. Одним из принципов либерализации трансграничных экономических отношений является принцип взаимного признания. Данный принцип лежит в основе эффективного функционирования внутреннего рынка. Поскольку наивысшей ступени интеграции на сегодняшний день добились государства, создавшие Европейский союз, стоит рассмотреть становление, эволюцию и реализацию данного принципа в указанном интеграционном объединении.

Единый внутренний рынок Европейского союза1, представляющий собой пространство без внутренних границ, строится на основных свободах: свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг, свобода передвижения капиталов и платежей.

Регулятором внутреннего рынка ЕС является право внутреннего рынка ЕС, которое представляет собой совокупность принципов и норм, регламентирующих создание и функционирование единого внутреннего рынка Европейского союза. Одним из основных правовых принципов, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе функционирования внутреннего рынка, является взаимное признание. Отмечается, что «будучи общим для всех основных свобод внутреннего рынка Европейского союза (далее — ЕС), принцип взаимного признания имеет свои особенности применительно к сфере действия каждой свободы» [8, c. 151].

Нормативное закрепление принципа взаимного признания (the principles of mutual recognition) связывают со ст. 57 Договора об учреждении Экономического сообщества 1957 г. (ст. 53 Договора о функционировании ЕС), а развитие доктрины взаимного признания — с решением Европейского Суда по делу 120/78 Cassis de Dijon. Омечается, что принцип взаимного признания, сформулированный в правовых актах ЕС в отношении документов, подтверждающих профессиональную квалификацию и развитый Судом в отношении реализации принципа свободы движения товаров, затем был распространен в банковскую, страховую, инвестиционную и иные виды деятельности [4, c. 182].

При отсутствии гармонизирующего законодательства государства могут препятствовать свободному перемещению товаров путем установления своих технических правил к продукции (например, относящиеся к форме, размеру, весу, составу, внешнему виду, маркировке и упаковке).

Принцип взаимного признания в отношении свободы перемещения товаров означает, что внутри ЕС продукт, который законно продается в одном государстве-члене и не подлежит согла-

1 См. § 2 ст. 26 Договора о функционировании Европейского союза.

сованию Союза, должен быть разрешен к продаже в любом другом государстве-члене, даже если о продукт не в полной мере соответствует техническим нормам государства-члена назначения. <

Для того чтобы принцип взаимного признания реализовывался в полном объеме, Европейский щ парламент и Совет принял Регламент (EC) № 764/2008 от 9 июля 2008 г., устанавливающий процедуры, связанные с применением определенных национальных технических правил для продуктов законно продаваемых в другом государстве-члене и не отменяющее Решение № 3052/95/EC1. Настоящие Правила применяются с 13 мая 2009 г. Он определяет права и обязанности, с одной стороны, национальных властей и, с другой стороны, предприятия, желающего продать товар в другом государстве-члене. Регламент снижает риск для предприятий, что их продукция не получит доступ к рынку государства-члена назначения.

Как отмечается в Регламенте, принцип взаимного признания, который проистекает из прецедентного права Суда Европейских сообществ, является одним из средств обеспечения свободного перемещения товаров на внутреннем рынке. Взаимное признание применяется к продуктам, которые не подпадают под действие законодательства по гармонизации сообщества, или к аспектам продукции, выходящим за рамки такого законодательства. Согласно этому принципу, государство-член не может запретить продажу на своей территории продуктов, которые на законных основаниях на рынке в другом государстве-члене, даже там, где эти продукты были изготовлены в соответствии с техническими правилами, отличными от тех, к которым отечественные продукты подлежат.

Исключением из этого принципа являются ограничения, которые оправданы по основаниям, изложенным в ст. 30 Договора (ст. 36 Договора о функционировании Европейского союза) или на основании других первостепенных причин, представляющих общественный интерес, и которые пропорциональны преследуемой цели.

Государство назначения может запретить или ограничить импорт, экспорт или транзит товаров, которые являются оправданными по соображениям общественной морали, общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений, защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность, или защиты промышленной и коммерческой собственности. Однако такие запрещения или ограничения не должны выступать средством произвольной дискриминации или замаскированным ограничением в торговле между государствами-членами. При этом государство назначения должно продемонстрировать, что данная мера является наименее чувствительной для торговли.

Кроме того, ограничением в применении принципа взаимного признания являются императивные нормы принимающего государства.

Принцип свободного перемещения лиц означает также свободное перемещение рабочей силы, т. е. возможность граждан одного государства-члена ЕС работать в другом государстве-члене ЕС. Зачастую работа требует определенной профессиональной квалификации, Принцип взаимного признания действует в отношении дипломов, сертификатов и иных документов, подтверждающих профессиональную квалификацию (ст. 53 ДФЕС)2. Взаимное признание является также основой реализации свободы перемещения услуг.

Принцип взаимного признания в настоящее время распространил свое действие и на банковскую сферу; в правовой литературе он рассматривается как принцип банковского права ЕС. Отмечается, что в банковской сфере данный принцип имеет различные наименования: принцип единой банковской лицензии (single banking license), принцип «единого паспорта» (single passport), принцип взаимного признания банковских лицензий и, наконец, принцип единой банковской лицензии, основанной на доктрине взаимного признания» [3, с. 64].

Нормативную основу закрепления принципа составляют следующие акты ЕС: Директива Совета ЕЭС № 89/646/EEC от 15 декабря 1989 г. «О координации законов, правил и административных положений, регулирующих порядок организации и деятельности кредитных организаций, и о внесении изменений в Директиву № 77/780/EEC»; Директива № 2013/36/EU от 26 июня 2013 г. «О допуске к осуществлению деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными фирмами, о внесении изменений в Директиву № 2002/87/EC и об отмене Директив № 006/48/EC и 2006/49/EC»; Регламент (ЕС) № 575/2013

1 Regulation (EC) N 764/2008 of the European Parlament and of the Council of 9 July 2008 laying down procedures relating to the application of certain national technical rules to products lawfully marketed in another Member State and repealing Decision N 3052/95/EC // OJ L 218, 13.8.2008. P. 21-29.

2 См. например: Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2005/36/ЕС от 7 сентября 2005 г. о признании профессиональных квалификаций. Текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале, № L255, 30.09.2005. С. 22.

о от 26 июня 2013 г. «О пруденциальных требованиях для кредитных организаций и инвестиционных < фирм и о внесении изменений в Регламент (ЕС) № 648/2012». Важную роль в развитии принципа щ играет также судебная практика Суда ЕС, которая распространила принцип взаимного признания на все виды трансграничных ситуаций, в том числе когда: а) банк временно перемещается на территорию иного государства-члена; б) клиент перемещается в государство происхождения банка; в) ни банк, ни клиент не перемещаются в другое государство, но услуги оказываются дистанционно, через интернет или иным образом; и г) банк и клиент временно перемещаются в одно и то же государство-член ЕС, кроме их собственного [4, c. 195].

Безусловно, «построение и функционирование экономического и валютного союзов, а также единого рынка банковских услуг в рамках того или иного интеграционного объединения невозможно без внедрения принципа единой банковской лицензии (авторизации), предполагающего взаимное признание банковских лицензий, выданных одним государством — членом данного интеграционного объединения, на территории иных государств-членов этого же интеграционного объединения, в которых фактически будет осуществляться банковская деятельность» [3, c. 63]. В то же время в правовой литературе отмечают недостатки, проявляющиеся при реализации данного принципа в рамках ЕС. Так, указывается, что иностранные кредитные организации, которые получают лицензию в государстве происхождения с более льготным режимом банковской деятельности, могут обладать конкурентными преимуществами на территории принимающего государства по сравнению с национальными кредитными организациями принимающего государства. Кроме того, нельзя исключать возможность злоупотреблений принципом при поиске юрисдикции с более низкими требованиями к ведению банковской деятельности (доктрина «forum shopping»).

Отмечается, что в банковской сфере принцип взаимного признания распространяется также на иные отношения, в том числе на взаимное признание мер по реорганизации и ликвидационных производств, национальных схем гарантирования вкладов, процедур восстановления платежеспособности и работ с проблемными кредитными организациями1.

Ограничено действие принципа может быть в случаях принятия законодательных, регламен-тарных и административных положений, предусматривающих специальный режим для иностранных граждан и являющихся оправданными по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья (ст. 52 ДФЕС), противоречия «общему благу» и по специальным основаниям, предусмотренным Директивой № 2013/36/EU.

Однако сфера действия принципа взаимного признания распространяется не только на указанные свободы, но также он лежит в основе регламентации отношений по поводу действия процессуальных актов на Европейском пространстве, что позволило в доктрине и в прецедентном праве рассматривать данный принцип как общий принцип права ЕС. Отмечается, что Суд ЕС пришел к выводу, что принцип взаимного признания обладает качествами общих принципов права. К таким принципам Суд также отнес принципы недискриминации, прозрачности, пропорциональности2.

Принцип взаимного признания распространяется на судебные решения членов ЕС, а также в отношении приговоров. Принцип взаимного признания в отношении приговоров закреплен как в первичном праве ЕС (Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г. и, в большей степени, Лиссабонский договор 2007 г., который закрепил возведение взаимного признания приговоров в ЕС в принцип, на котором основывается судебное сотрудничество по уголовным делам в Союзе [7, c. 9]). Большое значение в развитие принципа внесли правоприменительные органы, а также Институты ЕС. Данный принцип лежит «лежит в основе «пространства свободы, безопасности и правосудия» в Европейском союзе [7, c. 9]. Отмечается, что «реализация концепции взаимного признания в ЕС существенно упростила и ускорила между государствами-членами Союза фактическое признание приговора при осуществлении выдачи для исполнения приговора» [7, c. 16]. Вторичное право ЕС распространило принцип признания приговоров на случаи признания для учета «иностранных» осуждений лиц с целью определения наличия признаков рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания [7, c. 16].3

1 Директива № 2001/24/ЕС от 4 марта 2001 г.; Директива № 2014/49/EU от 16 апреля 2014 г.; Директива № 2014/59/EU от 15 мая 2014 г.; Регламент (EU) № 806/2014 от 15 июля 2014 г. Подробнее см.: [3, с. 66].

2 См.: Case C-225/98 Commission of the European Communities v French Republic (Nord-Pas-de-Calais ) [2000] ECR I-07445.

3 Там же. С. 16; Рамочное Решение Совета об учете предыдущих осуждений в государствах-членах Европейского Союза в случае возбуждения новых уголовных дел 2008 г.

Пример европейской интеграции наглядно демонстрирует, что по мере расширения компетен- о ции интеграционного объединения, принцип взаимного признания также расширяет свою сферу < действия. m

В иных интеграционных объединениях взаимное признание также относится к довольно широкому спектру правоотношений, которые реализуются в различных областях сотрудничества. Так, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) 1992 г., создающее экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика, предусматривает взаимное признание технических регламентов экспортирующей Стороны.

В Меркосур (исп. Mercado Común del Sur) — торговом союзе ряда стран Южной Америки — в 1998 г. утвержден принцип взаимного признания сертификатов на аграрную продукцию.

Большинство государств-членов КАРИКОМ (Карибское сообщество и общий рынок; англ. — Caribbean Community and Common Market, CARICOM) с 2005 г. ввели единый паспорт, «под которым понимается национальный паспорт страны происхождения гражданина (на обложке документа помещен логотип КАРИКОМ, название КАРИКОМ и название конкретной страны» [6, с. 8]. Также принцип взаимного признания был распространен на паспорта в государствах Андского сообщества.

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Кроме того, государства-члены взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами в области ветеринарии по единым формам. В Договоре ЕАЭС в качестве одной из целей и принципов регулирования финансовых рынков указано создание условий для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов1.

В настоящее время взаимное признание рассматривается как особая категория интеграционного права, содержание которой состоит в обязательстве «интегрирующихся государств признавать на своей территории юридическую силу актов органов власти и иных официальных документов, правомерно совершенных (выданных) на территориях друг друга» [5].

Формирование принципа взаимного признания свидетельствует о том, что интеграционное право является довольно эффективным регулятором интеграционных отношений государств и позволяет достичь те цели, которые участники ставили перед собой, создавая единое пространство.

Принцип взаимного признания является структурообразующим началом интеграционного права, он формирует и определяет направления правовой гармонизации.

Литература

1. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999.

2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972.

3. Газдюк Н. Ю. Принцип единой банковской лицензии (авторизации) и его реализация в банковском праве Европейского союза // Банкауск веснк. 2016. Май.

4. Газдюк Н. Ю. Основные принципы банковского права Европейского союза // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права: сб. науч. тр. Вып. 6. Минск, 2014.

5. Кашкин С. Ю. Основы интеграционного права: учеб. пособие. М. : Проспект, 2014.

6. Костюнина Г. М. Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 8 (август).

7. Панюшкина О. В. Взаимное признание и исполнение приговоров государствами Евросоюза в европейском и национальном праве: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М. , 2010.

8. Постникова Е. В. Реализация свободы предоставления услуг: принцип взаимного признания // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 151-172.

9. Теория государства и права / отв. ред. А. И. Королев, Л. С. Явич. Л. , 1982.

10. Четвериков А. О. Правовое регулирование либерализации трансграничных отношений: опыт Европейского союза: автореф. дисс. ... д-ра юр. наук. М. , 2010.

11. Явич Л. С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). М. , 1978.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г.: [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.rU/70670880/#ixzz4HxfvWcro (дата обращения: 12.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.