Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ'

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ПРОЕКЦИЯ / ЧЕРТЕЖ / МОДЕЛЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / PROJECTION / DRAWING / MODEL / VARIABILITY / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Середа Владимир Григорьевич, Бут Александр Юрьевич

Работа посвящена вариативному подходу к решению задач начертательной геометрии. Рассматривается использование принципа вариативности на примере решения задачи по построению проекций отрезка прямой общего положения, заданной точкой и углами наклона к плоскостям проекций. Рассматриваются два принципиально разные варианта решения. В основе первого лежит представление искомой прямой как составляющей объёмных геометрических тел - конуса и сферы. Определённое их взаимное и пространственное расположение обеспечивают необходимое позиционирование указанной прямой линии. Второй вариант предполагает использование классического правила прямоугольного треугольника, в частности, взаимозависимостей соотношений его элементов с параметрами описанной окружности. Приводятся 3D-модели, как способ визуализации решения задачи, созданные средствами компьютерной графики. Отмечается важность визуализации и сопоставления различных вариантов решения задач для развития профессиональных навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Середа Владимир Григорьевич, Бут Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF VARIABILITY IN TEACHING DESCRIPTIVE GEOMETRY

The work is devoted to a variative approach to solving descriptive geometry problems. The use of the principle of variability is considered on the example of solving the problem of constructing projections of a segment of a straight line in general position given by a point and angles of inclination to the projection planes. Two fundamentally different solutions are being considered. The first is based on the representation of the desired straight line as a component of volumetric geometric bodies - a cone and a sphere. Their defined mutual and spatial arrangement provide the necessary positioning of the specified straight line. The second option involves the use of the classical rule of a right-angled triangle, in particular, the interdependence of the ratios of its elements with the parameters of the circumscribed circle. 3D models are given as a way to visualize the solution of a problem created by computer graphics. The importance of visualization and comparison of various options for solving problems for the development of professional skills of students is noted.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ»

УДК 514.18: 37.02

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

В Г. Середа, А Ю. Бут

THE PRINCIPLE OF VARIABILITY IN TEACHING DESCRIPTIVE GEOMETRY

V.G. Sereda, A.Yu. But

Аннотация. Работа посвящена вариативному подходу к решению задач начертательной геометрии. Рассматривается использование принципа вариативности на примере решения задачи по построению проекций отрезка прямой общего положения, заданной точкой и углами наклона к плоскостям проекций. Рассматриваются два принципиально разные варианта решения. В основе первого лежит представление искомой прямой как составляющей объёмных геометрических тел - конуса и сферы. Определённое их взаимное и пространственное расположение обеспечивают необходимое позиционирование указанной прямой линии. Второй вариант предполагает использование классического правила прямоугольного треугольника, в частности, взаимозависимостей соотношений его элементов с параметрами описанной окружности. Приводятся 3Б-модели, как способ визуализации решения задачи, созданные средствами компьютерной графики. Отмечается важность визуализации и сопоставления различных вариантов решения задач для развития профессиональных навыков обучающихся.

Ключевые слова: начертательная геометрия; проекция; чертеж; модель; вариативность, визуализация.

Abstract: The work is devoted to a variative approach to solving descriptive geometry problems. The use of the principle of variability is considered on the example of solving the problem of constructing projections of a segment of a straight line in general position given by a point and angles of inclination to the projection planes. Two fundamentally different solutions are being considered. The first is based on the representation of the desired straight line as a component of volumetric geometric bodies - a cone and a sphere. Their defined mutual and spatial arrangement provide the necessary positioning of the specified straight line. The second option involves the use of the classical rule of a right-angled triangle, in particular, the interdependence of the ratios of its elements with the parameters of the circumscribed circle. 3D models are given as a way to visualize the solution of a problem created by computer graphics. The importance of visualization and comparison of various options for solving problems for the development of professional skills of students is noted.

Key words: descriptive geometry; projection; drawing; model; variability, visualization.

«Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение...».

Г. Гессе

Важным признаком творческого мышления является вариативность. Современные образовательные стандарты нацелены на вариативность обучения. В начертательной геометрии изучаются различные способы решения геометрических задач на чертеже [1-3]. Почти все задачи из курса начертательной геометрии могут быть решены несколькими способами, то есть имеют вариативность решения. Многообразие способов решения порождает большое количество операций, как в пространстве, так и на чертеже, с помощью которых строятся алгоритмы решения [4, 5]. Принцип вариативности предполагает развитие

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

у обучающихся понимания возможности применения различных подходов и способов решения задачи для выбора оптимального варианта.

Однако в практике учебного процесса уже десятилетиями устоялись базовые рабочие программы с перечнем необходимого минимума рассматриваемых тем и классов задач для их освоения, которые незначительно варьируются в разных учебных заведениях. В результате студентов обучают только типовым и, зачастую, наиболее простым вариантам решения задач каждого класса. Такая практика, фактически, подталкивает обучающихся к «механическому» заучиванию материала, выполнению типовых действий по образцам -примерам, не побуждая к рассуждениям и поиску собственных оригинальных решений каждой задачи. При этом образовательные и развивающие возможности дисциплины «Начертательная геометрия» в значительной мере сужаются.

Данная проблема является особенно актуальной в условиях повсеместного сокращения количества часов на изучение этой дисциплины [6].

В работах [1-3] и других, вариативность решения задач подразумевается, поскольку является неотъемлемой частью научного подхода к изучению начертательной геометрии, но не акцентируется. При этом встречается ограниченное количество источников, в которых вариативность рассматривается с методической точки зрения, выделяются аспекты и особенности такого подхода, приводятся примеры. Так, изучению вариативности посвящена работа [7]. В ней рассматриваются различные способы решения позиционных задач с использованием параллельного или центрального проецирования. Также вариативность упоминается в работе [8], как часть методологии общей теории решения задач применительно к начертательной геометрии. Однако никаких пояснений не приводится. В работе [9] автором рассматривается вариативность мышления в теории и практике психологии: подчеркивается важность этого принципа в процессе творчества, приводятся ключевые особенности вариативного подхода, индикаторы вариативности мышления, озвучиваются проблемы выявления особенностей развития и формирования вариативности мышления и отсутствия исследований развития вариативности в процессе обучения в высшей школе.

Таким образом, тема вариативности решения задач в курсе начертательной геометрии является малоизученной в контексте методики преподавания данной дисциплины и, следовательно, требует дополнительного освещения.

Цель работы - акцентировать внимание будущих инженеров на вариативном подходе к решению задач, как факторе формирования конкурентно-способного специалиста.

В качестве примера рассмотрим известную задачу. Построить на комплексном чертеже проекции отрезка прямой линии, проходящей через заданную точку А и составляющей с горизонтальной плоскостью проекций угол а, а с фронтальной плоскостью проекций угол р.

Рассмотрим некоторые варианты решения этой задачи. Для краткости изложения алгоритма решения задачи будем формулировать его в свернутом виде на языке геометрической модели, как некоторой последовательности геометрических операций выполняемых в пространстве, приводящих к искомому решению.

Вариант 1 (рис. 1). Известно, что все прямые, проходящие через заданную точку под некоторым углом к плоскости проекций образуют конус. Следовательно, из общей вершины (заданной точки А) можно построить два вспомогательных конуса, образующие которых составят заданные углы а и в с соответствующими плоскостями проекций (горизонтальной и фронтальной). По свойству прямой общего положения сумма углов а+в должна быть меньше 90 градусов. При этом два конуса с общей вершиной и взаимно перпендикулярными осями пересекаются по двум образующим, которые и определяют положения искомого отрезка, наклоненного к плоскостям проекций с заданными углами. Точки пересечения окружностей оснований конусов (при равной длине образующих двух конусов) лежат на поверхности шара, центр которого находится в точке А, а радиус равен величине отрезка АВ. Кроме

построенных двух отрезков можно построить еще два аналогичных отрезка для углов, накрест лежащих с углами а и р. При решении этой задачи использован способ вращения вокруг проецирующей прямой.

Рисунок 1 - Первый вариант решения задачи: а) чертёж; б) модель

По сути, решение задачи свелось к построению четырех положений прямой, как результат пересечения двух конусов со сферой. Если а+Р=90°, то два конуса касаются друг друга по одной общей образующей. В этом случае искомый отрезок будет представлять собой отрезок профильной прямой. Если а+Р>90°, требуемый отрезок построить нельзя, так как в этом случае вспомогательные конусы, кроме вершины не имеют общих точек.

Для определения положения искомого отрезка, наклоненного к плоскостям проекций с заданными углами, достаточно построить две проекции четверти одного конуса и одну проекцию четверти второго конуса, при этом можно совместить обе проекции точки А, что упростит построение равных образующих.

Вариант 2 (рис. 2). При решении данной задачи воспользуемся правилом прямоугольного треугольника. Зная размеры отрезка АВ и углы а и Р можно построить в окружности два прямоугольных треугольника ABC и ABD с общей гипотенузой АВ (равной заданной длине отрезка). Тогда АС равно горизонтальной проекции А1В1 отрезка АВ, а AD равно фронтальной проекции А^2 этого отрезка. Другие два катета этих треугольников равны разности расстояний проекций концов отрезка до оси Х, а именно BD равно разности расстояния концов горизонтальной проекции до оси Х, а ВС - разности расстояний концов фронтальной проекции отрезка. Дальнейшие построения ясны из рис. 2. При этом отметим, что через точку А можно провести две восходящие и две нисходящие прямые, образующие с плоскостями проекций заданные углы.

Полученные решения на чертеже позволяют перейти к аналитическому решению задачи [10]. При этом формулы и уравнения можно получить на основании чертежа. Сочетание наглядного графического и точного аналитического решения задачи позволяет осуществить взаимный контроль полученных результатов, а также показать междисциплинарную связь начертательной и аналитической геометрии.

Вариативность проявляется не только в многообразиях решения задач, но и при отборе задач для дифференциации обучения. В нашем случае рассмотренная задача лежит в основе решения, например таких задач:

- построить проекции плоскости, проходящей через точку А и составляющей с плоскостями проекций углы а и Р;

- построить проекции поверхности с осью, наклоненной к плоскостям проекций под углами а и Р;

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

- построить проекции прямой линии, наклоненной к плоскостям проекций под углами а и в на расстоянии Я.! от точки А и на расстоянии Я2 от точки В.

Для реализации технической идеи инженер должен не только знать теоретические основы построения изображений, но и уметь визуализировать их. На рис. 1 и 2 помимо графического представления вариантов решения задачи приведены ЭБ-модели, построенные в системе автоматизированного проектирования «T-FLEX CAD». Практика преподавания авторами дисциплин «Начертательная геометрия», «Геометрическое проектирование и моделирование в инженерии» в Севастопольском государственном университете (г. Севастополь) показывает, что использование подобных моделей, благодаря наглядности, возможности создания и редактирования в реальном времени, облегчает понимание задачи, помогает поиску вариантов решения и в целом активизирует процесс обучения.

Заключение

Итак, в процессе обучения начертательной геометрии целесообразно:

- рассматривать различные варианты решения задач;

- понимать логику решения задачи разными способами;

- использовать визуализацию;

- сопоставлять разные решения и выявлять оптимальное.

Сопоставление различных вариантов решения задач, в том числе с использованием визуализации, создаёт предпосылки к формированию креативного мышления, комбинаторных способностей и мотивации студентов к обучению.

1. Гордон В.О., Иванов Ю.Б., Солнцева Т.А. Сборник задач по начертательной геометрии. Москва: «Наука», 1969. 352 с.

2. Зеленин Е.В. Курс начертательной геометрии с задачами и упражнениями. Москва: ГИФМЛ, 1959. 386 с.

3. Локтев О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии; учебное пособие для втузов. Москва: Высшая школа, 1977. 103 с.

4. Классификация задач начертательной геометрии и примеры их решения: Методические указания / Разраб. В.Г. Середа. Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2002. 28 с.

а)

б)

Рисунок 2 - Второй вариант решения задачи: а) чертёж; б) модель

ЛИТЕРАТУРА

5. Середа В.Г., Медведь А.Ф. Начертательная геометрия. Практикум для студентов: учебное пособие. Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. 121 с.

6. Полубинская Л.Г., Хуснетдинов Т.Р., Федоренков А.П. Начертательная геометрия как средство коммуникации // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы VIII Международной научно-практической интернет-конференции. Вып. 5. (Пермь, февраль-март 2019). С. 270 - 287.

7. Глазунов К.О., Лызлов А.Н. Вариативность решения задач начертательной геометрии // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. Вып. 3. (Пермь, февраль-март 2016). С. 200 - 209.

8. Власов В.В. Хрящев В.Г., Горячкина А.Ю Общая теория решения задач применительно к начертательной геометрии // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2018. № 2. C. 9-16.

9. Кудусова Э.Н. Вариативность в структуре творческого мышления // Проблеми сучасно'1 педагопчно!' осв^и. Педагопка i психология. 2013. Вип. 38(2). С. 43 - 50. [Электронный ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/pspo 2013 38(2) 8.

10 Пошехонов Б.Л. Графо-аналитическая геометрия в применении к оптическим задачам. Ленинград: «Машиностроение», 1967. 158 с.

REFERENCES

1. Gordon V.O., Ivanov Yu.B., Solnceva T.A. Sbornik zadach po nachertatel'noj geometrii [Collection of problems in descriptive geometry]. Moscow: Nauka, 1969. 352 p.

2. Zelenin E.V. Kurs nachertatel'noj geometrii s zadachami i uprazhneniyami [Descriptive geometry course with tasks and exercises]. Moscow: GIFML, 1959. 386 p.

3. Loktev O.V., Chislov P.A. Zadachnikpo nachertatel'noj geometrii. Ucheb. posobie dlya vtuzov [Descriptive geometry problem book. Textbook allowance for technical colleges]. Moscow: Vysshaya shkola, 1977. 103 p.

4. Klassifikaciya zadach nachertatel'noj geometrii i primery ih resheniya [Classification of descriptive geometry problems and examples of their solution]: Metod. ukazaniya / V.G. Sereda. -Sevastopol': Izd.-vo SevNTU, 2002. 28 p.

5. Sereda V.G., Medved' A.F. Nachertatel'naya geometriya. Praktikum dlya studentov: Ucheb. posobie [Descriptive geometry. Workshop for students]. Sevastopol': SevNTU, 2007. 121 p.

6. Polubinskaya L.G., Husnetdinov T.R., Fedorenkov A.P. Nachertatel'naya geometriya kak sredstvo kommunikacii [Descriptive geometry as a means of communication]. Problemy kachestva graficheskoj podgotovki studentov v tekhnicheskom vuze: tradicii i innovacii. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. V 5. (Perm', fevral'-mart 2019), pp. 270 - 287.

7. Glazunov K.O., Lyzlov A.N. Variativnost' resheniya zadach nachertatel'noj geometrii [Variability of solving descriptive geometry problems]. Problemy kachestva graficheskoj podgotovki studentov v tekhnicheskom vuze: tradicii i innovacii. Mater ialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. V. 3. (Perm', fevral'-mart 2016), pp. 200-209.

8. Vlasov V.V., Hryashchev V.G., Goryachkina A.Yu. Obshchaya teoriya resheniya zadach primenitel'no k nachertatel'noj geometrii [General theory of problem solving as applied to descriptive geometry]. Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. 2018. No 2, pp. 9-16.

9. Kudusova E.N. Variativnost' v strukture tvorcheskogo myshleniya [Variability in the structure of creative thinking] Problemi suchasnoipedagogichnoi osviti. Pedagogika i psihologiya. 2013. Issue 38(2), pp. 43 - 50. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/pspo_2013_38(2)__8.

10. Poshekhonov B.L. Grafo-analiticheskaya geometriya v primenenii k opticheskim zadacham [Graph-analytic geometry as applied to optical problems]. Leningrad: Mashinostroenie, 1967. 158 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Середа Владимир Григорьевич Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия, Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, E-mail: aderes57v@mail.ru

Sereda Vladimir Grigorievich Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher,

E-mail: aderes57v@mail.ru

Бут Александр Юрьевич Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия, кандидат технических наук, доцент кафедры начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика,

E-mail: butalexandr@rambler.ru

But Alexander Yuryevich Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department Descriptive Geometry, Engineering and Computer Graphics, E-mail: butalexandr@rambler.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 299015, Севастополь, ул. Курчатова, 7, СевГУ, каб. 423 Бут А.Ю.

+7(978)0806346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.