Научная статья на тему 'Принцип целостности'

Принцип целостности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1798
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / SYSTEM / PRINCIPLE OF INTEGRITY / THE EMERGENCE OF INTEGRATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полещук Игорь Александрович

В статье рассматривается сущность принципа целостности. Характерной особенностью целостности как определенной системы является то, что объединение соответствующих частей происходит под эгидой целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип целостности»

Принцип целостности Полещук И. А.

Полещук Игорь Александрович /Poleshhuk Igor' Aleksandrovich - студент, экономический факультет,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассматривается сущность принципа целостности. Характерной особенностью целостности как определенной системы является то, что объединение соответствующих частей происходит под эгидой целого.

Abstract: the article deals with the essence of the principle of integrity. A characteristic feature of integrity as a particular system is that the union of the respective parts is under the whole.

Ключевые слова: система, принцип целостности, эмерджентность, интегративность.

Keywords: system, the principle of integrity, the emergence of integrative.

Принцип целостности означает относительную независимость системы от среды, а также зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции внутри целого [2, с. 16]. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении ее развития); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование психики в эволюции живых организмов); несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т. п.

Система, прежде всего, есть целостность, выражающаяся в том, что объединение соответствующих частей носит необходимый характер. Это объединение осуществляется не только по формальным, но и по сущностно-содержательным признакам, что обусловливается единством их задач и целей, органической связью и взаимодействием в процессе функционирования. Характерной особенностью целостности как определенной системы является то, что объединение соответствующих частей происходит под эгидой целого. Несмотря на то, что части образуют целое, именно целое, объединяя свои части, определяет их сущность, содержание и формы, функциональное назначение и роль в составе целостной системы, формы и способы их взаимодействия [11, с. 209].

Объединение элементов системы по сущностно-содержательным признакам в единую целостность, с одной стороны, и соединение их по формальным признакам во внутренне организованную структуру - с другой, образуют то качество системы, которое Д. Керимов [11] определяет как интегративность. И именно благодаря этому качеству система обретает относительную самостоятельность и автономность функционирования.

В основу целостности должен быть положен такой фактор, который является общим для всех систем и для всех уровней живой системы и который бы интеграционно возрастал, начиная с молекулярного уровня и кончая организменным. В качестве гипотезы можно выдвинуть положение, что таким фактором, не может быть рефлекс, а лишь реактивность живой системы - биологическая форма отражения, свойственная всем уровням ее организации, вплоть до ее высшего этапа - рефлекторного механизма.

Объект, реализующий некоторую интегральную функцию, является системой. В случае отсутствия интегральной функции будем считать, что оснований для определения объекта как системы не имеется [10, с. 39].

Организмические концепции, которые являются, по существу, развитием идей целостности в биологическом контексте, в качестве существенной части включают представление о возникновении качественно нового - «эмергентного» свойства. Термин «эмергенция» (эмерджентность) употребляется для обозначения скачкообразного возникновения нового свойства. Развитием организмических концепций является теория интегративных уровней, содержащая идеи организмической целостности, структурных уровней и возникновения качественно нового. Сохранение идеи возникновения качественно нового в числе основных идей теории интегративных уровней со стороны биологии, занимающейся самыми сложными из известных систем, указывает на необходимость условия образования качественно нового интегративного свойства для системы [10, с. 14 - 15].

Любому разумному существу понятно, что эмергенция неизбежна и неостановима. С физической точки зрения эмергенция - это подчинение материи информации. Превращение мёртвого камня в суперкомпьютер - эмергенция. Общий вектор эмергенции - преобразование всей материи во вселенной в вычислительную материю, полное подчинение материи информации вплоть до полного исчезновения физической вселенной.

Идею целостности гештальтпсихологи первоначально развили в психологии восприятия, в которой они, прежде всего, попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе принципа структурной целостности теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер. Принцип целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот принцип был распространен на все остальные

проблемы психологии. Применение принципа целостности за пределами психологии восприятия было обусловлено выявлением второго основного принципа гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, -принципа динамичности. Согласно этому принципу, течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым в себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.

Эмерджентность системы, то есть несводимость ее свойств к свойствам ее элементов, является проявлением и признаком внутренней целостности системы. Понятие эмерджентности тесно связано с понятиями структуры и устойчивости системы ... а именно: структура является механизмом реализации эмерджентности, а постоянство - ее следствием [22, с. 70-71].

При конкретизации принципа целостности в центре исследования в первую очередь оказывается понятие связи. Именно наличие конструктивных связей делает объект системой. Поэтому анализ системообразующих связей является одним из ведущих конкретных принципов системного подхода [22, с. 73].

Система управления обладает свойством эмерджентности (внезапно возникающий). Это означает, что возникновение новых качеств у системы происходит скачкообразно. Система в целом характеризуется некоторым новым качеством (способностью, параметром), не являющимся простой суммой свойств элементов системы (например, эмерджентность системы управления производством определяет, что ни один из цехов не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем заводом).

Конкретно-научный аспект целостности подчеркивается в формулировке принципа целостности как принципа системности. Согласно этому принципу, свойство целостности присуще особому классу объектов — системам. Принципы системности и взаимодействия служат обоснованием концепции системогенеза. Эта концепция противостоит концепции развития как органогенеза и описывает развитие организмов как процесс формирования и усложнения систем. Определенная система сформируется как общность компонентов различной анатомической принадлежности, совокупная активность которых обеспечивает достижение важного для жизнедеятельности индивида результата.

Литература

1. Аристова И. М. Понятие системы гражданской юрисдикции и влияние реформы частного права на развитие системы и форм гражданской юрисдикции // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 105-110.

2. Антанович Н. А. Теория политических систем: уч. пособие / Н. А. Антанович. - Минск: ТерраСистемс, 2008. - 208 с.

3. Будзиев Р. А. «Полезное государство» и система «Открытой власти» // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 101-103.

4. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

5. Васильева Н. С., Николаева Н. Ю. Обоснование выбора критерия для принятия инвестиционных решений в системах бизнеса // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 81-83.

6. Воронов Д. Ю., Кузьмич И. В. Повышение производительности и качества контроля остаточных напряжений в изделиях из оптически активных материалов с помощью автоматизированной системы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 23-25.

7. Груздова М. В. Информационная система в управлении инновационной деятельностью // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 63-67.

8. Давыдова Н. Д.Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 118-119.

9. Еременко-Клаузер А. В. Субъект и объект в качестве структурных элементов когнитивной системы сознания // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 74-76.

10. Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 232 с.

11. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль, 1986. - 332 с.

12. Лавриченко О. В. Разработка выборочного метода анализа многомерных структур инновационных систем предприятий // European science. 2014. № 1 (1). С. 9-16.

13. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

14. Лубенко В. В. Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 78-83.

15. Набиулина Л. М., Тухташев У. Ф. Актуальность изучения современных языков программирования в системе непрерывного образования республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 12-14.

16. Носенкова М. Ю., Джабарова А. Р. Реформа государственной службы как механизм совершенствования системы управления // European science. 2014. № 1 (1). С. 20-22.

17. Павленко И. А., Туезова В. С. Основные аспекты применения грейдинг-методов в условиях системы оплаты труда // European research. 2014. № 1 (1). С. 22-26.

18. Путивцева Н. П., Наливко К. В. Автоматизированная система экологического мониторинга // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 22-23.

19. Усачев Ю. И. Компьютерное моделирование производственных систем с использованием программного модуля «robot expert» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 19-21.

20. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

21. Политические системы современности: (Очерки) / Отв. ред. - ры: Ф. М. Бурлацкий, В. Е. Чиркин. - М.: Наука, 1978. - 253 с.

22. Доброногов А. В. Системний аналiз i моделювання сощально-полггичних процеав : дис... кан. техн. н. : 05.13.01 / Доброногов Антон Вжгорович; Нацюнальний техшчний ун-т Украши «Кшвський полггехшчний шститут». - К., 1997. - 169 арк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.