УДК 341.4
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
THE DEVELOPMENT OF TAX LEGISLATION IN THE CONTEXT OF THE
PRINCIPLE OF JUSTICE
И.Н. Куксин 1, И.В. Чечельницкий 2, В.И. Липунов 3 I.N. Kuksin, I.V. Chechelnitskiy, V.I. Lipunov
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
2 Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1 Moscow University named S. U. Vitte, 2nd Kozhukhovskiy proezd, 12, building 1, Moscow, 115432, Russia
3 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Россия, 103265, г. Москва, улица Охотный ряд, 1 The state Duma of the Federal Assembly of Russian Federation, Ryad street, building 1, Moscow, 103265, Russia
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье раскрыто содержание и значение принципа справедливости для налогового законодательства Российской Федерации, показано, что дальнейшее совершенствование налогового законодательства в контексте справедливости должно происходить на основе гармоничного баланса интересов личности, общества и государства, при переходе к прогрессивной шкале налогообложения, отмены налогообложения для наименее социально защищенных групп населения, повышения налога на земли сельскохозяйственного назначения, которые не используются по назначению.
Resume. The article reveals the content and meaning of the principle of justice for the Russian tax legislation, it is shown that a further improvement of tax legislation in the context of justice should be based on a harmonious balance between the interests of individuals, society and the state, the transition to a progressive scale of taxation, the abolition of tax to the least socially protected populations increase the tax on agricultural land that are not used for other purposes.
Ключевые слова: принцип справедливости, налоговое законодательство Российской Федерации, баланс интересов, прогрессивная шкала налогообложения.
Keywords: the principle of justice, the tax legislation of the Russian Federation, balance between the interests, the progressive scale of taxation
В условиях захлестнувшей Россию волны экономического кризиса, вызвавшей резкое падение уровня жизни основной части населения страны, увеличение числа лиц, проживающих за чертой бедности в 2015 г. на 2,3 млн. человек (до 20, 3 млн. человек) [http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/249.htm], с неизбежностью актуализируются вопросы о социальной справедливости действующей системы перераспределения доходов и благ в обществе, соразмерности платы за труд, налогообложения, социального обеспечения наиболее незащищенных групп населения, возможности повышения пенсионного возраста и других актуальных вопросов, непосредственно связанных с категорией справедливости.
Актуальность анализа путей и средств обеспечения справедливости правовой системы России обусловлена дефицитом справедливости в современном обществе. Опросы населения, которые проводил фонд «Общественное мнение» в 2007 и 2011 гг., показали, что более 60% населения России считают современное российское общество несправедливым [Справедливость не торжествует...]. В 2014 г. в ходе опроса «Левада-Центра» 35% граждан России ответили, что приоритетным направлением развития государства должно стать восстановление социальной справедливости [Болевые точки.].
Справедливость пронизывает практически все сферы жизни общества. Именно поэтому с древнейших времен вопросы о справедливости или несправедливости социального устройства, морально-нравственных основах принципа справедливости и его нормативном закреплении посредством правовых норм находятся под пристальным вниманием общественности, ученых, юристов и политиков.
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
Первые известные представления о справедливом праве сложились в Вавилоне и Древнем Китае. В Античную эпоху идеи справедливости стали предметом философского осмысления. Они составляли основу «идеального государства» у Платона. Аристотель разработал формальную структуру справедливости. Выдающиеся юристы Древнего Рима связали воедино справедливость и право, определив последнее как «искусство доброго и справедливого» [Дигесты Юстиниана, 2002, с. 83].
Средние века оказали противоречивое влияние на развитие права и представлений о справедливости. С одной стороны, они стали оплотом религиозного консерватизма и идеи о непознаваемом божественном характере справедливости, с другой стороны, именно интенсивное развитие мировых религий в этот период придало мощный импульс формированию современного облика правовых систем мира и аксиом права.
Эпоха Нового времени принесла миру антропоцентристское [Антропоцентризм - воззрение..., 2014, с. 59] понимание права и справедливости, возвысила естественно-правовые концепции. Они имели позитивное значение, поскольку сыграли роль катализатора развития теории прав человека и рыночных отношений.
Дальнейшее развитие представления о справедливости получили в позитивистских, социологических, психологических и материалистических школах права, которые абстрагировались от трансцендентного характера справедливости и стремились найти ее «земной» источник. Огромное влияние на развитие представлений о справедливом общественном устройстве в XX в. оказало учение Дж. Рол-за о справедливости «как честности в выполнении соглашения» [Ролз, 2010, с. 256]. Значительное количество работ, посвященных познанию справедливости, которые появились на рубеже XX - XXI веков, говорит о том, что в настоящее время данная проблема актуальна как никогда.
Анализ исторического развития представлений о справедливости свидетельствует о том, что они во все времена были и по-прежнему остаются основой легитимности государственно-правовых систем, морально обоснованным оправданием их существования и функционирования. В условиях переходного этапа развития российского общества утверждение идеалов справедливости в нравственном сознании, социальном устройстве, законодательстве, правотворчестве имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, защиты ее национальных интересов и достижения благополучия.
В современной юридической науке различают нравственную [Экимов, 1980, с. 49], социальную [Мальцев, 1977, с. 166], юридическую [Нерсесянц, 2001, с. 7] справедливость. Нравственная справедливость выражается в предоставлении каждому человеку того, чего он заслуживает на основании представлений о добре и зле. Социальная справедливость проявляется в распределении в обществе материальных и духовных благ на основе сочетания элементов равенства и неравенства.
Юридическая справедливость заключается в соразмерности законодательно закрепленных прав, обязанностей, ответственности, функций, компетенции, процессов и интересов личности, общества и государства. В процессе создания закона справедливость может приобрести свойство нормативности, нравственная справедливость трансформируется в юридическую, которая, реализуясь в конкретных общественных отношениях, должна привести к установлению социальной справедливости.
Наиболее значительные социальные последствия вызывает именно несправедливость, возведенная в закон. Нарушение принципа юридической справедливости может иметь глубочайшие последствия как для отдельной личности (например, для невинно осужденного человека), так и для обеспечения стабильности общества и государства.
Анализ современного законодательства Российской Федерации и тенденций его развития показывает, что отдельные его отрасли (например, налоговое, социальное, трудовое законодательство) далеко не всегда развиваются сообразно с принципом социальной справедливости, предполагающим поддержку социально незащищенных и малообеспеченных групп населения, обеспечение соразмерной платы за труд равной ценности, достойные условия труда и социальное обеспечение лиц, достигших пенсионного возраста, нетрудоспособных, беременных женщин и женщин находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Сегодня законодательство России в перечисленных отраслях права, к сожалению, не отвечает требованиям справедливости.
Например, налоговое законодательство России не содержит упоминания о принципе справедливости, однако анализ его положений и сравнительно-правовое исследование с зарубежным налоговым законодательством позволяет говорить о том, что в нем находят отражения некоторые ее сущностные элементы. Речь идет, например, о положениях, согласно которым «законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации) [СЗ РФ, 1998, ст. 3824].
Схожие положения в законодательстве Кыргызской Республики [Информационная система «КОНТИНЕНТ»] и Республики Узбекистана [Информационная система «КОНТИНЕНТ»] содержатся в статьях под названием «Принцип справедливости налогообложения». Например, в ст. 8 Налогового кодекса Узбекистана установлено, что «налогообложение является всеобщим. Уста-
новление льгот по налогам и другим обязательным платежам должно соответствовать принципам социальной справедливости. Не допускается предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам индивидуального характера. Налог и другие обязательные платежи не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев». Представляется целесообразным внести соответствующие изменения в НК РФ с целью унификации подходов на пространстве СНГ.
Однако необходимо понимать, что, с одной стороны, если слово «справедливость» не фигурирует в тексте закона, это не значит, что он несправедлив, а с другой стороны, если слово «справедливость» присутствует в законе, то он не становится справедливым априори, поскольку требуется также поступательная реализация принципа справедливости в каждой его статье. Поэтому справедливость в законодательстве должна быть выражена как путем ее закрепления в качестве принципа отрасли законодательства, так и в нормах правового акта, посредством соразмерных юридических конструкций и институтов.
Целью налогообложения в цивилизованном социальном государстве является, с одной стороны, поддержание жизнедеятельности государства, а с другой стороны, справедливое перераспределение национального богатства для реализации социальной справедливости путем предоставления определенных компенсирующих благ наименее обеспеченной части населения и выполнения социальных функций государства (например, здравоохранения и образования). Введение в 2001 г. плоской тринадцатипроцентной шкалы налогообложения взамен существовавшей до этого прогрессивной шкалы подорвало основу эффективного перераспределения доходов в российском обществе. Мнимая справедливость данной новеллы обосновывается п. 1 ст. 3 НК РФ, согласно которому «законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения».
На практике существующее положение приводит к тому, что гражданин России с достатком в 10 тыс. руб. в месяц платит налогов на 1300 руб. и на еду, коммунальные услуги, образование, лечение и другие базовые потребности ему остается 8700 руб., а гражданин с достатком 1 млн руб. в месяц отчисляет в казну 130 тыс. руб. в месяц и на жизнь ему остается 870 тыс. руб. При этом богатый человек тратит на жизненно необходимые нужды 10-20% своих доходов, а бедный человек -100% своего дохода. Не надо обладать глубоким аналитическим складом ума, чтобы понять, в чьих интересах действует современное налоговое законодательство и кому выгодно, чтобы оно оставалось таким. При этом очевидно, что нарушается механизм перераспределения доходов в государстве и ставится под большой вопрос такая важнейшая основа конституционного строя России, как социальное государство, провозглашенное статьей 7 Конституции Российской Федерации, поскольку Россия не способна обеспечить достойное существование граждан, но при этом занимает первое место в мире по темпам роста количества долларовых миллиардеров [Число долларовых миллиардеров в России достигло рекорда.]. В российском обществе растет социальное расслоение. По официальным данным, 10% наиболее обеспеченных граждан в 16,8 раза богаче 10% малоимущих. Реальная ситуация хуже: с учетом скрытых доходов, незаконной прибыли, коррупционных поборов разрыв может достигать 40-50 раз и более. Проблема имущественного неравенства была названа на Давосском форуме одной из наиболее актуальных среди 50 глобальных рисков [Богач, бедняк.].
Сегодня в России запрос на социальную справедливость как некогда велик. «Но как мы можем говорить о ней, отмечает заместитель Председателя Государственной Думы Андрей Исаев, когда оклады руководителей госкорпораций засекречены, а государство отыгрывается на государственных и муниципальных служащих, замораживая им заработную плату? При этом о состоянии дел в госкорпорациях народ узнает только из предновогодних обращений главы «Роснано» Анатолия Чубайса» [Исаев, 2016].
Сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае, Швеции и других.
Действующая в настоящее время в России плоская шкала налога на доходы физических лиц не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определенный уровень налога.
Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объеме.
Необходимо отметить, что только за время работы Государственной Думы 6 созыва (20112016 гг.) на рассмотрение парламента было внесено более 11 законопроектов, предусматривающих различные варианты прогрессивного налогообложения.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся 3 различные инициативы о прогрессивном налоге.
Первым законопроектом предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человек 5 миллионов рублей. По данным статистики чис-
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
ло граждан, чей доход в год превышает 5 000 000 рублей, составляет не более 0,2% социально активного населения страны, т.е. лиц, занятых в экономике. При этом совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан России. Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ:
- по доходам до 5 миллионов рублей включительно - 13 процентов;
- по доходам свыше 5 миллионов, но не более 50 миллионов рублей - 18 процентов;
- по доходам свыше 50 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей - 23 процента;
- по доходам свыше 500 миллионов рублей - 28 процентов [Проект федерального закона № 943535-6.]. ^
Второй законопроект предлагает ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 24 миллиона рублей. Законопроект вносит соответствующие изменения в п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ [Проект федерального закона № 851098-6].
Третий законопроект - наиболее радикальный и предлагает введение следующей шкалы ставок налогообложения доходов физических лиц: до 400 000 руб. в месяц - 13%; от 400 000 руб. до 1 000 000 руб. - 13%-30%; доход свыше 1 000 000 руб. - 50%.
Примерный расчет экономического эффекта при использовании предлагаемой шкалы налогообложения доходов с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономического развития, негосударственных статистических источников (РБК, Росбалт и другие деловые издания) свидетельствует, что доходы бюджета увеличатся до 4747 млрд. руб. При этом не изменится уплата НДФЛ гражданами, получающими до 400 000 тыс. руб., то есть «средний класс» и бедные не пострадают [Проект федерального закона № 939612-6].
Сверхвысокие доходы будут облагаться повышенным налогом, что сопоставит их реальный доход с производительностью труда.
Принятие настоящего закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы и в общем целом не понижать жизненный уровень населения страны.
Однако, по мнению авторов, все указанные законопроекты имеют один недостаток. Они не предполагают полного освобождения от налогообложения, так называемого «нижнего порога» налогообложения для наименее социально защищенных групп населения, которые проживают за чертой бедности и не способны в силу объективных или субъективных причин обеспечить себе достойное существование.
Представляется целесообразным внести соответствующие изменения в налоговое законодательство, переименовав ст. 3 НК РФ «Принцип справедливости в налоговом законодательстве» и закрепив прогрессивную шкалу налогообложения по аналогии с эффективно функционирующими западными правовыми системами в целях совершенствования налоговой политики в Российской Федерации [Куксин, 1998, с. 182].
На рассмотрении парламента сегодня находятся и другие чрезвычайно интересные инициативы в области повышения эффективности налогообложения.
Так, группой депутатов Государственной Думы 21 декабря 2015 г. внесен законопроект об исключении из числа объектов налогообложения земельных участков до 800 кв.м., которым предлагается не признавать объектами налогообложения по земельному налогу земельные участки площадью не более 800 квадратных метров, а также часть земельных участков площадью 800 квадратных метров из состава земельных участков площадью от 800 квадратных метров до 1200 квадратных метров.
При этом, согласно законопроекту, не будут признаваться объектами налогообложения только те земельные участки, которые находятся у физических лиц на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются для них единственными, а также не используются при осуществлении предпринимательской деятельности.
Площадь освобождаемых от налогообложения земельных участков обусловлена размерами земельных участков, которые предоставлялись гражданам для коллективного и индивидуального огородничества и садоводства в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. № 807 и от 22 марта 1950 г. № 1172 (в городах - до 600 квадратных метров, вне городов - до 1200 квадратных метров).
В сложившейся экономической ситуации и с учетом исторических особенностей социально-экономическое значение для граждан земельных участков до 1200 квадратных метров трудно переоценить. Для большинства - это порой единственная возможность обеспечить себя отдыхом и основными видами сельскохозяйственной продукции для личных нужд. На приусадебных участках производится 90% всего картофеля, 82% овощей, 50% ягод и 15% всего молока в стране.
В связи с этим представляется необоснованным и несправедливым повышение налогов со стороны государства на земельные участки, которые в течение многих лет использовались в соответствии с целевым назначением для огородничества и садоводства. Изменение же порядка взимания налога на имущество физических лиц, когда вместо оценки имущества по инвентаризаци-
онной стоимости, теперь в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость имущества, привело к значительному росту налогового бремени граждан.
Учитывая приведенные аргументы, очевидно, что принятие данного законопроекта в ближайшее время станет одной из основных мер социальной поддержки граждан в текущей социально-экономической ситуации [Мальцев, 1977, с. 166].
Принципиально важное значение в условиях, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин ставит задачу вернуть в оборот миллионы гектаров сельскохозяйственной земли, имеет введение эффективных мер налогового стимулирования недобросовестных собственников - крупных латифундистов, которые рассматривают сельскохозяйственные земли России в качестве вложения капитала с целью дальнейшей спекуляции, а не в качестве средства, для развития сельского хозяйства.
В этой связи представляется целесообразным Государственной Думе вернуться к рассмотрению внесенной еще 1 августа 2013 г. на рассмотрение парламента инициативе Правительства Российской Федерации о применении повышенной ставки земельного налога в 1,5% вместо пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства [Послание Президента Федеральному Собранию.].
К сожалению, вместо указанных эффективных мер в настоящее время наблюдаются попытки выхода из кризиса и пополнения бюджета за счет наименее социально защищенных групп населения путем немотивированного увеличения налога на имущество физических лиц, введения сборов на капитальный ремонт, отмены индексации зарплат работникам государственного сектора и пенсий, увеличения пенсионного возраста для госслужащих, отмены индексации пенсий для работающих пенсионеров.
Представляется, что только подход, основанный на гармоничном сочетании интересов личности, общества и государства, соразмерности дохода отдельных категорий населения и их налогообложения в настоящее время способен обеспечить справедливость и эффективность налогового законодательства.
1. Богач, бедняк [Электронный ресурс] // URL: http://www.eg-online.ru/article/275745/ (дата обращения: 20.02.20l6).
Bogach, bednyak [Elektronnyiy resurs] // URL: http://www.eg-online.ru/article/275745/ (data obrascheniya: 20.02.2016).
2. Болевые точки [Электронный ресурс] // URL: http://www.levada.ru/2l-04-2014/bolevye-tochki (дата обращения: 09.0l.20l6).
Bolevyie tochki [Elektronnyiy resurs] // URL: http://www.levada.ru/21-04-2014/bolevye-tochki (data obrascheniya: 09.01.2016).
3. Дигесты Юстиниана. Книга l. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002.
Digestyi Yustiniana. Kniga 1. / Otv. red. L.L. Kofanov. M.: Statut, 2002. (in Russian)
4. Исаев А. Нужна ли России либеральная повестка? // Российская газета. 20l6, l3 января.
Isaev A. Nuzhna li Rossii liberalnaya povestka? // Rossiyskaya gazeta. 2016, 13 yanvarya. (in Russian)
5. Куксин И.Н. Налоговая политика России. (Теоретический и историко-правовой анализ): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб, l998.
Kuksin I.N. Nalogovaya politika Rossii. (Teoreticheskiy i istoriko-pravovoy analiz): Dis. ... dokt. yurid. nauk. SPb, 1998. (in Russian)
6. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., l977-
Maltsev G.V. Sotsialnaya spravedlivost i pravo. M., 1977. (in Russian)
7. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от l7 октября 2008 г. № 230 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. / / Режим доступа: из информационной системы «КОНТИНЕНТ».
Nalogovyiy kodeks Kyirgyizskoy Respubliki ot 17 oktyabrya 2008 g. # 230 [Elektronnyiy resurs] // Dokument opublikovan ne byil. // Rezhim dostupa: iz informatsionnoy sistemyi «KONTINENT».
8. Налоговый кодекс Республики Узбекистан: утвержден Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 г. № ЗРУ-136 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. // Режим доступа: из информационной системы «КОНТИНЕНТ».
Nalogovyiy kodeks Respubliki Uzbekistan: utverzhden Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 25 dekabrya 2007 g. # ZRU-136 [Elektronnyiy resurs] // Dokument opublikovan ne byil. // Rezhim dostupa: iz informatsionnoy sistemyi «KONTINENT».
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 3l июля l998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. l998. № 3l. Ст. 3824.
Nalogovyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 31 iyulya 1998 g. # 146-FZ // SZ RF. 1998. # 31. St. 3824.
10. Нерсесянц B. C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социальные исследования. 200l. № l0.
Nersesyants B. C. Pravo kak neobhodimaya forma ravenstva, svobodyi i spravedlivosti // Sotsialnyie issledo-vaniya. 2001. # 10. (in Russian)
Список литературы References
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ш/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/249.htm (дата обращения: ^.^^Оад).
Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluz№yi gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyiy resurs] // URL: http://www.gks.ru/bgd/lтee/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/249.htm (data oЪrascheniya: 12.12.2G15).
12. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // http://www•kremlin•ru/events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 2О.О2.2О16).
Poslanie Prezidenta Federalnomu SoЪraniyu [Elektronnyiy resurs] //
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (data oteascheniya: 2G.G2.2Gl6).
13. Проект федерального закона N° 939612-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц) [Электронный ресурс] // URL: http: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=9396l2-6 (дата обращения: 2О.О2.2О16).
Proekt federalnogo zakona # 939612-6 «O vnesenii izmeneniy v glavu 23 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» (v chasti vvedeniya progressivnoy shkalyi naloga na dohodyi fizicheskih lits) [Elektronnyiy resurs] // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=9396l2-6 (data oteascheniya: 2G.G2.2Gl6).
14. Проект федерального закона Ш 851О98-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц» [Электронный ресурс] // URL: http://asozd2.duma.gov.ra/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=85l098 (дата обращения: 2О.О2.2О16).
Proekt federalnogo zakona # 851098-6 «O vnesenii izmeneniy v glavu 23 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v chasti vvedeniya progressivnoy shkalyi naloga na dohodyi fizicheskih lits» [Elektronnyiy resurs] // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=85l098 (data oteascheniya: 2G.G2.2Gl6).
15. Проект федерального закона Ж 943535-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц» [Электронный ресурс] // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=943535 (дата обращения: 2О.О2.2О16).
Proekt federalnogo zakona # 943535-6 «O vnesenii izmeneniy v glavu 23 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v chasti vvedeniya progressivnoy shkalyi naloga na dohodyi fizicheskih lits» [Elektronnyiy resurs] // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=943535 (data oteascheniya: 2G.G2.2Gl6).
16. Проект федерального закона № 958838-6 «О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // http: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=958838-6 (дата обращения 14.О2.2О16).
Proekt federalnogo zakona # 958838-6 «O vnesenii izmeneniy v statyu 389 chasti vtoroy Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» // [Elektronnyiy resurs] //
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=958838-6 (data oteascheniya 14.02.2016).
17. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Изд. ЛКИ, 2О1О.
Rolz Dzh. Teoriya spravedlivosti. M.: Izd. LKI, 2010. (in Russian)
18. Справедливость не торжествует [Электронный ресурс] // URL: http://fom.ru/obshchestvo/№263 (дата обращения: О9.О1.2О16).
Spravedlivost ne torzhestvuet [Elektronnyiy resurs] // URL: http://fom•ru/oЪshchestvo/lG26з (data oteascheniya: 09.01.2016).
19. Число долларовых миллиардеров в России достигло рекорда [Электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru/news/2013/02/l8/rating/ (дата обращения: 2О.О3.2О13).
Chislo dollarovyih milliarderov v Rossii dostiglo rekorda [Elektronnyiy resurs] // URL: http://lenta.ru/news/2013/02/l8/rating/ (data oteascheniya: 20.03.2013).
20. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 198О.
Ekimov A.I. Spravedlivost i sotsialisticheskoe pravo. L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1980. (in Russian)