Научная статья на тему 'О совершенствовании ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов'

О совершенствовании ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ / НЕДОИМКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / INSURANCE PREMIUMS / TAX CRIMES / EVASION FROM PAYMENT OF TAXES AND FEES / ARREARS / TAX AUTHORITIES / MANDATORY PAYMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касницкая И.Ю.

Автором настоящей статьи рассматривается вопрос об установлении уголовной ответственности за уклонение от уплаты таких обязательных платежей, как страховые взносы, в связи с изменением налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article examines the issue of establishing criminal liability for evading payment of mandatory payments, such as insurance premiums, due to changes in tax legislation.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов»

УДК 343

Касницкая И.Ю.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Аннотация. Автором настоящей статьи рассматривается вопрос об установлении уголовной ответственности за уклонение от уплаты таких обязательных платежей, как страховые взносы, в связи с изменением налогового законодательства.

Ключевые слова: страховые взносы, налоговые преступления, уклонение от уплаты

налогов и сборов, недоимка, налоговые органы, обязательные платежи.

* * *

Kasnitskaya I.Yu.

ON IMPROVEMENT OF LIABILITY FOR DAMAGE FROM PAYMENT OF INSURANCE CONTRIBUTIONS

Abstract. The author of this article examines the issue of establishing criminal liability for evading payment of mandatory payments, such as insurance premiums, due to changes in tax legislation.

Keywords: insurance premiums, tax crimes, evasion from payment of taxes and fees, arrears, tax authorities, mandatory payments.

*

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Невозможно представить современное государство с развитой экономикой без отлаженной системы налогообложения, функционирующей на основе учета интересов налогоплательщиков и государства и снабженной при этом системой правовых гарантий, обеспечивающих ее работоспособность. В числе последних важнейшее место занимают нормы об ответственности за несоблюдение предписаний налогового законодательства, в том числе уголовно-правовые нормы.

В Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ

* *

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года введена глава 34 «Страховые взносы» [1].

Этим законодательным актом администрирование страховых взносов, общая ставка по которым составляет 30%, было возложено на Федеральную налоговую службу РФ. До 1 января 2017 года данную функцию осуществляли Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Вступление в силу гл. 34 НК РФ «Страховые взносы» означает «значительное изменение фискальной политики государства, так как производимая замена правового регулирования страховых взносов представляет собой не формальное изменение, а существенную модернизацию всей системы

обязательных платежей в социальной сфере» [2, с. 4].

До 2017 года обязательными платежами, которые согласно НК РФ должны были исчислять, начислять, удерживать, перечислять налогоплательщики и плательщики сборов, были, соответственно, налоги и сборы.

В настоящее время в связи с введением в НК РФ с 1 января 2017 года вышеуказанной главы 34 обязательными платежами являются и страховые взносы.

Согласно ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №213-Ф3 [3] в Российской Федерации был отменен единый социальный налог, уклонение от уплаты которого (в силу его правовой природы обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований) квалифицировалось по ст. 198-199 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ).

Однако после отмены единого социального налога и возвращения к сбору страховых взносов возможности привлечения их неплательщиков к уголовной ответственно-

сти не было, поскольку в предмет соответствующих налоговых преступлений (ст. 198, 199, 1991, 1992 УК РФ) были включены только денежные средства, подлежащие уплате в качестве налогов и сборов.

Вместе с тем эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной. Например, ранее действовали ст. 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации» [4]. До введения единого социального налога данные фискальные платежи также осуществлялись в форме страховых взносов. С введением единого социального налога и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции названных норм УК РФ отпала [5].

По состоянию на 1 июля 2017 года ответственность за неуплату страховых взносов предусмотрена только НК РФ. Так, п. 1 ст. 122 НК РФ предусматривает штрафные санкции в размере 20% от сумм неуплаченных страховых взносов.

Однако, на наш взгляд, в связи с изменением законодательства о налогах и сборах целесообразнее было бы внести изменения в ст. 198, 199, 1992 УК РФ, расширив предмет этих преступлений указанием на уклонение от уплаты «.. .и других обязательных платежей» и предусмотрев возможное включение в НК РФ любых других платежей, а не только страховых взносов.

В подтверждение наших доводов можно акцентировать внимание на следующих фактах. Так, согласно ч. 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов) (курсив наш - И.К.), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совер-

шение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщикстраховых взносов) (курсив наш - И.К.) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Однако после направления в следственные органы материалов по вышеуказанной информации будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ст. 24 УПК РФ).

В Государственной Думе РФ в 20152016 годах прорабатывалась законодательная инициатива, а именно Законопроект № 927133-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» [5]. Данный законопроект получил несколько положительных отзывов внутри Государственной Думы, но до сих пор находится на рассмотрении.

По нашему мнению, не должно возникать сомнений в необходимости установления уголовной ответственности за сокрытие, уклонение от уплаты страховых взносов. Администрирование [См.: 10; 11] страховых взносов осуществляется на низком уровне, их недостаточная собираемость ложится тяжелым бременем на бюджет.

Так, сумма недоимки по страховым взносам за 2016 год составила 230 млрд. рублей. Из этой суммы через банки было взыскано только 138,2 млрд. рублей [7]. Принимая во внимание тот факт, что с 2017 года увеличен перечень доходов, с которых взыскиваются страховые взносы [8, с. 58], суммы, подлежащие уплате, также заметно увеличатся.

При этом не стоит забывать о том, что за счет страховых взносов производится выплата пенсий, различных компенсаций, обучение детей, финансирование социальных программ, выплаты льготникам. Это по своей сути является одной из основных функций государства. Доходы Пенсионного фонда России в 2016 году увеличились на 498,6 млрд. рублей (7%) по сравнению с 2015 годом и составили 7 625,2 млрд. рублей. Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов Фонда, составили 4 131,5 млрд. рублей, или 54,2% в общем объеме доходов [9].

Введение уголовной ответственности за сокрытие или уклонение от уплаты страховых взносов значительно бы повысило их собираемость во внебюджетные фонды и будет являться действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защищать фискальные интересы государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2000. №32. Ст. 3340.

2. Лермонтов Ю.М. Комментарий к главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации «Страховые взносы» (постатейный). М.: Статут, 2017.

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 30. Ст. 3739.

4. Федеральный закон от 25.06.1998 № 92-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3012.

5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ(ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4848.

6. Проект Федерального закона № 927133-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» // URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=927133-6 [Дата обращения 20.06.2017].

7. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за 2016 год // URL: http://www.pfrf.ru/files/id/ press_center/godovoi_otchet/Annual_report_2016_3. pdf. [Дата обращения 20.06.2017].

8. Гейц И.В. Страховые взносы. Новый порядок исчисления и уплаты. М. «Дело и Сервис». 2017.

9. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за 2016 год // URL: http://www.pfrf.ru/files/id/ press_center/godovoi_otchet/Annual_report_2016_3. pdf. [Дата обращения 20.06.2017].

10. Асадов А.М. К анализу конституционных основ государственного финансового администрирования // Финансовое право. 2010. № 6. С. 2-7.

11. Асадов А.М. Конституционные основы государственного финансового администрирования // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 16-20.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КАСНИЦКАЯ Инна Юрьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень.

E-mail: kasnitskay@mail.ru

РЕЦЕНЗИЯ на статью Касницкой И.Ю.

«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ»

Представленная статья рассматривает вопрос об установлении уголовной ответственности за уклонение от уплаты таких обязательных платежей, как страховые взносы, в связи с изменением налогового законодательства.

Актуальность проблематики статьи высокая, касающаяся уголовной ответственности за налоговые преступления.

Рецензируемая статья соответствует рубрике журнала «Право».

В целом статья представляется полной и завершенной, основные положения, высказанные автором в статье, значимы, что позволяет ее рекомендовать к опубликованию в журнале «Вестник Уральского института экономики, управления и права».

Рецензент:

Майоров А.В., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: AB_Majorov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.