DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10808 ГЛОТОВ Сергей Александрович,
доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного
областного университета e-mail: glotov [email protected]
АЛЕШКОВА Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Научной лаборатории проблем развития современного права Московского государственного областного университета
e-mail: [email protected]
ПРИНЦИП КОНКУРЕНЦИИ ЮРИСДИКЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00058 и СПС «КонсультантПлюс».
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы динамизма экономических отношений обуславливает потребность систематического изучения тенденций и перспектив их развития.
Цель работы заключается в анализе содержания и принципа конкуренции юрисдикции в системной взаимосвязи с другими принципами права.
Процедура и методы исследования. При проведении исследования в качестве общенаучных методов использованы общие логические приемы (анализ, синтез, обобщение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании.
В результате проведенного исследования авторы подчеркивают, что принцип конкуренции юрисдикций является производным от конституционного принципа поддержки конкуренции и диалектически взаимосвязан с иными принципами конституционного, предпринимательского, антимонопольного, бюджетного, налогового права и соответственно его реализация тесно связана со стратегическим, экономическим и социальным развитием государства. В статье раскрываются особенности реализации принципа конкуренции юрисдикций.
Теоретическая/практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть учтены законодателем, а также использованы в преподавании юридических и экономических дисциплин.
Ключевые слова: принципы конституционного права, предпринимательское право, экономические отношения, поддержка конкуренции, юрисдикция, свобода предпринимательской деятельности, рыночные отношения.
GLOTOV Sergey Aleksandrovich,
Doctor of Law, candidate of philosophy, Professor of the Department of business law, faculty of law, Moscow state regional University
ALESHKOVA Irina Aleksandrovna,
PhD in law, associate Professor, senior researcher at the Scientific laboratory of problems of modern law development, Moscow state regional University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
THE PRINCIPLE OF COMPETITION OF JURISDICTIONS: THE CONTENTS AND FEATURES OF THE IMPLEMENTATION
The article was prepared with the support of RFBR grant No. 19-011-00058
and SPS "ConsultantPlus".
Annotation. The relevance of the problem under study, the dynamism of economic relations determines the need for a systematic study of trends and prospects for their development.
The purpose of the work is to analyze the content and the principle of competition of jurisdiction in a systemic relationship with other principles of law.
Research procedure and methods. When conducting the research, general ligical methods (analysis, synthesis, generalization), as well as specific scientific methods (formal legal and comparative legal) in their various combinations were used as general scientific methods.
As a result of the study, the authors emphasize that the principle of competition of jurisdictions is derived from the constitutional principle of supporting competition and is dialectically interconnected with other principles of constitutional, business, antimonopoly, budgetary, tax law and, accordingly, its implementation is closely related to the strategic, economic and social development of the state. The article reveals the features of the implementation of the principle of competition of jurisdictions.
Theoretical/practical relevance. The results of this research can be taken into account by the legislator, as well as used in teaching legal and economic disciplines.
Key words: principles of constitutional law, business law; economic relations, support for competition, jurisdiction, freedom of entrepreneurial activity, market relations.
Принцип конкуренции юрисдикций появился как результат развития требования о поддержке конкуренции на фоне трех событий - рост экономического регулирования, глобализация и цифровизация, появившиеся как новые вызовы праву и взаимному сотрудничеству. Данные обстоятельства создало риск развития негативных тенденций, в частности, трансформации экономических отношений, дисбаланса правового регулирования и напряженности между национальными государствами, которые тем или иным образом обладают юрисдикцией над многонациональными предприятиями.
Действительно, если во времена раннего или ещё более позднего империализма вывоз капиталов, в отличие от вывоза товаров, приобрёл особо важное значение, то теперь такое значение (роль) играют различного рода юрисдикции, в т.ч. фискальные, т.н. «налоговые раи».
Непродуманные «слабые» юрисдикции влекут за собой огромные материальные, и не только, убытки для страны.
Например, в современной России была и остаётся актуальной тема оффшорных денег, их возврата в нашу страну. Данная проблематика напрямую связана с привлекательными юрисдик-циями, фискальными нагрузками, совместными договорными обязательствами государств в сфере избежания двойного налогообложения.
Почему Россия не пользуется оффшорами (по данным независимых опросов) [1]:
защита накоплений 86,4%
конфиденциальность бизнеса 73,6% оптимизация налогов 57,9
криминальное отмывание денег 46,4% сиюминутная спекуляция 27,9%
удобства передачи наследства 7,9% Общеизвестным налоговым раем является Кипр, в этом же ряду Мальта, Швейцария, Нидерланды и ряд других стран. До настоящего времени при регистрации компании за рубежом многие страны с налоговыми льготами представляли гражданам России возможность снижать налоги на дивиденды и проценты до 5%, а то и 0% (в России эта ставка должна быть 15-20%).
Только за последние десятилетия посредством налоговой юрисдикции на Кипр из России было вывезено не менее 300 млрд долл. США, из которых в нашу страну вернулись в виде инвестиций всего 64 млрд долл.
Потенциал возврата высок. Как считает Bloomberg Economies, с 1994 г. (а с конца 1991 г. в России была отменена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность) по 2018 г. сумма вывезенных из России через оффшоры капиталов превысила 1 трлн долл. США.
25 марта 2020 г. Президент РФ В.В. Путин в своём обращении к населению заявил о необходимости пересмотра ставок налога при выплате дивидендов и процентов в оффшорных юрисдик-циях и дал указание Правительству России провести переговоры о повышении ставки до 15% с тем же Кипром и другими странами. Часть из «офф-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
шорных стран» откликнулась на предложение Президента России.
По данным Минфина России, новое соглашение по налогообложению с Кипром (подписано в начале августа 2020 г.) будет приносить в бюджет ежегодно 150 млрд руб.
Самыми популярными оффшорами у российских бизнесменов остаются Каймановы острова, Остров Мэн, Нормандские острова, Княжество Монако.
В зарубежной научной литературе ученые неоднократно обращали внимание на значимость качественного регулирования современной экономики и важность эффективной действенности принципов экономического развития, которые, ввиду многогранности затрагиваемых сфер, характеризуются гибридностью и многообразием [3].
Особенно это важно в трудные для экономик стран времена, такие, например, как пандемия коронавируса COVID-19. Например, Москва (РФ) в рейтинге мировых городов (на 3-й позиции, наряду с Сеулом, Шанхаем и Сингапуром), проводивших наиболее эффективную и взвешенную в этот период экономическую политику, позволившую успешно выходить из кризиса. Были приняты со стороны Правительства России и Москвы дополнительные меры по поддержанию бизнеса и занятости, сохранения стабильной ситуации на рынке труда.
Авторитетные и обобщённые рациональные знания содержатся в принципах права, имеют приоритетное значение в механизме правового
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Одновременно российские власти создают собственные специальные экономические зоны, позволяющие отечественному бизнесу не заботиться о вывозе капитала за рубежные счета, сохранять их внутри страны.
А пока ...
регулирования. Они обновляются и развиваются в поправках и новых редакциях основных законов стран, в т.ч. и в поправках 2020 г. в Конституцию Российской Федерации [4]1.
Рассматриваемый принцип конкуренции юрисдикций появился как средство для создания благоприятной экономической среды, он синтезирует в себе правовую информацию, содержащуюся в принципе запрета недобросовестной конкуренции и принципе поддержки конкуренции.
В его содержание включаются такие элементы как единые правовые правила экономических отношений для всех её участников, паритетное и согласованное экономическое сотрудничество, конституционно сдержанная интервенция государства в сферу экономических отношений, внутригосударственная гарантированность принципов в системной взаимосвязи с государственным контролем, гибкость налоговой политики государств, гармонизация экономической политики, отсутствие барьеров для мобильности капи-
1 Например, новая ст. 751: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого роста страны и повышения благосостояния граждан...», или требование уважительного отношения к труду (п. 5 ст. 75 Конституции РФ). Это важно, когда на протяжении последних десятилетий труд во многом не являлся источником личного и общественного богатства.
Рейтинг стран по доле ВВП, спрятанной в оффшорах (на начало 2020 г.) [2]
1. Объединённые Арабские Эмираты 75%
2. Саудовская Аравия 75%
3. Венесуэла 65%
4. Россия 46%
5-6. Аргентина 35%
5-6. Греция 35%
7. Тайвань 22%
8. Португалия 21%
9. Турция 19%
10. Бельгия 18%
тала, эффективные условия для оптимизации размещения производства и финансовых потоков между странами, гармонизация внутренней и внешней среды экономических отношений.
Все это дает основание утверждать о слож-носоставном характере принципа конкуренции юрисдикций.
Усложняется этот принцип, его реализация в нашей стране и неработающей сложностью отечественного законодательства, вызванной как объективными факторами (усложнением ведения бизнеса в стране и самих рыночных отношений), так и субъективными (сложные межведомственные согласования законопроектов, низкое качество юридической техники, законодательной работы и т.д.).
Кроме того, в научной юридической литературе отмечается, что, во-первых, конкуренцию юрисдикций классифицируют на «внутриюрисдик-ционную», т.е. конкуренцию между компетенциями отдельных органов-регуляторов внутри одного государства, «межюрисдикционную», т.е. конкуренцию между органами-регуляторами в разных странах, а также «многонациональную регуляторную конкуренцию», когда группа регуляторов из более чем одного суверенного государства формирует партнёрство в качестве многонационального регулятора, а затем стремится конкурировать с другими группами регуляторов, также сформированными более чем одним суверенным государством [5], во-вторых, на поддержание конкуренции существенное влияние оказывает государственная политика [6].
По сути, принцип конкуренции юрисдикций является одним из регуляторов, составляющих основу модели экономического развития интеграционных объединений. Его реализация направлена на поиск и достижение баланса между устойчивым взаимным сотрудничеством и эффективным экономическим развитием с необходимостью обеспечения безопасности государства и защиты суверенитета посредством формирования определенных знаний. Ф.А. Хайек, один из немногих выступающий против индивидуализма и экономического порядка, подчеркивал значимую роль принципа конкуренции юрисдикций в экономических отношениях [7].
Вместе с тем, его диалектическая взаимосвязь с принципами международного, конституционного, гражданского, коммерческого, корпоративного, договорного и хозяйственного права, а также универсальными принципами межгосударственного сотрудничества подчеркивает не только его значимость как регулятора экономических отношений, но и выражает сложносоставную характеристику. Принципы обозначенных видов права являются результатом обобщения нако-
пленного правового опыта в различных областях. Вместе с тем, общими, в их числе, является принцип запрета недобросовестной конкуренции и принцип поддержки конкуренции. Данное обстоятельство свидетельствует об интегративной правовой природе принципа конкуренции юрисдикций. Исходя из этого, принцип конкуренции юрис-дикций можно назвать гибридным.
Учитывая, что невозможно рассмотреть в рамках одной статьи все особенности реализации принципа конкуренции юрисдикций, акцентируем внимание лишь на практике его реализации в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). По оценке С.Е. Нарышкина, «на базе Таможенного Союза и Единого экономического пространства начало работать новое объединение, занимающее седьмую часть суши, создающее порядка 4 процентов мирового валового продукта и имеющее большие перспективы. <...>. Евразийский Экономический Союз был создан в целях всесторонней модернизации и усиления конкурентоспособности национальных экономик. Сегодня около 40 стран ведут переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС» [8].
Наибольшая диалектическая взаимосвязь в рамках данного ЕАЭС проявляется у принципа конкуренции юрисдикций с принципом гармонизации экономических отношений и принципом открытой экономики, в результате которой формируется режим оптимальной юрисдикции экономических отношений.
Воздействие принципа конкуренции юрис-дикций направлено на обеспечение в рамках ЕАЭС всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Это особенно важно, поскольку конкуренция юрисдикций в рамках государств ЕАЭС, а также создание собственной юрисдикции Союза развивается на весьма значительном экономическом пространстве - 2 229 248 км2 с численностью населения 176 252 830 человек, объёмом ВВП 4 077.1 млрд долл. ЕАЭС в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении стал международной организацией экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В Союзе обеспечивается свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проводится скоординированная (общая) экономическая политика государств-участников. При этом используется опыт Европейского Союза и ранее действовавшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и, конечно, СССР, давшего к тому достаточно разноплановых оснований, в т.ч., конечно, экономических [9].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Таблица 1
Рост общего объёма промышленной продукции в отдельных союзных республиках СССР
(1913 = 1) [10]
1940 1960 1977
СССР 7,7 40 145
РСФСР 8,7 43 144
Украинская ССР 7,3 27 95
Белорусская ССР 8,1 34 192
Казахская ССР 7,8 57 223
Киргизская ССР 9,9 61 311
Таджикская ССР 8,8 38 131
Армянская ССР 8,7 68 311
Таблица 2
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, по некоторым союзным республикам СССР
(млрд руб.) [11]
1940 1977
СССР 18,0 230,6
РСФСР 11,7 133,5
Украинская ССР 3,2 40,4
Белорусская ССР 0,5 8,2
Казахская ССР 0,4 11,0
Киргизская ССР 0,1 2,2
Таджикская ССР 0,1 1,9
Армянская ССР 0,1 2,1
Сам ЕАЭС на пути к его созданию прошёл ренция. Это напрямую касается сглаживание кон-свой правовой (договорный) путь, где красной куренции юрисдикций государств - членов Союза линией была экономическая интеграция и конку- и формирование единой юрисдикции ЕАЭС.
Таблица 3
Основные этапы экономической интеграции в рамках Евразийского экономического
сообщества - ЕврАзЭС [12]
10.10. 2000 Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (5 стран - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства
06.10. 2007 Принятие решения о создании ТС Учреждение наднационального органа - Комиссии Таможенного союза Создание Таможенного союза трёх государств - РБ, РК и РФ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
01.07. 2011 Завершение формирования Таможенного союза РБ, РК и РФ ФС РФ ратифицировало 42 документа из 51, составляющих правовую базу ТС
09.12. 2010 Подписание документов, формирующих Единое экономическое пространство (ЕЭП). Вступление в силу документов (3 страны) Начало функционирования ЕЭП
01.01. 2012 Разработка и подписание 55 документов, реализация более 70 мероприятий правительств Сторон (3 страны) Обеспечение полноформатного функционирования ЕЭП
2011-2015 Договор о создании Евразийского Экономического Союза (подписан 29 мая 2014 г. в Астане, вступил в силу 1 января 2015 г.) Определение этапов и сроков создания экономического союза, порядка его работы
В научной литературе акцентируют внимание на том, что реализация принципа конкуренции юрисдикций взаимосвязана с пространственными пределами и полномочиями органов, осуществляющими публичную власть, и может выражаться как рыночная конкуренция, конкуренция институтов [13].
Реализация принципа конкуренции юрисдик-ций влияет на выработку корпоративных стратегий, а также взаимосвязана с основными принципами функционирования ЕАЭС, в числе которых:
- уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
- уважение особенностей политического устройства государств-членов;
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
- соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
- функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов [14].
На практике это, например, вылилось в такой, на первый взгляд простой элемент как чипирование выпускаемой продукции в государствах-членах Союза (например, меховых изделий, где до чипирования только по России налоговые поступления составляли 6 млрд руб., а после введения чипирования выросли до 65 млрд, т.е. почти в 11 раз).
Действенная реализация данного принципа способствует сближению институциональных сред государств участников ЕАЭС и проявляется в бинарности принципов конкуренции.
К числу принципов конкуренции согласно ст. 75 Договора ЕАЭС относятся:
- принцип равенства в применении норм конкурентного законодательства;
- принцип недопустимости антиконкурентных действий органов власти;
- принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией;
- принцип эффективного администрирования;
- принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий;
- принцип информационной открытости;
- принцип эффективного сотрудничества
[15];
- принцип судебной защиты;
- принцип равного доступа к закупкам для государственных и муниципальных нужд.
В особом мнении судьи Суда Евразийского экономического союза Э.В. Айриян подчёркивается, что данные принципы распространяются: на отношения, связанные с реализацией конкурентной (антимонопольной) политики на территориях государств-членов, на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию в трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов [16].
В совокупности данные требования создают фундамент общих для государств участников интеграционных объединений установок и порождают общие правила поведения в сфере экономических отношений. Применительно к ЕАЭС данные правила закреплены в ст. 76 Договора о ЕАЭС и выражают конкретные запреты на осуществление субъектами определенных действий (бездействия).
В частности, запрещаются (не допускаются):
- злоупотребление доминирующим положением;
- недобросовестная конкуренция;
- антиконкурентные соглашения;
- координация экономической деятельности, имеющая антиконкурентный характер [17].
Существование множественности принципов, регулирующих сферу экономических отношений, с одной стороны, накапливают традиции ведения партнерских взаимоотношений в сфере
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
экономики, с другой стороны, способствуют при связке определенных принципов к формированию новых принципов и аспектов партнёрского сотрудничества.
Это касается такой важнейшей сферы экономических отношений как закупки для государственных и муниципальных нужд, равного доступа к ним хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС [18]. Проблемным здесь по-прежнему остаётся доступ к этим закупкам представителей малого и среднего бизнеса, а также теперь и самозанятых граждан.
Важно при этом подчеркнуть, что таксономия принципов экономических отношений выстраивается как по горизонтали, так и по вертикали. И именно принцип конкуренции юрисдикций является одним из осевых в их иерархии.
Вместе с тем, в судебной практике формулируются определенные принципы экономического взаимного сотрудничества в рамках данного интеграционного объединения.
Анализ практики Евразийского экономического суда свидетельствует о том, что зачастую и в самих решениях, и в особых мнениях судей опираются на принципы экономических отношений в их диалектической и бинарной взаимосвязи. Так, принципы соглашения должны соблюдаться (pacta sunt servanda) и принципы единообразной интерпретации терминов, используемых в соглашениях [19], принципы единообразного применения и реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза [20], принципы функционирования единого внутреннего рынка Союза, принципы consensus omnium (стороны путем соглашения создают для себя право) [21] и др.
В рамках Российской Федерации проведена определённая работа по обеспечению действенности реализации принципа конкуренции юрисдикций. В частности, был не только принят Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом, развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы» [22], а ранее Федеральным законом «О защите конкуренции»), но и эффективно реализованы его обязательные предписания.
Однако, несмотря на то, что много сделано для эффективной реализации принципа конкуренции юрисдикций, можно говорить об одной из самых распространенных проблем — конкуренции юрисдикционной интерпретации, которую представляется возможным решить за счёт подготовки юридических словарей для определенных интеграционных объединений, подготовленных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
совместными усилиями специалистов государств, входящих в определенное интеграционное объединение.
В Докладах Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в России, несмотря на то, что отмечается высокая доля государственного сектора в экономике России, обращается внимание на то, что этот фактор должен быть использован как возможность для создания условий в целях развития частного сектора, в т.ч., путём обеспечения проведения конкурентных закупок с привлечением к участию в них независимых частных предприятий, включая МСП, реализации непрофильных активов и передачи их в собственность частным компаниям, привлечения частного бизнеса для реализации крупных инвестиционных проектов с целью активизации конкуренции и стимулирования частной инициативы [23].
Это, как представляется, только подчёркивает значимость принципов как регуляторов экономических отношений и существующие между ними связи. Указанную проблематику актуализируют события в Белоруссии, начиная с августа 2020 г., когда стало известно, что власти Литвы хотят предоставить нулевой налоговый режим для 1Т-технологий в целях переманивания программистов из Белоруссии.
Таким образом, очевидна множественность регуляторов, которые не только определяют режим экономического взаимодействия, но и являются средством для выработки и формирования внутригосударственной экономической политики и стратегии внутригосударственного экономического развития; диалектическая взаимосвязь принципа конкуренции юрисдикций с принципами иных сфер общественных отношений, а также бинарность принципа конкуренции юрисдикций и принципов конкуренции.
Определённый оптимизм в решении указанных выше проблем придают отдельные поправки 2020 г. в Конституцию РФ. Наряду с уже указанными выше (ст. 751, п. 5 ст. 75) к ним следует отнести:
1) новые обязанности Правительства России (ст. 114), в т.ч. по поддержке институтов гражданского общества, в т.ч. НКО, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;
2) содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;
3) обеспечение соблюдения принципов социального партнёрства в сфере развития трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Гражданскому обществу ещё предстоит сказать своё веское слово в поддержку развития принципа конкуренции во всех сферах общественной жизни, возможностей каждому проявить свою инициативу, а также в укреплении, в целом, российской юрисдикции.
Этого требуют и развитие «цифрового общества», острая конкуренция в цифровой сфере, новые вызовы времени. Отрадно отметить, что некоторые меры в этом отношении со стороны российских властей уже принимаются1.
Список литературы:
[1] Макеев Н. Конец налогового рая. Россия закрывает для бизнеса налоговые оффшоры // Московский комсомолец. - 2020. - 26 авг.
[2] Макеев Н. Конец налогового рая. // Московский комсомолец. - 2020. - 26 авг.
[3] Bagheri М., Jahromi М., Ghanbari J. Globalization and extraterritorial application of economic regulation: crisis in international law and balancing interests // European journal of law and economics. - V. 4 El. 2. - P. 393-429.
[4] Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года. - Москва: АСТ, 2020. - 64 с.
[5] Национальная юрисдикция: курс на конкурентоспособность правовой системы России: доклад / под общ. ред. И.Н. Барцица и А.С. Ерёменко. - М.: Издательский дом «Дело» РАН-ХиГС, 2019. - 224 с.
[6] Edwards, C.D. (1949) Maintaining Competition. Requisites of a Government Policy. New York, Toronto, London: McGraw-Hill.
[7] Hayek, F.A. v. Individualism and Economic Order, 92-106. Chicago: University of Chicago Press.
[8] Евразийская экономическая перспектива. Материалы I Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 г. - М.: Изд-е Государственной Думы, 2015. - С. 5.
[9] Глотов С.А., Григорьев И.А., Губин А.Н. и др. Право Евразийского экономического союза / под ред. С.А. Глотова. - М.: Московская международная академия; Кубанский гос. аграрный ун-т; Галеля-принт, 2016. - 304 с.
1 Так, в 2019 г. был урегулирован правовой статус самоисполняемых контрактов («смарт-контрак-тов»), введение понятия цифровых прав (Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ), некоторое развитие получил российский бизнес 1Т-услуг (по НДС, Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ); были введены электронные цифровые книжки; вновь узаконена электронная подпись, теперь в «облаке» (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ) и другие меры. К ним можно отнести и снижение (значительное, до 2%) налогового бремени на 1Т-отрасль.
[10] Энциклопедический справочник / гл. рук. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1979.
[11] Энциклопедический справочник / гл. рук. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1979.
[12] Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учеб. пособие / под общ. ред. С.Ю. Глазьева и Т.А. Мансурова. -М.: Митель-пресс, 2011. - 416 с.; Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Евразийский Союз и Евразийское экономическое сообщество и различие процессов интеграционного строительства / С.Ю. Глазьев, В.И. Чушкин, С.П. Ткачук. - М.: ООО ВИКТОР МКДИА, 2013. - 240 с.; Глотов С.А. Экономическая и политическая интеграция на постсоветском пространстве: от СНГ к ЕврАзЭС и АЕЭС: сб. тр. МНЮИ. Вып. 7 / отв. ред. В.И. Дюкарев. -М.: Изд-во МНЮИ, 2015. - С. 154 - 260; Глотов С.А., Григорьев И.А., Губин А.Н. и др. Указ соч. - С. 12.
[13] Vanberg, V., Kerber, W. Institutional competition among jurisdictions: An evolutionary approach. Constit Polit Econ. - P. 193-219(1994).
[14] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
[15] Конкурентное право в Евразийском экономическом союзе: учеб. пособие / под общ. ред. М.А. Кусаинова, А.Г. Сушкевича, А.М. Джумабае-вой, А.А. Акопян. - 2019. - С. 32.
[16] Особое мнение судьи Айриян Э.В. (дело № СЕ-2-1/1-17-БК) г. Минск, 4 апреля 2017 г. Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/ Downloads/%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20
%D1 %81%D1%83%Р0%В4%D1%8C%D0%B8%20 %D0%AD.%D0%92.%D0%90%D0%B9%D 1
%80%D0%B8%D 1 %8 F%D0%BD.pdf (дата обращения: 02.08.2020).
[17] Особое мнение судьи Айриян Э.В.
[18] Глотов С.А., Лычагин А.Г., Савёлов О.П., Штанов И.А. Контрактная система: опыт США, ЕС и российская практика. Противодействие коррупции при госзакупках / под ред. д-ра С.А. Глотова. - М.: Московская международная академия; Кубанский государственный аграрный ун-т, Галле-я-принт, 2016. - С. 344.
[19] Особое мнение судьи Чайки К.Л. (дело № СЕ-1-2/2- 15-КС) г. Минск 28 декабря 2015 г. // Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D 1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%9 5%D0%AD%D0%9A%28%20%D0%B4%D0%B5% D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1 %80%D 1 %8F.pdf (дата обращения: 02.08.2020).
[20] Особое мнение судьи Нешатаевой Т.Н. (дело №СЕ-1-2/2-15-КС об оспаривании бездействия Евразийской экономической комиссии) г.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Минск 2 марта 2016 г. // Режим доступа: file:///C:/
Users/Acer/Downloads/%D0%BD%D0%B5%D0%B
D%D0%B8%D0%B5%20
%D0%9D%D0%B5%D1 %88%D0%B0%D 1
%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D 0%B9%2 0%D0%A2.%D0%9D.pdf (дата обращения: 02.08.2020).
[21] Решение Суда Евразийского экономического союза от 21 февраля 2017 г. URL: Режим доступа: file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%A0 %D0%B5%Dl%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 0%B5%20%D0%BE%D1 %82%2021,02.17.pdf (дата обращения: 02.08.2020 г.).
[22] СЗ РФ. - 2017. - № 52 (ч. I). - Ст. 8111.
[23] Доклад Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год. URL: Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/685117#_Тос10132583 (дата обращения: 02.07.2020 г.); Доклад Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год. URL: Режим доступа: https://fas.gov.ru/ documents/685117#_Тос!0132583 (дата обращения: 02.07.2020).
Spisok literatury:
[1] Makeev N. Konec nalogovogo raya. Rossiya zakryvaet dlya biznesa nalogovye offshory // Mosk-ovskij komsomolec. - 2020. - 26 avg.
[2] Makeev N. Konec nalogovogo raya. // Mosk-ovskij komsomolec. - 2020. - 26 avg.
[3] Bagheri M., Jahromi M., Ghanbari J. Globalization and extraterritorial application of economic regulation: crisis in international law and balancing interests // European journal of law and economics. -V. 4 El. 2. - P. 393-429.
[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii s izme-neniyami, odobrennymi obshcherossijskim golos-ovaniem 1 iyulya 2020 goda. - Moskva: AST, 2020. - 64 s.
[5] Nacional'naya yurisdikciya: kurs na konkurentosposobnost' pravovoj sistemy Rossii: doklad / pod obshch. red. I.N. Barcica i A.S. Eryo-menko. - M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2019. - 224 s.
[6] Edwards, C.D. (1949) Maintaining Competition. Requisites of a Government Policy. New York, Toronto, London: McGraw-Hill.
[7] Hayek, F.A. v. Individualism and Economic Order, 92-106. Chicago: University of Chicago Press.
[8] Evrazijskaya ekonomicheskaya perspektiva. Materialy I Mezhdunarodnogo foruma. Sankt-Peter-burg, 16 aprelya 2015 g. - M.: Izd-e Gosudarstvennoj Dumy, 2015. - S. 5.
[9] Glotov S.A., Grigor'ev I.A., Gubin A.N. i dr. Pravo Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza / pod
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
red. S.A. Glotova. - M.: Moskovskaya mezhdunarod-naya akademiya; Kubanskij gos. agrarnyj un-t; Gale-lya-print, 2016. - 304 s.
[10] Enciklopedicheskij spravochnik / gl. ruk. A.M. Prohorov. - M.: Sov. enciklopediya, 1979.
[11] Enciklopedicheskij spravochnik / gl. ruk. A.M. Prohorov. - M.: Sov. enciklopediya, 1979.
[12] Regulirovanie vneshnej torgovli Tamozhen-nogo soyuza v ramkah EvrAzES: ucheb. posobie / pod obshch. red. S.Yu. Glaz'eva i T.A. Mansurova. -M.: Mitel'-press, 2011. - 416 s.; Glaz'ev S.Yu., Chush-kin V.I., Tkachuk S.P. Evrazijskij Soyuz i Ev-razijskoe ekonomicheskoe soobshchestvo i razlichie processov integracionnogo stroitel'stva / S.Yu. Glaz'ev, V.I. Chushkin, S.P. Tkachuk. - M.: OOO VIKTOR MKDIA, 2013. - 240 s.; Glotov S.A. Ekonomicheskaya i polit-icheskaya integraciya na postsovetskom prostran-stve: ot SNG k EvrAzES i AEES: sb. tr. MNYul. Vyp. 7 / otv. red. V.I. Dyukarev. - M.: Izd-vo MNYul, 2015. -S. 154 - 260; Glotov S.A., Grigor'ev I.A., Gubin A.N. i dr. Ukaz soch. - S. 12.
[13] Vanberg, V., Kerber, W. Institutional competition among jurisdictions: An evolutionary approach. Constit Polit Econ. - P. 193-219(1994).
[14] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www. pravo.gov.ru, 16.01.2015.
[15] Konkurentnoe pravo v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze: ucheb. posobie / pod obshch. red. M.A. Kusainova, A.G. Sushkevicha, A.M. Dzhum-abaevoj, A.A. Akopyan. - 2019. - S. 32.
[16] Osoboe mnenie sud'i Ajriyan E.V. (delo № SE-2-1/1-17-BK) g. Minsk, 4 aprelya 2017 g. Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%B-D%D0%B8%D0%B5%20
%D1 %81%D1%83%R0%V4%D1%8C%D0%B8%20 %D0%AD.%D0%92.%D0%90%D0%B9%D 1
%80%D0%B8%D 1 %8 F%D0%BD.pdf (data obrash-cheniya: 02.08.2020).
[17] Osoboe mnenie sud'i Ajriyan E.V.
[18] Glotov S.A., Lychagin A.G., Savyolov O.P., Shtanov I.A. Kontraktnaya sistema: opyt SShA, ES i rossijskaya praktika. Protivodejstvie korrupcii pri goszakupkah / pod red. d-ra S.A. Glotova. - M.: Moskovskaya mezhdunarodnaya akademiya; Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj un-t, Galleya-print, 2016. - S. 344.
[19] Osoboe mnenie sud'i Chajki K.L. (delo № SE-1-2/2- 15-KS) g. Minsk 28 dekabrya 2015 g. // Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Acer/Down-loads/%D1%80%D0%B0%D1%81 %D0%B8%D0%B A%D0%95%D0%AD%D0%9A%28%20%D0%B4% D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1 %80%D 1 %8F.pdf (data obrashcheniya: 02.08.2020).
[20] Osoboe mnenie sud'i Neshataevoj T.N. (delo №SE-1-2/2-15-KS ob osparivanii bezdejstviya Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii) g. Minsk 2 marta 2016 g. // Rezhim dostupa: file:///C:/Users/ Acer/Downloads/%D0%BD%D0%B5%D0%B-D%D0%B8%D0%B5%20
%D0%9D%D0%B5%D1 %88%D0%B0%D 1
%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D 0%B9%2 0%D0%A2.%D0%9D.pdf (data obrash-cheniya: 02.08.2020).
[21] Reshenie Suda Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza ot 21 fevralya 2017 g. URL: Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Acer/Downloa
ds/%D0%A0%D0%B5%Dl%88%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%20 21,02.17.pdf (data obrashcheniya: 02.08.2020 g.).
[22] SZ RF. - 2017. - № 52 (ch. I). - St. 8111.
[23] Doklad Federal'noj antimonopol'noj slu-zhby o sostoyanii konkurencii v Rossijskoj Federacii za 2018 god. URL: Rezhim dostupa: https://fas.gov. ru/documents/685117#_Tos10132583 (data obrashcheniya: 02.07.2020 g.); Doklad Federal'noj antimonopol'noj sluzhby o sostoyanii konkurencii v Rossijskoj Federacii za 2019 god. URL: Rezhim dostupa: https://fas.gov.ru/documents/685117#_Tos!0132583 (data obrashcheniya: 02.07.2020
ЮРКОМПАНИ
www. law- books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020