Научная статья на тему 'Принцип коллегиальности в деятельности внутренних войск'

Принцип коллегиальности в деятельности внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF COLLEGIALITY / СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ADVISORY BODIES / КОЛЛЕГИЯ МВД РОССИИ / THE COLLEAGUE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ВОЕННЫЕ СОВЕТЫ / MILITARY COUNCILS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссаров А.В.

В статье рассмотрена коллегиальность как организационный и функционирующий принцип права, которым должны руководствоваться в своей деятельности совещательные органы МВД России. Автором показано, каким образом принцип коллегиальности отражаются в деятельности внутренних войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of collegiality in the activity of the internal forces

The article deals with collegiality as organized and functioning principle of the law to which the Advisory bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia must follow in their activity. The author showed how the Principle of collegiality is reflected in the activity of the Internal Forces.

Текст научной работы на тему «Принцип коллегиальности в деятельности внутренних войск»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИП КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ

ВОЙСК

А.В. Комиссаров,

начальник кафедры гражданского права Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии

И.К. Яковлева МВД России , доцент E-mail: lira1969@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрена коллегиальность как организационный и функционирующий принцип права, которым должны руководствоваться в своей деятельности совещательные органы МВД России. Автором показано, каким образом принцип коллегиальности отражаются в деятельности внутренних войск.

Ключевые слова: принцип коллегиальности, совещательные органы, коллегия МВД России, военные советы.

THE PRINCIPLE OF COLLEGIALITY IN THE ACTIVITY OF THE INTERNAL FORCES

A.V. Komissarov,

the Head of the Department of the Civil Law of Novosibirsk Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces after the General of the Army I. K. Iakovlev, associate professor

Annotation. The article deals with collegiality as organized and functioning principle of the law to which the Advisory bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia must follow in their activity. The author showed how the Principle of collegiality is reflected in the activity of the Internal Forces.

Keywords: the principle of collegiality; Advisory bodies; the colleague of the Ministry of Internal Affairs of Russia; military councils.

Выражением принципа коллегиальности в государственном управлении является образование коллегий в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных подразделений.

Так, в соответствии с п. 22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[3] в МВД России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

В состав коллегии МВД России по должности входит заместитель Министра — главнокомандующий внутренними войсками МВД России.

Положение о коллегии МВД России утверждено приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 948. Коллегия МВД России определяется как совещательный орган, который на своих заседаниях вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетенцию МВД России, требующий коллегиального обсуждения (п. 2). Установлено, что работа коллегии осуществляется гласно, кроме заседаний, на которых обсуждаются вопросы конфиденциального характера (п. 5). Основной формой работы коллегии являются плановые заседания. Для рассмотрения неотложных вопросов председатель коллегии может назначать внеочередные заседания коллегии (п. 6). Плановые и внеочередные заседания коллегии могут проводиться с выездом в органы внутренних дел Российской Федерации и региональные командования внутренних войск МВД России (п. 8). Заседание коллегии

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов коллегии. Решения коллегии принимаются большинством голосов членов коллегии и объявляются приказами Министра (п. 9). В случае разногласий между председателем коллегии, т.е. Министром и ее членами, председатель коллегии дает указание о реализации принятого им решения и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщать о своем особом мнении Президенту Российской Федерации (п. 10).

Тем же приказом МВД России утверждены регламенты совещаний при Министре внутренних дел Российской Федерации и при его заместителях.

Совещание при Министре внутренних дел Российское Федерации является одной из форм коллегиального рассмотрения текущих вопросов деятельности подразделений системы МВД России. Постоянными участниками совещания являются: Министр внутренних дел Российской Федерации (председатель совещания), заместители Министра, начальники Организационно-аналитического департамента и Департамента делопроизводства МВД России и работы с обращениями граждан и организаций МВД России. В рассмотрении вопросов на совещании по решению Министра могут принимать участие: представители органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, руководители подразделений системы МВД России, советники и помощники Министра по направлениям деятельности. Итоговым документом совещания является протокол совещания при Министре внутренних дел Российской Федерации, в который вносятся ход обсуждения, протокольные поручения и решения по рассматриваемым вопросам, принятые на совещании. Подписанный Министром протокол в суточный срок рассылается секретариатом коллегии постоянным участникам совещания, а также руководителями подразделений системы МВД России, которым даются поручения. Протокольное решение является обязательным для исполнения всеми должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск.

Совещание при заместителях Министра внутренних дел Российской Федерации, в том числе при заместителе Министра — главнокомандующем внутренними войсками МВД России, является одной из форм коллегиального рассмотрения текущих вопросов по направлениям деятельности курируемых подразделений. Так же, как и в отношении совещания при Министре внутренних дел, предусмотрено, что итоговым документом совещания при заместителе Министра внутренних дел является протокол. Проект протокола совещания представляется на подпись заместителю Министра руководителем его аппарата или ответственным ис-

полнителем. Подписанный заместителем Министра протокол в суточный срок рассылается его аппаратом или ответственным исполнителем постоянным участникам совещания, а также руководителям подразделений системы МВД России, которым даются поручения.

Во внутренних войсках МВД России так же, как и в Вооруженных Силах Российской Федерации и в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в качестве совещательных органов предусмотрены также военные советы.

Военные советы во внутренних войсках предусмотрены в первую очередь в ст. 35 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[1]. Предусмотрено, что военные советы являются постоянно действующими совещательными органами, создаваемыми Главным командованием внутренних войск, создаются и в оперативно-территориальных объединениях внутренних войск — военные советы оперативно-территориальных объединений внутренних войск. Задачи и состав военного совета Главного командования внутренних войск и военных советов оперативно-территориальных объединений внутренних войск, порядок их формирования и работы, полномочия лиц, входящих в состав указанных военных советов, определяются положением о военных советах, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

В настоящее время действует Положение о военных советах в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 919 «Вопросы деятельности военных советов» [4].

В п. 10 рассматриваемого Положения определены основные направления деятельности военных советов. В частности, к ним относится: реализация государственной военной политики в войсках (силах), а также строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, спасательных воинских формирований; поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных перед ними задач; обеспечение оперативной подготовки органов военного управления, боевой и морально-психологической подготовки личного состава; укрепление единоначалия, правопорядка и воинской дисциплины, исключение условий для проявлений коррупции; проведение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы

136

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2014

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и противодействию терроризму; оснащение войск (сил) новыми видами вооружения и военной техники, координация военно-научной работы и др.

Решения военного совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов военного совета и оформляются протоколом, который подписывают председатель и секретарь военного совета. По принятым решениям издаются постановления военного совета, которые подписывают председатель и секретарь военного совета. Постановления военного совета являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами в порядке подчиненности. Для исполнения постановлений военного совета могут издаваться приказы, директивы и указания (п. 19). При необходимости окончательное решение по рассмотренным на заседании военного совета вопросам в установленном порядке принимают соответственно Министр обороны Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации, главнокомандующий (командующий) соответствующим центральным органом (органом) военного управления, войсками, объединением в соответствии со своей компетенцией (п. 20).

Но нужно отметить, что принцип коллегиальности во внутренних войсках не может существовать без принципа единоначалия, так как ответственность за принятые решения военного совета несет непосредственно начальник, командир.

Поэтому, автор считает необходимым закрепить в Федеральном законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» то обстоятельство, что единоначалие в деятельности внутренних войск сочетается с коллегиальностью. Такое сочетание в настоящее время является обязательным для деятельности федеральных министерств и подчиненных им военных структур и правоохранительных органов. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] предусмотрена возможность придания статуса коллегиального органа федеральной службе по надзору и федеральному агентству. Однако ни одна федеральная служба по надзору и ни одно федеральное агентство в настоящее время такого статуса не имеют.

Сочетание единоначалия и коллегиальности характерно также для исполнительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В то же время коллегиальность может быть единственным правовым принципом деятельности государственных органов, в первую очередь, представительных (законодательных) органов государственной власти, высших коллегиальных органов исполнительной власти, начиная с Правительства Российской Федерации, принципом деятельности представительных органов местного самоуправления.

Коллегиальность в управлении во внутренних войсках характеризуется наличием двух типов совещательных органов: совещаний при заместителе Министра внутренних дел Российской Федерации — главнокомандующем внутренними войсками МВД России, которое относится к совещательным органам в системе МВД России и военных советов, решающих специфические вопросы военного характера, которые относятся к системе военных советов, действующих согласно Положению о военных советах в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, во-первых, коллегиальность как правовой принцип всегда сочетается с единоначалием. Во-вторых сочетание коллегиальности с единоначалием характерно для деятельности федеральных министерств и подчиненных им военных структур и правоохранительных органов, федеральных служб и федеральных агентств, отраслевых исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В-третьих, коллегиальность может выступать самостоятельным принципом, не сочетаясь с единоначалием, что характерно для представительных (законодательных) органов государственной власти, высших коллегиальных органов исполнительной власти, начиная с Правительства Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления.

Литература

1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711, http:// www.pravo.dov.ru.

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Собрание законодательство Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945, http:// www.pravo.dov.ru.

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 25.12.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» ( вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334, http:// www.pravo.dov.ru.

4. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 919 «Вопросы деятельности военных советов» Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 28. Ст. 3882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.