Научная статья на тему 'Принцип «Хозяйского ценения» в философии хозяйства классического евразийства'

Принцип «Хозяйского ценения» в философии хозяйства классического евразийства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКОЕ ЕВРАЗИЙСТВО / ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА / «ДОБРЫЙ ХОЗЯИН» / ПРИНЦИП «ХОЗЯЙСКОГО ЦЕНЕНИЯ» / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаева Оксана Сергеевна, Гришина Ирина Александровна, Медведева Ольга Витальевна

Статья посвящена одному из оригинальных направлений русской философской мысли - классическому евразийству. Представлен анализ хозяйственно-экономических воззрений евразийцев. Рассмотрено социально-экономическое учение П. Н. Савицкого, которое авторы предлагают трактовать как философию хозяйства. Показано, что основой разработанного П. Н. Савицким учения о хозяйстве выступает принцип «хозяйского ценения хозяйства», в рамках которого хозяйство представляет собой абсолютную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип «Хозяйского ценения» в философии хозяйства классического евразийства»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 1(091)

О. С. Исаева, И. А. Гришина, О. В. Медведева ПРИНЦИП «ХОЗЯЙСКОГО ЦЕНЕНИЯ»

В ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ЕВРАЗИЙСТВА

Аннотация. Статья посвящена одному из оригинальных направлений русской философской мысли -классическому евразийству. Представлен анализ хозяйственно-экономических воззрений евразийцев. Рассмотрено социально-экономическое учение П. Н. Савицкого, которое авторы предлагают трактовать как философию хозяйства. Показано, что основой разработанного П. Н. Савицким учения о хозяйстве выступает принцип «хозяйского ценения хозяйства», в рамках которого хозяйство представляет собой абсолютную ценность.

Ключевые слова: классическое евразийство, философия хозяйства, «добрый хозяин», принцип «хозяйского ценения», нравственность.

Философско-экономическое учение евразийцев разрабатывал один из лидеров движения - Петр Николаевич Савицкий. Его взгляды на социально-экономическое устройство общества основывались на общих для всего классического евразийства постулатах - преобладающей роли морали и нравственности, этики и религиозных ценностей. В декларации евразийцев 1932 г. мы найдем следующие строки: «По убеждению евразийцев, только вера в Божественное начало может служить основой человеческих отношений, проникнутых духом любви и неуклонным бережением личного достоинства человека» [1, с. 289]. Сам П. Н. Савицкий подчеркивает, что в рамках экономической философии необходимо как «нечто должное» наличие «связи и удовлетворения наших экономических потребностей с общими началами нравственности и религии» [2, с. 85].

Евразийские мыслители стоят на позиции философии «подчиненной экономики» и утверждают, что экономическую жизнь не следует считать объектом личной наживы, относясь к ней как к «общему делу» и преследуя в первую очередь задачи достижения блага государственного целого. Они рассматривают экономическую жизнь не как «цель в себе», но как средство, необходимое для духовного совершенствования граждан. Жизнь людей, уровень которой обеспечивается общим состоянием и уровнем развития экономики в стране, согласно евразийцам, может быть осмысленной только тогда, когда ее истинный смысл заключается в служении высшим духовным ценностям. Евразийцы выступают сторонниками такого экономического строя, в котором принцип справедливости и принцип «общего дела» осуществляются наиболее полно [1, с. 296].

Опираясь на взгляды своего предшественника, выдающегося отечественного мыслителя С. Н. Булгакова [3], П. Н. Савицкий четко разграничивает сферу экономики и сферу хозяйствования. Его социально-экономическая концепция представляет собой скорее не доктрину чисто экономического толка, но учение о хозяйстве, философию хо-

4

Гуманитарные исследования

зяйства. П. Н. Савицкий выводит на первый план хозяйствующую личность, разделяя понятия «хозяин» и «предприниматель». Понятие «предприниматель», по мнению ученого, соответствует понятию «homo economicus» - «человек экономический». В рамках экономической теории он имеет только одно по своей природе эгоистическое устремление - получить наибольший доход. Получение наибольшего чистого дохода при наименьших затратах есть «экономический принцип», выработанный старой классической школой политической экономии. Осуществляет «экономический принцип» «экономический человек», руководствующийся экономическим эгоизмом. В этом и заключается его «духовная сущность» [4, с. 263-264]. Хозяина же отличает «хозяйское отношение» к хозяйству, ему присущи не только экономически обоснованные импульсы. Отношение к хозяйству может и должно, согласно П. Н. Савицкому, определяться стремлением хозяина к сохранению, укреплению и расширению своего хозяйства, воспринимаемого обязательно как живое и ощутимое целое, как одухотворенная система не только людей, но и вещей [5, с. 219].

Понятие хозяина, действующего «по-хозяйски», П. Н. Савицкий связывает с понятием «доброго хозяина». Интересы прибыли и получения дохода не являются для него руководящими, хотя и не отрицаются. «Добрый хозяин» прежде всего заботится о материальном благополучии своих работников. Он «ставит своей целью обеспечить материальные основы жизни этих людей и по возможности достичь, чтобы они были довольны своей участью; без достижения такой цели ему как бы хозяйство не в хозяйство; ради нее он готов нести жертвы за счет своих доходов» [5, с. 220]. Основой хозяйства «доброго хозяина» выступают люди, действующие в нем.

В рамках своего учения о хозяйстве П. Н. Савицкий окончательно разграничивает экономический и внеэкономический миры, развивая целую аксиологическую систему. Он полагает, что мир экономический всегда характеризует меновая ценность вещей и потому он всегда будет миром принципиально соотносительным. Миры внеэкономические -это миры абсолютных бытий. Покупка и продажа материальных благ либо их обмен на другие блага и такие ценности, как человеческая жизнь, любовь, дружба, соответственно, представляют собой соотносительные и абсолютные ценности.

Подобные рассуждения явились основой для построения П. Н. Савицким теории «хозяйского ценения хозяйства», служащей своеобразным мостом, связью, скрепой между мирами «абсолютного» и «соотносительного». Ценя свое хозяйство как источник «соотносительных» ценностей, как источник «чистого дохода», «добрый хозяин» в то же время ценит хозяйство и «абсолютно» - как ощутительное единство, как одухотворенную систему...» [5, с. 228]. Заметим, что «хозяйское ценение», по мнению П. Н. Савицкого, изначально заложено в природу человека. Все хозяйское отношение к хозяйству заключается в том, что хозяин ценит его с позиции «абсолютного».

П. Н. Савицкий мыслит «хозяйское ценение» как возможность избежать эксплуатации. «Хозяйское ценение» труда опровергает расценивание последнего в сфере чисто «соотносительной». Хозяйственное помещение в производство человеческого труда позволяет говорить об отсутствии эксплуатации в таком производственном процессе, поскольку хозяин относится к труду своих рабочих не только и не столько как к ценности, представляющей сугубо экономический интерес, ценности «соотносительной», но и как к ценности «абсолютной». П. Н. Савицкий подчеркивает, что хотя экономическая выгода и присутствует в «хозяйском ценении хозяйства» и последнее неуклонно следует экономическому принципу, но играет отнюдь не главную роль. Полнота и насыщенность хозяйственно-натурального процесса - вот та цель, которую преследует хозяин в хозяйстве, ценя его с точки зрения «абсолютной» [5, с. 231]. Благополучие хозяйства в рамках принципа «хозяйского ценения» обосновывается человечным отношением к людям и бережливостью всех остальных составляющих хозяйства, прежде всего, со стороны само-

5

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

го хозяина. Он должен создать все необходимые для своих работников условия даже иногда в ущерб себе, и только тогда его хозяйство станет сильным и способным выжить в любых условиях. Не материальные блага должны превалировать в мотивации поступков человека, а ценности духовные, забота о ближнем своем. В этом ракурсе рассмотрения вопроса «хозяйское ценение хозяйства» есть «как бы введение «соотносительных» ценностей в среду «абсолютных» оценок» или, точнее, «оценочное обращение к ним из этой последней», как заключает П. Н. Савицкий [5, с. 229].

По сути своей «хозяйское ценение хозяйства» выступает в хозяйственноэкономической системе евразийцев принципом поведения истинного хозяина в своем хозяйстве. Этот принцип, как и «экономический принцип», характеризует определенную систему отношений. По мнению П. Н. Савицкого, для анализа действительности в мире должно существовать несколько подобных систем. Одна из них - система, созданная школой европейской политической экономии в конце XVTTT-XTX вв. Она оперирует понятиями «экономический человек», «экономический принцип», «экономический эгоизм», и евразийские мыслители возведением своей концепции вовсе не отрицают ее существования. Наоборот, подчеркивают ее рациональный смысл, утверждая, что авторам классической школы был свойственен «глубокий научный такт» [4, с. 263]. Евразийцы хотели показать, что человеческие взаимоотношения даже в области экономических отношений не ограничиваются только эгоистическими устремлениями. Их система признает понятие «меновой ценности», но выводит на авансцену другие принципы. Она утверждает «доброго хозяина», руководствующегося принципом «хозяйского ценения хозяйства». Созданное П. Н. Савицким представление о системе хозяйственных отношений опирается не на эгоистические желания и потребности человека, но взывает к его чувству долга, к служению своему хозяйству посредством полного удовлетворения потребностей работающих в хозяйстве людей [4, с. 265]. Подобно тому, как в сфере экономики в сознании «экономического человека» определяющим началом служит «экономический принцип», в психологии «доброго хозяина» подобным началом выступает принцип «хозяйского ценения хозяйства». И абсолютно недопустимо, согласно евразийцам, смешивать собственно «хозяйные категории» с областью экономического учения.

Таким образом, принцип «хозяйского ценения» воплощает в себе идею служения хозяина своему хозяйству, что, в свою очередь, является проявлением социальной направленности государственного целого в хозяйственно-экономических воззрениях классических евразийцев: у истинного хозяина стремление к достижению материальной выгоды должно уйти на второй план. Он должен умерить свои эгоистические желания ради блага своего хозяйства и работающих в нем людей, в его поступках должны преобладать нравственные начала.

«Хозяйское ценение хозяйства», согласно П. Н. Савицкому, можно легко обосновать с точки зрения религиозной. Звеном, через которое устанавливается связь между религией и хозяйством, выступает хозяин. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что религиозные и религиозно-нравственные начала находят свое выражение в хозяйственной области посредством личности хозяина как «воплощения личного принципа в хозяйстве» [5, с. 232]. В свою очередь, религиозно-нравственные принципы пробуждают и направляют развитие человеческой личности в «доброго хозяина». Стать «добрым хозяином», добиться хозяйственно-экономического успеха хозяин, по мнению П. Н. Савицкого, может благодаря религиозным чувствам. П. Н. Савицкий, не давая, по сути, религиозного обоснования хозяйству, лишь очерчивает основные его моменты. Причину совместимости начал «доброго хозяина» со сферой религиозной он усматривает в том факте, что хозяйство в рамках «хозяйского ценения» является абсолютной ценностью, но в реальности предельные (высшие) ценности закреплены не в нем. «Хозяйское ценение хозяйства» утверждает хозяйство как ценность, имеющую отношение к области «абсолю-

6

Гуманитарные исследования

та», но само подчинено другим ценностям - художественным, религиозным либо нравственным, которые принципиально над ним поставлены. Таким образом, «ценение хозяйства» П. Н. Савицкий неизбежно связывает с двумя основными предпосылками, которые евразийцы вкладывали в основу понимания созданной ими мировоззренческой системы. Первая - религиозная - проявляется в том, что именно религиозные чувства позволяют хозяину стать «добрым хозяином» и добиться впоследствии хозяйственноэкономического успеха. Вторая утверждает личное начало в хозяйстве, личность самого хозяина как гармоничную единицу этого хозяйства. Именно через посредство личности религиозные начала вступают, по мнению П. Н. Савицкого, в хозяйственную деятельность.

Идеальный тип «доброго хозяина» П. Н. Савицкого в итоге становится вершиной смоделированной им системы «хозяйнодержавия» как органичного сочетания общественного и личного начала в хозяйстве. Евразийские мыслители утверждают личное начало в хозяйстве, они дают ему проведение в жизнь, ограничивая действия «хозяина-личности» и «страхуя» случаи нехозяйского отношения к хозяйству утверждением общественного, государственного начала. Истинный, по-настоящему хозяйствующий субъект -всегда индивидуальная личность, проявляющая свой творческий потенциал, выполняющая властно-контрольные функции и поддерживающая развитие хозяйства, но не менее важна и роль «хозяина-общества», а именно государства, как контролирующего органа. Подобные взаимоотношения невозможно воплотить ни в капиталистическом, ни в социалистическом строе, и евразийцы утверждают государственно-частную систему хозяйствования.

Таким образом, именно принцип «хозяйского ценения хозяйства» и отличает в учении П. Н. Савицкого мир экономический и мир внеэкономический, настоящего, «доброго хозяина» от «человека экономического», от предпринимателя. Он является ядром хозяйственно-экономической системы евразийцев. Ценение хозяйства как некоторой одухотворенной сущности с точки зрения абсолютных категорий выступает основой философии хозяйства классических евразийцев. Хозяйство так, как его определяют евразийцы, может мыслиться как внеэкономическая категория и в определенном смысле регулироваться только законами нравственности, а экономические отношения могут быть, с их точки зрения, бесхозяйственными. Представленные классическими евразийцами экономические идеи не являются сугубо экономическими. Они расширяют границы «чистого экономизма», утверждая в жизни значение внеэкономических, имеющих абсолютное значение факторов. Хозяйственно-экономическое учение классических евразийцев, таким образом, включает в себя прежде всего философско-нравственные представления русской хозяйственной жизни, укладывающиеся в рамки социально направленного государства.

Список литературы

1. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы // Вестник Челябинского университета. Сер. 10, Востоковедение. Евразийство. Геополитика. - 2003. - № 2 (3). - С. 282-306.

2. Савицкий, П. Н. Евразийство / П. Н. Савицкий // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. - М. : Беловодье, 1997. - С. 76-94.

3. Исаева, О. С. Историко-философские предпосылки евразийского учения / О. С. Исаева, В. П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013.- № 1 (25). - С. 59-72.

4. Савицкий, П. Н. В порядке обсуждения / П. Н. Савицкий // Континент Евразия. - М. : Аграф, 1997. - С. 254-272.

5. Савицкий, П. Н. Хозяин и хозяйство / П. Н. Савицкий // Континент Евразия. - М. : Аграф, 1997. - С. 217-253.

7

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

Исаева Оксана Сергеевна

старший преподаватель, кафедра философии,

Пензенский государственный университет E-mail: okcana_isaeva@mail.ru

Isaeva Oksana Sergeevna

senior lecturer,

sub-department of philosophy, Penza State University

Гришина Ирина Александровна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: irinagrishinaira1995@rambler.ru

Grishina Irina Aleksandrovna

student,

Penza State University

Медведева Ольга Витальевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: irinagrishinaira1995@rambler.ru

Medvedeva Ol'ga Vital'evna

student,

Penza State University

УДК 1(091)

Исаева, О. С.

Принцип «хозяйского ценения» в философии хозяйства классического евразийства / О. С. Исаева, И. А. Гришина, О. В. Медведева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 3 (11). -C. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.